Закрытая и открытая этика.

Аватар пользователя Сергей Александров

Судя по моим наблюдениям, на ФШ не особенно любят этику. Но, на мой взгляд, философия без этики в итоге сводится к математической теории множеств.

В этой статье я не ставлю себе задачу дать исторический экскурс по нравственным учениям. Моя задача прийти к новой постановке старой как мир проблемы.

Все этические учения можно разделить на два больших класса.

1. Утилитарная. Предлагается , что есть некие индивидуальные или социальные ценности( польза, счастье, равенство, свобода, жизнь и т.д.), и человек должен стремиться к их сохранению , выполнению, созиданию. К этому классу этики принадлежат все индивидуалистические и коллективистские теории.

2. Мистико-догматический. Предполагается, что есть некий свод законов и правил снизошедший с небес, и которые должны беспрекословно( часто бездумно) выполняться.

Но рассмотрим этическую проблему с иной позиции. А. Бергсон предложил понятия закрытые и открытые общества, а также закрытую и открытую морали.

Закрытые общества выстраивают моральные ценности исходя исключительно из пользы конкретного социума. Я расширю понятие закрытого общества до любой системы или лучше целостности. Индивидуумом или группой индивидуумов что-то признаётся за целостность. Это может быть собственный организм, семья, социальная группа, государство, всё человечество, и даже человечество + Высшая сущность. Если взять каждого отдельного индивидуума, то он может признавать не одну целостность , а систему целостностей, и даже выстраивать их в определённую иерархию. Человек всякий раз должен выбирать, какая целостность у него будет в приоритете в конкретном действии.

В принципе, из такого понимания закрытой морали в неё входят все утилитарные и мистико-догматические учения.

Что же остаётся открытой морали?

Вопрос этот не простой. Можно , конечно , высказать несколько предположений.

Во-первых, возможно имеется ввиду, что человек может всегда аннигилировать для себя ту или иную целостность, или наоборот , присвоить, и начать учитывать в своей иерархии целостностей новую .

Во-вторых, возможно, речь идёт о том самом нравственном законе, о котором пытался рассуждать Кант.

В-третьих, возможно это отношения Я-ТЫ , о которых проповедовал Бубер.

В-четвёртых, возможно это отношения к ближнему, о котором учил Христос( притча о самярянине)

Но как ни странно, если попытаемся в лоб охарактеризовать, описать принципы открытой морали, то всякий раз рискуем попасть в широчайшее определение закрытой морали.

Поэтому надо сначала обратить внимание на то ,что мы интуитивно чувствуем, что есть какой- то остаток неописанный закрытой моралью.

У А. Камю есть два замечательных произведения – это «Миф о Сизифе или абсурдный человек» и «Бунтующий человек». В первой книге Камю доказывает абсурдность любых целостных иерархий, во второй,что единственно на что годится закрытая мораль целостных иерархий это творческая война с нею. Конечно, я слишком вольно интерпретировал мысли Камю.

Основатель гештальттерапии Фредерик Перлз полагал: чтобы достичь зрелости и принять ответственность за самого себя, человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни: 1 уровень - клише — характеризуется стереотипностью и конформностью поведения. 2 уровень - искусственный, где доминируют роли и различные игры. Далее - уровень тупика, для которого характерны отсутствие поддержки и неумение в достаточной мере опереться на себя. Следующий уровень - внутренний взрыв.

Не правда ли , тупик и внутренний взрыв вполне совпадают с абсурдом и бунтом Камю.

Но у Ф. Перлза есть ещё понятие внешний взрыв.

Если внимательно читать Достоевского, то многие его герои явно находятся или в состоянии тупика или внутреннего взрыва. Разочарование не просто в какой-то конкретной целостности, а неприятие любых систем и иерархий.

Таким образом, можно провести доказательство от противного о существовании открытой морали. Но каким образом можно перейти от апофатики к катафатики?

Попробуем вывести обязательные условия для открытой этики.

1. Открыто-этическое действие может быть направленно исключительно на живое. Невозможно его направить на предмет(камень) или умозрительную целостность(семью)

2. Этическое всегда сочетает в себе свободу и ответственность. Если в системе закрытой морали между свободой и ответственностью встают нормы целостности, в отношении которой выполняется данное действие, то в сфере открытой этики свобода и ответственность совпадают, это проявление непосредственности.

Такой непосредственный контакт с Другим может только Диалогом.

Эллинская философия, уничтожив связь с Олимпом, выплеснула воду вместе с младенцем.

В мифологическом мышлении всегда присутствовал диалог с богами: молитва, жертва, предсказания, любое событие рассматривалось как сообщение.

Да это религия. Но до тех пор пока это не догматизировано, до тех пор пока это не используется в политических играх это единственный путь, уводящий от сетей закрытой морали.

