Нашел свою курсовую, кажется, третьего курса. Вот как в ней проводится диалектика бытия и небытия. Каждый параграф еще сопровождался обширным толкованием, которое я здесь опускаю.
§ 1. Бытие и небытие суть одно.
В самом деле, бытие есть нечто одно, небытие тоже есть нечто одно, оба они причастны единству. Причастное же единству не есть единое само по себе, но — и единое, и не-единое. Единое же само по себе — одно, — прежде того, что ему причастно и представляет собой начало бытия и небытия. Следовательно, бытие и небытие имеют общую природу, в которой они тождественны и суть одно.
§ 2. Тем не менее, бытие и небытие различны.
Различные имена, очевидно, могут относиться только к различным частям единой природы.
§ 3. Бытие не есть небытие, ибо не всё равно, утверждать ли «нечто существует» или же «нечто не существует».
§ 4. Небытие не есть бытие, также не есть оно и отсутствие бытия, но лишь иное, и по сущности ничем не уступает сущему.
В самом деле, те вещи, к которым относятся отрицательные определения, существуют в такой же степени, что и вещи, к которым относятся следующие за отрицанием слова. Значит, в этом случае, бытие противопоставляется бытию, а противоположное бытию есть небытие. Следовательно, небытие существует в той же мере, что и бытие.
§ 5. Бытие и небытие неразрывно связаны между собой, хотя и различны.
В самом деле, бытие есть бытие только в отношении небытия, само же по себе оно — одно. Также и небытие является тем, что оно есть только по отношению к бытию. Следовательно, бытие и небытие различны и нераздельны.
§ 6. Бытие и небытие различны только приобщаясь отличия, значит, бытие, небытие и отличное — три разные природы.
В самом деле, бытие не заключает в себе отличия, иначе оно было бы отлично от себя, т.е. было бы небытием. Небытию тоже не присуще отличие. Через самих себя они не могут быть различны и суть одно. Но поскольку бытие и небытие всё же различны, значит различными они становятся только приобщаясь отличия. Стало быть, бытие, небытие и отличное — три разные природы.
§ 7. Приобщаясь отличия, бытие и небытие становятся тождественны.
В самом деле, бытие, приобщаясь отличного, становится отличным от самого себя, небытием. В свою очередь и небытие, приобщаясь отличного, становится бытием. Но бытие и небытие приобщаются одного и того же, а именно отличного, следовательно, в отличном они становятся одним и тем же, тождественным.
§ 8. Различие бытия и небытия есть тождество бытия и небытия.
Действительно, бытие настолько же отлично от небытия, насколько и небытие отлично от бытия, стало быть, отличие одинаково свойственно и тому, и другому. С другой стороны, и отличное в той же мере приобщается как бытию, так и небытию, и поэтому есть то же, что бытие и небытие. Следовательно, различие бытия и небытия есть их тождество.
§ 9. Природа отличного есть единство тождества и различия бытия и небытия.
Тождество и различие противоположны друг другу, но мы нашли, что они суть действия отличного. Стало быть, природа отличного не есть ни тождество, ни различие, но содержит их, а потому есть их единство. В самом деле, в отличном бытие и небытие нашли свое тождество, следовательно, отличное представляет собой тождество бытия и небытия. Но они также и различаются, будучи причастны отличного и отличное есть не что иное, как различие бытия и небытия. Отсюда ясно, что природа отличного есть единство тождества и различия бытия и небытия.
Комментарии
Хочу использовать часть материала для метод.разработки. Можно ли использовать Ваш материал? Ссылки гарантирую.
Природа человеческого знания такова, что она требует достижения определенности. Вот мысль платоновского "Парменида" такой определенности не содержит. Абсолютно ясно, что цепь рассуждений может быть продолжена. Но если мысль, являющаяся предметом исследования диалога демонстрирует наглядно свою принципиальную незавершенность, то мы можем сделать выводы о ее природе.
Этот диалог - сокровищница мысли и Платон сам знает об этом. И все же я не стал бы слепо следовать платоновскому ходу рассуждений, как поступил Роман Таран. Я предпочел бы не удерживаться на ее высоте, а дать приземленную, читаемую, такую схему.
1, бытие - есть, небытие - тоже. Значит они имеют общую природу, в которой они тождественны и суть одно.
2, бытие и небытие - различны, а потому относятся к различным частям одной и той же природы.
3,следовательно, небытие есть иное бытие, хотя по своей сущности оно ни в чем ему не уступает.
В самом деле отрицательные определения существуют в той же степени как и положительные и в своем единстве выражают отличие.
