Подтолкнула меня к рассмотрению этой темы одна из последних дискуссий на ФШ о природе сущего. Это относиться и к другим философским категориям как: бытие, высшее Я, первичная субстанция и др. Споры, о содержании которых продолжаются не одну сотню лет, но к единому пониманию их смысла философы не могут прийти до сих пор.
Патанджали говорит о трех способах познания: чувственное восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство. По сути, все эти категории введены в философию древними мудрецами и представляют собой авторитетные свидетельства, о природе возникновения которых и пойдет речь. В основе этого сообщения лежит гл. 8 книги Шри Ауробиндо «Жинь Божественная» , точку зрения автора я предлагаю обсудить.
И так на чем основаны утверждения философии мудрецов к которым мы относимся как авторитетным свидетельствам. Шри Ауробиндо рассматривает этот вопрос на примере философии Веданты но, по моему мнению, это относится ко всем философским школам.
«Интуиция — это наш первый учитель. Интуитивное знание представляет собой состояние единого в себе бытия, где познающий и познаваемое сливаются в одно целое посредством знания. Мудрецы и мыслители Веданты целиком и полностью полагались на интуицию и духовный опыт. Ошибаются те ученые, которые говорят о каких то грандиозных дискуссиях или спорах, получивших свое отражение в Упанишадах. Если нечто подобное и встречается в Упанишадах, то это только кажущиеся противоречия и разногласия, не имеющие ничего общего с дискуссиями, основанными на принципах диалектики или логического мышления; на самом деле эта полемика исходит из сравнения интуитивных восприятий и переживаний, в ходе которых одни истины, меньшей глубины, света, значения, уступают место другим — более широким, существенным и совершенным. Вопросы, которые задает один мудрец другому, сводятся к следующему: «Каким знанием ты обладаешь?» (в отличие от: «Что ты думаешь по этому поводу?» или: «К какому выводу привели тебя твои размышления?»). Нигде в Упанишадах мы не встретим ни малейших следов логического рассуждения для подтверждения, подкрепления ведантистских истин. Интуитивное знание может быть поправлено только другим, более совершенным интуитивным знанием, но никогда логические доводы не были для мудрецов древности высшим судом. Интуитивное знание представляет собой состояние единого в себе бытия, где познающий и познаваемое сливаются в одно целое посредством знания.
Когда самосознающий разум обращает свою познавательную способность как вовне, так и на себя и достигает состояния озаренного самоотождествления, наша мысль также приобретает форму светоносного интуитивного знания.
Интуиция всегда скрыто присутствует за действиями разума. Она приносит человеку яркие озарения — послания от Неизведанного, которыми и начинается наше высшее знание. Интуиция доносит до нас идею чего то превосходного и запредельного по отношению к тому, что нам известно и что мы сами собой представляем, того, к чему стремится человек вопреки своему примитивному здравому смыслу, что противоречит его обыденному опыту и заставляет облекать свои смутные предчувствия и догадки в образ Бога, понятия Бессмертия, Высших Небес и в другие категории, позволяющие отобразить высшую идею на уровне разума.
Знание интуиции не нуждается в косвенныхдоказательствах и преходящих свидетельствах разума, ибо она происходит от истины и является ее неотъемлемой частью. Интуиция является для нас не столько посланником Бытия, сколько Существа, ибо она рождается в скрытом внутри нас источнике света, с помощью которого открывается путь к истине через самоосознание. Древняя Веданта уловила это провозвестие Интуиции и сформулировала его в трех главных постулатах Упанишад: «Я есть Он», «Ты есть То», «Все это есть Брахман; мое Я есть Брахман».
По моему мнению все сказанное относится не только к философии Веды и Упанишад но и к авторитетам европейской философской мысли как Аристотель, Платон, Гегель и многим другим. Видимые противоречия их взглядов обусловлено глубиной их интуитивных прозрений и может быть поправлено только более совершенным интуитивным знанием.
Философия интеллектуалов строится на другом принципе, вот что об этом говорит Шри Ауробиндо:
«В настоящий момент наше поверхностное сознание безраздельно принадлежит Разуму, организующему и направляющему все наше восприятие, все мысли и действия. В этом и причина того, что на смену эпохе интуитивного знания, представленной ранневедантистской мыслью времен Упанишад, пришла эпоха рационального знания; вдохновенное Писание уступило место метафизической философии, а та, в свою очередь, — экспериментальной Науке.
