Летом этого года свой 60-летний юбилей отмечает Тартусско-московская семиотическая школа. Сегодня, анализируя взрывной интерес позднесоветских интеллектуалов Ю.Лотмана, В. Иванова, А. Пятигорского, Б.Успенского и др. к семиотике, мы исходим из главного: данная дисциплина уже тогда подразумевалась не только как технология культурного анализа, но и как философский взгляд на восприятие общей семантики того или иного культурного явления. Отправной точкой русских семиотиков, также, как в свое время у Чальза Пирса, было человеческое познание или познание вообще (способность учиться и исследовать).
Лотман со-товарищи активно полемизировали с Фердинандом Соссюром, для которого первоочередной была лингвистическая коммуникация: произнесенная (и услышанная) фонема, слово, предложение, сообщение. Лотман рассуждал так: хотя язык и является основной моделирующей системой (поскольку он организует мышление), он требует двойственности, чтобы быть осмысленным. Поскольку если язык - это единственное, что существует, то у него нет шансов вообще что-либо обозначать (поскольку существует только язык), поэтому он зависит от чего-то, что должно быть обосновано и структурировано. А это и есть так называемые вторичные моделирующие системы такие, как миф, фольклор, обряд, литература, изобразительное искусство.
Таким образом ключевые понятия, как текст, моделировние, семиосфера в своем объединении выступают как основа антропоцентрической модели культурной коммуникации, как отправной, стартовый пункт на пути Познания. А семиотический анализ в целом фиксирует все будущие смысловые процессы на этом пути, в том числе, и в случае вступления в коммуникативную позицию с чужой культурной системой.
И, наконец, отметим еще один немаловажный аспект. Так как восприятие окружающего мира неотделимо от памяти воспринимающего, то в структуре любого текста проявляется и ориентация этого текста на определенный тип памяти. Можно также предполагать близость культуры и человеческого сознания; культуру Ю. М. Лотман и называл сверхиндивидуальным интеллектом, восполняющим недостатки индивидуального сознания.
Путь Логоса. Часть XI. Георгий Победоносец и Федор Тирон
"победоносец Георгий должен был... заменить одну из важнейших
фигур дохристианской мифологии. Кого заменил он? Для кого
необходимо требовалась такая замена?"
Итак, две матричные змеи Мезоамерики в Китае выступили, как Драконы, окружающие Пы- лающую Жемчужину, "Драконий шар", ставший симулякром цолькинского центрального ядра в Поднебесной. Далее драконы превратились в полуантропоморфных ихтиокентавров, а не-много позже - в бесовских прузи-саранчу. А вот теперь нам предстоит отследить еще один, заключительный этап метаморфоз, связанных с парными спиралями древнего календаря ин-дейцев Америки, а именно - их превращение в ... христианских святых змееборцев.
Зрелый бородач Федор Тирон и юный Георгий Каппадокийский (Победоносец) приняли эста-фету кентавров и ихтиокентавров Византии и Древней Греции. Таким образом Бифос и Афрос уничтожили все свои языческие змеиные "хвосты" фигурально - на иконах и в "отреченных" апокрифических сказаниях христианства. Древний Змей-Дракон был снова - и уже окончатель-но! - побежден, теперь и новейшей религией.
Редчайшую иконографию христианской священной конной героики с участием пары Георгий- Федор сегодня можно обнаружить на Синае, в монастыре Святой Екатерины. Но еще более раннюю - в пещерных храмах Каппадокии. И вот сейчас, мой уважаемый Читатель, я назо-ву единственное место современной Европы, где изумительное рельефное изображение па-ры конных рыцарей, поражающих Змея-Дракона - каждый своего - точно повторило свои ви-зантийские первоисточники. Это древнерусская территория, территория Киевской Руси.
