Исходим из того, что человек - частный случай животного. То есть ему доступны по меньшей мере прямые способы взаимодействия со средой обитания, предполагающие различение объектов и явлений материального мира. Причём эти способы тем или иным образом согласуются с его потребностями. В общем случае человеку доступны косвенные способы - абстрактное мышление позволяет называть объекты и явления словами и создавать из них хоть целые миры, которые по меньшей мере частично могут материализоваться в среде его обитания. То есть появление мышления позволяет зафиксировать некий качественный скачок в эволюции сознания. В некотором смысле он первый и последний, поскольку с этого момента можно сказать, что не существует ничего, что не могло бы стать предметом человеческих потребностей.
Комментарии
Допустим, всё так и есть.
Теперь надо выяснить, что следует подразумевать под "средой обитания" человека? Хотя бы для того, чтобы легче было сориентироваться в его "человеческих потребностях". Разве не так?..
Озираюсь вокруг и в качестве некой среды вижу ... небо и землю. Задумываюсь ... и в моем воображении рождаются Космос и Земля как ДВЕ среды обитания, вне которых человеку жить не дано. И что характерно: убираю из своего воображения Космос, тут же исчезают представления о Тьме и Свете, о Разуме. То же самое и с Землёй. Убираю землю, ... а на чем тогда жить человеку? Так что во мне сформировалось убеждение, что именно Космос и Земля есть есть те первые ДВЕ среды, без которых о существовании человека не может быть и речи. Разве не так?..
В качестве третьей "среды обитания" человека я придумал слово ... "Общество", а вернее, - Государство! "Человек существо политическое" - когда-то записал черным по белому сам Аристотель, и я не могу ему не верить. При этом отметив, что "человек образует государство для счастливой совместной жизни"...
Вот эти "три среды обитания человека" - Космос, Земля и Общество, на мой взгляд и есть то, что Вы упаковали в словооборот "окружающий мир". Теперь, как я понимаю, хотите рассказать о "прямых и косвенных способах взаимодействия" человека в этих трех средах. Лично мне это очень интересно, и я располагаюсь у Ваших ног - в надежде выслушать и понять до конца, что Вы хотите сказать...
Весьма удивлюсь, если своё повествование Вы начнете не с того же самого: "В начале создал Бог Небеса и Землю..." - и далее не по тексту ... Библии... :), :(
Здравствуйте, уважаемый Анатолий Сергеевич.
Ничего более про окружающий мир, кроме того, что это мир, который нас окружает, и что есть два принципиальных способа взаимодействия с ним, я не хотел сказать. "Распаковывать" эту "коробку", вынимая из неё и рассматривая по-очереди Космос, Землю и Общество я, честно говоря, не собирался, хотя эта мысль, безусловно, заслуживает всяческого внимания. И честно говоря, предпочёл бы не играть с Вами в ролевые игры, а услышать Ваши мысли о прямых и косвенных способах взаимодействия человека в этих трех средах. Если, конечно, Вам это действительно интересно.
Паскаль Б. Животное живет не осознавая значения своего старения и будущей смерти, только человек несчастен от того, что он смертен – свое старение, будущую смерть и смерть друзей и близких, он воспринимает такими отрицательными эмоциями, как печаль и горе – страдает от схожей с животными природы. Человек в развитии бесконечно, качественно выше чем животное, а участь его, как у животного – он смертен, с этим человек по-настоящему любящий жизнь и ближнего, никогда не смирится.
Жизнь. это борьба за бессмертие.
Lak, 29 Сентябрь, 2014 - 16:49, ссылка
Блез Паскаль вроде не дурак по жизни, но вот как он распечатал жизнь и сознание "несчасного животного", известно одному Богу. С чего он взял, что собака - в отличие от человека -"не сознаёт старения и смерти"? У неё что ли мозгов совсем нету?..
Это одно. Второе: в этом посте мысль только Паскаля Б.? Или и Ваша тоже? Хорошо бы закавычить цитируемое, а потом и дать свое понимание...
Согласны Вы с ним во всём? или не совсем "во всём"?.. :)
"Жизнь. это борьба за бессмертие" - на мой взгляд, очень-очень спорный тезис...
