Судьба и свобода выбора. Часть 1. Предопределенность. (По мотивам работы Шри Ауробиндо – Письма о Йоге).

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Вопрос о свободе выбора и предопределенности является одним из найболее запутанных из всех вопросов метафизики, возможно потому, что существует и судьба и свобода выбора; трудность заключается в том, чтобы узнать, как овладеть свободой воли и научится эффективно пользоваться.

Существует много аргументов  в пользу существования предопределенности, начиная от общефилософских  рассуждений, что если существует Божественное всеведение и всемогущество, которое заранее предопределяет все события, то мир жестко детерминирован. Кончая научными представлениями о фундаментальности закона причинно-следственных связей. Например; изложенные в аргументах Планка, которые сводятся к следующему:

  1. Закон строгой причинно следственной связи является незыблемым, потому что любое совершенное индивидуумом действие или изменение его внутреннего состояния есть результат, полностью обусловленный двумя причинами: а) предшествующим состоянием его ума, рассматривая это состояние, как характеристику ума в целом, и б) внешними влияниями.

 

  1. Воля представляет собой ментальный процесс, полностью обусловленный теми же двумя факторами, поэтому она не свободна, а является звеном в жесткой цепи причинно следственных связей и тем же самым являются результаты, к которым может привести вмешательство фактора «свободной воли».

 

  1. . Важна не реальная свобода воли, а осознание человеком своей свободы. Подобное осознание создает у человека внутреннее ощущение, что причиной его поступков является осознанный побудительный мотив, который, в свою очередь, приводит к новым мотивам, и так до бесконечности. Поэтому человек не может предсказать, как он поступит в будущем, поскольку в любой момент у него может возникнуть новый мотив. Но если оглянуться назад, то можно увидеть, что каждый последующий поступок был следствием предыдущего.

 

  1. . Таким образом, осознание индивидуумом своей свободы воли не может поколебать того факта, что все подчинено строгому закону причинно следственной связи (или, по крайней мере, его обоснованность с теоретической точки зрения). Просто эта причинно следственная связь неочевидна, из-за того что человек не может предсказать свои собственные поступки или узнать причину своего нынешнего состояния. А все это потому, что человек в данном случае является и субъектом, который оказывает воздействие, и объектом, на который воздействие оказывается, и этот субъект объект находится в состоянии постоянного внутреннего изменения, выступая то в одной роли, то в другой, в отличие от обычного постороннего объекта, состояние которого, как предполагается, не зависит от внутренней активности наблюдающего за ним субъекта.    

Не смотря на логическую безупречность аргументации Планка, Шри Ауробиндо не соглашается с его доводами и придерживается позиции, что нет ни жесткой предопределенности, ни игры слепого и бессознательного случая, а есть игра возможностей, которые последовательно реализуются во времени.

 

Что бы понять эту позицию рассмотрим предопределенность с точки зрения Буддийской философии Кшаникавады. Согласно с философией этой школы время состоит из прошлого, настоящего и будущего. Прошлое это то, чего уже нет, будущее это то, чего пока нет. Единственная реальность, обладающая существованием – настоящее. При этом настоящее должно быть статичным, иначе оно опять разделится на прошлое и будущее. Если настоящее статично, то очевидно мы в нем ничего изменить не можем. Отсюда мы приходим к кажущемуся нам выводу о тотальной предопределенности.

 

Но именно здесь и прячется свобода выбора. Где она ?  Ответ на этот вопрос дает нам другой мистик – Махариши Махеш Йоги. Свобода выбора находится в промежутках между настоящим и будущим. Эта область выпадает из поля зрения науки, но детально исследована в метафизике мистиков. Поскольку это две различные области знания и что бы избежать путаницы вопрос о свободе выбора мы рассмотрим во второй части этой темы.

