Жизнь мира -- одна, т. е. такова, что к ней не может быть приложимо понятие числа. Множественность является только от перегородок сознания. Для сознания всемирного нет числа, нет множественности.
Для всемирного сознания, для Бога нет материи. Материя есть только для разделенных друг от друга существ.
Конкретные науки, в противупол[ожность] абстрактным, могут иметь объектом всё, что хотите, но только не человека живого.
Ничто не может спасти человечество от того обмана, в к[оторый] оно поймано властью. Только религиозное чувство может дать отпор и победить.
В деле же нравственности все считают себя компетентными, п[отому] ч[то] каждому нужно оправдывать свою жизнь, а жизнь оправдывается только теориями нравственности. И каждый составляет себе их.
Меня часто спрашивают совета в вопросах владения землей. Я по старой привычке отвечаю, тогда как в сущности на такие вопросы так же неприлично отвечать, как было бы неприлично отвечать на вопросы о том, как воспользоваться владением или трудом, оброком крепостного раба.
Правительственная вся забота направлена не на то, чтобы устроить хорошую жизнь управляемым, а на то, чтобы доказать тем, кот[орые] говорят, что правительство дурно управляет, что это неправда. И потому выходит та странная вещь, что правительства трудятся и хлопочут вовсе не о народе, а о том, чтобы доказать несправедливость обвинителей (пошло).
Духовная жизнь значит то, чтобы видеть связь причины и следствия в духовном мире и этой связью руководиться в жизни. Матерьялисты не видят этой связи и потому не берут ее в руководство своих поступков, а берут в руководство поступков причинную связь физическую, ту самую, которая так сложна, что мы никогда вполне не знаем ее, п[отому] ч[то] каждое следствие есть следствие следствия; основная же причина всего всегда духовная. (Неясно выражено, а важно.) Про это самое говорит Эпиктет, когда укоряет людей за то, что они очень внимательны к явлениям внешнего мира, к тому, что не в нашей власти, и невнимательны к явлениям внутренним, к тому, что в нашей власти.
(К воззванию.) Люди старательно свяжут себя так, чтобы один человек мог двигать ими всеми, потом веревку от этой своей связанной толпы отдадут кому попало. И удивляются, что им дурно. -- Удивительный обман. Люди сплачиваются, связываются сами собою перед опасностью для защиты. Но опасности нет никакой, и они продолжают связывать себя и отдаются в руки тем, кот[орые] хотят властвовать.
Помыслы ведут к мечтаниям, мечтан[ия] к страстям, страсти к бесам. (Из Добротолюбия.)
Хотят уничтожить злоупотребления (властью) там, где есть власть, т. е. насилие. Это всё равно, что уничтожить дым при горении (нехорошее сравнение). Можно скрыть его от себя, но не уничтожить, п[отому] ч[то] самая власть есть злоупотребление своей силою, ... где есть насилие, есть всегда злоупотребление насилием.
Справедливость недостаточна -- Есть зулусы. Нужно противодействовать.
Есть два приема деятельностей людских и потому, какого из этих двух родов деятельностей они преимущественно держатся, и два рода людей: одни употребляют свой разум на то, чтобы узнать, что хорошо и что дурно, и поступают сообразно этому знанию; другие поступают, как им хочется, и потом уже употребляют свой разум на то, чтобы доказать, что то, что они сделали, хорошо, а чего не сдела[ли], дурно.
Цель -- всё равно, что причина. Причина -- назад. -- Цель -- вперед. А причина, понятие причины (а потому и цели) является только тогда, когда есть время, т. е. существо в своем понимании ограничено временем. И потому для Бога и для человека, живущего божеской жизнью, цели нет. Есть жизнь, в к[оторой] растет сознание, вот и всё.
Совершенно ясно, что выгоднее всё делать сообща, но рассуждения для этого недостаточно. Если бы рассуждение было достаточно, то это давно бы уже было. То, что это видно по капиталистам, не может убедить людей жить сообща. Кроме рассуждения о том, что это выгодно, надобно, чтобы сердце было готово так жить (мировоззрение было такое, кот[орое] совпадало бы с указанием разума), а этого нет и не будет, пока не переменятся желания сердца, т. е. мировоззрение людей.
Если бы даже случилось то, что предсказывает Маркс, то случилось бы только то, что деспотизм переместился бы. То властвовали капиталисты, а то будут властвовать распорядители рабочих.
Ошибка марксистов (и не одних их, а всей матерьялист[ической] школы) в том, что они не видят того, что жизнью человечества движет рост сознания, дв[и]жение религии, более и более ясное, общее, удовлетворяющее всем вопросам понимание жизни, а не экономические причины.
Главная недодуманность, ошибка теории Марк[са] в предположении о том, что капиталы перейдут из рук частных лиц в руки правительства, а от правительства, представляющего народ, в руки рабочих. Правительство не представляет народ, а есть те же частные люди, имеющие власть, несколько различные от капиталистов, отчасти совпадающие с ними. И потому правительство никогда не передаст капитала рабочим. Что правительство представляет народ, это фикция, обман. Если бы было такое устройство, при к[отором] правительство действительно выражало бы волю народа, то в таком правительстве не нужно бы было насилия, не нужно бы было правительства в смысле власти.