Вот один из бывших великих сказал: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!"
Во дают мужики! Идти на смерть в бою в борьбе за бессмертие - не верх ли полной безбашенности?.. :), (парадокс какой-то наблюдается)... :(
Спасибо, Владимир, Ваш комментарий хорошо согласуется с этой темой. Вы меня просто вдохновили.
О! Как вы правы, уважаемый Владимир!
Биоэволюция методом проб и ошибок сделала свое дело - выдала на гора самый лучший свой прдукт - человека! Пришла пора человеку принять эстафету и шагать к бессмертию, осваивая время-пространство; иммортализм и космизм - вот что должно занимать умы человеков.
и не обращайте внимание на ретроградов.
axby1, 29 Сентябрь, 2014 - 06:42, ссылка
Лично мне это действительно интересно. Человек пребывает одновременно в трёх средах. Я однажды пришел к выводу, что Земля служит человеку условием для биологического существования, Общество - для духовного, а Космос - для интеллектуального. И вот у меня созрел, на первый взгляд, совершенно нелепый вопрос: можно ли между Космосом и Обществом ставить знак равенства (К=О), что это, дескать, - ОДНО и ТО ЖЕ?
И как на этот "нелепый" вопрос ответите Вы? (- с Ваших слов "интересующийся МЕТАФИЗИКОЙ")...
Антропный принцип строения Вселенной.
Допустим, так оно и есть, о чем говорил, например, Н.Кузанский лет 300 назад ("Человек есть свёрнутая Вселенная"). а что говорят сейчас новые философы? , например, что скажете лично Вы?..
Лично мне это тоже интересно... :)
Человек - это новое измерение вселенной, сколько людей, столько и измерений.
Спасибо.
Остроумно, но мне видится, что в этом определении нет ни философии Человека, ни философии Вселенной. Кузанский же исходил именно из философии, как того, так и другого. В свое время Платон и Аристотель измеряли человека государством, Кузанский - Вселенной, а нынешний философ чем? Собою же? Боже, как измельчал-то философ... :)
Человек - его сознание - такая мелочь? Может и мелочь, но самая достоверная. А Вселенные, которых никто не видел, и не считал, а государство, которое меняет свой лик с каждым новым вождем - это так глобально, так красиво, так по-философски - но касается ли подобная философия истины, нет, даже рядом не лежала. Потому что все что я могу знать достоверно дает мне мое знание, мои ощущения, а не чьи-то домыслы и интерпретации.
Цитата из другого обсуждения - Филоверум: "Какой к черту треугольник истины? "Я" с истиной не контактирует напрямую. "Я" контактирует только со своими чувствами и знаниями".
То есть, Я - и есть Истина. Треугольник и образован "моей" истиной, направленной к двум точкам предмета. И где теперь Филоверум, а где истина - Я и предмет?
Вселенная через человека познаёт саму себя.
Разговор шел не об истине, а о моем утверждении, что человек (его знания и чувства) является измерением вселенной. Может это измерение давать искажения действительности? - безусловно, но только призма собственного сознания мне кажется самой достоверной. Если вы себе не доверяете, доверяйте другим, отражайте чужие знания и опыт - почему нет. Но, все равно, в результате получите то, что получите - свою картину мира - свое измерение.
1. А разве Ваше утверждение не истина для Вас?
2. Вы "протягиваете руку" своей истины от своего "я" к точке предмета. Неважно, где этот предмет находится - в реальном окружении или в мыслях - он одинаково "достижим/недостижим", потому что дан уже в форме (в голове).
3. Но, протягивая "руку истины", невозможно знать её "длину" - она может быть и до звёзд и дальше, и до ближайшего атома. Единственно что "я" знаю наверняка, что рассматриваемая точка предмета находится "вне" моего "я".
4. Для дальнейшего определения мне нужна вторая точка предмета. И я уже "знаю", что вторая точка находится вне моего "я".
5. Отделив в предмете одну точку от другой, "я" "вижу", что промежуток между точками НЕ "мой", находится вне моего "я". И он - истинен, потому что образован двумя "моими" истинами от "я" до точек предмета. Но сама "истина" промежутка - НЕ МОЯ, потому что промежуток находится между двумя НЕ МОИМИ точками.