4, бытие и небытие неразрывно связаны между собой. Их различие коренится в единстве, а последнее есть проявление различия.
5, вот это выделение и есть единая основа мысли, свойством которой является нахождение отличий и единств.
6, таким образом, бытие и небытие являются выражением действия мысли по нахождению единства и различия, взятого в аспекте их существования, преломления к "реальности".
Если не сделать таких выводов из платоновского диалога, то он предстает перед нами как бесконечная гимнастика ума в которой выражается бесконечность человеческого отношения к миру воплощенное в феномене мысли.
Бытие есть идея ума. Но людям почему-то редко удается соблюдать это различие между бытием-идеей и бытием как, условно скажем, нечто реальным. Тут есть довольно хитрая штука: когда мы отрицаем бытие, мы отрицаем само бытие, но не идею бытия и получаем в результате некую новую идею небытия. Сомнение же в идее бытия лишь отвергает эту идею и никаких новых идей при этом не порождает. Можно поправить Гераклита: есть идея бытия и есть идея небытия. Вслед можно поправить и Парменида: есть идея бытия, а реального небытия нет. И как бы продолжить: реального бытия и реального небытия нет.
Вы абсолютно правы. Идея делает нашу жизнь осмысленной. Если же мы мыслить не в состоянии, то и бытия, небытия не возможно заметить. Таким образом мысль о бытии сливается с ним самим. Наша жизнь только потому является такой, что мы ее осмысливаем. Однако из этих рассуждений не следует вывод, что бытие и мысль - одно и то же. Мысль о бытии - это мысль о должном, о том как надо прожить нашу жизнь, то есть о способе бытия. И перед нами всегда стоит вопрос: бытие и способ бытия - это одно и тоже? В зависимости от того как мы на него отвечаем, мы либо утверждаем, либо отвергаем тезис о тождественности мысли и бытия. Сторонники тождественности мысли и бытия не понимают значения описанного мной различия. Отождествление способа бытия с самим бытием характерно для конечного, выделенного существования, когда мы стремимся быть, когда выделенность синонимична самостоятельному принятию решения. Эта самостоятельность и есть осмысленность, то есть противопоставление себя, своих интересов - окружающему.
Для меня очевидно, что жизнь мира в целом не может быть осуществима по принципам нашего конечного существования. Принципы нашей жизни - дополнительны принципам всеобщего бытия, но нет никаких оснований в пользу распространения выводов о нашей жизни на всеобщее.
Человек не смешивающий понятие о бытии с самим бытием, есть человек осознающий разницу между конечным способом бытования и бытием.
Так я и не понял, в чем я абсолютно прав?
Что такое "само бытие"? Самого бытия нет, есть мысль о бытии. Вернее, тут и возникает некоторая путаница, неопределенность. Мы говорим уже о бытии как о самом бытии. И эта мысль о самом бытии есть наша идея. Отрицание этого самого бытия дает нам идею самого небытия. Но отрицание идеи не дает никаких других идей. Это и интересно. Просто надо различать логические рассуждения в рамках неких определенных идей, и сами эти идеи.
Вот возьмем такой пример. Человек говорит: вселенная существует! Но задумавшись и проанализировав некоторые моменты (типа, диалектика), он приходит к выводу: вселенная не существует! Но ведь это ошибка! Он, сам того незамечая, отрицает содержание идеи (давая ей противоположное содержание), но не саму идею. Т.е. если "вселенная существует" - заблуждение, то "вселенная не существует" - еще большее заблуждение.
Вот у животных нет никаких идей в голове, они живут себе спокойно, даже не задумываясь о "способах". А человек напридумывал себе всяких идей и как бы в заложниках у этих идей, потому что бороться с ними не может. Отрицание идеи ничего не дает.
Поясню то, в чем я вижу вашу правоту. 1, "Бытие есть идея ума"; 2,"когда мы отрицаем бытие, мы отрицаем само бытие, но не идею бытия и получаем в результате некую новую идею небытия".На мой взгляд, повторюсь, вы абсолютно правильно обрисовали проблему того, каким образом в мысли выражается существование. И совершенно верно отмечаете, что" Но отрицание идеи не дает никаких других идей". Это происходит потому, что идеи вырабатываются не ради них самих, а в целях вписывания человека в жизнь. Именно осознание такой природы мысли и заставляет нас усомниться в отождествлении мысли и реальности. Ведь рядом с одной мыслью, мы можем всегда поместить и другую. Конечность, направленность мысли, ее выделенность из однородности, делают ее не только преобразующей силой, но и основанием, утратившим фундаментальность, ставшим уязвимым. И эта хрупкость оборачивается невиданной мощью, источником Вечного. Существование Истины через Мнение - это сокровенное тайна бытия. Поэтому я не разделяю вашего вывода о том, что
Отрицание - это обновление, когда идея, сознавая свою конечность, превращается в новую идею. Небытие и бытие - стороны одной и той же монеты - Вечно обновляющейся жизни. Наше сомнение в истинности идеи - онтологический механизм бытия.