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

1. Интересный подход. Сначала Вы вводите противоположность закрытый-открытый в различение этики, а затем гадаете, чтобы значило "закрытая этика" и "открытая этика". С таким же успехом можно взять другие пары: внутренний-внешний (различие этики у христиан, вообще всех целостных систем), знатный-подлый (различие этики у Ницше), правый-левый (различие этики в политике) и прочее.
2. Вместо того, чтобы играть в эти простые дихотомические оппозиции, пытаясь на пальцах понять несоразмерно этим простым делениям сложный феномен - этику, сначала, как мне кажется, надо попытаться разобраться, в чем состоит сам исследуемый феномен, в чем его сущность.
3. Вот мои предварительные замечания:
1) Этика может быть только между людьми. Об уединенном человеке, скажем, находящемся на необитаемом острове, не говорят как об этически ответственном субъекте. Правда, для такого уединенного человек (если он верит в Бога) останется еще взаимодействие с Абсолютным субъектом - Богом. Но ведь взаимодействие с Богом не относится непосредственно к этике, и является только частью мировоззрения человека (ведь всегда остается сомнение в его существовании).
2) В этику вступают только равные свободные субъекты. Если субъекты вступают отношения как не равные, то между ними не может быть этики - отношение господина и раба. Но если субъекты равные в своей свободе, то между ними возникает взаимное отражение их отношений, которое я назвал "формальной этикой".
Некоторые мои наброски по этому вопросу можно посмотреть здесь.

Аватар пользователя Сергей Александров

Булат, мне сдаётся, что ты не до конца прочитал. Сравни мои два пунктика с твоими.

"1. Открыто-этическое действие может быть направленно исключительно на живое. Невозможно его направить на предмет(камень) или умозрительную целостность(семью)
2. Этическое всегда сочетает в себе свободу и ответственность. Если в системе закрытой морали между свободой и ответственностью встают нормы целостности, в отношении которой выполняется данное действие, то в сфере открытой этики свобода и ответственность совпадают, это проявление непосредственности."

Моя задача уйти от закрытой морали. Любая формализация чужда открытой морали.
Поэтому свои подходы оставь для формальной этики. А для открытой этики они не подходящи.

Аватар пользователя actuspurus

1. Это Вы не поняли. Для самой этики различие "открытый-закрытый" является чем-то сторонним, несущественным. Вы сначала придумали проблему, навязав стороннее различение, а потом принялись решать полученное различие.
2. Сравните. Красота - внутренняя, внешняя. Вроде нормально. Справедливость - внутренняя, внешняя. Что тут не так, но мы делаем уточнение, скажем, внутри государства и вне его. Кажется опять все устаканилось. Мораль - внутренняя и внешняя. Опять можно уточнить, скажем, мораль внутри коллектива и вне его. Добро - внутреннее и внешнее. Это какой-то нонсенс. Добро не может быть разделено границей. Но ведь именно о добре (прежде всего) и идет речь в этике.
3. Тут может быть возникло некоторое недопонимание. Бергсон, если следовать Вашему посту, различает внутреннюю и внешнюю мораль. Но мораль - это часть поведенческой этики, которую можно уложить в рамки различия внутренний/внешний. А вот нравственность, этику добра - уложить в это различие не удастся. Быть может Вы употребляя термин этика имели в виду только мораль?

Аватар пользователя Сергей Александров

Согласен. В данном тексте я пренебрег различием между этикой и моралью. Исправил.
Попробую Вам лично объяснить проблему.
В каком-то видео Вы выдвинули мысль о экзистенции, как чистой форме.
Мол пока у меня не потраченные деньги в руке это и есть образ экзистенции. А вот теперь я потратил деньги на ту ценность, на другую. И всякий раз от этой траты и от самой приобретённой ценности получал разочарование. В итоге я разочаровался в ценностях и деньгах и самом этом процессе. Какой у меня выход. Теперь у меня одна цель разрушать все эти ценности. Вспомните некоторых героев Достоевского. О какой аксиологии закрытой морали может вообще, в таком случае, идти речь? Но жить то надо. Абсурд ,тупик и бунт не могут быть смыслом жизни.
Проблема есть?

Аватар пользователя mitin_vm

Браво, Булат, и преклоняюсь!
С уважением,

Митин

Аватар пользователя Palex

Сергей.Александров пишет:

В мифологическом мышлении всегда присутствовал диалог с богами: молитва, жертва, предсказания, любое событие рассматривалось как сообщение.

Перечитайте про Каина с Авелем. Землепашец Каин попробовал принести в жертву Богу пастуха Авеля, поскольку Богу больше понравилась жертва в виде ягненка, чем в виде злаков.

Не все так просто. Все так не просто...

Аватар пользователя Сергей Александров

Хороший пример, показательный. Авель принёс жертву( неважно что это было), как непосредственное сообщение Богу. Каин же увидел в жертвоприношении некое, правило, критерий, норму относительно которой надо соревноваться. То есть его жертва перешла из диалогической открытой морали в закрытую мораль, отсюда и омрачение рационализацией.

Аватар пользователя Palex

Первоначально жертву принесли плодами своими, как сообщение Богу, и Авель, и Каин.
Речь о том, что и Боги ошибаются. Поэтому вместе с верой нужно иметь всю историю религий. И иметь возможность сказать: "Боже мой, а тут Вы не прав!"

Аватар пользователя Сергей Александров

Хороший пример это многострадальный Иов. Как известно, его друзья его отговаривали "предъявлять претензии" к Богу с позиций закрытой мистико-догматической морали. А он призывал непосредственно Бога к общению.

Аватар пользователя Palex

Перечитаю.