6.Теории и Доктрины.
Всё мною ниже сказанное является результатом наблюдений и только в сфере ОТНОШЕНИЙ, т.е. я не ищу законы в самой сущности материи и духа, а пытаюсь их извлечь из отношений. А это невозможно сделать без классификации отношений. Для чего необходимо нечто общее для этого набора отношений. Так вот, именно это общее для отношений мы и называем их "принципом". И именно, этот принцип, извлечённый нами из некоторого множества отношений и является правилом их классификации, а как постулат становится для нас и источником, и мерой (рамками), и критерием истинности законов данного класса ОТНОШЕНИЙ.
И в то же время, о законах Природы предварительно могу сказать следующее, что всякий закон Природы мы извлекаем из наблюдений в среде некоторого класса отношений мира материи и который всегда сводится к обобщению: "Одно и то же, в одних и тех же обстоятельствах, но в разное время являет себя одним и тем же".
И всё.
И связывать всё со всем я не собираюсь.
-------------------------------
А мной поставленная проблема не шире проблем нашего познания.
А для того, чтобы отделить Мир Материи от Мира нашего духа, а Мир Науки от Мира Религий, - нам надо чётко и однозначно уяснить в самих себе: "Как формируются наши знания о них?"
Ответ на этот вопрос в следующем:
- материальный мир мы познаём от КОНКРЕТНОГО и ЭЛЕМЕНТАРНОГО (как неделимого), познанного нами посредством нашего опыта (практики), а через результаты его явления-действия на внешнее окружение (т.е. через отношения этого элементарного к внешнему набору обстоятельств), выйти через обобщения к абстракциям от конкретного, а, затем, и к ТЕОРИИ.
И только затем искать онтологию (внутреннюю суть) этого элементарно-конкретного, на основании её гипотетической сущности, подтверждённой практикой с использованием этой теории. (Т.е. искать экспериментом онтологию этого элементарного, а, следовательно, сделать его делимым.)
тогда как
- познание мира нашего духа начинается от ВСЕОБЩЕГО как сакральной и бессодержательной абстракции, "заполненной" фантастической мистикой, а в своём становлении и развитии наше познание Идеального Мира, в форме развития религиозного знания, от этой сакральной абстракции, ступенчато, т.е. революционно, движется к конкретному.
Причём, всякий новый и более глубинный уровень нашего религиозного знания мы находим в самом себе, который продуцируется только сознанием носителя трудовой этики и в результате его стремления к Всеобщему Благу и Справедливости.
А в дальнейшем именно на этой «сущности-сути» нашего идеального мира, познанной нами как бы через «откровение», и именно на ней, на её свойствах и явлениях, как на основании, - кому то из нас, т.е. тому, кого мы называем гением, удаётся создать связный и непротиворечивый словесный Мир нашего совместного (Общественного) бытия, что и есть то, что мы называем религиозной ДОКТРИНОЙ.
(Например, Добро и Зло, Справедливость и Любовь и т.д.
Так уже по Л.Н. Толстому: "Любовь - это такое наше чувственное состояние, когда труд на другое нам не в тягость", что является вполне конкретной мерой нашей любви.
А по марксизму-ленинизму:
- Творящими Добро являются все те, кто занят разумной производящей деятельностью (Трудом),
- Творящие Зло есть те, кто паразитирует на результатах этой производящей деятельности.
А новой ступенью Справедливости является отсутствие в нашей Жизни эксплуатации Человека Человеком. И только.)
Т.е. "первосущность" Капитала - "прибавочную стоимость" - Маркс "открыл" в самом себе на интуитивном уровне (т.е. через "откровение"), свойства и явления которой стали основанием всей стройной и непротиворечивой системой взглядов марксизма. И так будет до тех пор, пока кому-то, через откровение, удастся выйти на новый и более глубинный уровень этой "первосущности" и из которой будет следовать "прибавочная стоимость", но уже как следствие её ("первосущности") свойств и явлений.)
------------------------
Далее.
