Судя по моим наблюдениям, на ФШ не особенно любят этику. Но, на мой взгляд, философия без этики в итоге сводится к математической теории множеств.
В этой статье я не ставлю себе задачу дать исторический экскурс по нравственным учениям. Моя задача прийти к новой постановке старой как мир проблемы.
Все этические учения можно разделить на два больших класса.
1. Утилитарная. Предлагается , что есть некие индивидуальные или социальные ценности( польза, счастье, равенство, свобода, жизнь и т.д.), и человек должен стремиться к их сохранению , выполнению, созиданию. К этому классу этики принадлежат все индивидуалистические и коллективистские теории.
2. Мистико-догматический. Предполагается, что есть некий свод законов и правил снизошедший с небес, и которые должны беспрекословно( часто бездумно) выполняться.
Но рассмотрим этическую проблему с иной позиции. А. Бергсон предложил понятия закрытые и открытые общества, а также закрытую и открытую морали.
Закрытые общества выстраивают моральные ценности исходя исключительно из пользы конкретного социума. Я расширю понятие закрытого общества до любой системы или лучше целостности. Индивидуумом или группой индивидуумов что-то признаётся за целостность. Это может быть собственный организм, семья, социальная группа, государство, всё человечество, и даже человечество + Высшая сущность. Если взять каждого отдельного индивидуума, то он может признавать не одну целостность , а систему целостностей, и даже выстраивать их в определённую иерархию. Человек всякий раз должен выбирать, какая целостность у него будет в приоритете в конкретном действии.
В принципе, из такого понимания закрытой морали в неё входят все утилитарные и мистико-догматические учения.
Что же остаётся открытой морали?
Вопрос этот не простой. Можно , конечно , высказать несколько предположений.
Во-первых, возможно имеется ввиду, что человек может всегда аннигилировать для себя ту или иную целостность, или наоборот , присвоить, и начать учитывать в своей иерархии целостностей новую .
Во-вторых, возможно, речь идёт о том самом нравственном законе, о котором пытался рассуждать Кант.
В-третьих, возможно это отношения Я-ТЫ , о которых проповедовал Бубер.
В-четвёртых, возможно это отношения к ближнему, о котором учил Христос( притча о самярянине)
Но как ни странно, если попытаемся в лоб охарактеризовать, описать принципы открытой морали, то всякий раз рискуем попасть в широчайшее определение закрытой морали.
Поэтому надо сначала обратить внимание на то ,что мы интуитивно чувствуем, что есть какой- то остаток неописанный закрытой моралью.
У А. Камю есть два замечательных произведения – это «Миф о Сизифе или абсурдный человек» и «Бунтующий человек». В первой книге Камю доказывает абсурдность любых целостных иерархий, во второй,что единственно на что годится закрытая мораль целостных иерархий это творческая война с нею. Конечно, я слишком вольно интерпретировал мысли Камю.
Основатель гештальттерапии Фредерик Перлз полагал: чтобы достичь зрелости и принять ответственность за самого себя, человек должен тщательно проработать все свои невротические уровни: 1 уровень - клише — характеризуется стереотипностью и конформностью поведения. 2 уровень - искусственный, где доминируют роли и различные игры. Далее - уровень тупика, для которого характерны отсутствие поддержки и неумение в достаточной мере опереться на себя. Следующий уровень - внутренний взрыв.
Не правда ли , тупик и внутренний взрыв вполне совпадают с абсурдом и бунтом Камю.
Но у Ф. Перлза есть ещё понятие внешний взрыв.
Если внимательно читать Достоевского, то многие его герои явно находятся или в состоянии тупика или внутреннего взрыва. Разочарование не просто в какой-то конкретной целостности, а неприятие любых систем и иерархий.
Таким образом, можно провести доказательство от противного о существовании открытой морали. Но каким образом можно перейти от апофатики к катафатики?
Попробуем вывести обязательные условия для открытой этики.
1. Открыто-этическое действие может быть направленно исключительно на живое. Невозможно его направить на предмет(камень) или умозрительную целостность(семью)
2. Этическое всегда сочетает в себе свободу и ответственность. Если в системе закрытой морали между свободой и ответственностью встают нормы целостности, в отношении которой выполняется данное действие, то в сфере открытой этики свобода и ответственность совпадают, это проявление непосредственности.
Такой непосредственный контакт с Другим может только Диалогом.
Эллинская философия, уничтожив связь с Олимпом, выплеснула воду вместе с младенцем.
В мифологическом мышлении всегда присутствовал диалог с богами: молитва, жертва, предсказания, любое событие рассматривалось как сообщение.
Да это религия. Но до тех пор пока это не догматизировано, до тех пор пока это не используется в политических играх это единственный путь, уводящий от сетей закрытой морали.
Комментарии
1. Интересный подход. Сначала Вы вводите противоположность закрытый-открытый в различение этики, а затем гадаете, чтобы значило "закрытая этика" и "открытая этика". С таким же успехом можно взять другие пары: внутренний-внешний (различие этики у христиан, вообще всех целостных систем), знатный-подлый (различие этики у Ницше), правый-левый (различие этики в политике) и прочее.
