1.3.2. Вторая часть третьего параграфа, пп. 1–5. Конспект

Аватар пользователя romantaran

  1. Принцип основания: А отчасти = -А. Противоположности совпадают в некотором признаке Х, который является основанием отношения, тождественные же вещи различаются в некотором признаке Х, который является основанием различения.
  2. а) Полагаемому А противополагается -А, и таким образом А уничтожается и не уничтожается, т.е. уничтожается только отчасти. Х, принадлежащий А, полагается в -А, а значит А и -А совпадают в Х. Это можно проиллюстрировать следующей схемой:

    Capture280207

    b) Положение «В = А» заключает в себе два полагания: полагание А и полагание В. Раз так, то В не= А, а следовательно В = -А. Отсюда мы видим, что положение «В = А» тождественно положению «-А = А», а значит полагается опять некий Х, равный самому себе, и равный А, и равный В. Поскольку А и В тождественны Х, постольку А = В, поскольку же А и В не суть Х, постольку А = -В.

    «Каждое обоснованное суждение имеет, стало быть, только одно основание отношения и только одно основание различения».

  3. Поскольку указанный логический принцип основания определяется (т.е. ограничивается) материальным основоположением Я есмь, он имеет только частичную значимость для познания. Этому принципу не подчиняются суждения об абсолютном Я; такие суждения имеют силу просто и безо всякого основания.
  4.  Суждения, выявляющие в сравниваемых вещах основание различения называются антитетическими (отрицательными). Суждения, выявляющие в сравниваемых вещах основание отношения называются синтетическими (утвердительными).
  5. Антитезис и синтез предполагают друг друга. То же относится и к соответствующим суждениям.
  6. Синтетические суждения a priori возможны как частные случаи синтеза Я и не-Я. 
  7. [Синтетическими Кант называет суждения, предикат которых не мыслится в субъекте, а извне прибавляется к нему (напр., «тела имеют тяжесть»). Синтетическим суждениям противоположны аналитические, предикат которых заранее смутно мыслится в субъекте и извлекается из него по закону тождества (напр., «все тела протяженны»).]

    Комментарии

    Аватар пользователя actuspurus

    Dixi, Actuspurus

    1. Мне кажется, суждение Фихте: «Каждое обоснованное суждение имеет, стало быть, только одно основание отношения и только одно основание различения" не совсем верно. Действительно, пусть В-Сократ, а А-Человек, тогда В=А будет звучать так: Сократ- человек. Но существует много оснований для отношения и различения - так основанием для отношения может быть понятие житель Земли и живое существо, а различения - афинянин, гражданин, историческая личность, и т.д.

    2. Доказательство у Фихте здесь формальное, такой вывод получается, если В=-А, тогда как следует сказать, что В только входит в множетсво не-А и не покрывает его полностью.

    3. Но это, конечно, придирки, для движения Фихте это не существенно.

    Аватар пользователя Неокантианец

    "Сократ - человек"... основанием
    для отношения может быть понятие житель Земли и живое существо

    Я понял так, что Фихте говоря о единственности основания
    отношения имел в виду ближайшее по рангу основание отношения. У него же идея
    (пафос) дедукции, долженствования выводить все суждения (все знания) из первых
    трёх основоположений, идти от них последовательно, не скакать случайным
    образом. И если эту его идею иметь в виду, то в данном случае основанием
    отношения наверно будет что-нибудь навроде "двуногое разумное
    существо", т.е. тот признак, по которому мы вообще распознаём человеков. А
    например признак "живое существо" никак не может считаться основанием
    отношения, просто по определению этого понятия "основание отношения".
    Потому что в нём должно быть то, на основании чего мы как раз и утверждаем
    равенство Сократа и человека. Быть же живым существом ещё не достаточно для
    утверждения такого равенства, это слишком широкое понятие, на основании его
    невозможно заключить о равенстве Сократа человеку, и мы утверждая указанное
    равенство в реальности основывали (опять же в реальности) это своё утверждение
    не на том, что они оба живые существа, а на нечто более определённом, на некоем
    более узком понятии.

    А вообще, по правде говоря, вопрос Ваш архи-презамечателен!
    Заставил вчитаться в текст внимательнейше и помыслить от всей души!