Для изменения существующего дурно[го] порядка на лучший надо не делать, но быть.
Машина правительственная есть страшная машина. Если бы ясно понимали ее опасность, мы никогда не допустили бы ее образования.
Нельзя выдумать для жестоких поступков более выгодных условий, как то сцепление чиновников, которое существует в государстве.
Революция дает только подтверждение тому, что государство обеспечивает безопасность граждан.
Люди разделены (отделены от других существ), и это представляется им пространством. То же, что они нераздельны по существу, представляется им временем. Так это записано. Пространство разъединяет, время соединяет. Но это неверно. И время и пространство есть разделение, есть невозможность постигновения единства.
Человек есть вневременное и внепространственное существо, к[оторое] сознает себя в условиях пространства и времени.
Братство естественно, свойственно людям. Не братство -- разделение старательно воспитывают.
Я говорю, что Бог, сотворивший мир в 6 дней, пославший сына, сам этот сын, -- не Бог, а что Бог есть то, что одно есть, непостижимое благо, начало всего; против меня говорят, что я отрицаю Бога.
Я говорю, что не надо насилием противиться насилию, против меня говорят, что я говорю, что не надо бороться со злом.
Мы очень привыкли к рассуждениям о том, как надо устроить жизнь других людей -- людей вообще. И нам такие рассуждения не кажутся странными. А между тем такие рассуждения не могли бы никогда [возникнуть] между религиозными и потому свободными людьми: такие рассуждения суть последствия деспотизма: управления одним человеком или людьми другими. --Так рассуждают и сами деспоты, и люди, развращенные ими; говорят, если бы я имел власть, я бы сделал с другими то-то и то-то. Это заблуждение вредно не только п[отому], ч[то] оно мучает, уродует людей, подвергающихся насилию деспотов, но и ослабляет во всех людях сознание необходимости исправлять себя. Тогда как это одно единственно действительное средство воздействия на других людей.
Зло есть матерьял любви. Без зла нет и не может быть проявления любви.-- Бог есть любовь, т. е. Бог проявляется нам в победе над злом, т. е. в любви. Вопрос о происхождении зла так же нелеп, как и вопрос о происхождении мира. Не откуда зло, надо знать, а как его побороть? Как прилагать любовь?
При существующем, разделяемом всеми мировоззрении теперешний экономический и политический строй есть наилучший -- должны быть и войско, и суды, и капитализм, и проституция, и церковь. -- И потому все осуждения существующего строя неосновательны, и все попытки изменить, улучшить его, не изменяя общего людям мировоззрения, грубо матерьялистического (разделяющегося] на атеизм и -- церковное суеверие -- тщетны.
Одна -- меньшая часть людей, около 20%, сумашедшая сама по себе -- одержима манией эгоизма, доходящей до сосредоточения всех душевных сил на себе; другая -- большая часть, около 80%, загипнотизирована научным, художественным, государственным и, главное, религиозным гипнозом и тоже не пользуется своим разумом. От этого успех в свете всегда достается сумашедшим, одержимым тем же сумашествием, каким одержимо большинство.
Законодатели затем избраны, чтобы предотвратить самоуправство, драки; а они сами дерутся -- дрались во Франции, Англ[ии], теперь подрались в Итал[ьянской] палате.
Борьба выделяет сильнейших, сильней[шие] опять борют[ся].
Насилие освобождает - Или идолопоклонство или матерьялизм. Настолько переходит на сторону духа, что страдания тела -- радость.
Консерватизм от лени -- нежелание двигаться.
Неделание важнее, чем я думал. Когда движешься --двига[ешься] правильно. А двигаться нельзя велеть.
Есть доброта, к[оторая] хочет пользоваться только выгодами, а не нести невыгоды.
У нас в литературе и жизни принято плакаться на стеснения, губившие жизнь, и высокие мысли. Да мысли-то не было настоящей. Это всё самообман. Если бы Гран[овский], Белинский имели что сказать, они сказали бы. Доказательст[во] Герцен. Он уехал за границу, и что же он сказал нового? Не переставая должны все эти, производ[имые] в велик[их] люд[ей] Белинск[ие], Грановские, а потом Добролюбовы, Черн[ышевские], благодарить правительство и цензуру, без кот[орой] они были бы самыми незаметными фельетонистами.
Мож[ет] б[ыть] в них и было что-нибудь настоящее, в Бел[инском], Гр[ановском] и других неизвестных, но они всё в себе задушили, воображая, что им надо служи[ть] обществу в формах общественных, а не служить Богу исповеданием истины и проповеданием ее без всякой заботы об общественных формах (формы сами сложатся). Вроде того, как если бы существу даны были крылья для того, чтобы летать, не зная препятствий, а он бы употреблял эти крылья, чтобы помогать себе ходить. Он и крылья бы испортил, и всякое препятствие остановило бы его. А потом он бы жаловался, что его задержали, и восхвалял бы тех, кот[орые] ходили на крыльях и говорили бы с грустью, что они далеко бы ушли, коли бы их не задержали.
