Сцена 4. Кабинет Фауста 1:48:42 https://www.youtube.com/watch?v=MrWl7sORtwc
« .. полезно было бы для Вас
Курс логики пройти: в ее границах
Начнут сейчас дрессировать Ваш ум,
Держа его в ежовых рукавицах,
Чтоб тихо он, без лишних дум
И без пустого нетерпенья
Всползал по лестнице мышленья,
Чтоб вкривь и вкось по всем путям
Он не метался там и сям.
Затем внушат Вам, — ради той же цели,
Что в нашей жизни всюду, даже в том,
Что прежде сразу делать Вы умели,
Как, например, питье, еда, —
Нужна команда: «раз, два, три» всегда.
Так фабрикуют мысли...
...Живой предмет желая изучить.
Чтоб ясное о нем познанье получить,
Ученый прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части расчленяет,
И видит их, да жаль: духовная их связь
Тем временем исчезла, унеслась».Фауст (трагедия в двух частях) — Часть первая
автор Иоганн Вольфганг Гете, пер. Н. А. Холодковскийhttps://www.youtube.com/watch?v=MrWl7sORtwc
Гегель и Гёте о диалектике (1827)
«Затем беседа коснулась сущности диалектики.
— Это в основе своей не что иное, — сказал Гегель — как урегулированный и методически разработанный дух противоречия, который присущ каждому человеку, — дар, обнаруживающий всю свою важность в различии истины от лжи.
— Жаль только, — вставил Гёте, — что такого рода изысканными приемами мышления часто злоупотребляют и применяют их для того, чтобы истинное представить ложным, а ложное истинным.
— Да, это, конечно, бывает, — возразил Гегель, — но только с людьми, которые духовно больны.
— Поэтому-то я и стою, — сказал Гёте, — за изучение природы, которая не позволяет возникнуть такого рода болезни; ибо здесь мы имеем дело с бесконечно и вечно истинным; но истина покидает как недостойного всякого, кто при рассмотрении и изучении своего предмета поступает недостаточно чисто и честно. Я вполне уверен, что многие больные диалектикой в изучении природы найдут благодетельное исцеление.»
(по записи И. Эккермана, секретаря Гёте от 18 октября 1827 года)
Комментарии
«Теория, — говорит Гёте, — это обыкновенно результаты чрезмерной поспешности нетерпеливого рассудка, который хотел бы избавиться от явлений и подсовывает поэтому на их место образы, понятия, часто даже одни слова». От себя мы добавим: эта регулярная подтасовка принимает такие размеры, что, глядя на природу, мы зрим ее не реально, а графически или теоретически. Рассудок, объявленный Кантом «законодателем природы», оказывается на деле искусным иллюзионистом, заставляющим естествоиспытателя иметь перед собою не реальное природное свершение, а естествознание, укомплектованное в четырех группах трансцендентальной таблицы рассудочных понятий.
У Гёте есть любопытная натурфилософская концепция, нынче незаслуженно забытая. Сводится к тому, что нельзя насиловать природу изощренными экспериментами, а стоит обращать внимание на то, что он называет прафеноменами или первофеноменами. Первофеномен - это единичный случай общего. Эмпирики ищут общее в миллионах случаев и не находят его.
По Гете "Для того, чтобы понять, что небо везде синее, нет нужды объездить целый свет." Синева неба - и есть такой первофеномен. Еще Гёте говорит, что "непосредственное созерцание первофеноменов повергает нас в своего рода страх, мы чувствуем нашу недостаточность", или еще более уместная цитата: "Высшее, чего может достигнуть человек - изумление.
Ежели прафеномен повергнул его в изумление, он должен быть доволен, ничего более высокого увидеть ему не дано, а искать дальнейшего не имеет смысла - это граница. Но люди обычно не удовлетворяются содержанием прафеномена, им подавай то, что кроется за ним, и в этом они похожи на детей, что, глянув в зеркало, тотчас же переворачивают его - посмотреть, что там с другой стороны." (с) Эккерман И.П. "Разговоры с Гете". М. 1981, с. 290.
Не важно, что или как некто говорит о чем-то то ли это логика, диалектика, математика!