Илл.: 1 - святые воины Федор Тирон (вариант – Федор Стратилат) и Георгий Победоносец, фреска храма Святого Иоанна в Гюльшехире, Каппадокия, совр. Турция, VIII век; 2 - Георгий и Федор, как святые змееборцы, шиферный фасадный рельеф, XI в., демонстрируется в Нац. историко-культурном заповеднике "София Киевская", Киев, Украина; 3 - подчеркнуто-симмет-ричное ВЕРХНЕЕ расположение фигур Федора Тирона и великомученника Георгия на двух створках "Царских врат" (или "Святых дверей"), как превалирующее над иными "избранными святыми великомученниками" раннего христианства, XIV в., Египет, монастырь Святой Екатерины на Синае
http://st-sophia.com.ua/fotoekspeditsii/mihaylovsky-sobor.html
То есть, мы по сей день располагаем весомым аргументом для утверждения, что из земель древнего Понта и Каппадокии и принявшей их культурное наследие Византии в северное При-черноморье и дальше на север, в Киев, в 10-м веке проникли эстафетные - преображенные! - матричные символы, воплотившиеся в героических христианских персонажах, роль которых в раннехристианском символизме была определяющей. И на территории Киевской Руси типо-логическая композиция с ДВУМЯ христианскими всадниками фиксировала ДВОЙНУЮ КОННУЮ иконографию византийского греческого Православия (ὀρθοδοξία, букв. - «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу - «правильное мнение») не только ранее, но и истиннее, чем где бы то ни было на остальной части европейского континента.
Подчеркну, речь идет именно об изначальных иконографических образчиках христианства. За пределами Византии и древней Руси ПАРНЫЕ изображения Георгия и Федора постепенно утрачивают основные маркеры ихтиокентавров: парных коней и, что даже более показательно - парных змей (Рис.1,5). Однако эти особенности (первичные родо-морфо-мифологические признаки) фиксируются на рельефных изображениях дунайских провинций Римской империи – Дакии, Мезии и Паннонии, этом кельто-итало-сарматском Пограничье, обильно питавшем мит-раистский символизм (Рис.3,4). Отметим, что бывшая Афродита-Венера становится в первом случае Богоматерью Марией, а во втором - Magna Mater Кибелой-Артемидой-Эпоной, по Раль-фу Ходдинотту (Ralph Hoddinott), окруженной диоскурами-кабирами*-фракийскими всадниками.
http://teachmiddleeast.lib.uchicago.edu/foundations/middle-east-exporter...
http://macedonia.kroraina.com/en/rheb/rheb_2.htm
https://www.researchgate.net/publication/329987992_Contribution_to_the_S...
*Кабиры, согласно Елене Блаватской, выступают "олицетворенными священными Огнями наиболее оккультных сил в природе,... то есть, [они есть] взаимосоотносящиеся Силы и Огни".Тайная доктрина, Т.2, стр.4.
Отметим здесь факт яркого увековечивания ранними христианами на своих фресках и релье-фах именно "Чуда о Змее", относящегося сегодня к "отреченным" христианским сюжетам. Отчего так? Объясняется ли такое положение вещей лишь фактором времени, круто меня-ющем даже основополагающие аспекты религиозных концепций, в том числе, и в их иконичес-ком, графическом отражении? И удивительное исчезновение в католичестве героического об-раза Федора Тирона, оставшемся чтимым лишь в православной России...
Однако недаром на синайской богородичной иконе, датируемой 600 годом (Рис.1), в верхнем ярусе появляются архангелы! Именно они, крылатые (маркер космологического "верха") Михаил и Гавриил приблизительно в XII-XIII века навсегда заместят собою и Георгия, и Федора, что отразится в православной иконописи, например, Греции и Болгарии ( Рис.2,3,4). В России такая замена обусловит появление в церквях знаменитой византийской типологии "Богоматерь Знамение" с красным и черным (противоположности!) херувимами с обеих сторон от лика Марии (Рис.5).
Марии (Рис.5).
Илл.: 1- Богоматерь в окружении архангелов, а также святых Михаила и Георгия на иконе из монастыря Св. Екатерины, ок. 600г., Синай, Египет; 2 - Михаил и Гавриил окружают Богородицу на иконе из монастыря Бачково, Болгария, XIV в.; 3 - греческая икона-триптих с изображением богородицы Одигитрии и архангелов Михаила и Гавриила; 4 - архангелы в верхнем ярусе "Царских врат" из Крита, вторая половина XV в., "Музей икон" Реклинхаузена, Германия; 5 - икона "Богоматерь Знамение" Царскосельская, Санкт-Петербург, Россия, не позднее XVII в.
(разрабатывается)
И удивительное исчезновение в католичестве героического образа Федора Тирона, оставшемся чтимым лишь в православной России..."