Связанные материалы Тип
Судьба и свобода выбора. Часть 2. Свобода выбора. Виталий Андрияш Запись
Проблема критики теории Демона Виталий Андрияш Запись

Комментарии

Аватар пользователя ильич

Между прочим.
Время - длительность вообще.
А бывает еще и длителность определенная - Всеобщая, Особенная и Единичная, которые ныне принято игнорировать.
Они должны изучаться философией. А вот Конкретные длительности должны изучаются наукой.
Любое время, как Форма способа бытия, не бывает без Носителя и без Свойства.
Поэтому Судьба, Предназначенность и Время как философские категории и как научные понятия - это понятия различного уровня общности.
То есть, конкретные судьба, предназначенность и время конкретного человека должны изучаться наукой, а не философией.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Как я понимаю вы придерживаетесь точки зрения о непрерывности течения времени. На бытовом уровне оно так и кажется. Но очевидные вещи тоже требуют интеллектуального анализа. Попробуйте это доказать. До вас, насколько мне известно, доказать непрерывность пытался Лейбниц, придумав бесконечно малую. Но даже у математиков она не прижилась и Коши успешно заменил ее представлением о пределе функции. Но этот вопрос выходит за рамки обсуждаемой темы, поэтому что бы не засорять дискуссию откройте новую тему.

Аватар пользователя Доген

"свобода выбора находится в промежутке между настоящим и будущем"  -  глупости! выбор всегда в настоящем!

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Причина настоящего находится в прошлом. Причина будущего в настоящем. Если настоящее статично, то здесь ничего изменить нельзя. С этой точки зрения все происходящее предопределено причинно-следственной связью и никакой свободы выбора быть не может

Аватар пользователя Доген

прошлые вещи принадлежат прошлому и не идут оттуда в настоящее, настоящие вещи принадлежат настоящему и не уходят в пршлое, будущие вещи вообще не существуют!

обыкновенное человеческое счастье начинается там, где заканчиваются причинно-следственные путы .

Аватар пользователя asmaturus

А как же Ванга?
Она же увидела как скоро утонет "Курск"...
И мир будет его оплакивать...

Аватар пользователя Пермский

Виталий Андрияш, 16 Октябрь, 2015 - 17:44, ссылка

Причина настоящего находится в прошлом. Причина будущего в настоящем. Если настоящее статично, то здесь ничего изменить нельзя. С этой точки зрения все происходящее предопределено причинно-следственной связью и никакой свободы выбора быть не может

Причина будущего находится в настоящем. Да. Но и причина прошлого также находится в настоящем. Ведь прошлое, прежде чем стать прошлым было настоящим! Следовательно в настоящем содержится Всё: и прошлое и будущее. Каждый момент/состояние прошлое было настоящим. Каждый момент/состояние будущее станет настоящим. Настоящее всеохватно, всевременно, или вневременно. Возражение сводят к тому, что будущее многовариантно и настоящим становится лишь тот вариант, который имеет причинное основание в настоящем, предопределенном однозначным прошлым. Это причинное основание и порождает переход из будущего в настоящее того варианта, что детерминирован настоящим. Получается жесткая детерминисткая цепь событий от прошлого через настоящее к будущему. Но, по сути, такое причинное основание и порождает переход из будущего в настоящее того варианта, что детерминирован настоящим.Это предположение как раз и лишает будущее многовариантности. Из всех возможностей реализуема в таком детерминистическом подходе только одна, вписывающаяся в одновариантную детерминистическую цепь событий. Значит голый детерминизм отрицает наличие возможностей, реальный (а не фиктивный) выбор из возможных вариантов.

Предполагая, что настоящее всевременно, мы допускаем, что оно содержит не одну фаталистическую цепь событий от однозначного прошлого к однозначному же будущему, а содержит совокупность возможностей, содержит реальный выбор того или иного варианта событий от прошлого к будущему, что реализуется в целом «пучке» параллельных вариантов событийных детерминистических цепочек от прошлого к будущему. Только в этом случае вместо фаталистического детерминизма одного единственного прошлого, предопределяющего однозначно настоящее и будущее, мы будем иметь реальный выбор в настоящем каждого из имеющихся вариантов событий. И у каждого варианта свободного выбора будет свое прошлое-настоящее-будущее. В таком предположении будущее действительно (а не фиктивно) многовариантно. А вместе с будущим многовариантны настояшее и прошлое.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Спасибо за аргументированный ответ. попробую его прокомментировать. Ваше утверждение, что прошлое имеет причину в настоящем не лишено смысла, но Патанджали в " Йога сутрах" объясняет его по другому. По его утверждению последовательность называемая временем существует только для настоящего и будущего. Для прошлого такой последовательности нет. Как это понимать. Представление о прошлом у нас возникает на основе воспоминаний. Откуда приходят воспоминания с позиции времени. Время однонапрвленно , за настоящим всегда следует будущее, поэтому Патанджали говорит что все воспоминания приходят из будущего. По этой причине прошлое не тождественно воспоминаниям о прошлом. Любой историк скажет нам что история постоянно переписывается под влиянием настоящего мировоззрения. Отсюда вывод что представление о прошлом и имеет причину в настоящем.