Он может всё что угодно его душе говорить и проповедовать!
Важно каково объективное составляющее того о чём говорит этот некто.
Поэма "Фауст" И. В. Гёте в своём изложении и логична и диалектична и не противоречит математике.
Это объективный факт! И создавая своё творение "Фауст" И. В. Гёте всецело и умело использовал и логику, и диалектику, и математику. И это тоже факт. И не надо его замалчивать.
И никакими ссылками на слова самого Гёте или иных авторитетов этот факт не устранить,не развенчать! Факт остаётся фактом. Факты - это упрямая вещь!!
Противопоставлять объективную реальность отраженную (и поэтому имеющую место) в поэме "Фауст" субъективным высказываниям кого-либо, пусть даже автора этого произведения, это пустобрёх и крохоборство, крючкотворство по отношению к главному и основному -
ОБЪЕКТИВНОСТИ содержания, заложенной в произведении!
А остальное всё наносное! Всё (или большинство высказанного), что противоречит объективному характеру, фактам есть ложь, есть бред, гольное враньё, бред сивой кобылы!
---------
Возьмём другой пример!
Современные физики проклинают философию, божатся всем чем угодно, клянутся мамой, женой, детьми, демонстрируют умело и мастерски свою оголтелую ненависть и нелюбовь к философии, к мировоззрению. Гонят демонстративно философию из физики. Поносят на чём свет стоит философию.
В том что ненависть к философии присуща физикам нет никакого сомнения. Это факт.
Но это вовсе не означает, не отрицает того факта, что объективно физика, как научная дисциплина находится в определённой связи с философией,
и эта важнейшая связь существует реально и ОБЪЕКТИВНО между физикой и философией!
Партия современных физиков-Zасранцев объективно придерживается ложной в своей основе и антинаучной буржуазно-идеалистической философии (БИФ).
Роберту Юсупову: ну я бы не стал утверждать, что физики (в том же Курчатовском научном центре, где заместителем М.Ковальчука является философ) "проклинают философию". См. например фильм "Коды Курчатова".
Судить надо не по субъективным высказываниям отдельных лиц, а по тому объективному положению дел, которое имеет место!
Вот физики например говорят "материя -это вещество и поля". Вроде бы правильный лозунг, правильные слова.
Ещё физики говорят, что физика как наука изучает материю и наиболее общие формы её движения. И это тоже правильно,правильные слова.
Но вот физический гуру, некто Мунин (с физического форума dxdy.ru), поносит и проклинает и материю и философию.
---------
Всё это субъективно.
А что же есть объективного.
А вот что. Материя как таковая, как конкретная "чистая"материя природы, как содержимое элементарных частиц не ПРИЗНАНА современной партией физиков.
Материи природы, как таковой нет в предметной области физики.
И материя природы не отражена в списке основных физических величин.
Вот это главное объективное обстоятельство во всей современной физике.
Ещё сюда надо добавить,то обстоятельство, что в ОТО не предоставлено реальное объективное доказательство существования в природе некоего 4-мерного пространства-времени!!
Вот они объективные обстоятельства.
И они, эти факты ясно и однозначно говорят против современной партии физиков-Zасранцев, говорят об их идеалистическом (=анти-материалистическом) мировоззрении и миропонимании!
В этом всё дело. А не в субъективных пристрастиях членов партии физиков!
ем беседа коснулась сущности диалектики.
— Это в основе своей не что иное, — сказал Гегель — как урегулированный и методически разработанный дух противоречия, который присущ каждому человеку, — дар, обнаруживающий всю свою важность в различии истины от лжи.
________________________________________________
диалектика это не урегулированный дух противоречия, а процесс урегулирования духом противоречия по разработанному методу.
Дилетант-у: дык потому Гегель и отразил такое: "Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и противоположное, но и породить из него положительное содержание и положительный результат; лишь благодаря этому она есть развитие и имманентное движение вперед." (см. Примечание к параграфу 31 в "Философии права"). И как раз на основе этого от Гегеля, Лениным отражено такое: "Теория Маркса есть ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ... - к современному капитализму" (в условиях которого мы сегодня обитаем - см. "Государство и революция").