Выводы.
Моя "истина" не имеет конкретного размера - кванта, шага, меры. Она просто Есть.
Но моё отношение - "рука истины" имеет размер - любой - от моего "я" до атома, или до звезды - такой, какой мне УДОБЕН.
Размер же между двумя точками уже НЕ МОЙ, не моя истина, но истина "чужая", а потому и "размер" между точками выбирается УДОБНЫМ ЧУЖОЙ ИСТИНЕ.
Для того, чтобы понять чужую (другую) истину, мне надо ПРИНЯТЬ её размер, МЕРУ, квант.
Если разговариваем о звёздах, то размером (мерой) будет расстояние до звезды, а не до атома.
Вот и получается треугольник истины - две стороны которого составляют истины субъективные, а одна сторона - противолежащая вершине "я" - истина объективная, имеющая объективную меру.
Уважаемый Филоверум сузил расстояние между объективными точками (в треугольнике истины) до размеров кванта, цикла отношения, получив "справедливость" как необходимость в круге движения: после 0 градусов будет 180, а затем снова 0 градусов. Откуда вытекает правило равенства "хорошего" и "плохого": сделал плохое (0 град) - получи хорошее (180 град), а затем плохое (0 град)... Да сам и зациклился на этом.
Тимур же, наоборот, не дошёл до кванта, элементарного цикла, а проделал массу наблюдений за колебаниями фактов, пытаясь выявить их цикличность. А как можно выявить цикл, если утверждать, что цикл и круг - это разное, потому что цикл - это что-то "вроде синусоиды":))).
Ну ладно, не ощущаете себя измерителем вселенной, не буду настаивать, видимо не всем дано. Согласна - у каждого своя мера (квант) восприятия. Про "руки истины" что-то не догоняю - надо взять один калибровочный инструмент что ли?
С одной стороны так: "каждый меряет на свой аршин". Но дело в том, что "меры" этого "аршина" нет. Сегодня мне подходит один "аршин", а завтра мне (моему "я") удобнее пользоваться другим "аршином" для измерения одного и того же. Например, сегодня я измеряю расстояние километрами, а завтра, когда пройду весь путь, окажется удобнее пользоваться "днями пути".
Пояснение здесь.
"Рука истины" - это субъектная (активная) сторона отношения (направленная от меня) Im, которое (отношение) строится моим "я".
Буквально так и есть. Этот инструмент - объективные (натуральные Re) отношения внутри предмета, которые своими взаимодействиями (отношениями между собой) "формируют" размеры предмета, его границы.
Отчего же, по-моему очень даже "лепый" вопрос. Да и ответ, на мой взгляд, достаточно ясен : когда Космос становится средой обитания - жизнь становится интереснее.
Конечно лепый! Но только на первый взгляд. На самом деле он с двойным дном, вернее как айсберг, о размерах которого судят по верхушке, торчащей из воды. На самом деле эти две вещи, или две среды - суть разные вещи, что можно понять уже по внешнему виду. Космос и Общество. Там звезды, здесь люди. Как можно считать, что это одно и то же?
Если вникнуть, то издревле считается, что космос обладает Разумом, а общество людей - чем? Правильно - Творчеством! И творцом, т.е. Человеком. И в это творчество человек вкладывает свою Душу. Стало быть главный творец общества это Дух Человека...
Можно ли говорить, что Разум и Дух одно, если Разум космичен, а Дух общественнен???
На мой неправильный взгляд, вот тут и попались философы античности, когда в свои скрижали записали, что "Дух и Разум - одно!" (Именно Сократ будто бы сказал вот такие слова, а Платон за ним их записал).
Вот теперь и судите: легко ли судить о равенстве Космоса и Общества, как о двух средах обитания человека или не совсем легко. А скорее, наоборот. Очень и очень нелегко и даже трудно согласиться, что Разум человека от Космоса, а Дух от Общества...
Согласны ли Вы с таким принципом?..
Или будете возражать?..
Тогда свои возражения потребуется обосновать...