А это и есть главный посыл моего сообщения. Я указываю на различие между идеей бытия и идеей бытия.
Вы говорите об отрицании идеи бытия, т.е. об отрицании бытии, отрицании идеи относительно к её содержанию, я же говорил об отрицании идеи бытия, т.е. об отрицании самой идеи безотносительно к содержанию.
Позволю себе заметить следующее. Мысль ни о чем - это вовсе и не мысль. Но парадоксальность взаимосвязи мысли и бытия вы ухватили очень хорошо.
Нет бытия, есть мысль о бытии. Можно отрицать бытие и получить мысли о небытии, а можно вообще отбросить мысль о бытии и не напрягаться. Очень интересно Вы заметили:
По большому счету, все наши мысли ни о чем.
Не наши, а ваши.
Это наезд? Я Вам когда-то написал и напишу еще раз: каждому свое. Я стараюсь излагать свои мысли понятно и ясно в меру своих возможностей. Если кто-то видит в моих рассуждениях что-то любопытное, я этому рад; если не видит, то мне очень жаль, конечно, но что я могу поделать?
Это не наезд, это Философский Штурм. Поскольку "каждому свое", то так и пишите: мысли Дмитрия ни о чем...
пысы: лучше бы прочитали, что тут автор написал...
Ладно, мысли Дмитрия ни о чем. Не читайте меня больше, просто проходите мимо.
Я не поддерживаю резкость высказывания onomatodox'a. Обидный тон - логическая ошибка. Это было известно еще Амритачандру Сури: http://www.philosophystorm.ru/sofokl/1766.
Да, можно построить возражения на субъективистской основе, только тогда вам необходимо объяснить, почему мысли конечны, оформлены, почему они множественны, почему сменяют друг друга.
Софокл, Вы тогда мне заметили, что
Согласен, но при чем тут это? Я же говорю об идеях. Человек смотрит на мир через призму своих идей, играет этими идеями. Философ изучает идеи, хочет понять их истиную природу. Вот я, собственно, об этом.
Дмитрий:
Я только еще раз хочу подчеркнуть, что исхожу и озвученной вами позиции. Понимаете, в чем дело, когда вы говорить о том, что по большому счету все наши мысли ни о чем, то естественным образом возникает ассоциация, что человеческие идеи замкнуты на себя, варятся в своем эксклюзивном котле. Такой ход аргументации в философии имеет название - субъективизм. А разве возможен анализ, если мы находимся в однородной среде? Исследование всегда предполагает наличие внешней точки отсчета, разрыва гомогенности. Поэтому, если мы хотим "понять природу чего-то", то должны выйти за рамки однородности. Мы должны саму призму идей, через которую смотрим на мир сделать не прозрачной, предметом исследования. В предложенном же вами методе, этот момент становится каким-то далеким, не читаемым фоном. Мое предложение состоит в следующем. Понять, что выражение "реальности" в понятии бытия проводится не только через саму словесную модель, но и через ограничение этого представление, через указание на его конечность. Собственно мы так постоянно и поступаем: различаем понятие чашки и чашку, стоящую на столе. Такое различение достигается сменой углов зрения на чашку. Когда мы занимаемся анализом идеи бытия, то молчаливо предполагаем, что эта категория выступает ориентиром нашей будущей преобразовательной деятельности. В том же случае, когда мы заводим речь о бытии "самом по себе", то имеем в виду тот результат который должен соответствовать или не соответствовать нашим ожиданиям от оперирования категорией.
Вот что я только что прочел у Чжуан-Цзы:
Путь, проявивший себя, перестает быть Путем. Речь, ставшая словом, не выражает правды. Человечность, которая всегда добра, не свершит добро. Показная честность не внушает доверия. Храбрость, не знающая удержу, не приносит победы. Все эти пять вещей закруглены и обтекаемы, как шар, но могут вдруг обрести острые углы.
Знать, как остановиться на незнаемом, – это есть совершенство. Кто же знает бессловесное доказательство и неизъяснимый Путь? Вот что такое, если кто-нибудь способен это знать, Небесная Кладовая. Добавляй в нее – и она не переполнится. Черпай из нее – и она не оскудеет, и неведомо, почему это так. Сие зовется потаенным светом [20].
