У Бердяева дух в отрыве от мира своего вынужден создавать субъект и представлять что "дух есть субъект", что в традиции дуализма объекта. "Дух выражает себя социально" - такое невозможно если дух всего лишь единое, а не целое. Ранее было сказано что "Дух есть в-себе-бытие, т. е. неопределяемость извне", и значит дух не целое. Объект (Тело) может выражать себя социально, а субъект внешнее объекта, например субъект права, который ещё не выражает себя социально, он только действующий, иначе и за убийство была бы одинаковая мера ответственности, что не так.
Мы установили, что дух есть субъект и раскрывается в субъекте. Но дух объективируется, он выбрасывается вовне, выражает себя вовне, в бытии-для-другого. Дух выражает себя социально. Он социализируется. Дух вступает в историю, и в истории он очень меняется, он как бы теряет многие свои черты и приобретает черты новые. Дух есть внутреннее, в этом пространственном символе один из признаков духа. Все духовное идет изнутри, из глубины. Но внутреннее переходит во внешнее, обнаруживается. Дух есть в-себе-бытие, но он неизбежно переходит в бытие-для-другого, активно выражает себя для другого. Мысль неизбежно должна изрекаться, но в каком-то смысле остается верным, что "мысль изреченная есть ложь". Активность духа делает его экспансивным. Дух не может не выходить из себя в другое, в мир. Дух вступает в мир, который не есть только дух. И тут начинается трагедия духа. Трагедия духа в том, что дух не может остаться в-себе-бытием, но что выход из себя никогда не означает вступления в царство объективного духа, потому что объективного духа нет, а есть лишь объективация духа. В объективации же духа исчезает субъективный дух, он уже неузнаваем. Когда субъективный дух объективируется, то он вовсе не выходит к "ты", к другому субъективному духу, не общается и не соединяется с ним, а выходит к объекту, к объективному миру, который не имеет своего собственного существования и связан с существованием лишь в скрытом за ним субъективном духе. Когда субъективный дух выходит в объективный мир, то происходит отчуждение духа от самого себя, он исходит в объективности.
Николай Бердяев. Дух и реальность. ГЛАВА III. Объективация духа. Символизация и реализация.
Из диалога:
Объективная истина - это оксюморон, объект противоположен истине, или равен ей, потому что объект вне истинного, если он целое, а если он не целое, значит вещь, скорее всего этому и служил данный оксюморон, искусственно превращающий объект в вещь, как это проделывают и идеологи представляя человека инструментом чего-то внешнего ему. Хотя Конфуций уже представлял что "благородный муж не инструмент".