Человеческий интеллект выдвигал свои собственные требования к тому, что касалось методов поиска и форм отображения знания. Поэтому в эпоху развития рационалистических методов познания индийские философы, питавшие глубокое уважение к духовному наследию прошлого, занимали двойственную позицию по отношению к искомой Истине. С одной стороны, авторитет древнейших священных Писаний, так называемых Шрути, содержавших в себе интуитивные прозрения и вдохновенные Откровения, всегда признавался высшим по сравнению с любыми аргументами Разума. В то же время поиски строились и на рациональных началах, но правильность выводов постоянно поверялась высшим авторитетом Шрути и отбрасывалось все, что ему противоречило. Таким образом индийским философам удалось в какой то степени не поддаваться вечному греху метафизики — для победы в сражении как можно скорее забраться в туманные дебри, относясь к словам так, будто они суть обозначения самых бесспорных фактов, вместо того чтобы рассматривать их лишь как символы, требующие осторожного и внимательного обращения, постоянной проверки смысла, который они несут в себе. Философская мысль Индии изначально старалась не отдаляться от высокого духовного опыта и двигаться вперед при обоюдном согласии двух великих авторитетов — Разума и Интуиции. Но, несмотря ни на что, возобладала естественная тенденция Разума к самоутверждению и господству вопреки тому, что он не относится к высшим уровням сознания. Последствием стало появление разнообразных и противоречащих друг другу философских школ, использовавших Веды как теоретическую основу, их отдельные положения и тексты — как оружие борьбы против своих противников. Высшее интуитивное Знание обладает видением единства всего сущего как целого, а отдельных деталей — как составных частей этого неделимого целого и стремится к непосредственному синтезу знания. Разум же, напротив, действует на основе вычленения и анализа отдельных фактов, которые затем, собрав, пытается объединить в одно целое. Однако такое «объединение» неизбежно содержит противоречия, аномалии, логически не совместимые элементы, из которых Разум, ради создания логически безупречной системы, естественно, стремится удержать и утвердить одни и отбросить другие. Таким образом была нарушена целостность изначального интуитивного знания, а изобретательность логической мысли не замедлила отыскать методы и способы интерпретации священного Писания, которые позволяли объявить неугодные, неудобные по смыслу и содержанию тексты практически недействительными, что давало полный простор метафизическим спекуляциям и измышлениям».
Возникает вопрос почему интуитивный ум который был доступный древним мудрецам, сейчас уступил место обыденному метальному сознанию. Вот как на него отвечает Шри Ауробиндо.
«Чистый разум, представляющий лишь средний уровень потенциальных возможностей человека, вытеснил мысль, рожденную Интуицией, являющейся посланником сверхсознательных сфер и воплощением высших человеческих способностей. В свою очередь, чистый разум был временно замещен не выходящим за пределы чувственного опыта конгломератом из смешанных проявлений обыденного ментального сознания и импульсов низшей природы. И хотя этот процесс последовательного вытеснения высших уровней сознания низшими носит как бы регрессивный характер, на самом деле он представляет собой шаг вперед, поскольку всякий раз, когда нижестоящие уровни сознания принимают на себя высшие по отношению к ним функции, низшие планы бытия ассимилируют свойства высшей природы, пытаясь воспроизвести их своими собственными средствами. Происходит расширение возможностей нижестоящих уровней сознания, которые приобретают большую гибкость и способность адаптации к влиянию высших планов бытия. Без этого последовательного процесса вытеснения и замещения — с соответствующей ассимиляцией — человеческое существо постоянно находилось бы во власти лишь какой то одной части нашей природы, в то время как все остальные составляющие нашего существа не получали бы нужного развития, оставаясь в изолированном и подавленном состоянии. В результате же последовательного усвоения высших функций низшими планами существа поддерживается необходимый баланс, содействующий продвижению к более полной гармонии всех элементов человеческой природы, наделенных способностью к познанию и аккумулирующих знание.