Собственно об этом же я писал выше. Оказывается, что я не полоумный. А есть люди думавшие о том же. И мне радостно это сознавать.
Субъективизм - далеко не редкость в философии. Но все же, когда я не без иронии заметил, что все наши мысли ни о чем, нельзя ли сказать, что данное утверждение можно сделать как раз по отношению к этой "внешней точки отсчета"? Если мы, конечно, говорим с Вами об одной и той же точке. :)
Вот только любопытно: то, что этот момент у меня становится, по-Вашему, далеким, нечитаемым, да еще и фоном, это проблема во мне (может быть, действительно получается непонятно) или проблема в...?
Я читаю:
и ничего не понимаю. Бытие и небытие, тождественны и различны. "Части природы" - вообще непредставимо для меня. Мне представляется, что это как раз и есть игры с идеями. И я говорю: давайте различать идеи как таковые, давайте сделаем эту призму не прозрачной - это, оказывается, далекий и нечитаемый фон. Ну, буду работать над собой. :)
Т.е. у нас есть понятие о чашке, и этому понятию соответствует нечто, стоящее на столе. Стало быть, и понятие о бытии мы проецируем куда-то во вне и в дальнейшем мы оперируем в рамках этого понятия, так ли я понял Вас? Но тут есть маленькая тонкость: нечто на столе есть понятие чашки в нашей голове, т.е. можно сказать, что понятию чашки соответствует нечто конкретное. Но ничего конкретного не соответствует понятию бытия. Может быть, оно вообще лишнее? А если нет, то интересно как мы приходим к этому понятию, что значит быть? Вернее - что значит, когда человек говорит себе: я есть.
И до этого, последнего вашего комментария я видел, что наши мысли идут в одинаковом направлении. И все таки, один момент нуждается в прояснении. Он касается природы "внешней точки", благодаря которой сама мысль становится возможной. Вы совершенно правы, когда отмечаете, что настоящая чашка на столе - это все тоже понятие, которое имеется в нашей голове. И мы не можем, обсуждая стоящую чашку, выйти куда-то, за пределы представления. Мы никогда не узнаем того, чем же эта чашка является "на самом деле". Ведь всегда вещь является местом встречи нашей нужды во внешнем мире с чем то, без чего наша жизнь просто не возможна. Таким образом весь вопрос состоит в том, что же представляет из себя это основание, делающее нашу жизнь возможным. Очевидно, что оно должно быть родственным и одновременно отличным нам. Если мы будем оценивать эту нашу пуповину с бытием, то должны исходить из следующего. Переоценив наше стремление к тождественности с миром, мы растворяемся в однородности. Переоценив же отличие мы утрачиваем необходимость во внешнем. Таким образом, категориальная пара общего и частного оказывается "не работающей".
Правда, у нас есть и другой способ выяснения характера "внешнего" нам основания. Мы можем оценить наш интерес к миру, его онтологическое значение. Если наш интерес ко внешнему - залог нашего существования, то тогда "чашка-представление" имеет право на существование. Однако, наш интерес к миру не является праздным, а потому для нас существенным становится вопрос об эффективности наших представлений для нашего существования. И тут мы осознаем, что мир, который мы ищем не является представлением, а последние есть всего лишь средства, которыми мы пользуемся с интересах нашей жизни. Таким образом из смешения гносеологии и онтологии возникает парадокс, описанный вами. Как только мы осознаем, что гносеология только один из способов нашей связи с миром, то сразу вопрос о природе внешней точки уходит из сферы "научного" анализа в сферу должного и прекрасного.
Для меня вопрос о сущности нашего я стоит как отношение чуда к его проявлению. Мы - проявления субстанции. Но писать сейчас этику я не чувствую достаточно сил. Не все еще продумано.