---------
Предварительное замечание.
--------------------
Будем иметь в виду, что то, что мы называем "операция", - это воспроизведённая человеком форма движения мира материи, т.е. принадлежит материи, а не духу. (Т.е. единственное, что мы отражаем нашим сознанием из внешнего окружения и один к одному - это его явления, которые, в свою очередь, есть ничто иное как то, что мы называем формами движения материи. А затем их воспроизводим своими ОПЕРАЦИЯМИ. И только через операции наше мышление напрямую связано с натуральным миром. Всю остальную информацию о внешнем окружении мы не отражаем, а ОТОБРАЖАЕМ, т.е предварительно обрабатываем наличными у нас знаниями.)
И будем иметь в виду, что нет операций вне способности воспроизводства их движениями человеческого тела, а в дальнейшем расширение этих способностей инструментами и техническими устройствами.
------------------------
Кроме того.
Догма и аксиома.
-----------------
Догма не аксиома.
- Это некоторое высказывание, смысл и содержание которого не подлежит сомнению, пренебрежению и любой критике, во всяком случае, во вполне определённом классе высказываний. Всякая догма всегда является базовым пониманием в любой концепции. И в то же время является мерой других высказываний, принадлежащих этому классу. Т.е. классификатором, определяющим истинность или ложность этих высказываний. Например. - "Триединство отца и сына и святого духа", или «объективные законы общественного развития», «классовая борьба, как движущая сила общественного развития» и проч. Кроме того, содержание догмы не может быть проверено никаким экспериментом.
И всякие догмы принадлежат только миру идей, т.е. всякая идеология необходимо догматична.
- Тогда как утверждения аксиомы, в доступных пределах, инструментально измеряемы и которым в соответствие можно поставить Число, либо конструктивно оправданы.
------------------------
А для того, чтобы наш разговор был бы связным и непротиворечивым, нам необходим критерий, который чисто формально ограничивал бы нашу проблемную область.
В логике любого языка этот критерий называют «законом достаточного основания».
Так вот, будем считать, что условиями «закона достаточного основания» являются следующее:
Всякие логически последовательные доказательства от частного к общему, - НЕОПРОВЕРЖИМЫ, а, следовательно, истинные, тогда и только тогда, когда в своём основании имеют конкретные Тела и ОПЕРАЦИИ над ними, знания о которых пришли к нам из натуральной практики.
Т.е. доказательства, ведущиеся в рамках алетической модальной логики и в её расширениях, необходимо и достаточно обоснованы тогда и только тогда, если они следуют из ОПЕРАЦИЙ над телами.
Это и есть сфера логики ОСНОВАНИЙ, т.е. рассуждения от оснований к ЦЕЛИ.
Здесь нами движет то, что «ЕСТЬ» в действительном, а, следовательно, рациональном мире.
----------------------------
Всякие рассуждения от общего к частному, которые последовательно и ступенчато происходят самопроизвольно на интуитивном уровне, - НЕОПРОВЕРЖИМЫ тогда и только тогда, когда они сводятся к ОПЕРАЦИЯМ и конкретным, или гипотетическим материальным Телам, явления которых есть в действительности.
А, следовательно, всякие Доктрины, в основании которых лежат некоторые концептуальные утверждения (догмы), отражающие собой некоторый уровень нашего движения от абстрактного к конкретному, - неопровержимыми быть не могут.
Эта сфера нашего мышления принадлежит логики Цели, а наши рассуждения, в основании которых лежат концептуальные утверждения, ведутся в среде деонтической модальной логики.
И здесь нами движет то, чего нет в натуральном мире, но «ДОЛЖНО БЫТЬ» и нужное нам на для САМОСОХРАНЕНИЯ.
----------------------------
И в общем. – Догмы (абстрактные базовые утверждения) для Доктрин необходимы так же, как аксиомы для Теорий, а в наших логических доказательствах, ведущиеся от частного к общему, они выполняют одну и ту же функцию.