В царское, дореволюционное время память о нем жила благодаря так называемым "духовным стихам", отнесенным литературоведами и историками к числу самых ранних, "былевых", т.е., созданных по мотивам не канонического учения христианства, а былин, а значит, содержащих вполне опре-деленный языческий контекст:
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0:%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C_(%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9).pdf:%D0%92%D0%A2/148
Среди довольно многочисленных древнерусских археологических следов Федора, как, впрочем, и Георгия назовем характерные клейма на знаменитом памятнике русской деревянной платсики - Людогощском кресте из Великого Новгорода (Рис.1 внизу). Вот как описывает одну из его сцен, а именно "Феодор Тирон побеждает змея" Православная Энциклопедия:
вмч. Феодор Тирон, держась за дерево, взбирается по кольцам свившегося змея, как по ступеням
https://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=5978
https://www.pravenc.ru/text/2561076.html
Забегая наперед отметим удивительное сходство этого, скрученного в крутые кольца, новогородского змея - и Кетоса, попираемого Персеем со спасенной от затопления мозаики Зевгмы.
Илл.: 1 - Феодор Тирон побеждает змея на клейме Людогощенского креста, 1359 г., Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, Россия; 2 - копия барельефа XII века, расположенного на западном фасаде Дмитриевского собора г.Владимира, Россия; 3,4 - Федор и Георгий на образцах древнерусской сфрагистики XI-XIII вв. из Белоозера, Новогорода и Житомира
Кроме того, всадник Федор обнаруживается на западном фасаде самого древнего и чтимого собора г. Владимира - Дмитриевском (Рис.2). Однако ничто не может количественно соперничать с отражением образов Федора Тирона, Георгия и других святых воинов (о них чуть позже), как древнерусская сфрагистика, в частности - свинцовые штемпели-печати XI-XIII вв. и их оттиски (Рис.3,4):
https://www.vr-azbuka.ru/vrexpo/
https://historylib.org/historybooks/B--A--Timoshchuk-Drevnosti-slavyan-i...
http://www.siegel.ru/book/s127.html
Полузабытый Федор Тирон... До сих пор существуют церкви его имени, большинство из них расположены на юге страны. Так, красавец-храм в Ялте обязан продлению своей жизни, в том числе, и Антону Чехову, попечительствующему в его рестраврации и венчавшемуся именно здесь с Ольгою Книппер-Чеховой. Федору Тирону также уделил внимание в своем творчестве художник и философ Николай Рерих.
Но даже в пост-киевской Руси Тирон оказался навсегда отделенным от "своего двойника Геор-гия", как выразился известный искусствовед Виктор Лазарев ("Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве"). Многогранный Александр Кир-пичников в своей знаменитой апологии "Святой Георгий и Егорий Храбрый" прошел по этой самой раз-делительной грани, указав на самые важные, пусть и оборванно-противоречивые, связующие нити:
Везде, где только упоминается отец Егория (народный русский аналог Георгия, - Авт.), он называется Федором... Место рождения Егория - Иерусалим или Чернигов – Он ходил на Русь, из Чернигова родом его отец, черниговский боярин Федор.
https://archive.org/details/libgen_00297342/page/n2/mode/1up?view=theater
Комментарии
Если сравнить с идеей большого взрыва БВ, то развитие языка можно наложить на развитие "материи" после БВ.
Начало языка начинается с открытого крика "А-а-а-а..". Второй этап - закрытый крик а-а-а-а - "М-м-м-м-". Третий - слог "м-а".
Отсюда: "мама" (ма) и "материя" (мат) суть одно и тоже.
Материя не была бы материей, если бы не было свойства "хранения следов".
Свойство хранения следов суть сохранность формы следа на субстрате, и изменение формы следа на том же субстрате.
Похоже, что формы слов языка претерпевают те же манипуляции на/в субстрате языка.
Поясните пожалуйста - а что это такое "тип памяти", много ли их таких и сколь они прочны и обычны ли они в жизни поколений, а то может это и так всякому дураку понятно?
Для Victor_
Если грубо и коротко - наши памяти разнятся в зависимости от уровня общего развития индивидуума. Но это действительно слишком грубо. Тип памяти формируется из симбиоза всех ее основных видов - моторной, аффектной, зрительной и т. д. Каждый вид памяти может находится на том иди ином уровне развития, в зависимости от того, как человек его тренирует, чем чаще занимается. Оттого и рефлексия, восприятие той или иной информации в каждом типе-конгломерате индивидуальны.
Спасибо...