Человек по своей "физике" относится к сфере животного мира, поэтому чтобы нормально осуществлять свое "бытие" он должен постоянно потреблять необходимые для его жизни природные вещества - воздух, воду, продукты растительного и животного происхождения, солнечную энергию, иметь "пространство" для обеспечения своей жизнедеятельности, в том числе жилище...
Некоторые природные блага, жизненно необходимые для людей, находятся в избытке, то есть практически бездонны, например, воздух и солнечный свет...
Но большая часть необходимых для людей природных веществ и пространственных условий лимитирована, и поскольку человеческое общество представляет собой "конгломерат изолированных индивидов", где обеспечение средствами существования является частным делом каждого "домашнего хозяйства", поэтому неизбежно возникает конкурентная борьба между людьми за обладание жизненными ресурсами.
Результатом этой борьбы и явился такой социальный феномен, как собственность.
Чтобы получить, например, возможность осуществлять жизнедеятельность на данной территории, один человек или группа людей должны силой отнять эту территорию у других людей, или получить ее на основе права.
Собственность и есть завоеванное или узаконенное правом имущество, принадлежащее кому-либо.
Если иметь ввиду цивилизованный мир, то:
Собственность есть принадлежащая субъекту собственности на основе права собственности определенная часть природных или социальных благ.
Собственность, как социальный феномен, своей причиной имеет:
а/естественную ограниченность природных ресурсов
б/"частную организацию общественной жизни", которая вызывает конкурентную борьбу между индивидами ...
Если представить весь мир природных и социальных благ в виде пирога, то собственность - это каждый из миллиардов кусочков этого пирога, на который поделила его конкурентная борьба между индивидами...
Поэтому собственность всегда есть частная собственность!
В экономической и общественно-политической литературе собственность часто трактуется не как имущество, а как отношения между людьми по поводу имущества...
Но отношения между людьми по поводу имущества могут быть самыми различными, например, кража, грабеж, вымогательство, продажа, дарение, экспроприация, национализация, приватизация... И что же - все это есть "собственность"?!
Другой ошибкой является отождествление собственности с правом собственности. Так, Википедия дает такое определение "частной собственности":
"Ча́стная со́бственность — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности."
А что же в таком случае будет являться "общественной собственностью", с которой связаны все представления людей о справедливости и социальной свободе?
Мы говорили, что само возникновение такого социального феномена как собственность вызывается конкурентной борьбой между обособленными, "изолированными" индивидами или группами людей за обладание средствами существования.
И при этих условиях собственность всегда является частной.
Когда же начинают рассуждать об "общественной собственности", то предполагают, что здесь общество может выступать в качестве коллективного субъекта собственности...
"Обще́ственная со́бственность — собственность, находящаяся во владении, распоряжении и использовании обществом, выступающим как коллективный субъект."
Но, во-первых, если миру природных и общественных благ будет противостоять лишь один субъект, то никакой конкурентной борьбы за овладение этими благами не будет, следовательно не будет раздела общественного пирога на куски, следовательно не будет и...собственности!
Таким образом, само понятие "общественная собственность" - есть contradiction in definitio /противоречие в определении/!!!
Но ситуация с "общественной собственностью" усугубляется еще и тем, что общество в принципе не может быть каким бы то ни было субъектом! Самым ярким выражением этой невозможности является возникновение и существование государства.
Превратить общество в субъект невозможно ни физически, ни организационно, нельзя, например, организовать потребление общества таким образом, чтобы, грубо говоря, "все общество" жрало из одного корыта.
В действительности под маской "общественной собственности" всегда выступала собственность государства, которая является не более чем разновидностью частной собственности, то есть теми кусками общественного пирога, которые принадлежат государственным институтам.
Не менее ошибочными являются намерения "отменить собственность" вообще.
Отмена собственности немедленно вызовет борьбу за...передел собственности, поскольку собственность - лишь следствие "несправедливой" организации общественной жизни, а не ее причина!
Отменить собственность невозможно иначе чем отменить конкурентную борьбу между людьми за обладание жизненно необходимыми средствами существования, которая, в свою очередь, порождается частной организацией общественной жизни...
Но "обобществление" жизни людей есть не менее фантастическая задача, чем "индивидуализация" жизни обитателей муравейника!
Итак, собственность всегда есть частная собственность!
Поэтому требование уничтожение частной собственности, что проповедует марксизм, равносильно требованию уничтожения собственности вообще, а последнее вовсе не достигается посредством экспроприации буржуазии государством "диктатуры пролетариата"!!!
Комментарии
Филозан
А если так: "Собственность - это та часть владения, которая запущена в сферу производства товаров либо в сферу их обращения, с целью участия в дележе прибавочной стоимости".
Собственность, то есть имущество, находящееся в распоряжении субъекта собственности, может быть использована последним произвольным образом...
Почему должна подпадать под определение собственности только "та часть владения", которая имеет целью участие в прибавочной стоимости?!
Думается, вы не совсем правы в понимании, что ж такое собственность. У вас собственность напоминает мне результат освоения переселенцами Дикого Запада. Кусок земли вдруг обретал хозяина, вся заслуга которого в том, что он казался в стане тех, кто правом силы может отстоять за собой куски Прерии. Между тем, новая собственность возникает в результате созидательной человеческой деятельности непрерывно, равным образом и исчезает непрерывно (будучи поедаема, истрачиваема, потребляема, амортизируясь). Существуют налоги на собственность, существуют расходы на содержание собственности. наконец существует межгосударственный передел собственности, как это произошло в случае с Крымом. А еще существуют имущественные права: право аренды, например земли; право приватизации арендованного у государства имущества; право пользования, право прохода (сервитут). Все это бывает и индивидуальным, и нет. Одним из смыслов собственности является общественное стимулирование созидания, рачительного отношения к уже существующему имуществу, рациональное перераспределение имущества через рыночные механизмы. Без хозяйского попечительства любое имущество становится ничейным, и бессмысленно истребляется. Поскольку основой роста благосостояния всех и каждого является рост имущества в обороте, то общество нормальных людей кровным образом заинтересовано в приросте объема имущества каждого из них. Экономические лузеры таковы не только и столько из-за того, что им не перешло по наследству имущество. Лузерство - печать глупости, неумелости, неорганизованности, нерачительности индивида. Всевозможные стенания лузеров не вызывают никакого сочувствия, ибо виноваты в их состоянии исключительно они сами. Идеи лузеров отобрать и поделить по сути являются фашизмом, и требуют радикальных персональных решений в отношении их активистов.
На мой взгляд, здесь речь идет не о расширении понятия "собственность", а о ее социальной роли, видах имущества, из которых она слагается /новая вновь создаваемая собственность/, о ее движении и рациональном использовании...
Фристайл, 19 Июль, 2015 - 13:50, ссылка
Какое великолепное обоснование необходимости: частной собственности, рыночных механизмов, прибыли, а следовательно и конкуренции.
Фристайл, я правильно уловил смысл Вашего сообщения?