А как называется тенденция материи к самоорганизации?
Горгипп, 16 Сентябрь, 2017 - 09:39, ссылка
Системообразование.
Значит, вместо понятия Дух, Логос, Абсолют можете подставлять это слово и посмотрите, что получится.
"В начале было Системообразование, Оно было у Бога и Бог был Системообразование. Через него стало быть, все, что имеет бытие."
А что, красиво и логично. Любые атомы, не соответствующие Принципу Системообразования не устойчивы, не способны стать Системой, они распадаются и не имеют бытия. Напротив все, что стабильно и устойчиво, логично соответствует логике этого Логоса Системообразования.
Далее этот Принцип системообразует атомы в полимеры, полимеры в системы, которые усложняясь и отсеивая то, что не соответствует этому Закону, спонтанно рождает системы полимеров, которые очень устойчивы, способны к самосохранению, а некоторые к самовоспроизведению. Эти системы заполняют собой приспособленные для них пространства бытия и, в жесткой конкуренции, отбираются те системы , которые все более и более точно соответствуют Системообразованию. Так рождается жизнь - система "бытия в квадрате".
Затем, когда в живых системах начинает развиваться внутренний отраженный мир (бытие в бытии) - психика ("бытие в кубе"), начинается процесс Системообразования на уровне элементов психической эволюции. Так из раздражимости и подвижности появляются рефлексы, из цепочек рефлексов - психологически детерминированное поведение, а затем из совокупности наиболее способных к системообразованию элементов психики возникает Сознание, как высший этап проявления Системообразования в биологической форме материи ("бытие в четвертой степени").
Далее человечество само становится системой, эволюция превращается в историю, точнее исторя - это продолжение эволюции под началом того же Принципа Системообразования. Выживают те особи и те группы - общества, которые лучше соостветствуют этому Принципу. Взлет и падение цивилизаций и личностей есть результат не социального хаоса и случайности, не развития средств производства и производственных отношений, а от соответствия талантов личности запросу Системообразования на данном этапе, от соответствию законов общества законам Системообразования.
Вывод: надо понять каковы требования Системообразования к человеку и обществу на данном этапе, чтобы более сознательно участвовать в Системообразовании.
Комментарии
Эта тема возникла случайно в рамках моего диалога с Горгиппом, но она, мне кажется, имеет самостоятельное значение и будет очень интересно, услышать мнение участников ФШ по этой проблеме.
Ответ: А есть ли материя? - а раз говорят, что её нет, то...то какая же тут возможна самоорганизация, а?...)
Согласно Конституции РФ есть "материальные средства" (Статья 132) и "расщепляющиеся материалы" (Статья 71 "и").
Объединение даёт расщепляющиеся средства, что должно понравиться Беркли.
Мне это напомнило сакраментальный диалог Остапа Бендера:
Для кого и деньги материя. А в принципе вы правы. Нет материи, нет и самоорганзации.
Во! - но надо тогда и добавить: Есть самоорганизация и значит есть материя!)
Однако наверно всё попроще: Есть хаос и значит есть (само)организация! - А что такое ХАОС? - это единственно истинная свобода, некая первозданная бесформенна суть, реально это точка бифуркации, момент качественного скачка, нечто единственное возможно к любой организации, которая есть его абсолютное (единственное) отрицание...
Неверное логически умозаключение. Верное: есть материя - есть возможность самоорганизации, но в одних случаях материя самоорганизуется, в других распадается.
Еще один логически неверный вывод: есть хаос - значит есть неорганизованная материя или информация, которую возможно привести в более организованное состояние, но этого может и не произойти, как например хаос от взрыва завершается хаосом, а не самоорганизацией.
Свобода - это не полная бесформенность, а возможность обретения бесконечного количества форм.
Каждый эйдос обеспечивает только одну форму. Но эта форма уже намного свободнее бесформенного бессильного хаоса, который без эйдоса способен только переходить из одного состояния хаоса в другое, которое неотличимо от первого (если это истинный хаос с максимальной энтропией).
А вот сущность всех эйдосов - Идея (эйдос эйдосов, или логос эйдосов) - она обладает колоссальнейшим потенциалом свободы, потому что ей подконтрольна и вся материя и все формы. Вот это "единственно истинная свобода, некая первозданная суть", суть всех форм, всех процессов, всех законов природы, всех структур, всей эволюции.
Если хаос есть свобода, а организация - отрицание хаоса, значит весь процесс самоорганизации - это процесс возрастающего ограничения и утраты свободы. Получается, что инфузория, намного свободнее дельфина, а обезьяна свободнее человека? А человек - самое порабощенное существо в мироздании.
И более того, человек образованный менее свободен, чем дикарь, а вольный гражданин менее свободен чем раб? Не слишком ли парадоксальные выводы?