Мы должны признать возможность расширения наших познавательных способностей, к которой с недоверием относится поверхностный разум человека, как, впрочем, и ко всему, что не укладывается в его обыденном сознании и не поддается простому утилитарному использованию в повседневной жизни Мы приходим к концепции и к познанию божественного существования путем преодоления границ чувственного восприятия, обусловленного физическим разумом. До тех пор, пока мы целиком и полностью пребываем во власти чувственного восприятия и физического сознания, мы ничего не можем понастоящему понять и почувствовать, кроме явлений материального мира».
Комментарии
"Споры, о содержании которых продолжаются не одну сотню лет, но к единому пониманию их смысла философы не могут прийти до сих пор".
Потому как схоласты-нематериалисты эти "философы"! У них кайф от перманентного СЛОВОБЛУДИЯ и нет стремления найти истину. То есть, на словах вроде ищут эту самую истину, но в реальности жонглируют сотни лет ПУСТЫМИ понятиями. Типа сколько ангелов / чертей могут поместиться на кончике иглы.
Нехай и дальше сотрясают воздух, на большее неспособные!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
И вы, как верный их последователь, тем же маетесь. Ню-ню...
Типичная картинка вербовки слабоумных адептов. Сослаться на псевлоавторитета, и долго долго жонглировать словами вокруг приписываемой ему псевдомудрости.
Ну к примеру, что можно возразить против познания посредством чувственного восприятия? Да легко, объелся человек мухоморов, перепил, его просто ввели в измененное состояние сознания и видятся ему глюки. Можно ли такие глюки признать способом познания? А ведь человек практически никогда не располагает исчерпывающими способами восприятия исследуемого, значит человек никогда не познает в полной мере объект исследования. Значит далеко не всегда восприятие ведет к познанию, а воспринятое не во всей полноте не может считаться всесторонне познанным.
Теперь об умозаключении. Да, умозаключения, интеллектуальная обработка полученных сведений об окружающей реальности - магистральный путь познания через построения все более точных гипотез о воспринятом. Но при этом, исследователь никогда не должен забывать, что мир не обязан быть таким, каким исследователю его приятно обмозговывать, что мироздание устроено гораздо сложнее, чем его подсистемав виде исследователя, осмысляющая его. Следовательно, исследователь всегда обязан помнить, что любые его умозаключения о мироздании - в лучшем случае представления о слоне муравья, ползающего по крохотному кусочку его шкуры.
И наконец об авторитетном свидетельстве. Наука хорошо проработало этот вопрос. Авторитетным признаются только многократно воспроизведенные в разных лабораториях результаты естественнонаучных экспериментов. Свидетельства сколь угодно авторитетных в чьих-то глазах людей не являются авторитетными свидетельствами.
Итого: можно сколько угодно жонглировать подобными афоризмами, но только перед малоумным народцем. Для людей, хоть немного понимающих, это жонглирование - манипуляции карточного шулера. До тех пор, пока не даны исчерпывающие определения через результаты физических экспериментов и наблюдений, всех слов, использованных в афоризме, он остается пустым, пусть и ярким фантиком
Верно, что интуиция - главный метод познания истины. Мой опыт это подтверждает.
Любое "обыденное сознание", в силу своего устройства (строения), в конечно итоге, выходит за границы утилитарного и обусловленного чувственного восприятия, и неизбежно приходит к познанию своего божественного существования и концепции этого познания, точка.
Указывать ему, что ему дОлжно делать - это всё равно, как если бы какой-нить там суслик махал хвостом, пытаясь пояснить ползающим мимо него гусеницам, как они должны летать, когда станут бабочками. Выходит, что Ауробиндо, в данном ответе, уподобляется данному суслику.
Да, Галия вы правы, эволюция сознания не обратима, через десяток жизней, люди неизбежно должны прийти к осознанию своей божественной природы. Но тут есть одно но, эволюция может пойти по пути создания нового вида. Тогда те кто неуспел могут оказатся в положении обезьяны, которая тоже когдато неуспела стать человеком.
А Вы опасаетесь обезьян и хотите воспрепятствовать эволюции, если она почему-то вдруг пойдёт не туда, куда хотите Вы?