Да я как-то проще на это смотрю. Есть два понятия, которые удобно использовать в тех или иных контекстах. Если их отождествлять, язык просто станет от этого беднее. По мне так в человеке есть и то и другое, и в разных жизненных ситуациях Разум и Дух могут как-то сочетаться, или же можно абстрагироваться от одной из этих составляющих.
С таким же успехом я бы мог сказать, что Разум человека от Общества, а Дух от Космоса. Думаю, здесь дело не в том, что Ваш взгляд "неправильный", а в Ваших субъективных предрасположенностях обозначать те или иные вещи теми или иными понятиями.
Я бы предпочёл в данном случае такую формулировку : Космос и Общество - это не одно и то же, потому что под обществом обычно подразумевается какая-то одна конкретная цивилизация, в то время как космос - это среда существования для многих цивилизаций. Впрочем, это не мешает говорить о Космосе, как об обществе более высокого порядка, чем планетарное.
В том-то и беда, что все смотрят "на это проще", если вообще смотрят, занятые ежедневными сиюминутными проблемами. А вот которые смотрят "не проще", они заселили Космос богами, а Землю земными тварями. И стали внушать этим тварям земным (то бишь простому человеку), что они-то - непростые - и есть посредники между богами на небе и тварями на земле, которым кроме как быть рабами божьими ничего не светит. :)
И простые люди поверили этим непростым. И верят до сих пор, потому что они такие прям простые, блин! (Как моя племянница говорит: "Аж, мне самой противно!")
Ну, хорошо, сказали. Что называется, не долго думая. А теперь подумайте и обоснуйте. Между прочим, очень даже заметно, что в этом вопросе зарыта очень даже не дохлая собака. Поэтому лично я буду настаивать, что Разум человека от Космоса, а Дух - от Общества. Вот какое Общество, такой и Дух человека. Но издревле этот Дух в человеке творят святые отцы "по образу и подобию божьему". Они и учат, что Бог есть Дух, значит и человек есть Дух. Непростым святым отцам "простые люди" поверили, и возникло ДУХОВЕНСТВО (а "простые" и сами не заметили, как превратились в вечных спонсоров этого социального института как божественного явления)...
И где же оказывается Разум человека? Его ИНТЕЛЛЕКТ? Правильно - на задворках!..
А вот нынешние японцы учат нас, что человек начинается с интеллекта. С чего бы это, и как это?..
Здесь уже не важно, "что бы предпочли" лично Вы, или Я. Важнее то, что сформировалось в Общественном Сознании. А там - распря, причем жестокая и не один уже век. Особенно среди ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. Одни своим сознанием-духом идут за церковью и духовенством, другие идут за наукой, академиками и знаниями, со своим сознанием-интеллектом. Вот и всё тот же вопрос: "чья возьмет?", или "кто победит?": Бог-Дух богоискателей? - Или Бог-Интеллект добытчиков знаний? На самом-то деле борьба идет между богоискателями с их Верой в Бога и добытчиками знаний с их Верой в Силу-Знания и Науку. А боги из Космоса посматривают и, пожалуй, не без ехидства лишь посмеиваются: ну-ну, мели Емеля, твоя неделя...
Вот мы и мелем... :)))
Разумеется, каждый в силу своей воспитанности и образованности... :(((
Все смотрят на это по-разному, иначе откуда такое разнообразие в понимании слов Разум, Дух, эволюция, бытие, сознание и других таких, казалось бы, простых на вид вещей ?
Даже общество - и то мы понимаем по-разному (например, данные конкретные я и Вы).
Ну да, все как один - берут и учат )
Прям как те японцы )
Не проще ли сказать - в меру себя ? Каждый ведь сам себе инопланетянин из Космоса, Вы разве ещё не заметили ?
Лучше скажу: В силу своей компетентности...
Говорю, "учат японцы" (далеко не самая хилая нация), потому что "в своем отечестве пророков нет"! - так было всегда, и так есть...
Но хоть кому-то от этого чистосердечного признания легче стало?
Дмитрий, Вы из Николаева, того, что в Украине? Вы - украинец?
Если да, то там у вас есть такой ученый-психолог (кан. псих. наук) по имени Борис Алексеевич Базыма. Может, Вы его знаете?