Мне кажется, что вся эволюционная лестница - это процесс восхождения от полной пассивности к активности, от зависимости и подконтрольности окружающей среде к активному ее познанию и преображению.
Дух захватывает! "Единственная истинная свобода, некая первозданная суть" - это язык без костей. Так выходит. Другой "первозданной сути" никто предъявить не может. Она лишь воображается... Но я по другому поводу. Если оперируете понятиями материализма, то придерживайтесь их точному определению. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности... Материя сама по себе не существует, её нет, это абстракция. "Нельзя скушать сливу" - шутил Гегель. Слива - понятие, абстракция. Благодаря определению понятия мы легко найдём конкретный плод сливы среди других фруктов. Теперь найдите материю, озирая объективную реальность. Никак, нет определения... как у сливы. Есть представление, что объективная реальность (природа, общество и мышление), которая существует по диалектическим законам суть конкретная материя. Отсюда, надо видеть объекты в движении по названным законам, чтобы сказать - вот конкретная материя. Да, и это законы системообразования.
Интересно, одни считают, что духа самого по себе нет - это миф и клерикальщина. Теперь видим, что и материи самой по себе нет. Это абстракция. Единственная конкретная материя - это атмосфера, геосфера, биосфера и социум - то есть материя движимая законами (логосом, "духом").
Так может, эти законы "духа самоорганизации", "системообразования" - это и есть то самое "мышление, как атрибут субстанции", о котором пищет Ильенков и Спиноза?
Только природа в целом - та самая Перво-Система, которая есть носитель и проводник процесса системообразования, который движет всю материю во всех ее формах, необходимо приводя к усложнению, эволюции, рождению жизни, психики, человеческого мышления и сознания. А какова конечная цель этого системообразования? У кого-нибудь есть идеи?
Что же Вас так грандиозные масштабы захватывают, под ноги не дают посмотреть... Всякая травинка, животинка, ручеёк, ветерок... - конкретная материя. Ещё, как Вы не уразумеете, что понятие слива, тем более категорию фрукт нельзя скушать, так как они сами по себе не существуют. И понятие и категория, одно уже другое шире, обозначают общие для объектов признаки. Обозначение не реальный объект. Такова и категория материя.
Следующее, не законы управляют действиями объектов, как бы спускаемые сверху, а объекты действуют по устанавливаемым ими же законам. Это законы метафизического уровня взаимодействия, системообразования, здесь говорим.
Прочитал и другие посты...
Значит слива - это не реальный обьект, а травинка и ветерок - конкретная материя? :)
Прочитал, не значит - понял. А если понял и увидел вопросы, то желательно дать ответы, хоть на некоторые...
Речь шла о слове (понятии) слива и плоде, обозначаемом этим словом. Или о мыслительной копии и телесном оригинале. Похоже, у Вас пробуксовка на простом...
Поясню, не только слива имеет мыслительную копию, но и все известные существующие объекты. Перечислить? ...Мало того - и несуществующие, придуманные!
Слово слива реальный идеальный объект, как и слово материя. Один материальный объект обозначается другим материальным объектом... В отношении к первому он выступает идеальным, представляет его, замещает. Например, Вас толкнули в спину, налетели на даму, она возмущена. Вы божитесь - это не Я! Вы перенесли импульс силы, который представляет другого. Мышление начинается с элементарного отражения. Поскольку материальное движение есть взаимодействие, в нём присутствует отражение.
Тогда получается, что мышление Природы, о котором говорят Спиноза, Энгельс и Ильенков - это совокупность всех отражений-взаимодействий, иначе говоря, вся совокупность всех движений материи. Вы это утверждаете?
Не надо понимать выражение "мышление Природы" прямо, как всего существующего совокупно, сообща, в целом. Почитайте "Диалектику природы" Энгельса. Он рассматривает Природу как процесс развития, эволюцию, превращение количественных изменений в качественные, от простого - к сложному... Венчает его человек. Грубо говоря, сначала появились частицы протоны, электроны, кварки... Они не обладают мышлением как у человека, их взаимодействие посредством отражения всего лишь его абстрактная возможность. Но у них тоже можно обнаружить "язык" взаимодействия, вроде импульса силы, или чего-то такого... , что представляло бы частицу. Можно сказать и так, язык передаёт информацию о частице... или несёт содержание мышления. Наряду с ним должны бы быть и формы мышления... У человека это понятие, суждение и умозаключение, а у частиц? Абстрактная их возможность. Не буду заглубляться. Эти (прото)формы возникают (и соответствуют человеческим) на уровнях связей в процессе системообразования. Сказать пояснее, это мышление вроде интуитивного человеческого, автоматического, непроизвольного. Далее, в итоге мышление становится произвольным, осознанным...
Ну а философы говорят, что природа создала человека, то есть опытным путём преобразовала сама себя так, чтобы заняться собой со знанием дела.