Галия вы меня обижаете. С чего вы решли что я препятствую эволюции. Мне интересно почему у вас сложилось такое мнение, если можете объясните.
И не думала обижать. Просто хотела уточнить одну мысль, где Вы написали:
Что нам или Ауробиндо беспокоиться, если эволюция вдруг возьмёт и пойдёт по пути создания какого-то нового вида, а не успевшие стать приличными людьми окажутся в положении обезьян? Ну, окажутся и окажутся.. пусть будут новым видом, который тоже в своё время доразовьётся, буде на то воля божья.. в смысле, эволюция.)
Я с вами не согласен. Бог любит человека, поэтому в переломные моменты эволюции, согласно теории Аватаров, он воплощается в человеческом теле что бы помочь людям и указать им путь позволяющий им избежать многих неприятностей. Или вы считаете что быть обезьяной, даже какоето время, это большое удовольствие
Я ведь и правда думаю, что быть обезьяной - это большое удовольствие, судя по их поведению, по выражению на мордах.. и по воспоминаниям своего детства.))
Но так как я абсолютно уверена в безусловной любви Бога к человеку и человечеству, то какой вообще смысл даже в капле беспокойства за тех, кто по какой-либо причине когда-нибудь останется обезьяной? Тем более, неизвестно ещё, состоится ли сие эволюционное событие, а Вы заранее придумали себе эту мрачноватую фантазию и тревожитесь из-за неё, скорей всего понапрасну. Бог-то не фраер и знает, что делает?
Галия если я не ошибаюсь и правильно вас понял, тогда снимаю перед вами шляпу. Для пути бхакти все эти разговоры совершенно не обезательны. Но если к ним прислушаться то это намного расширит ваши возможности.
Вот с возможностей можно было и начать. Нет людей, кто вообще не интересуется расширением своих возможностей, т.к. этот интерес заложен в (т.е. присущ) природе человека (в природе процесса мышления). Так какие именно свои возможности я могу расширять, если буду прислушиваться к этим разговорам?
Шри Ауробиндо говорит об этом в предпоследнем абзаце моего сообщения. Это расширение возможностей нижележачих уровней сознания. Поскольку сознание человека не однородно, одна часть может развиватся быстрее, а другие отставать. В это случае можно достигнуть духовных высот, но потом происходит падение и приходится возвращаться и доделывать упущенное. Бог как и заботливая мать хочет что бы дети развивались гармонично.
Например интеллект без любви сух и черств, любовь без ителлекта слепа и глупа. Лучше иметь и то и другое. Тогда ителлект будет направлен во благо, а не создавать атомные бомбы.
это - смотря что иметь в виду как "интеллект"...
А, так Вы, кроме обезъян, ещё опасаетесь и атомных бомб? Давайте уж, выкладывайте сюда сразу все свои опасения.)
Разные типы восприятия порождают разные реальности и различных субъектов - отождествление себя с объектом смещает характер мироздания в более материальную область, растождествление себя с объектом порождает менее жесткий и менее материальный и "объективизированный" мир ну скажем энергии. При этом поскольку в человеке есть и то и другое одновременно какой либо из центров играет ведущую роль а другому достается подчиненная роль. Поэтому люди размышляющие о духовности как правило исключительно материальны - их материальный центр создает им иллюзию их исключительности и выделенности из толпы, но их намерения остаются вполне материальными. На мой взгляд Ауробиндо принадлежит именно к таим псевдодуховным личностям. Это легко увидеть например по тому как он занимается самолюованием в лбой своем тексте Например
"Весь этот мир- только Он и Она". Мать
Не зря его сильно полюбили теософы и прочая пласмаска
Разные типы восприятия порождают разные реальности и различных субъектов - отождествление себя с объектом смещает характер мироздания в более материальную область, растождествление себя с объектом порождает менее жесткий и менее материальный и "объективизированный" мир ну скажем энергии. При этом поскольку в человеке есть и то и другое одновременно какой либо из центров играет ведущую роль а другому достается подчиненная роль. Поэтому люди размышляющие о духовности как правило исключительно материальны - их материальный центр создает им иллюзию их исключительности и выделенности из толпы, но их намерения остаются вполне материальными. На мой взгляд Ауробиндо принадлежит именно к таим псевдодуховным личностям. Это легко увидеть например по тому как он занимается самолюованием в лбой своем тексте Например