И именно поэтому все наши размышления, - что по проблемам рационального мира, что и по проблемам мира иррационального,- ведутся в среде, в общем то, одной и той же логики, а, следовательно и в том, и в другом мире существуют доказательства.
И только через догмы всякая Доктрина сводится к логики ОСНОВАНИЙ, т.е. к алетической модальной логике Аристотеля, либо к её расширениям, а деонтическая модальная логика и есть такое расширение, где модальности (возможно, невозможно и необходимо) замещены на (разрешено, запрещено, обязательно), а категории (обладать, действовать, претерпевать) замещены категориями (владеть, пользоваться и распоряжаться).
---------------------
Обобщение.
---------
Диалектика - это онтология Сознания,
а мышление - его феноменология.
Логика - есть способ формализации результатов мышления, т.е. способ построения связных языковых конструкций.
Т.е. то, что мы называем алетической модальной логикой - есть единственный способ построения связных и содержательных высказываний.
Нигде, никто и никогда (в т.ч. и мы, здесь и теперь) не построил и не построит связного высказывания и вне трёх законов Аристотеля.
Поиск и формирование посылок, которые и есть, собственно, "восхождение" от общего к частному, и который мы ведём на интуитивном уровне, - формализации не поддаётся.
А найденная общая мера наших посылок, и которая делает эти посылки "истинными", приходит к нам через "откровение" (озарение, интуицию).
А три закона Гегеля могут только подтвердить или отвергнуть "истинность" этой общей меры посылок и только для мышления в мире нашего Духа.
Тогда как для натурального мира "истинность" найденной меры проверяется натуральной практикой либо натуральным экспериментом.
---------------------
На этом заканчивается формирование мер для восприятия явлений внешнего окружения, т.е. методология нашего мировосприятия, онтологию которой формирует "прнцип минимального действия".
В следующей теме я попытаюсь формализовать базовые основания социального языка и его логики.
Комментарии
Уважаемый Евгений Петрович, Вами поднят интересный вопрос об "извлечении законов". Причём, законы ищите не в самой сущности материи и духа, а пытаетесь их извлечь из отношений.
В свою очередь возникает вопрос: а что собственно можно усмотреть из непосредственно наблюдаемых отношений? Вот, например, на лугу пасутся рыжая и пегая коровы. О каких отношениях здесь можно что-либо сказать?
Рыжая корова щиплет траву справа от пастуха, а пегая корова - слева. Какой закон можно извлечь из данного отношения?
Или, уважаемый Евгений Петрович, Вы имеете ввиду какие-то другие, особые отношения? Конкретизируйте, пожалуйста, свои абстрактные рассуждения.
Так там же ниже написано, что сначала нужна классификация отношений, а, следовательно, необходимо найти общий признак этой классификации, который, собственно, и является принципом этого класса отношений.
--------------
И там же: " ... всякий закон Природы мы извлекаем из наблюдений в среде некоторого класса отношений мира материи и который всегда сводится к обобщению: "Одно и то же, в одних и тех же обстоятельствах, но в разное время являет себя одним и тем же".
Т.е. всякий закон Природы является формальным представителем тех обстоятельств, при которых одно и то же всегда являет себя одним и тем же.
-------------
Попробуйте это опровергнуть.
Удачи.
Иноземцев 1.
Иноземцев 2.
Если классификация отношений есть результат наблюдений (Иноземцев 1), то сначала было наблюдение, а потом классификация.
Вот я и спрашиваю Вас, Евгений Петрович, какие конкретные отношения Вы наблюдаете, что позволяет Вам извлечь закон из этих отношений?
Иноземцев 3:
Пожалуйста, Евгений Петрович, перейдите от "некоторого класса" к конкретному предмету наблюдений. Обобщение у Вас есть, а конкретные отношения, которые обобщаете, не указываете. В чём дело?
mp_gratchev
Вот я и спрашиваю Вас, Евгений Петрович, какие конкретные отношения Вы наблюдаете, что позволяет Вам извлечь закон из этих отношений?