Ваше утверждение о всевременности настоящего мне не понятно. Возможности несомненно существуют, об этом и говорит Шри Ауробиндо, но как происходит выбор, каков его механизм, я у вас не нашел. Во вторых вы не акцентируете внимание на том что на ряду с свободой выбора существует и предопределенность. Ведь судьбу тоже нельзя взять и не мотивированно отбросить.

Аватар пользователя Пермский

Виталий Андрияш, 17 Октябрь, 2015 - 10:26, ссылка

Спасибо за аргументированный ответ. попробую его прокомментировать. Ваше утверждение, что прошлое имеет причину в настоящем не лишено смысла, но Патанджали в " Йога сутрах" объясняет его по другому. По его утверждению последовательность называемая временем существует только для настоящего и будущего. Для прошлого такой последовательности нет. Как это понимать. Представление о прошлом у нас возникает на основе воспоминаний. Откуда приходят воспоминания с позиции времени. Время однонапрвленно, за настоящим всегда следует будущее, поэтому Патанджали говорит что все воспоминания приходят из будущего. По этой причине прошлое не тождественно воспоминаниям о прошлом. Любой историк скажет нам что история постоянно переписывается под влиянием настоящего мировоззрения. Отсюда вывод что представление о прошлом и имеет причину в настоящем.

Ваше утверждение о всевременности настоящего мне не понятно.

Прошлое, настоящее и будущее соотносительные понятия. Можно представить ось времени-стрелу, направленную из прошлого в будущее. Но скажите в каком месте на данной оси находится настоящее? По мне, оно находится в каждой точке временной оси, или настоящее вневременно, что равно всевременности. Для удобства возьмем человеческую жизнь. Во временных координатах она укладывается от рождения до смерти (темпоральная характеристика жизни). Момент рождения человека – это настоящее? Несомненно. В рамках темпорального явления – жизни – момент настоящего «рождение» делит явление жизни (судьбу) на два отрезка: прошлое, равное нулю и будущее равное жизни-судьбе. И каждое мгновение, каждый миг жизни от рождения до смерти есть настоящее, условно разграничивающее темпоральное целое – жизнь – на прошлое и будущее. Коль настоящее заключено в каждом моменте жизни, оно охватывает, содержит всю жизнь целиком с условным разграничением на прошлое и будущее. Прошлое и будущее относительны, переменны, перетекают друг в друга, а жизнь/темпоральная целостность есть непрерывное всевременное настоящее.

Возможности несомненно существуют, об этом и говорит Шри Ауробиндо, но как происходит выбор, каков его механизм, я у вас не нашел. Во вторых вы не акцентируете внимание на том что на ряду с свободой выбора существует и предопределенность. Ведь судьбу тоже нельзя взять и не мотивированно отбросить.