"Весь этот мир- только Он и Она". Мать
Не зря его сильно полюбили теософы и прочая пласмаска
Разные типы восприятия порождают разные реальности и различных субъектов - отождествление себя с объектом смещает характер мироздания в более материальную область, растождествление себя с объектом порождает менее жесткий и менее материальный и "объективизированный" мир ну скажем энергии. При этом поскольку в человеке есть и то и другое одновременно какой либо из центров играет ведущую роль а другому достается подчиненная роль. Поэтому люди размышляющие о духовности как правило исключительно материальны - их материальный центр создает им иллюзию их исключительности и выделенности из толпы, но их намерения остаются вполне материальными. На мой взгляд Ауробиндо принадлежит именно к таим псевдодуховным личностям. Это легко увидеть например по тому как он занимается самолюбованием в любом своем тексте Не зря его сильно полюбили теософы и прочая пластмаска
Весь этот мир- только Он и Она. Мать
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ВЕДАНТА
Попытка реконструкции учения Шри Ауробиндо
по книге В.С.Костюченко "Интегральная веданта"
К.: Самиздат, 1979
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШРИ АУРОБИНДО*
О свидетельстве
Поскольку Виталий Андрияш ссылается на свидетельство Патанджали, хорошо бы это свидетельство разобрать. Патанджали свидетельствует об этом в сутре 1.7:
Итак, у Патанджали нет слов "способ познания" (это придумка Виталия Андрияша), а есть слово "пра-манами". Здесь префикс "пра-" - это и по-русски "пра-" (ср. пра-бабушка), а "манами" - это мнение, то есть имеем ПРАМНЕНИЕ.
То есть, по Патандажли, поставщиком прамнения, т.е. предварительного знания, празнания являются чувственные впечатления, умственные размышления и мнения авторитетных людей, уже дальше (после чего) только и начинается ПОЗНАНИЕ. Другими словами, отсюда никак не следует, что это способы познания.
Современная гносеология знает десятки, если не сотни способов познания. И к ним вряд ли относится свидетельство авторитетов. Ибо свидетельство - это всего лишь способ ПРЕПОДАВАНИЯ и узнания о каких-то знаниях. Ни одно свидетельство без его практически-теоретического освоения ничего не стоит.
Например, я могу засвидетельствовать, что есть фрактал, и даже дать определение, которое каждый может выучить: "фрактал - это самоподобное целое". Но без освоения формул фракталов и умения решать уравнения с дробными степенями всякое знание о фракталах будет очень и очень поверхностным и, я бы даже сказал, вряд ли знанием, а всего лишь мнением.
Аналогично, есть свидетельствование Будды о нирване, Патанджали - о самадхи, Григория Паламы - об исихии божественного света. И что? Услашавший это познал что-то, кроме слов? Уславший это может отличить нирвану от самадхи и исихии? Совершенно нет. Пока познающий сам на практике своего познания с помощью каких-то иных способов познания не овладеет этими процедурами, не научится ими управлять и их актуализировать, никакое свидетельство не несет никакой истины, кроме словес, отдаленно указывающих на какие-то истины, да еще вперемешку с заблуждениями и предрассудками, от которых тоже надо как-то избавляться.
Сергей возможно я не точно выразился, хорошо пусть будет не способ, а источник. Что от этого изменится. Суть вопроса от этого не меняется, то что познал Аристотель при помощи интуитивного ума, интелектуалы на ФШ обсуждают, спорят но к единному пониманию прийти не могут.
Смотря какого... Например, что для познания свидетельство не есть суть, очень даже меняется, поскольку для Вас свидетельство даже очень суть.
Аристотель пользовался всеми видами ума и познания: и интуитивными, и логическими, и физическими, и мета-физическими, и чувственными, и, кстати, Вашим любимым, - свидетельствами. Почитайте первые главы "Метафизики", увидите, как много свидетельств древних авторов он разбирает. Древне-индийским философам такого и не снилось, не читали они так много античных мудрецов, как Аристотель.
Так что в деле сравнения мудрости древне-греческой и мудрости древне-индийской суть вопроса может и поменяться.