Вот и Энгельс о том же. Если взять материю, как природу в целом, то она неотделима от мышления. Просто ее мышление - это не слова и мысли, а рельные процессы движения материи, ее синтеза и распада. Мысль человека просто воспроизводит это самое движение в закодированной форме в мозгу человека. Мозг - это слепок с Мирового "Соляриса" - безбрежного и вечно движущегося океана материи. Мышление человека внутри черепка - подобие Мышления Природы во Вселенной.
Да, да, да! Об этом говорил и Платон в аллегории о пещере...
Или возьмем Кибалион:
Все верно! Весь вопрос в том, как это подобие реализуется? Самая примитивная мысль - через разрешение противоречий (единство и "борьбу") - столкновение бильярдных шаров... Кстати говоря, тут Э. Ильенков и "застрял"...
Другой путь более трудный... Зачем, уже начиная с РНК, ДНК, белков живому нужна семиотика и информатика? Почему у живого развивалась чувственность? Почему внешних типов чувственности именно пять? и т.д. и т.п.
Если мы говорим о системности, то какую роль в ней играет аксиология (ценности) и почему? Что является доказательством в нашем мире? и т.д. и т.п.
Я к тому, что философия начинается именно с "крыши" под которой собирается работать философ. Моя "крыша" проста. Главный принцип - это самоподобие. Метод доказательства - конструктивность сущего. Истина - в эмпирике!
Таким образом, я принципиально отказываюсь моделировать всякие надуманные Абсолюты...
Абсолютом у меня выступает у меня сам подход совпадения платоновской действительности с жизненной реальностью - подобие! ("по образу и подобию")
Отсюда и несколько иной подход к гуманитарным проблемам. Мы предали знак! Мы отдали то, что сделало нас "разумными" (способными делать о-сознанный выбор) деньги в руки алчущих... А знаком, принципиально, должны пользоваться все в равной степени... А число как значение знака в деньгах несет сакральный пифагоровский онтологический смысл ... В этом и смысл реализации живого, где семиотическая материя и вещественные - равнозначны (но не равноправны, поскольку ортогональны друг другу).
ИМХО!!!
Так ведь Абсолют и мироздание - это и есть то самое самоподобие. Разум Логоса отОБРАжается в Мышлении Природы. А мышление человека - образ и подобие мышления Природы. Как наверху, так и внизу. Подобное познается подобным: Мышление - мышлением, Разум-Логос - разумом человека.
Тождество мышления и бытия - это истина. Абсолют - это как раз абсолютная Истина, а по Платону - Идея ("эйдос эйдосов", Сущность всех сущностей).
"Все есть мысль" означает, что Природа как единое Целое - это не просто саморегулирующаяся и самоуправляемая система, это мыслящее тело, это Живой Субьект.
Viktor-y: да "не застрял" Э.Ильенков, а предложил в качестве науки мышления о мышлении (для людей) диалектическую логику восхождения абстрактного к конкретному. И если Вы этого предпочитаете "не замечать" - ну тогда ой!
Упрощаем: только природа в целом... обладает в каждый момент времени, хотя и не в каждой точке пространства - мышлением-разумом. Человек не обладает мышлением, у него нет СВОЕГО мышления. Он просто подключается к Мышлению Природы через свой мозг, и Сама Природа мыслит через него.
Раньше Парменид приложил это определение к Вечному и Неизменному Бытию-Мышлению в целом, затем Спиноза - применил его же к Природе-Субстанции в целом. Теперь Энгельс скопировал то же самое на "материю в целом", не заметив как превратил тем самым материю в Матушку-Землю-Гею.
Андрееву: эт точно, что Сама Природа мыслит через человека (а точнее, через людей). А различные результаты этого мышления людей есть ни чем иным, как реализацией закона диалектики о взаимном проникновении противоположностей. На основе чего Природа и преобразует себя через соответствующую деятельность людей на Земле. И в итоге чего - отрицательный результат (и прежде всего для самих людей), это тоже результат.
А что, если людей нет, то она ме мыслит? Задумайтесь и ответьте на этот вопрос. Как выглядит мышление Природы вне человека?
Это природа сма засоряет себя пестицидами и генетически модифицироваными продуктами? Это природа загаживает атмосферу? Какую деятельность вы имеете ввиду? Приведите пару примеров.
Андрееву: ну предполагать по поводу того, как и на основе чего "мыслит" Природа, можно много чего, чем собственно и занимаются отдельные представители рода людского. Но фактически пока доказано, что это она может делать только через мышление людей, как естественной части Природы. А вот результаты этого мышления не всегда способствуют тому, чтобы люди не делали ущерба окружающей природной среде при обеспечении условий своей жизни на Земле. Диалектика в действии и я уже указывал на то, что отрицательный результат от такого мышления людей, тоже результат - с соответствующими последствиями и с соответствующим воздействием на развитие мышления людей.