Может быть, "внешнее осонование" - тоже идея ума? :) Есть такие явления или, скажем, категории, которые получаются в результате противопоставления. Банальный пример: свет и тьма. Если бы у нас не было понятия о свете, то не было бы и понятия о тьме и наоборот. Или такой пример: пространство и то, что это пространство наполняет. Ведь если у нас нет понятия о пространстве, то нет понятия и о веществе, материи. Наоборот, если мы не различаем материю, то не различаем и пространство. Пространство всегда заполнено чем-то. И пространство и материя протяженны, однако пространство бесконечно, а материя конечна. Ну и совсем примерчик: я-субъект противопоставляет себя внешнему миру. Что есть внешний мир безотносительно к субъекту, и что такое субъект безотносительно к внешнему миру? Так что вот это вот различение, отношение, понять логику вот этих противопоставлений, может быть, и даст нам какое-то понимание того, как Вы выразились, "основания, делающего нашу жизнь возможной". :)
Ваша улыбка даже очень уместна. А пример со светом и тьмой совсем не банален. Свет и тьма - действительные противоположности. Свет - есть, а тьма - это отсутствие света. То есть мы имеем дело с утвердительным и отрицательным суждениями. Почему "внешнее основание" - не идея ума? Точнее, в уме нет ничего не идеального. Но, вот множественность самих идей как раз и есть указание, что их источник не идеального происхождения. Сама мысль жива только потому, что устремлена, направлена, является проявлением обеспокоенности, заботы. Это свидетельство того, что ее источник вне ее самой. Просто если мы будем исходить из предположения, что мысль рождается из противоречия, как это постулировал Гегель, то мы будем вынуждены признать, что ее источник механистичен, что он не жив, что "скачки" совершаются "по закону". Все это хотели приписать мысли марксисты. Однако все эти законы бытия и мысли, так и остались пустыми декларациями, не могущими пролить свет на конечный продукт. для меня очевидно, что такая ситуация имеет место быть в силу самой заимствованной, производной от потребностей человеческого существования природы мысли.
Свет - фотон, тьма - ?
тьма - отсутствие фотонов.
Человек и опора - противоположности. Понимаю.
Фотон и отсутствие фотона - не понимаю.
Ощущение света и ощущение тьмы - противоположности. Понимаю.
Сергей Васильевич, вы зажали вашу реакцию на ответ Светланы Копыловой. Как то смотрится не вежливо. Что же касается фотона, как нибудь в другой раз отвечу. не охота писать доклад по философии квантовой физики.
Человек и опора - противоположности.
Фоторецептор и фотон - противоположности.
Фоторецептор + фотон = ощущение света.
Фоторецептор - фотон = ощущение тьмы.
Ощущения синтезируются: белый фон + чёрный печатный текст = лист книги.
Обратите внимание, Софокл, ничего заумного: философия.
Согласен, у вас все просто. Наивность материализма как раз и заключается в его простоте. Человек считает, что естественная установка сознания и есть последняя очевидность.
Теория проста, формулируется кратко. Попробуйте!
Какой-то человек и считает, но не всякий.
Материализм - развитие идеализма. Или Вы не знали?!
Старый материализм грешил такой же односторонностью, как и идеализм. Вы продолжаете кивать на старый...
Дух во имя бытия? Я правильно понимаю? Напишите, мне это интересно.
Горгипп пишет:
Свет (фотон) - это качество. А тьма - это количество. Сколько фотонов? Да, тьма! Выглядит как шутка, но в каждой шутке ...
Получается, Гегель - марксист! :)
А Вы, Софокл, случаем, не марксист? Те хотели изменить жизнь, и Вы хотите изменить жизнь, те говорили про "способ жить", и Вы говорите про "способ жить". Интересно, в чем же действительная разница между Гегелем и Марксом?Гегель говорил о сознании, Маркс - о бытии. Что первично - форма или содержание?
Как это вас осенило? Марксисты любили Гегеля. А разве Софокл любит Гегеля, а тем более Маркса? Что же касается созвучий, то позволю себе такую аналогию. Точно также как часы два раза в сутки показывают одно и то же время, это не означает, что оно одно и то же.
А можно провокационный вопрос? В чем разница между Софоклом и марксистами?
Вопрос, конечно, можно задать. Но ответ на него лучше поискать не у автора этих строк, а в его рефренах. Если разницы не видете, то мои объяснения будут бесполезны, как впрочем и все то, что написано мной выше.
Я Вам напомню Ваши же слова. Впрочем, если не хотите обсуждать, то давайте не будем. :)
Ещё как "задумываются"! Придумают такое, диву даёшься.
Например, лабораторные шимпанзе сидели в клетке. Невдалеке на столе служитель по-забывчивости оставил ключи. Но из клетки лапой не дотянуться. Рядом на окне висели занавески. Они их сдёрнули, свернули в жгут, этим жгутом пододвинули ключи поближе. Взяли. Подобрали из связки подходящий, отперли замок. Выскочили и хорошенько набедокурили в комнате. Когда служитель вернулся, шимпанзе мирно прошествовали обратно в клетку.
Кстати, всякая идея развёртывается в теорию, если последняя не оправдывается - отбрасывают и вырабатывают новую идею.
Это так, к слову.