Сергей я не сравниваю мудрость древних греков и индийских мудрецов или мудрецов других народов. Вопрос заключается в том как эту мудрость познать. Одни пытаются сделать при помощи интеллекта, другие говорят что для этого нужно развить интуитивный ум. Мне интересно услышать ваше мнение.
Ответ очень прост. По аналогии. Уже ответил применительно к фракталу. Еще. Для того чтобы освоить знание дифференциального и интегрального исчисления, надо не книжки читать, интеллектуально или интуитивно, а надо овладеть навыками решения дифференциальных и интегральных уравнений. И всё. Научился решать дифференциальные и интегральные уравнения - ты знаешь, что это такое. Не научился - гуляй Вася.
Для того, чтобы освоить мудрость и знания древних и новых философов, надо практически овладеть теми способами выведения и продуцирования мудрости и знаний, которыми обладают они, способами решения стоящих перед ними философских задач, их способами познания. И всего-то.
Указание на чувственное восприятие ничего не дает. Потому что все живые существа, включая простейших, получают чувственную информацию. Дело в способе ее обработки. Указание на свидетельства тоже ничего не дает. Потому что все письменные тексты о чем-то да свидетельствуют. Прежде чем читать, надо уметь уже что-то вычленять и, главное, делать в требуемом аспекте. Указание на интуицию, тоже ничего не дает. Потому что интуиция в той или иной мере есть у всех людей и ее употребление вне систематического развития в определенном направлении и в связке с умом - бессмысленная "игра мускулами". Возможно, ближе всего - указание на умозаключение. Но это, сказанное так абстрактно, тоже одни слова, поскольку существует огромное количество методов пользования умом: понятие, теория, индукция, дедукция, анализ, синтез, дифференциация, интеграция, системотворчество, математизация, психологизация, фальсификация, верификация и т.д. и т.п., и каждый из них приспособлен к определенным процедурам решения научных и философских задач, которыми и надо учиться овладевать практически, а не читать методологические книжки и не спорить беспредметно о словах на ФШ.
Вашу позицию понял.
А относительно Аристотеля не путайте знание и способы его выражения. Изложить то что ты знаешь, ох это не простая задача, особенно когда ты знаешь что тебя доконца никто не поймет.
Так отож... і нэ тратьтэ, кумэ, сылы - спускайтэся на дно...
Вот я с некоторых пор рассуждаю примерно так:
- определяя истину как информацию, отражающую то, что есть на самом деле, но не для всех очевидно из-за субъективности восприятия - я могу не беспокоиться о форме изложения - как бы тщательно истина ни была сформулирована, воспринята как истина она будет лишь теми, кто способен отличать действительность от вымысла...
http://vk.com/topic-4643364_30252286?post=175854
https://www.proza.ru/2016/04/03/994
А предположение - может нести истину, или хотя бы указывать на неё?
Например: в припадке обобщизьма я полагаю, что
сущность есть совокупность движущих сил.
Если в камне - движутся только атомы в пределах своего расположения в кристаллической решётке или аморфной массе, то сущность камня и есть совокупность сил, сформировавшихся между атомами в момент кристаллизации либо отвердения или в процессе слёживания осадков на морском дне...
При этом - сущность объекта зависит только от сил, но не от того, к чему они приложены, ведь горсть сажи и алмаз состоят из одного и того же углерода...
Вот еще один пример как интнллектуальный разум вычленяет и анализирует отдельные факты. Но синтезировать их в единство он не может. Восприятие единства доступно только интуитивному уму.
Если это единство может быть воспринято только за пределами человеческой жизни, то в моём понимании - оно не представляет интереса для философии, полагающей своим предметом непознанное познаваемое, но никак не непостижимое...
Кто вам сказал что это невозможно при жизни.
Если бы это было возможно при жизни - никто не смог бы помешать тому же Платону учредить всеобщее единство плоти и духа... начав в Сицилии - и по всему земному шару...
Философия мудрецов отличается от метафизики интеллектуалов примерно: як смак живого "Проскурівського" від "вкуса" бєзжізнєнної "Оболоні"...
Рад встретить на форуме земляка.
Моё почтение - йогам среднего запада Украины!