Да нет, не слыхал про такого. Вы считаете его своим единомышленником ?
Он занимается вопросами "цветовой символики и психодиагностики".
Вот, посмотрите: http://psyfactor.org/lib/bazyma.htm
А вот: А.А. Исаев, Феномен цвета в контексте бытия человека: опыт философского анализа, 2007. http://wiasite.com/page/isaev/ist/ist-9--idz-ax37.html
И ещё: Н.Н. Александров, Цвет и его динамика в культуре // «Академия тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.17628, 20.08.2012 http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011214.htm или (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/1214-alx.pdf)
В последней работе приведен фрагмент моих соображений по теме человека (с.192-195), определения его природы при посредстве символики цвета. Можете заглянуть, ежели не лень :)
В общем, да, "единомышленник". Эти все тоже мои ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ. Как и Вы, в том числе, коль взялись за проблему человека... :)
Ну, это другое дело. RGB-палитра - штука фундаментальная, наталкивает на интересные философские размышления. Есть "чёрно-белый" способ восприятия, а есть - цветной. Первый полезен в логическом аспекте - для разработки формальных методов отображения информации. Но в этическом аспекте его применение чревато разного рода накладками, связанными с допущением негативных оценок по отношению к другим : плохой, злой, враг и т.д. "Цветной" же способ восприятия не совместим с "монохромным", и от таких оценок абстрагируется, поэтому к проблеме человека это может иметь прямое отношение. Я бы охарактеризовал её так : проблема переключения сознания с "монохромного" режима на "цветной" при переходе от [объектов, механизмов, систем-надсистем, программ-подпрограмм, ...] к живым людям.
Здравствуйте, уважаемый Дмитрий!
Пусть этот частный способ взаимодействия называется психикой.
Пробуждение сознания можно зафиксировать как "некий качественный скачок в эволюции" психики животного. Или Вы считаете что у животного в общем случае уже! есть сознание?
--
Михаил Петрович Грачёв.
Здравствуйте, уважаемый Михаил Петрович.
Понятие "сознание" является отправной точкой всех моих философских рассуждений. Поэтому я никак не могу его игнорировать при рассмотрении чего бы то ни было. Тем более психики.
--
Дмитрий Владимирович Митрохин
Уважаемые Дмитрий Владимирович и Михаил Петрович. А также все мои единомышленники, штурмующие проблему самопознания человека. Хочу вас помирить друг с другом, вызывая огонь на себя. :)
Дело в том, что по моим скудным понятиям, пока мы будем заниматься "сознанием" и "психикой", всерьёз полагая, что это одно и то же, мы всё дальше будем уходить от "человека".
Почему? А вот почему, я сказать так сходу и исчерпывающе пока не могу. Но вот у меня родилась свежая мысль, что мы никогда не сможем познать человека, пока будем исходить из его животного начала, поскольку "психика" (или по мнению некоторых "сознание") как таковая свойственна всякому животному и тем более домашнему. Пока мы препарируем психику якобы "человека", мы всё дальше уходим от Человека как такового. Всё таки надо согласиться с японцами, что Человек отличается от человека тем, что его "божественным" началом является ... ИНТЕЛЛЕКТ...
Очень прошу - не надо пугаться этого чисто русского слова (у Аристотеля это - энтелехия, у арабов - интялишийя, у римлян - интеллектус). Достаточно понять, что термин "интеллект" прочно связан с таким чисто человеческим явлением как ... ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Та самая, которая при всех её бедах и недомоганиях, но все же именно она - интеллигенция - формирует ОБЩЕСТВО, придаёт ему те или иные свойства и качества. Ближайший пример: светлая советская интеллигенция формировала пионера, комсомольца, спортсмена, "просто хорошего человека" - ихняя черная интеллигенция только что сформировала черного бандеровца, фашиста, эс-ес-овца. И, чего греха таить, продолжает формировать в масштабе целой нации в сегодняшней Вкраине. Бедная страна! У меня там живет с некоторых пор племянник, уже попенявший своей сестре по телефону, что когда-то он был рожден в москалякской России (в СССР). И как же быть теперь с ним быть? Пропал ведь...
