(1) Почему невозможно доказательство того, что не-А не равно не есть А? Почему это положение невозможно вывести из положения А=А?
Обращусь к тексту и прокомментирую его. Невозможность доказательства объясняется Фихте в третьем пункте второго параграфа. Доказать некоторое положение — значит обосновать его, вывести с необходимостью из другого положения. Требуется обосновать положение «не-А не есть А». Из чего его можно вывести? Только из положения «А есть А», поскольку ничего другого у нас нет.
«Но такое доказательство невозможно», говорит Фихте. «Ибо, если даже предположить самое большее, а именно, что установленное положение» (т.е. положение -А не= А) «совершенно одинаково с положением: -A = -A, <…> то и тогда бы тут полагалась безусловно та же самая связь (= X), как и выше». То есть, оба суждения — «А=А» и «-А не= А» — предполагают ту же самую безусловную связь Х, которая, как мы помним, по Фихте, есть самополагание Я (Я есмь). «То есть тут не было бы никакого положения, выведенного из положения: A=A, а фигурировало бы просто само это положение». Вместо того, чтобы вывести одно из другого мы обнаруживаем их существенное тождество! Оба суждения суть X!
«И таким образом, действительно форма этого положения,» (-А не= А), «поскольку оно является только логическим положением, подчиняется высшей форме, форменности вообще, единству сознания» — Я есмь.
Комментарии
А смысловая определенность сама по себе и А=А очевидно.
- А смысловая определенность только как не А и -А = -А ложно в общем случае.
Отсюда какая-то неубедительность.
Почему ложно? Ведь А=А очевидно для любой смысловой определённости. Значит в том числе и для "смысловой определённости только как не А".
Я взял 3 понятия и цепочку:
Стол есть стол.
Стул не стол.
Кровать не стол.
-A = -A ложно
Кто из участников может указать на ошибку в этом рассуждении?
Я бы предложил такое опровержение. Стол, на самом-то деле, не есть "не-стул". Иными словами, высказывание "стол есть не-стул" ложно. Потому что стол, кроме того что он не-стул, имеет в себе ещё и другие определённости (делающие его как раз столом, а не например кроватью).
Или ещё то же самое можно сказать так: если мы обозначим стул через А, то обозначать стол и кровать через -А будет ошибкой. Поскольку через -А мы, по определению понятия -А, обозначаем то, что имеет лишь единственное свойство - свойство быть отличным от А - и не имеет больше никаких других определённых свойств.
Ещё по-третьему скажу. Да, высказывание "стол=кровать" истинно. Но именно в том отношении, в котором стол и кровать оба не есть стул. Но ложно, если мы указанное тождество будем рассматривать в отношении специфических определённостей стола и кровати.
Понятно. Спасибо!
Я бы сказал проще. Если А — стол, то не-А, соответственно, не-стол. Так вот кровать и стул, конечно, подпадают под понятие не-стол, но не исчерпывают его. Они лишь частное проявление не-стола, но не не-стол как таковой.
Понимание отрицания , кажется, растет. Итак:
1) кровать и стул подпадают под понятие не-стол, но не исчерпываются им.
2) кровать и стул подпадают под понятие не-стол, но не исчерпывают его.
(1) Почему невозможно доказательство того, что не-А не равно А? Почему это положение невозможно вывести из положения А=А?
Предположим, мы бы всё-таки попытались доказать указанное положение. Тогда для этого нам, прежде всего, надо было бы понять смысл терминов, конституирующих это положение. В частности смысл термина -А. Что такое -А? Каков смысл термина -А? Я так понимаю, смысл его таков: это то, что не есть А. Если так, тогда получается, что указанное положение можно переформулировать следующим образом: доказать, что "то, что не есть А, не есть А". Но ведь, ясно дело, "то, что не есть А" есть некая смысловая определённость. И стало быть нам требуется доказать, что "А есть А" (здесь мы фактически просто обозначили "то, что не есть А" через А). Таким образом, мы воочию убедились, что положение "-А-=А" тавтологично, тождественно положению "А=А". И по идее, вроде бы, данное рассуждение можно засчитать как именно доказательство.
Хм, да, лихо закручено…
Значит, если эти два положения тождественны, то А и не-А тождественны? Или же эти положения тождественны только по форме, а по содержанию различны?
Ну да, по содержанию, разумеется, различны, а по форме тождественны. Форма здесь - это "некая смысловая определённость". И А, и -А суть оба есть такая форма.
Да. Теперь самое время задуматься над тем, почему второе основоположение называется обусловленным по содержанию (см. название второго параграфа).
Dixi, Actuspurus
1. Для того, что доказать это Вы еще должны доказать, что
"-=А" = "-А" или иначе говоря коммутативность (перестановочность) операторов "-" и "=". Ведь если взять В=-А, то получим только В-=А или В-=-В, если учесть что А=-В. (Здесь правда, тоже следует доказать, что из В=-А следует, что А=-В, или в общем случае --А=А.) В любом случае, невозможно из А=А к -А-=А методом подстановки.
Я неверно проинтерпретировал этот фрагмент. Исправления выделяю жирным.
Суть-то в том, что согласно законам логики, выражение -A -= A тождественно выражению -A = -A.
Dixi, Actuspurus
1. Надо ли это понимать так: Второе основоположение есть следствие первого, по крайней мере в том, что касается формы (т.е. формального вывода, но ведь другого вывода не существует)?
2. В чем же тогда различие этих положений и почему не достаточно одного - первого основоположения?
3. Мои пояснения здесь: http://philosophystorm.ru/romantaran/205#comment-662
Нет, второе основоположение не есть следствие первого. Фихте и говорит в п.6, что действие противоположения со стороны своей формы — безусловно.
С твоими пояснениями по ссылке согласен.