- Физические, т.е. взаимодействия.
А принципом любых отношений в материальном мире является "принцип минимального действия", т.е. всё, что происходит в природе естественным образом, происходит по линии наименьшего сопротивления - А это явным образом является обобщением результатов наблюдений.
Не верите?
Ну и не надо.
mp_gratchev:
Иноземцев 4:
Пример 1:
Рыжая корова щиплет траву справа от пастуха, а пегая корова - слева. Какой закон можно извлечь из данного отношения?
Евгений Петрович, по типу примера 1 приведите, пожалуйста, свой пример отношений, откуда со всей убедительностью извлекался бы декларируемый Вами закон.
Проблема тут вот в чём заключается. Скажем, имеется такое отношение взаимодействия, как "противоречие". Следуя Вашей схеме, в порядке обобщения получаем закон "Единства и взаимодействия противоположностей".
Только вот беда, находятся критики этого закона, которые утверждают, что противоречий в реале нет. Получается, что закон не выведен из конкретных отношений, а взят как бы с потолка.
Вот от Вас и требуется привести свой пример по типу указания на аналог конкретных отношений противоречия, из которых со всей убедительностью следовал бы закон "Единства и взаимодействия противоположностей".
Иноземцев 5:
Нет, это не "явное", а потолочное.
Михаил Петрович, Вы не отличаете "диалектический объект" от "объекта диалектики".
И к тому же, биология (живое) не физика (не живое) и "принцип самосохранения" "несколько" отличается от "принципа минимального действия".
Т.е. взаимодействие не живого, отличается в принципе от взаимодействия живого с не живым, как и логика предикатов отличается от спекулятивной логики Гегеля.
Вы крайне преувеличиваете значимость логики Гегеля.
См. тему "О Законах Гегеля".
Уважаемый г-н Иной!
Логически необоснованно (не имеет достаточного основания) Ваше утверждение «Всякие логически последовательные доказательства от частного к общему, - НЕОПРОВЕРЖИМЫ …».
Это высказывание, с очевидностью, не только необоснованно, но и ложно!
Опровержение такого «доказательства» может произойти при получении, буквально, следующего, после завершения этого «доказательства», частного результата.
Случайность любого факта натуральной практики была отмечена философами и Востока и Запада, много тысяч лет назад. В связи с такой хаотичностью «материального», и появилось понятие закономерного «идеального».
ЕС
+1
Товарищ Иной явно путает индукцию с дедукцией. А может, просто оговорился впопыхах.
А Вам не следует разрывать контекст высказывания.
Там же написано:
Всякие логически последовательные доказательства от частного к общему, - НЕОПРОВЕРЖИМЫ, а, следовательно, истинные, тогда и только тогда, когда в своём основании имеют конкретные Тела и ОПЕРАЦИИ над ними, знания о которых пришли к нам из натуральной практики.
Здесь же чистейшей воды развёрнутый modus ponens.
Уважаемый г-н Иной!
Читайте внимательнее.
Фрагмент цитаты закончен многоточием, чтобы не цитировать все.
А по-сути, Вам возразить нечего?
ЕС
Так там же "неопровержимость" обусловлена.
А Ваше усечение делает мою "неопровержимость" безусловной.
Нехорошо это.
Уважаемый г-н Иной!
Опять прошу, читайте внимательнее собственный текст.
Приведенный фрагмент, это Ваше исходное утверждение, которое и обсуждается. Далее следует слово «следовательно»; а о следствиях поговорим позже …
ЕС
Ну, хорошо, Евгений. (Между прочим, мы тёзки)
"НЕОПРОВЕРЖИМЫ, а, следовательно, истинные," преобразуем в
"НЕОПРОВЕРЖИМЫ (т.е.истинные), тогда и только тогда" ....
Конечно, и я согласен, что "неопровержимость" шире "истины".
Но для преобразования над множеством операций "неопровержимость" = "истине".
Примером могут служить математические преобразования.
А Ваше замечание верно для множества утверждений, либо высказываний.