Шпенглер идеалист и язычник, прошедший мимо христианской идеи общины. Культура* не может быть в центре, и интеллектуальный взлёт Европы связан с появлением индивида, от идеи Иисуса религиозно выраженной в Евангелии, где община, а не род, племя, народ, является отправной точкой появления индивида. А с появления индивида только и могла возникнуть идея права, откуда начинается и политическая идея свободы, а оригинальная культура и остальное в том числе только следствие этого процесса, Шпенглер же всё переворачивает. А на Востоке нет идеи индивида, и права его, и конечно идеи как организующей социум имею ввиду, а личность вне этой идеи всегда есть. Например ушедшие во власть, в пустоту, как правило и придерживаются идеи языческой, Путин, Дума.
*)«Идеалы Западной цивилизации выросли из так называемого европоцентризма. Я в первый раз наткнулся на этот термин в книге немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918/1922). Шпенглер (1880-1936гг.) называет высокомерным европоцентризмом «привычную для нынешнего западноевропейца схему, в которой развитые культуры вращаются вокруг нас как мнимого центра всего мирового свершения…», при которой игнорируется исторический опыт Индии, Вавилона, Китая, Египта, арабской и мексиканской культур, имеющих «одинаковое значение в общей картине истории и часто превосходящие античность грандиозностью душевной концепции, силой взлета…». В своей книге Шпенглер подводит черту под трехсотлетним периодом высокомерного «европоцентризма», провозгласив принципиальную равноценность всех образующих мировую цивилизацию культур. Мне кажется, что понятие «европоцентризм» существенно для понимания сегодняшней проблемы идеологической нетерпимости…» (из статьи «Большевик Буш», 2007)
Андрей Кончаловский рекомендует книгу О.Шпенглера «Закат Европы».