Теперь о предопределенности жизни – судьбе – и о свободе выбора, то есть о не-предопределенности жизни. Я не ответил о механизме выбора, поскольку не знаю этого механизма. Но знаю что есть сам выбор, то есть непредопределенность, обусловленная существованием возможностей-альтернатив.  Степень свободы выбора в своей жизни задается своими же прошлыми деяниями, творящими карму человека. Чем меньше совершил дурных помыслов-поступков в прошлом, тем больше степень свободы выбора в текущей жизни. Попросту говоря, человек сам себя загоняет в угол или создает себе поле возможностей выбора в жизни. Не знаю механизма как реализуется в жизни разом «пойти налево» и «пойти направо» ("Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь"). По-видимому, ключевое слово в альтернативном выборе «позабудешь». Человек разом идет налево, и направо, и прямо, но в каждом выборе своя изолированная в памяти от других выборов предопределенная судьба. Для реализации сразу как минимум двух выборов (иначе никакой непредопределенности просто не существует, а есть голый рок, фатум) нужны два параллельных варианта жизни и два параллельных варианта мира, где эти варианты-возможности будут реализованы. То, что подобное не фантазия, свидетельствует эмпирия в книгах Вадима Черноброва о загадках времени.

     Вадим Чернобров приводит в своей книге «Тайны параллельных миров» описание фактов сбоя параллельности существования миров, когда происходит проникновение в параллельный вариант истории с возможностью фиксации в архивах такого рода аномальных явлений. Особенно интересен случай такого рода аномалии с подробностями пребывания в альтернативном историческом варианте событий, сведения о котором В.Чернобров получил у самого «потерпевшего»: 

«Однажды, кажется осенью 1995 года, я случайно повстречал в коридоре МАИ своего хорошего знакомого и, разумеется, поздоровался с ним в достаточно простой форме (типа «Привет, старик!»). Я готов был продолжить свой путь, но меня остановило странное выражение лица у моего друга. Он стоял, пораженный и очевидно ошарашенный чем-то, что, очевидно, знал только он сам. Разговор не получился, но продолжился спустя примерно полмесяца…

То, что рассказал мне друг, не имело определения в физике, зато вполне определенным образом трактовалось в психиатрии. Он это прекрасно понимал, поэтому свой рассказ предварил длинными предисловиями, целью которых было убедить меня в том, что он действительно был где-то в загадочном месте.

Рассказ своего друга А. (не буду пока называть его, надеясь, что когда-нибудь он сам осмелеет настолько, что опишет свое приключение от первого лица) я привожу в коротком изложении.

Оказывается, он какое-то время был… в мире, где все такое же, как у нас, но были некоторые резкие отличия, среди которых он успел заметить: 1) Его подруга, невеста Света, почему-то жутко его не любит. 2) Его друзья (я и Д.) работаем в другом отделе института, причем с ним незнакомы. 3) Мы занимаемся примерно тем же самым (проектированием перспективных летательных аппаратов в виде летающих тарелок), но достигли значительно больших успехов и, в частности, построили большую, просто какую-то огромную установку, возможно – машину времени (в последнем он не уверен).

Причин столь разительных перемен в институте и в друзьях, которые его знать не знали, А. не понял, решил, что просто пропустил что-то значительное (он действительно болел перед этим какое-то время), поэтому вскоре он постарался отвлечься от мрачных мыслей и втянулся в институтскую жизнь…

Второй шок он испытал через 2 недели, когда однажды, придя в МАИ, стал опять замечать, что «что-то не так». Тогда-то он повстречал в институте сначала невесту, с которой он повел себя именно как со своей бывшей невестой (чем, разумеется, ее оскорбил), затем увидел Д., (которого в упор не заметил и тем самым также обидел), потом в коридоре наткнулся на меня и удивился моему приветствию (в «той жизни» я его не знал, поэтому с ним не здоровался).

Все опять встало на свои места, но в том-то и дело, что за 2 недели он успел пообвыкнуться, притереться к новой действительности и основательно забыть старую! Чтобы прийти в себя и не перессориться, не испортить отношения со всеми и чтобы не казаться сумасшедшим, он вновь взял больничный лист. Через несколько недель вынужденного тайм-аута ничего не изменилось, мир по-прежнему казался незыблемым, поэтому, чтобы хоть как-то спасти свою психику, он нашел единственно верный выход – стал считать все увиденное и пережитое им «там» просто сном. Однако, чтобы разобраться окончательно, где он был на протяжении 2-х недель, ему требовалось рассказать все кому-то, кто не поднимет его на смех. Учитывая, что среди его ближайших друзей (в этом мире) только я занимался схожими проблемами (он решил, что это если не из области снов, то из области перемещения во Времени), поэтому он и пришел излить душу ко мне.

