В «Да» и «Нет» заключается всё сущее. Яков Бёме
Интересная логика либерала Радищева, где наглядно видно воззрение либеральное на право, с одной стороны право от природы, а с другой - в природе два члена общества, государь и народ, это и остроумно, и виден гений, мыслит прямо и не отвлекается от логики либерала, и получилась пародия на учение о праве. Исходя из таких текстов начинаю понимать и Екатерину Великую упрятавшую Радищева подальше от общества, а комуняки тупые, и потому только не заметили опасности мыслителя, думаю и сейчас такой изощрённый слог достаточно опасен для граждан, и тут скорее всего не видят пародии на либерализм. Радищев также не видел в праве искусственного образования, и если из природы выводил, что понять можно, право позднее мыслилось, но не был и туп, из закона не выводил право, как сейчас это делается. Право тогда ещё мыслилось как воля, власть, а в 20 веке Фуко уже разрушил эту иллюзию, право и сейчас никем не понимается как соотношение "равных", и правоведы ещё не мыслят право как "соотношение". "Равенство граждан состоит в равной зависимости от закона" - здесь имеется противоречие, не замеченное и сейчас, а не только Радищевым, что "зависимость" возможна в соотношении равных, а закон не равен гражданину, следовательно закон висит в воздухе, и ни на что не опирается, кроме идеи. Поэтому честнее сказать что закон управляет идиотами, с помощью нанятых для использования закона. Похоже Радищев не читал Законы Платона, а значит не мог и проникнуться здравым смыслом от чтения. Не прощу Пушкину недооценку Радищева, и когда читаешь мыслителя, то важно не быть и верхоглядом, и часто между строк можно прочитать больше чем в самих строках письма, текста, и тем более у Радищева. "Вольность личная состоит: 1-е в равенстве всех граждан." - разве не гениально сказано, остальное уже сложнее читать, много в нём было от того времени (либерализма), и которое сужало кругозор мыслителя. Право не зависит от воли, и в этом мысль Радищева, воля сугубо частная, а право относится к единому, личная воля ориентирует гражданина на "внутреннее" состояние, меру, а не на внешние обстоятельства, и внутреннее состояние зависит от "равенства" только, и которое принимает обстоятельства адекватно, а закон ориентирует не на внутреннее состояние, а на внешние обстоятельства, которые уже могут влиять на гражданина из-вне, как это и происходит при либерал-фашизме, и где простор уже для фантазий о праве. Сейчас либеральное право показало себя во весь рост, и когда просто идёт борьба законов, а не за закон, и что в свою очередь множит юристов крючкотворов во всех частях света, и как пятое колесо в телеге. Право часто связывается с нравственностью, и у В.С. Соловьёва в том числе, но прямой связи нет, и нравственность вторична праву, а значит роль нравственности в праве нулевая, и если есть, то побочная. Право и существует давно, а нравственность стоит на месте не одну тысячу лет, и это разве не очевидно, и если бы право прогрессировало в системе государства, тогда и нравственность менялась бы к лучшему. Право всюду украшается идеями и идеологиями, и религиозно обосновывается, и что не меняет его, сначала объявят свободу, как-будто и свобода связана с правом, а потом решают и свободу ограничивать. Нравственность можно наблюдать только, а вывести её из чего-то невозможно, если нет критерия, в отличие от права имеющего критерий "равенства", и к которому любой стремится как к справедливости. Например есть в США смертная казнь, и граждане считают её справедливой в отношении преступника, хотя к праву никакого отношения казнь не имеет, а значит граждане не воспитаны даже в понятии права.
Права единственныя имеем мы от природы, закон определяет безбедное только оных употребление.
Права единственныя суть: 1-е сохранность личная, 2-е личная вольность. Сии оба права имеют свое начало в естественном человека положении. 3-е собственность, которая первым положительным законом почесться может.
Сохранность личная состоит в невозбранном употреблении своея жизни, здравия, членов и добраго своего имени.
Вольность личная состоит: 1-е в равенстве всех граждан. 2-е никто без суда да не накажется. 3-е взятый под караул и три дни недопрашиван берется в совестном суде, по требованию его.
Равенство граждан состоит в равной зависимости от закона, то есть, что все чины в государстве должны деяния свои располагать по предписанию закона, и соделавый преступление, да не избавится определеннаго законом наказания, разве по воле законодательныя власти; ибо всякое изъятие общаго закона есть частное и временное законоположение.
Права относительныя и личные суть те, кои проистекают из разных положений членов общества.
В России суть два главных члена общества: государь и народ.
Государь есть самодержавный. Он заключает в себе законодательную, судейскую и исполнительную власти. Все другия власти в государстве суть удел власти самодержавныя; то есть государь есть источник всякия государственныя и гражданския власти.
Но из сего следует, что государь может все делать по своему произволу, но то, что начинает, не имея хотя деяниям своим положительных правил, должен творить в пользу общую, ибо какой предлог самодержавнаго правления? не тот, чтобы у людей отнять естественную вольность: но чтобы действия их направить к получению большего ото всех добра.
И так не государь, но закон может у гражданина отъяти имение, честь, вольность или жизнь. Отъявый единое из сих прав у гражданина, государь нарушает первоначальное условие и теряет, имея скиптр в руках, право ко престолу... (Далее О правах государя)
https://rvb.ru/18vek/radishchev/01text/vol_3/01legal/.. А.Н. Радищев. ОПЫТ О ЗАКОНОДАВСТВЕ