Итак, подчеркнем и повторим мысленно несколько раз, чтобы дошло: "Материя мыслит", "Мышление нельзя отделить от материи". Доходит? То есть в недрах Земли вся эта бурлящая лава - это мыслящее существо? А что же тогда - Солнце? Может, это не мертвая звезда, а живой мыслящий субьект? Где границы мыслящей материи?
Ну так давайте мыслить материю "совершенным образом", как мыслящее гигантское Существо, которое заговорило в человеке, и пытается привести человечество к диалогу с Самой Собой. Какими словами Мировая Материя может обратить на Себя наше внимание? Природными катаклизмами, сдвигами полюсов, переменой климата, взрывами на солнце? Может, пора искать с ней контакта? Или будем по прежнему считать ее бессловесным полем для наших экспериментов?
С одной стороны, конечно нельзя равнять мышление частного человека и Материи-Природы, как нельзя равнять мышление младенца и гениального ученого, разница в первом случае еще более вопиющая. Но коль человек мыслит по образу и подобию мышления Природы, мыслит не сам по себе, а это Сама Природа мыслит в нем, то какие-то параллели вполне возможны и необходимы.
--- Андреев, 18 Сентябрь, 2017 - 01:35, ссылка
Во что распадается то? - небось из материи в бижутерию - обалдеть!!!
Ну вы уж определитесь, что будет происходить, а то как-то боязно за вас такого неопределенного, да...(
Всех форм сразу или одной из бесконечности? - вы уж расскажите, а то хочется свободы...)
А форм то сколько? - неужто бесконечность?! - но всё равно так хочется пожалеть несчастный эйдос, эх...(((
А вот это ваше "колоссальнейшее" до какой степени колоссальнейшее? - уточните пожалуйста, а?
Вы будите шокированы, но это так и..и это касается ещё и интеллекта названой вами инфузории и человека - поражены небось? - но крепитесь, а то впрямь поверите, что вся ваша жизнь это пустая суета и лишь в малой доле борьба за выживание, когда как инфузория только и борется за выживание, а...а остальное время придаётся счастью - вот так!...)))
Во дебил, б... Это ж надо! И как тебя на ФШ занесло?
"А если хочется погоготать, работай в цирке - там благодать"
Зря вы это так, а потом... - могли бы из букв, использованных мной, не вникая в суть сказанного, считая себя гениальным и непогрешимым, слепить что-то ещё и похлеще, да...
PS
Ну а всё же - вы вот сказали:
Во что распадается то? - ладно не в бижутерию, но во что???
Распадается не материя, друже, материя самоорганизуется в устойчивые системы, (иногда), а чаще она распадается из сложных систем на простые элементы. И чего здесь непонятного? И как можно было извлечь то, что вы извлекли? Вы в Крокодиле в отделе тупых анекдотов не подрабатывали? Юморок с душком :))
Вы часом не намекаете на членство в КПСС (ранее) и в ЕР (ноне)?
Это системообразующие структуры, "требование" одно - "сознательно участвовать" и поддерживать линию партии.
Справка:
Ни Духа, ни эволюции в Конституции не предусмотрено.
Это не я членствую, а члены партии тиснули у системщиков-гегельянцев терминологию и профанировали сакральное понятие сознательного сотворчества с Логосом-Творцом :))
Хайдеггер назвал это причастие Творцу-Бытию "со-бытием" - Эрайгнис.
Какое к чёрту системообразование. Тем более творец-логос и прочая чертовщина вместе с хайдегерами. Вам Дарвин сказал: "ЭВОЛЮЦИЯ." И точка.
Хватит болтать всуе на серьёзную тему эволюции. Впрочем это ваше право, только исключите из вашего лексикона слово эволюция.
Дор. Совок, эволюция приводит к возникновению систем, например первых клеток.
Значит эволюция это путь возникновения систем, так сказать механизм, механизм отбора на службе системообразования. А вы хотите сделать обрезание. Не надо путать обрезание с системообразованием.
Другое дело, что никто не догоняет, что системы ЧУВСТВУЮЩИЕ и тем более не врубаются насчёт природы чувствования.
Чувствующее начало есть источник эволюционного
обрезания(тьфу!) системообразования.Да, а Маркс сказал "МАТЕРИЯ", а Ленин сказал "ПАРТИЯ".
Точно. Есть троица и хватит: Материя-Эволюция-Ком.Партия ("Отец-Сын-Св.Дух"). И хватит болтать.
Вот интересно, почему демократические социалисты и коммунисты, ярые борцы против любых ограничений свободы слова, так любят всем затыкать не только рот, но даже мышление. Самые фанатичные инквизиторы завистливо курят в сторонке.