Прошу, однако, отнестись к этой моей свежей мысли поосторожней, стараясь не наломать дрофф... :)) Хватит костров, давайте хотя бы золой исцелять раны воинов...
Уважаемый Дмитрий Владимирович!
В своем сообщении из шести предложений пишете:
Далее, для меня поясняете: ["Понятие "сознание" является отправной точкой всех моих философских рассуждений. Поэтому я никак не могу его игнорировать при рассмотрении чего бы то ни было. Тем более психики].
В исходном сообщении ставите во взаимную связь понятия "человек", "животное", "сознание" и "мышление". При рассмотрении психики отправной точкой у Вас служит сознание. Пусть эти пять категорий составят базовый ассоциативно-понятийный ряд:
сознание - психика - животное - человек - абстрактное мышление
Если обратиться к мышлению вообще, то различают абстрактно-вербальное и наглядно-образное мышление. Мой вопрос будет таким. Можно ли сказать, что если "абстрактно-вербальное мышление", это и есть косвенный способ, то наглядно-образное мышление следует отнести к категории прямых способов взаимодействия со средой обитания? Или они оба косвенных способа, а прямой способ в Вашем подходе есть нечто другое?
--
Благодарю, Михаил Петрович, мне нравится основательность Вашего анализа, и я постараюсь ей соответствовать.
Начну сначала, то есть с определения философии. Следуя этимологии этого слова, я прихожу к тому, что философия - это наука о том, как правильно любить мудрость. Ну а поскольку каждый любит её по-своему (что, вообще говоря, нормально), то получается так, что смысловые расхождения начинаются с её исходной посылки - из-за чего придание философии статуса науки становится действительно весьма проблематичным. Это обстоятельство и послужило причиной, по которой я (в числе, пожалуй, большинства участников этого форума) поставил своей целью сделать из философии науку. Также оно способствовало выработке собственной понятийной базы, что существенно затруднило моё участие в коллективном творчестве, и Ваш комментарий в числе прочих способствовал более фундаментальному подходу к обоснованию моих представлений.
Итак, начинаю с определения : философия - это наука обо всём. Для совместимости с этимологией можно добавить : "..., а особенно о любви к мудрости", но поскольку всё включает в себе всё, то на первых порах можно этим не заморачиваться. Далее, согласно моим критериям научной корректности, следует выделить из этого "всего" такие категории, которые были бы, с одной стороны, достаточно всеобъемлющими, чтобы претендовать на роль фундаментальных, а с другой - предоставляли бы принципиальную возможность исключения смысловых расхождений в их толковании. Таких категорий я насчитал две - это логика и ощущения. Помимо соответствия указанным критериям, они не имеют общих точек пересечения, в связи с чем допустимо рассматривать их по-отдельности. Можно и вместе, но такое "связывание" всегда будет условным - например из волны длиной 5200 ангстрем вовсе не следует, что ощущение зелёного цвета должно быть именно таким, а не иным. Этот пример я использую обычно в качестве иллюстрации того, как сознание "пытается совместить несовместимое". Собственно, раскрытие смысла этой метафоры и видится предметом философии, как науки.
