«Закон — что дышло: куда повернул, туда и вышло» — русская пословица
закон по сути безлик, и если закон инструмент права, а значит "лицо" закон обретает в руках конкретного гражданина только, а если закону придают значение консолидации граждан, и функционально подменяют консолидацию общественным договором на бумаге, то закон тотчас перестаёт быть "законом" для гражданина. Законодатель оставляет своё "лицо" на законе принимая его в толпе депутатов, и чего невозможно избежать. Спинозе подобное и не могло придти в голову, и если право понималось религиозно, как и сейчас, а иначе закон и нельзя было бы объяснить с точки зрения здравого смысла, и отсюда у Спинозы естественное право. "Человек по природе эгоистичен и корыстолюбив. Осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как безумие, которому подвержена толпа, чернь. Корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы." - здесь у Спинозы и пошлые представления о гражданине, как равном ему во всём, но не признаваемом им же придуманным "законом", под который подводились религиозные идеи должного и целесообразного. Также и сейчас рассуждают депутаты Думы об олигархах обворовавших бедную Россию, и где толпа внимает этой ерунде. "Демократия – единое абсолютное государство, могущественное, опирающееся на согласие подданных" - если бы государство на что-то опиралось, то тут же бы развалилось, видимо "государство" у Спинозы всего лишь идея, а идея естественно должна опираться на что-то конкретное, но ничего конкретного за государством нет, а имеется суверен, и который относится не к государству, а к его несостоятельности, и как сообществу служащей. Государство самодостаточно, но таковых нигде нет, а значит не на "государство" надо ставить, а на нечто иное, как работающее на граждан, и как связанное с их правом, но и не с религиозным вовсе, где нет субъекта права. Хорошо что Путин не взвалил на государство какую-то ношу, как сделали либералы, а положился на суверен, но это только часть задачи, и невозможно безопасность ставить во главу угла, а идти к ней лучше неспеша. Ясно что все политики в основном жулики, но здравый смысл и их спасать может если что не так произойдёт, и Путин весьма рисковал, а вдруг толпа не поддержала бы его, и дела могли пойти под гору, а не с его расчётом. Понятно Украина оправдывает действия Путина, так как там оказалось больше идиотов в должностях чем у нас, и возможно всё шло к тому, а тогда нельзя даже обвинить президента в чём-то неподобающем, и это спасает. Здесь можно также увидеть отличие суверена, как действующего, от государства как самодовлеющего, и задача политика умело совмещать, и различать, эти составляющие целого, и как не самодостаточного в должной мере, и задача тогда состоит в движении от суверена к государству, а не наоборот, и как происходит в Европе и США. "Спиноза – сторонник идеи общественного договора" - неплохо, но как можно рассматривать этот "договор", внешне или внутренне, для государства, или суверена, или для индивида, и это самое главное, а не форма. Сейчас все институты права липовые, если создавались не под гражданина, а под закон и правила, а значит не с общественного договора надо сначала начинать, а с основания ему, и сейчас этого основания никто не видит, а если бы видели, то упоминание понятия субъект права даже у депутатов было бы чаще чем сейчас.
Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. Естественное право – необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. Оно отождествлялось с «мощью» – способностью любой части природы к самосохранению. Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, на познании которых Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве. Настоящая задача политики в том, чтобы вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. Человек по природе эгоистичен и корыстолюбив. Осуждал погоню за наживой, ненасытную жадность к деньгам как безумие, которому подвержена толпа, чернь. Корыстолюбие наряду с другими аффектами является вечной и неизменной чертой человеческой природы.
Спиноза – сторонник идеи общественного договора. Необходимость государства и законов обусловлена естественной причиной – противоречием между страстями и разумом людей. Человек только тогда свободен и могущественен, когда руководствуется разумом; однако большинство людей не таково – люди одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным действиям. Создание законов не может быть доверено монархам, сановникам и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы – все это погашается, и в результате общим остается только разумное начало. Республика (демократическая) – разумное и наиболее могущественное, прочное государство. Осуждал абсолютную монархию. Власть государства имеет границы. К праву государства не может относиться то, к чему государство не в состоянии побудить подданных наградами или наказаниями. Это касается способности суждения. Никто не может перенести на другого свое естественное право или свою способность свободно рассуждать и судить о каких бы то ни было вещах, и никто не может быть принужден к этому. Власть не должна подрывать и свой авторитет.
Считал возможной ограниченную монархию, в которой государством управляет представительное учреждение, а также аристократическую республику. Но эти государства нуждаются в специальных мерах, предупреждающих тиранию и угнетение. Демократия – единое абсолютное государство, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо. Спиноза защищал простой народ от нападок власть имущих. Концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.
http://www.tamognia.ru/faq/detail.php?ID=1534329&... Теория естественного права Б. Спинозы. История политических и правовых учений. Иваньков А.Е. 2008 года
Комментарии
Это - по простому.
А по философии и прочей науке
законы - вещь сугубо субъективная.
Кои люди пишут для людей: ПТБ, УК, УПК, ГОСТ, СНИП, ПУЭ...:
- не влезай - убьёт,
- не воруй - посадят,
- делай так - иначе оштрафуют ...
Тем не менее: и лезут, и воруют, и шельмуют ...
"Тем не менее: и лезут, и воруют, и шельмуют ... Тем не менее: и лезут, и воруют, и шельмуют ... " - закон не может быть битым, и если в руках гражданина, но гражданину сейчас он не нужен в хаосе либерал-фашизма, и только мешает жить, так как не способствует раскрытию его возможностей и личной свободы в гражданском смысле, а либеральный смысл ложный, с конкуренцией и превосходством над ближним, что принцип содома, и сейчас как западный, и перемещённый в Россию идиотами от политэкономии и правоведения. "законы - вещь сугубо субъективная" - сейчас нет разумеется, когда нет "субъекта права" возникает безликий закон, который и ведёт сейчас к либерал-фашизму везде.