Очевидный процесс обратный жизни. Жизнь соединяет, а тут выделяется.
Грех это всё, что разделяет, что утверждает твою отдельность.
Свободен тот, кому никто и ничто не может помешать сделать того, что он хочет.
Обман в том, чтобы 1) считать орудие собою. (2) Соблазн в том, чтобы придумать себе дела, кроме служения.
Чтобы указать правду, надо новую ложь.
Без одурения нельзя ни тем, ни другим.
Мы приписываем ум, доброту таланту; а талант есть способность передачи.
Зло есть только то благо, действие кот[орого] мы еще не видим.
Наука -- грубый матерьялизм. Искусство -- чу[вство].
Ошибка (грех) есть употребление разума на достижение блага себе в ущерб друг[им] существ[ам]. -- Служение себе без разума и в ущерб не есть ошибка.
Мир такой, каким мы его видим только в том случае, если нет в мире существ, иначе, чем мы, устроенных, одаренных другими чувствами. Если же есть, и есть возможность бесконечно различных существ, то мир не таков, каким мы сознаем. Мир наш симметрия, нами построенная. Что ж есть такое, каким мы его знаем?--то, что видит этот мир: познающий --одинакий во всех людях и подобный во всех существах. И само в себе-- Бог.
Разница христианского счастья от язычес[кого] та, что языческое ищется, а христианское принимается как незаслуженное, сверхкомплектное.
Нельзя говорить с людьми пьяными, курящими и влюблён-ны[ми].
Опытные науки -- что есть. Наука же -- то, что должно быть.
Думаешь делать дела разные, а делаешь одно: свою жизнь.
Религиозное решение не может зависеть от последствий.
Самое великое поучение в учении Хр[иста] это его смерть, брошенно[го] и забытого всеми.
Будущего -- нет. Мы делаем будущее, свое и всего мира.
Какая глубокая мысль Шопенг[ауэра], что инстинкт служит только воле. Человек думает только о том, о чем ему хочется думать. А хочется ему думать о том, что нужно ему для того, чтобы считать свое положение правильным.
Комментарии
Мир есть наше восприятие. А Толстой гений практически во всём, чего уж тут..
Как только начинаешь что-то понимать в жизни, быстро выясняется, что кое-кто это понял куда раньше.:)
лично для меня он величайший мыслитель 20 века, он разбудил меня ото сна, до него философия для меня была всего лишь развлекательным чтивом, после уже нет, что-то проняло меня, как познакомился с его дневниками и записными книжками, с этим драгоценным источником мыслей.
Весьма категоричное утверждение. Чтобы понять это надо вместо слова "мир" употреблять слово "восприятие". Только после того как это удастся сделать, долго ли мы будем оставаться на свободе?
конечно мир это всё, а восприятие частичное всего, Толстой другое имел ввиду, что мир не дан нам как конкретный, а только как уникальный. И у ZVS такая цитата Толстого приведена.
Я не возьмусь оспаривать утверждение, что мир может существовать для нас как-то помимо восприятия. Нам все дано через восприятие, и даже мы сами в этом случае не составляем исключения. Наше восприятие самостно, всегда отнесено к нашему "сам". "Сам" это тот центр, который все объединяет, в отношении к которому все обретает смысл, значение, становится существующим... Да, можно сказать, что Сам это то уникальное начало, благодаря существованию которого все обретает единство, системность. Однако... дело даже не в том, что наше восприятие избирательно, является фильтром настроенным каноном нашего существования в этом мире. Кроме восприятия, есть еще и мышление, есть творческая, производящая деятельность, есть сила духа к бытию... есть еще много другого, что мы можем представить в качестве универсальных начал бытия. Да и само бытие вряд ли может быть однозначно понято, исходя из солипсизма нашего Я. Все это давно известно. Вот я и накарябал фразу о том, что понимание мира как восприятия весьма сильное утверждение.
[Я не возьмусь оспаривать утверждение, что мир может существовать для нас как-то помимо восприятия. Нам все дано через восприятие] - мир больше того, что дано, мир всё, а восприятие всего лишь инструмент, как и самость.
"Будущего нет." - все мудрецы мира приходят к этому.
"Мы делаем будущее, свое и всего мира." - слегка подправим гения:
Человек делает свое настоящее; лидеры делают настоящее, свое, народа и, в какой-то степени, всего человечества.
и не спорьте со мной!, - будущее делать невозможно, ибо его нет.
[Мы делаем будущее, свое и всего мира] - это философия прагматизма, будущее само творится, а не делается, и участием, а не деланием. В начале 20 века многие были под влиянием этой пошлой философии, прагматизма, и Толстой конечно был задет ею, время влияет, язык.