Обоснования такому подходу по моим представлениям достаточно просты и понятны : если это невозможно ни понять, ни ощутить - то этого, как бы, и не существует. Но если быть до конца научно корректным, то здесь правомерна постановка вопроса следующим образом : есть ли вообще смысл говорить о вещах, которые не относятся ни к той, ни к другой категории ? Да, есть - по той простой причине, что при обмене информацией мы используем метафоры - т.е. помимо абстрактно-вербального мышления способны задействовать наглядно-образное. Утверждения, являющиеся результатом последнего, могут иметь формально-безупречный вид ("семь раз отмерь - один отрежь"), однако к категории логических они не относятся. Причисление их ко второй категории тоже было бы неправомерным, поскольку слова всегда можно рассматривать в отрыве от ощущений, будь они (слова) сколь угодно неформальными. То есть, простой взгляд со стороны на способ мышления, которым мы обладаем, даёт все основания для включения в рассмотрение третьей категории - области трансцедентального. Можно сказать, что она тоже стоит "особняком" от первых двух категорий, поскольку всё, что там находится, невозможно отразить посредством как сколь угодно сложных логических построений, так и сколь угодно разнообразных ощущений. Но ведь отражаем же - как это ни парадоксально звучит. Весь парадокс состоит в том, что трансцедентальный метод - он, с одной стороны, не может не быть объективным (иначе пришлось бы признать, что какие бы то ни было исследования в этой области лишены смысла) ; и в то же время он не может не быть субъективным, как не может не быть субъективным способ верификации корректности взаимосвязей между понятиями, посредством которых мы отражаем трансцедентальное. Каким образом мы производим верификацию ? Форма языка остаётся прежней - существительные, прилагательные, глаголы и т.д. Разница в том, что сказанное мы берём в кавычки, предполагая перенос смысла в ту область, которой... собственно говоря и нет, если исходить из представлений привычной логики. Но мы ведь всё равно при этом стремимся достичь некоторого результата - такого, чтобы смысловое соответствие понятий и их связей невыразимому словами оригиналу было как можно более точным. На основании чего мы определям, насколько точен этот "прицел" ? Естественно, на основании ощущений, которые по определению субъективны. Естественно потому, что кроме них и мышления у нас, собственно, больше ничего нет, да и быть не может.
Отсюда у меня вырисовывается такая "принципиальная схема всего" :
Всё
/ \
/ \
/ \
/ \
Имманентное - Трансцедентное
/ \
/ \
/ \
/ \
Логика - Этика
Вместо "всё" я предпочитаю "сознание", потому что ему это всё как бы видно. В терминах бытия эта схема может выглядеть, например, так :
Сознание
/ \
/ \
/ \
/ \
Бытие - Небытие
/ \
/ \
/ \
/ \
Познание - Переживание
До настоящего момента мои рассуждения были направлены прежде всего на то, чтобы отделить, так сказать, предельно ясное от "предельно неясного". При попытке ответить с этих позиций на Ваш вопрос,
у меня возникает необходимость вводить сразу три новых понятия : мир, субъект, и выбор. Смысл всех трех понятий - трансцедентален, поскольку в полной мере отразить его формальными методами не представляется возможным. Тем не менее, я считаю справедливыми по отношению к ним, скажем, следующие высказывания :
Приведённые утверждения, по моим представлениям, инвариантны по отношению к любому наперёд заданному миро"устройству". Кавычки в данном случае указывают на различие между абстрактным смыслом понятия "устройство" и трансцедентальным. То же самое можно сказать и о субъекте, которому в трансцедентальном "пространстве" соответствует некий персональный способ взаимодействия с окружающим миром. Можно даже выделить некоторые достаточно фундаментальные его характеристики - например, интро(экстра)вертность - направленность "от-объекта" и "к-объекту" (хотя Юнгу полжизни понадобилось на то, что это сформулировать). Можно также связать все три понятия в одном, довольно ключевом, на мой взгляд, утверждении : в основу любого мироустройства заложены принципы, регулирующие причинно-следственные связи между сделанным выбором субъекта и последствиями этого выбора в виде ощущений.
Эти соображения видятся мне справедливыми для всех живых организмов. Теперь в качестве ответа на Ваш вопрос я могу привести такой наглядный и удачный, на мой взгляд, и незаслуженно закритикованный здесь пример :
Понимаете, Михаил Петрович, какая штука получается ? Ощущениям изначально, как бы, нет никакого дела до того, что аквадратплюсбквадратравноцквадрат. А последнему вообще нет ни до чего дела. Но ведь люди умеют так делать, а животные - нет.
То есть да, оба способа - косвенные, поскольку используют символы в качестве "посредников". А прямой способ - он и есть прямой : выбор -> ощущения.
axby1, приветствую.
С одной стороны, Вы говорите о "Прямых и косвенных способах взаимодействия с кружающим миром", а с другой стороны говорите: "абстрактное мышление позволяет называть объекты и явления словами и создавать из них хоть целые миры, которые по меньшей мере частично могут материализоваться в среде его обитания".
Однако не получается ли, что имеется два мира?
Один тот, который соответствует прямому взаимодействию, а другой тот, который соответствует косвенному (абстрактному)? Если да, то получается, что к окружающему миру может быть только одно отношение, а не два?