    Аватар пользователя Неокантианец

    "Сократ - человек"...  основанием для различения может быть понятие афинянин,
    гражданин, историческая личность, и т.д.

    А здесь мне представляется, что правильным (т.е. ближайшим)
    отношение различения будет что-то типа такого: "множественность
    людей". Конкретные же, частные признаки, по которым люди различаются друг
    от друга, - это уже следующие ранги, следующие уровни в иерархии дедукции.

    2. Доказательство у Фихте здесь
    формальное, такой вывод получается, если В=-А, тогда как следует сказать, что В
    только входит в множетсво не-А и не покрывает его полностью.

    Мне представляется, что не доказательство Фихте формальное,
    а скорей ваша интерпретация его доказательства формальна. Если посмотреть ход
    его мысли от начала, то видно, что в А=В имеется в виду под В именно не-А, в
    том смысле что В берётся именно в аспекте не-А, именно в противположности А. В
    этом как раз и состоит конкретность Фихте (в пику абстрактному рассмотрению на
    уровне пересечений и объединений множеств).

    Аватар пользователя admin

    actuspurus пишет:

    Но существует много оснований для отношения и различения - так основанием для отношения может быть понятие житель Земли и живое существо, а различения - афинянин, гражданин, историческая личность, и т.д.

     

    Но ведь Фихте и говорит дальше, после процитированного мной предложения: «Если же оно [суждение] их имеет несколько, оно представляет собою уже не одно суждение, а несколько».

    Аватар пользователя admin

    Потом, Фихте приводит в седьмом пункте пример:

    Например, птица – животное. Тут
    основанием отношения, которое служит предметом рефлексии,
    является то определенное понятие животного, согласно коему
    оно состоит из материи, из организованной материи, из
    материи, наделенной животной жизнью; основанием же
    различия, от которого отвлекаются, является специфическое
    различие разных животных видов, выражающееся в том, что они
    имеют две или четыре ноги, наделены перьями, чешуей или
    покрытой волосами кожей. Или же: растение не есть животное.
    Тут основанием различия, на которое направляется рефлексия,
    является специфическое различие между растением и животным;
    основанием же отношения, от которого отвлекаются, является
    организация вообще.

    Давайте разбираться, что имеется в виду под основанием

    Аватар пользователя actuspurus

    Dixi, Actuspurus

    Мой комментарий на примеры Фихте:
    1. "Птица - животное". Любое общее понятие для понятий "птица" и "животное", например, "живое существо" и "организм" являются основанием отношения, а понятие, которое включает как элемент понятие "птица", но не является общим для понятия "животное", является основанием различия, например, понятия " крылатые животные", "летающие животные". Кажется так.
    2. Но это формальный анализ отношения понятий. У Фихте почему-то отношения понятий не только формальны, но и содержательны - см. мой комментарий на тетические суждения - http://philosophystorm.ru/romantaran/274#comment-1079.

    Аватар пользователя actuspurus

    Dixi, Actuspurus
    1. Почему у Фихте, одно основание отношения и одно основание различия для каждого суждения. Мне кажется, это следует из его логики доказательства принципа основания.
    2. В пункте б) доказательства читаем:


    Отсюда ясно, каким образом может быть правомерно положение A=B, которое само по себе противоречит положению A=A. X=X, A=X, B=X; следовательно, A=B, поскольку они оба =X; но A =-B, поскольку они оба =-X."

    Каким образом получается, что А=В ясно, но вот как понимать вывод "но A =-B, поскольку они оба =-X"?

    3. Возможно, действительно, В - не произвольная переменная, но В=-А (как считает, Неокантианец) и, значит, по сути все пространство возможностей разбито на две части - А и не-А. В этом случае, кажется, все получается.
    4. Но при такой интерпретации, все суждения, о который ведет речь Фихте должны сводиться к суждениям типа А=А или А=-А в некотором Х, а это не охватывает все возможные суждения. При таком раскладе, как мне кажется, не получится необходимой всеобщности разговора о синтетических, антитетических и тетических суждениях.

    Аватар пользователя Неокантианец

    3. Возможно, действительно, В - не произвольная переменная, но В=-А (как считает, Неокантианец)

    Это Вы недопустимо огрубили мою трактовку. Тут нужен более тонкий подход. А и В могут быть самыми произвольными, но искать основания А=В мы должны не произвольно. А именно: должны искать самые ближайшие основания. Так, мне так кажется, Фихте имел в виду.

