Среди философских направлений есть много антиномичных друг другу. например, материализм-идеализм, номинализм-реализм, рационализм-экзистенциализм, персонализм-имперсонализм.
Но есть ещё одна антиномия, самая на мой взгляд важная, но почему-то не приметная для многих.
Некоторые за основу берут методологию изучения, описания бытия нечто простое, элементарное, а затем начинают усложнять это бытие, как бы считая, что простое само по себе может принимать боле сложные формы. Эволюция, эмерджентность, синергия их любимые концепты. Назовём их усложнистами.
Но есть которые, считают, что самобытно нечто высшее, которое затем начинает себя проявлять , создавая этим проявлением низшие ,более простые уровни бытия.
Назовём из упростистами. Их любимые концепты - Единое, Абсолют, эманация, манифестация.
А как Вы считает, какой метод Ваш?
Комментарии
Мой метод - от простого к сложному. Меня так в школе учили. Но это была спецшкола.
Сергей Александров: "Но есть ещё одна антиномия, самая на мой взгляд важная, но почему-то не приметная для многих"
На самом деле после перехода от сложного (от иррационального, от переживаний) к простому (к рациональному, к логике) следует возврат к сложному. Об этом ещё Гегель говорил. Так что, не надо разрывать картину Мироздания.
О том и другом прочтите здесь:
http://philosophystorm.ru/inoi/3383
А стоит ли так упрощать? Я думаю, противопоставление трендов - отжившая традиция. Я не спорю, может быть противостояние философских предпочтений, но здесь нет иных критериев, кроме вкусовых. Часто бывает, один и тот же философ в решении разных проблем использует разные методы. Очень далеко и ходить не надо. Это ясно просматривается у апологетов диалектики. Уверен, игра в кубики не для философии. Для меня основной философский метод есть разумная гибкость и поиск единого в распавшемся, чем сильнее распад, тем мощнее единое.
Мне кажется,что рассматривать философов с точки зрения усложнение-упрощение-это тоже своего рода упрощение.
Можно рассматривать предмет или событие,"держа в уме" разные понятия и разное количество понятий.
Чем больше понятий удерживается при рассматривании предмета или события,тем сложнее получается картинка,проявляющаяся в результате этого рассмотрения.
При этом данная картинка оказывается более сложной,не для того,кто её в данном случае рисует (проявляет),а для тех,кто рассматривает те же самые предметы и события,но при этом в процессе рассмотрения удерживает меньшее число понятий.
Вот и и всё...,))
Это упрощение или усложнение?
Всем.
И всё-таки.
Хотя бы просмотрите здесь:
http://philosophystorm.ru/inoi/3383
Уверяю вас, что это не самореклама.
По-моему, мне чётко и ясно удалось выразить в языке когда мы "упрощаем, а когда "усложняем".
Я понимаю, что посещение "чужих" блоков нам не позволяет собственная "нора", а то и "пещера". Но ....
-----------------
Можно продублировать этот текст и здесь (он будет к месту).
Но зачем?
Вы Меня неправильно поняли. Зачем же разделять - высшее, низшее...
Есть Единое. Это отмечено в заметке. Но оно не высшее, а именно единое!
Единое не проявляет себя тем, что создаёт низшее. Оно состоит из низшего, а низшее, в свою очередь, это часть единого. Единое это не какой-то надземный всеобъемлющий контроль, это вся бесконечность мира, которая не создаёт низшее, а состоит из него!
Вся фишка в том, что ни одно низшее нельзя рассматривать как строго обособленное низшее. Оно, нравится это вам или нет, связано со всем остальным, и является неоемлимой частью единого! Но в то же время, разное низшее имеет разные свойства, мы различаем разные среды, и только благодаря этому мы выявляем "низшее"!
Например, я человек. Другие люди легко различают где у меня руки где ноги где рожа. Но это различие рук и ног не делает их полностью обособленными! Они также остаются составной частью единого человека, благодаря чему и возможен человек!
Можно и так: ананисты и натуралисты. Те и другие "строгают", но первые - впустую, вторым - надо поднажать...
Объяснить объясняемое
Запомнить не укладывающееся в объяснение
И отличить одно от другого :-)
В принципе, подход - эссенция Интегралики (http://www.philosophystorm.ru/igor_shashkov, http://www.philosophystorm.ru/olga_nabilskaya)
Ну и - любимая иллюстрация из http://www.philosophystorm.ru/palex/1985#comment-18503
Я не знаю, что я знаю
Сергей Александров:
Ну почему же неприметная? Напротив, в современной философии это одна из важнейших тем.
Более того, перечисленные Вами «материализм-идеализм, номинализм-реализм, рационализм-экзистенциализм, персонализм-имперсонализм» (добавлю: холизм-редукционизм, синтез-анализ, интегральный и аналитический подходы) так или иначе перекликаются с отмеченной Вами антиномией простое-сложное.
В Интегралике мы идем по пути единения (которое и есть основной смысл интегрального подхода) членов дополнительных пар; при полноте такого единения образуется кольцо коммуникативного резонанса.
Вот на эту тему цитата из сообщения на ФШ Ольги Набильской «Путь вверх и путь вниз – один и тот же путь?», 25 июня, 2012:
по вашему получается, что первые - это те, кто честно пытаются разобраться, как все сделано, а вторые - затыкают дыры абсолютами. кстати, эмерджентность сейчас стала вот такой затычкой тоже.
у Джеймса есть различие на жестких и мягких философов. Оно в известных пределах близко к вашему.