Также Вы заключаете, что "не существует ничего, что не могло бы стать предметом человеческих потребностей", однако разве не будет верным и прямообратное, мол не существует ничего, что может и не стать предметом человеческих потребностей?
С ув. D
Здравствуйте, уважаемый D.
Отношение может быть лишь одно - данное в ощущениях, поскольку прямо или косвенно из них следует. Если мы получаем в ощущениях зелёный цвет - то это прямой способ, а ежели, скажем, Пифагор использует три буквы алфавита, одну цифру и ещё два арифметических знака для того, чтобы в один прекрасный момент воскликнуть "эврика" - то это уже будет косвенный способ. То есть косвенный способ несколько расширяет возможности - и это несмотря на то, что мир чисел "несколько" абстрактен.
Прямообратное может быть неверным, если исходить из предположения, что через бесконечность лет тебе с большой вероятностью станет скучно - даже в случае недостижения "формального" предела познания.
axby1, благодарю за ответы.
Больше вопросов нет.
С ув. D
Извините, D, но так получилось, что у меня созрел довольно ёмкий ответ на Ваш удалённый комментарий. Не будете возражать, если я приведу его фрагмент в качестве предисловия к новой теме ?
Нет, не возражаю, axby1.
С ув. D
Тему решил не создавать, спасибо за наводящие вопросы.
Эврика! Оказывается, задолго до Архимеда то же самое кричал Пифагор!
Не корысти ради, а токмо волею пославши мя правления штата Калифорния, где я проживаю. Дело в том, что "Эврика" является геральдическим лозунгом штата.
Ну зачем же так искажать, Вадим Владимирович ? Мне вот википедию пришлось гуглить, чтобы убедиться в том, что словосочетания "радость открытия" и "геральдический символ" не являются близкими по смыслу.
Пришлось?!! Красивее было бы сказать – спасибо, что спровоцировали меня лишний раз заглянуть в википедию - источник разумного, доброго, вечного (наряду, конечно, с российскими газетами).
Кстати, а как вы гуглите википедию? У неё же вроде бы вшитый собственный механизм поиска, который от гугла не зависит. Хотя, можно наверное, и через гугл что-то найти в Википедии, но надо изощряться с поисковым запросом. Мне, например, как спецу по информационному поиску, это сделать трудновато.
Я так понял, что это гениальное открытие вы с помощью Википедии сделали специально для меня? Или всё же для недоумков отцов-основателей Калифорни, которые, ни о чем не подозревая, сделали это архимедовское восклицание геральдическим лозунгом штата («Эврика!» произносится на англ. как йеурика). Это было во времена Золотой лихорадки. В то время этим же восклицанием был назван и город основанный золотоискателями на севере штата. Он расположен возле океана, среди тысячелетних гигантских деревьев – секвой (то, что краснодеревщики называют красным деревом). Там, если со стороны океана взглянуть на местность, то само-собой воскликается «Эврика!», потому что между поселением и океаном расположены два длинных (по 10 км) полуострова идущие параллельно берегу и разделённые небольшим (500 м) проходом - из океана к материку. В образованном таким божьим способом заливе всегда тихо, в то время как в Тихом океане – "шумно", т.к. очень часто штормит.
Короче, я ж вам написал, что мне хотелось (не корысти ради) защитить Архимеда перед «отцами-основателями» Калифорнии, которые именно его восклицание имели в виду, произнося Eureka, и присовокупляя этот лозунг к геральдике штата, а не Пифагора. Они обмишурились просто потому, что не знали недавно открытую правду об Архимеде, который нагло нарушил @copyright Пифагора. Простим им это! У них ведь тогда Википедии не было.
У меня по Вашим словам получается, что Пифагор должен спросить у Архимеда, можно ли ему радоваться при каждом своём открытии - я-то ведь точно знаю, в каком смысле употребил это слово. Ну ведь правда искажаете, Вадим Владимирович, неужели Вам так трудно это признать ? Не мести ради это пишу, а истины для.
ЗЫ : Если какие-то мои комментарии показались Вам излишне резкими, тогда амсорри, как говорят у вас в Калифорнии.