Люди живут в двух системах мироздания: в природе и в обществе. Отсюда каждый человек – существо двойственное: природное (биологическое) и общественное. С одной стороны, он – часть природы, с другой – часть общества. Как часть природы, то есть как живой организм, человек состоит из множества живых клеток. Наоборот, в обществе человек сам является элементарной клеткой, но только общественной. Как часть природы, человек является предметом естественной науки, как часть общества – науки общественной. Налицо единство и противоположность человека как природного и социального существа, т.е. его диалектика, представленная двумя полюсами живого противоречия, в котором природный полюс – это содержание, а общественный полюс – социальная форма. С точки зрения этой формы, человек является личностью.
Человек как личность – это совокупность общественных отношений и потому обладает целым рядом общественных свойств. Он живет и трудится, мыслит и знает, верит и любит, планирует и мечтает и т.д. Все это образует социальную структуру человеческой личности. Поскольку человек – существо двойственное, то двойственный характер имеют и все его общественные отношения. Секс, например, или половая связь между людьми, является естественной стороной любви. Однако человеческая любовь отнюдь не сводится только к сексу, так как, помимо физической связи, любовь является также связью общественной со своим собственным содержанием, присущим любви, как сугубо общественному явлению. Точно так же мышление отнюдь не сводится лишь к работе клеток головного мозга, а жизнь и труд человека представляют собой нечто большее, чем просто обмен веществ между человеком и природой. Это еще экономика, право, политика, наука, культура, духовность – короче, все то, из чего состоит общество, и что является лишь развернутой сущностью личности человека и приобретенных им общественных свойств. Ясно, что из всех этих свойств фундаментальными являются экономические свойства человека – жизнь и труд. Следовательно, если человек – это элементарная клетка общества, то экономика его личной жизни и личного труда является элементарной клеткой экономики общества. Но это только первый шаг к пониманию сущности человеческой личности, так как мы находимся лишь в мире наиболее общих представлений о нем – в мире исторического материализма. Поэтому, как учит Маркс, из этого абстрактного мира, надо спуститься в действительный мир и там найти конкретную двойственность человека, а значит и всю реальную диалектику его общественного бытия. Таковым бытием является общественное производство жизни человека, а это уже предмет политической экономии.
Что такое жизнь человека, как материальный процесс? Это движущаяся жизненная сила, которая представлена всем организмом человека и которой он одарен природой так же, как и все живое на Земле. Жизненная сила человека постоянно расходуются и в то же время воспроизводятся в различных формах – сна, приема пищи, активного отдыха, производительного труда и т.д. – короче в формах, известных всем из обычного распорядка суточной жизни человека. Присущие каждому человеку два материальных процесса – процесс производства жизни и процесс труда, разворачиваясь в общественном масштабе, делят общественное производство жизни людей на два больших раздела. В первом разделе производятся различного рода средства производства жизни людей, во втором – сами люди.
В свою очередь, каждый из разделов делится на два больших подразделения. В первом подразделении первого раздела производятся продукты и их средства производства (здания и сооружения, машины и оборудование, минеральное сырье и топливо, и т.д.). Во втором – индивидуальные предметы потребления (пища, одежда, жилище, мебель, бытовая техника и т.д.). Анализ зависимостей между этими двумя подразделениями в капиталистическом обществе практически полностью сделан Марксом. В первом подразделении второго раздела люди производятся как биологические существа (рождаются, питаются, лечатся, отдыхают и т.д.). Во втором – как существа социальные, то сеть воспитываются как человеческие личности в широком социальном смысле (учатся, приобщаются к науке, культуре, искусству, всякого рода творчеству и т.д.) Анализ зависимостей между двумя большими разделами, а также между двумя подразделениями второго раздела еще предстоит сделать. Как, впрочем, и весь политэкономический анализ второго раздела. Это будет действительным развитием марксистской политической экономии, отражающей всю логику общественного производства средств производства жизни и самой жизни людей.