    Аватар пользователя admin

    Похоже, что суть этого фрагмента заключена в следующем пояснении Фихте:

    Одинаковости противополагаются друг другу, а противоположности уравниваются только в одной части. Ибо если бы они противополагались во многих частях, то есть если бы в самих противоположностях были противоположные признаки, то одинаковость обоих относилась бы к тому, в чем равны подвергаемые сравнению моменты, и они не были бы, следовательно, противоположны; и наоборот. 

    Давайте сообща попробуем перевести это на общедоступный язык.

    Аватар пользователя Неокантианец

    Фихте говорит: "Одинаковости противополагаются друг другу, а
    противоположности уравниваются только в одной части. Ибо если бы они
    противополагались во многих частях, то есть если бы в самих противоположностях
    были противоположные признаки, то одинаковость обоих относилась бы к тому, в
    чем равны подвергаемые сравнению моменты, и они не были бы, следовательно,
    противоположны; и наоборот."

    У меня такое понимание этого места. Если мы возьмём
    высказывание А=В и будем искать основание различия и основание отношения, то мы
    должны брать А и В как именно целостности, единства, т.е. мы должны
    абстрагироваться от противоположных признаков (а на самом деле все признаки
    взаимо-противоположны) внутри А и внутри В. Брать в рассмотрение
    противоположные признаки внутри скажем В означает искать основания отношения и
    различия для этих уже признаков, т.е. переходить к рассмотрению суждения С=В,
    где С есть некоторый второй признак внутри В. И чтобы этого не произошло, мы
    должны все прочие признаки пока не выделять, не фиксировать на них внимание.

    Аватар пользователя admin

    Мой вариант. Для начала, простая переформулировка.

    Тут как бы проводится доказательство от противного:

    «Допустим, противоположности противополагаются друг другу во многих частях.
    Тогда в самих противоположностях есть противоположные признаки.

    Из этого следует, что одинаковость исходных противоположностей относится к
    тому, в чем одинаковы подвергаемые сравнению признаки. Но если так, то эти
    признаки не противоположны.

    Следовательно, одинаковости противополагаются друг другу, а противоположности
    уравниваются только в одной части.»

    Аватар пользователя Неокантианец

    Суждения, выявляющие в сравниваемых вещах
    основание различения называются антитетическими (отрицательными). Суждения,
    выявляющие в сравниваемых вещах основание отношения называются синтетическими
    (утвердительными).

    Тут мне кажется не совсем корректное определение. Правильней
    наверно так, нет?:

    Суждения, получающиеся в результате нахождения (выявления) основания
    различения, называются антитетическими. Суждения, получающиеся в результате
    нахождения (выявления) основания отношения, называются синтетическими.

    Аватар пользователя admin

    По-моему, столь тонкими нюансами можно пренебречь. :)

    • В твоем варианте: суждения получаются в результате нахождения. 
    • В моем варианте: суждения выявляют.
    • Синтез :) : суждения (в словесной форме) выявляют то, что найдено (мыслью).
    Аватар пользователя Неокантианец

    Я бы всё-таки предположил существенное различие в наших
    формулировках. Косвенным подтверждением этого различия, так мне кажется,
    является твоё предложение выше (вслед за Актуспурусом) разобраться что же Фихте
    имел в виду под основаниями, несмотря на то что суждения-то всегда явлены.

    P.S. А уведомления опять
    перестали приходить?

    Аватар пользователя pupil

    В чем тождество и различие тождества и различия? Smile

    Аватар пользователя admin

    Тождество и различие одинаково причастны бытию, в этом они тождественны. Но поскольку тождество причастно бытию, постольку различие ему непричастно и наоборот. То есть, в той степени, в какой тождество есть бытие, в такой же степени различие есть небытие. Но бытие и небытие различны, следовательно, тождество и различие различны (по своему причастию к бытию).

    Примерно так, если кратко. Smile

    Аватар пользователя pupil

    Да,  Р.В. Светлов  был  Учитель.

    Аватар пользователя admin

    В группе Аудиокниги выложены его лекции по поздней античной и ранней христианской философии.