2. Вместо того, чтобы играть в эти простые дихотомические оппозиции, пытаясь на пальцах понять несоразмерно этим простым делениям сложный феномен - этику, сначала, как мне кажется, надо попытаться разобраться, в чем состоит сам исследуемый феномен, в чем его сущность.
3. Вот мои предварительные замечания:
1) Этика может быть только между людьми. Об уединенном человеке, скажем, находящемся на необитаемом острове, не говорят как об этически ответственном субъекте. Правда, для такого уединенного человек (если он верит в Бога) останется еще взаимодействие с Абсолютным субъектом - Богом. Но ведь взаимодействие с Богом не относится непосредственно к этике, и является только частью мировоззрения человека (ведь всегда остается сомнение в его существовании).
2) В этику вступают только равные свободные субъекты. Если субъекты вступают отношения как не равные, то между ними не может быть этики - отношение господина и раба. Но если субъекты равные в своей свободе, то между ними возникает взаимное отражение их отношений, которое я назвал "формальной этикой".
Некоторые мои наброски по этому вопросу можно посмотреть здесь.
Булат, мне сдаётся, что ты не до конца прочитал. Сравни мои два пунктика с твоими.
"1. Открыто-этическое действие может быть направленно исключительно на живое. Невозможно его направить на предмет(камень) или умозрительную целостность(семью)
2. Этическое всегда сочетает в себе свободу и ответственность. Если в системе закрытой морали между свободой и ответственностью встают нормы целостности, в отношении которой выполняется данное действие, то в сфере открытой этики свобода и ответственность совпадают, это проявление непосредственности."
Моя задача уйти от закрытой морали. Любая формализация чужда открытой морали.
Поэтому свои подходы оставь для формальной этики. А для открытой этики они не подходящи.
1. Это Вы не поняли. Для самой этики различие "открытый-закрытый" является чем-то сторонним, несущественным. Вы сначала придумали проблему, навязав стороннее различение, а потом принялись решать полученное различие.
2. Сравните. Красота - внутренняя, внешняя. Вроде нормально. Справедливость - внутренняя, внешняя. Что тут не так, но мы делаем уточнение, скажем, внутри государства и вне его. Кажется опять все устаканилось. Мораль - внутренняя и внешняя. Опять можно уточнить, скажем, мораль внутри коллектива и вне его. Добро - внутреннее и внешнее. Это какой-то нонсенс. Добро не может быть разделено границей. Но ведь именно о добре (прежде всего) и идет речь в этике.
3. Тут может быть возникло некоторое недопонимание. Бергсон, если следовать Вашему посту, различает внутреннюю и внешнюю мораль. Но мораль - это часть поведенческой этики, которую можно уложить в рамки различия внутренний/внешний. А вот нравственность, этику добра - уложить в это различие не удастся. Быть может Вы употребляя термин этика имели в виду только мораль?
Согласен. В данном тексте я пренебрег различием между этикой и моралью. Исправил.
Попробую Вам лично объяснить проблему.
В каком-то видео Вы выдвинули мысль о экзистенции, как чистой форме.
Мол пока у меня не потраченные деньги в руке это и есть образ экзистенции. А вот теперь я потратил деньги на ту ценность, на другую. И всякий раз от этой траты и от самой приобретённой ценности получал разочарование. В итоге я разочаровался в ценностях и деньгах и самом этом процессе. Какой у меня выход. Теперь у меня одна цель разрушать все эти ценности. Вспомните некоторых героев Достоевского. О какой аксиологии закрытой морали может вообще, в таком случае, идти речь? Но жить то надо. Абсурд ,тупик и бунт не могут быть смыслом жизни.
Проблема есть?
Браво, Булат, и преклоняюсь!
С уважением,
Митин
Сергей.Александров пишет:
Перечитайте про Каина с Авелем. Землепашец Каин попробовал принести в жертву Богу пастуха Авеля, поскольку Богу больше понравилась жертва в виде ягненка, чем в виде злаков.
Не все так просто. Все так не просто...
Хороший пример, показательный. Авель принёс жертву( неважно что это было), как непосредственное сообщение Богу. Каин же увидел в жертвоприношении некое, правило, критерий, норму относительно которой надо соревноваться. То есть его жертва перешла из диалогической открытой морали в закрытую мораль, отсюда и омрачение рационализацией.
Первоначально жертву принесли плодами своими, как сообщение Богу, и Авель, и Каин.
Речь о том, что и Боги ошибаются. Поэтому вместе с верой нужно иметь всю историю религий. И иметь возможность сказать: "Боже мой, а тут Вы не прав!"
Хороший пример это многострадальный Иов. Как известно, его друзья его отговаривали "предъявлять претензии" к Богу с позиций закрытой мистико-догматической морали. А он призывал непосредственно Бога к общению.
Перечитаю.