В общественном производстве своей жизни, пишет Маркс, люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отношения. Следовательно, люди вступают в эти отношения в обоих разделах общественного производства. Но если в первом разделе основным и исходным производственным отношением является человеческий труд, то легко догадаться, что таким отношением во втором разделе является человеческая жизнь. Самый общий ее анализ показывает, что каждый рабочий день человек превращает часть своей жизни в труд. Происходит раздвоение единого целого (физиологической жизни человека) на две взаимно дополняющие, взаимно проникающие и взаимно исключающие друг друга общественные формы – на труд и свободную от труда жизнь, на рабочее и свободное от работы жизненное время. Поскольку жизнь (жизненная сила) человека расходуется в форме производительного труда, постольку последняя превращается в рабочую (трудовую) силу и расходуется как таковая (рабочая) сила. И наоборот, поскольку труд человека становится общественной формой то и жизнь человека становится также общественной формой. Жизнь есть цель человека, а его труд – средством достижения этой цели. Определяющим полюсом в этой диалектической паре является труд. Благодаря труду люди превратили первобытное стадо биологических существ (приматов) в человеческое общество и каждого примата в человека, как часть этого общества, т.е. в социальное существо. Поскольку труд является целесообразной деятельностью человека, то вслед за ним целесообразным становится и производство жизни человека. Поскольку труд человека имеет двойственный характер – конкретный и абстрактно человеческий, то вслед за ним такой же двойственный характер приобретает жизнь человека – конкретный и абстрактно человеческий. Общий вывод напрашивается сам собой. Жизнь и труд человека являются исходными и основными производственными отношениями всякого человеческого общества. В обществах с частным способом производства жизни и средств производства жизни весь жизненный процесс людей выступает перевернутым как бы с ног на голову. Вещи вступают в общественные отношения, а люди – в вещные, имущественные, в отношения собственности. Отсюда на известном историческом этапе все вещные факторы общественного производства и сам человек становятся своеобразным зеркалом, в котором диалектическая пара – жизнь и труд человека, отражаются в двух исторически превращенных формах производственных отношений. Воплощенный в продуктах труда прошлый человеческий труд – в форме стоимости, а сам продукт – в форме товара. Воплощенная в средствах производства жизни будущая человеческая жизнь – в форме собственности, а сам человек – в форме гражданина. Вот и вся тайна собственности как таковой, как единственного в своем роде общественного производственного отношения, за которым скрывается реальное производственное отношение – произведенная абстрактно человеческая жизнь в физиологическом смысле. Историческое превращение физиологической жизни человека в его собственность и есть историческое превращение человека в гражданина. Каким образом превратившаяся в собственность индивидуальная жизнь людей воплощается во всей совокупности средств производства их жизни? Опять-таки только благодаря конкретному, полезному, производительному человеческому труду, который переносит собственность с живого человека на все внешние источники и средства производства его жизни. Подобно тому, как в условиях простого и капиталистического товарного производства этим же трудом переносится стоимость потребленных средств производства на произведенный продукт. В этом смысле можно говорить о трудовой теории собственности.
На след собственности можно напасть лишь в сфере распределения источников и средств производства жизни. В рамках этих отношений собственность прямо не проявляется, а только через форму собственности, или частную собственность – сначала простую, затем особенную и всеобщую. Следовательно, у собственности, как и у стоимости, «не написано на лбу, что она такое» (Маркс). Более того, как и в случае со стоимостью и ее «иероглифом» — меновой стоимостью, или ценой товара, общественно-историческое развитие превращает собственность тоже в общественный иероглиф, тайну которого можно разгадать лишь тем же методом Маркса, которым он разгадал тайну стоимости. Как и в случае с формой стоимости (меновой стоимостью) самым трудным является анализ развития формы собственности (или частной собственности). Понимание сущности собственности и логики развития ее формы имеет огромное значение для будущей теории и практики коммунизма.
Следовательно, общая политическая экономия должна начинать свой анализ с трудящейся личности. Первый практический смысл этого анализа заключается в понимании каждым трудящимся своей собственной экономической структуры. Без этого коммунизм невозможен так же, как капитализм без понимания каждым капиталистом структуры своего капитала.
Комментарии
Давайте разберемся, для начала с первым абзацом. Вы утверждаете что природный полюс это содержание, а общественный полюс это социальная форма. А почему не наоборот, где аргументация вашего утверждения
Второй вопрос что такое социальная форма? Форма это свойство природного, социальное это мнения, привычки, утвердившиеся представления человеческого сознания. Все что мы называем психикой есть продукт сознания и имеет природу знания не имеющего отношения к форме. Что бы вы не путались, форма всегда доступна зрительному восприятию или вспоминается в сознании как прошлое зрительное восприятие.
И наконец что такое личность.... думаю вам понять это будет трудно. Личность это понятие не выводится логически, это продукт опыта, но наблюдать за собой это редкая способность.
Красивые слова.
Но разве человек сейчас живёт в природе? Он живёт в обществе, которое существует (живёт?) в природе. В природе человек только иногда полощет ноги в речке. Если ему общество позволит.
А ещё человек живёт в своих фантазиях: уберите фантазии и человека не останется.