То, что услышанное не розыгрыш (а то мало ли кто захочет поиздеваться над моими «ненаучными увлечениями»), я понял быстро – достаточно было видеть А. Но что это было на самом деле? Стал вспоминать. Действительно, в указанные 2 недели, когда А., по его словам, был «там», я его видел несколько странным. Но он БЫЛ ЗДЕСЬ! По поводу его невесты (А. это интересовало особенно) я не смог удовлетворить его любопытство, я не знал, что она делала и были ли у них двоих какие-то встречи и разговоры в те указанные 2 недели. Вообще я не смог ответить ни ему, ни себе на многие его вопросы.

Случай был, прямо скажем, не самый рядовой. Через пару дней размышлений я стал склоняться к версии, что А. каким-то непостижимым образом попал на время в Будущее: действительно, вскоре должны были состояться некоторые события, появиться аналогии с описанным (например обещалось долгожданное финансирование работ), но тогда это не состоялось… Нет, речь могла идти только о параллельной реальности. Теперь, по прошествии лет, я могу точно сказать, что описанное А. действительно могло быть в реальности, но только тогда, в 1995 году, ни годом позже, ни раньше, но… это не произошло. И уже не произойдет, по крайней мере – в том виде (если бы финансирование появилось позже, то установка была бы, как мне кажется, несколько другой). Это я не в порядке обиды, это я – в качестве довода в пользу того, что место, где был А., скорее можно назвать парамиром»

Аватар пользователя Виталий Андрияш

 Возможность объединить прошлое настоящее и будущее действительно существует. В материальной жизни это можно сделать при помощи простого эксперимента. Возьмем кинопленку и будем последовательно рассматривать кадры друг за другом. Первый кадр будет в прошлом , второй рассмотрим в настоящем, третий мы увидим в будущем. Теперь расширим угол зрения и увидим все три кадра одновременно в настоящем. Прием расширения сознания используется в йоге для ясновидения. Более подробно я писал об этом в 3 гл. " Метафизической теории всего".

О свободе выбора. Завтра постараюсь написать вторую часть. Там же я планировал коснутся возможности изменения судьбы. Тогда можно дискутировать.

 

Аватар пользователя fidel

вы подняли очень любопытный вопрос и ответ на него требует очень высокого уровня осознания и культуры мышления. Проблема в том что люди практически не имеют дело со спонтанным  действием сознания - сознания обычно для людей не более чем заркало или зонд. Если сознание начинает действовать само, необусловленно и спонтанно, люди ощущают что сходят с ума - и это так и есть поскольку именно ум организует механичность отражения

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Согласен с вами, люди осознают только происходящее на поверхности сознания. Подсознательные процессы остаются за семью замками.

Аватар пользователя fidel

проблема с пониманием причинности в том что в основе того что воспринимается в проявленном мире лежат механизмы его внутреннего формирования. Стоит механизмам перестать работать и проявленный мир перестанет существовать. Если опора механизма начнет меняться изменится внешний мир и сам субъект Причем причина изменения будет лежать не во внешнем мире а в самом субъекте.Отсюда не все явления имеют причину во внешнем мире и причина некоторых явлений лежит за его пределами. Если субъект способен поменять сам себя то то таким образом он поменяет и мир проявив свободу своей истинной воли

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Фидель, вы правы, но я собирался подробно рассмотреть эти вопросы во второй части темы, где будет рассмотрен механизм свободы выбора.

Аватар пользователя Доген

на самом деле люди изначально спонтанны, они спонтанны с зачатия и до самой смерти; однажды во время беседы Банкея с мирянами неожиданно мужчина попросил слова и сказал: "вы так красиво говорите, но я вас не понимаю", - Банкей ответил: "Подойдите ко мне", - мирянин сделал пару шагов, - "Теперь присядьте", - мирянин присел, Банкей сказал: "Вот видете как хорошо вы меня понимаете?"

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Догену. Не согласен, люди в большинстве не спонтанны, а механистичны и покорно следуют своей судьбе или карме, называйте как хотите.