Вниманию предлагается концепт сайта dialectics.ru
посвещенный диалектической логике.
Только не падайте духом, это еще не приговор, а только определение того, чего нет и быть не может.
Уверен, что многие из вас это уже читали, но думаю, что этот список будет полезен гостям форума и тем, кто имеет некоторые иллюзии по поводу простоты задачи определения диалектической логики.
1. Диалектическая логика - это не диалектика.
2. Диалектическая логика - это не диалектическая философия.
3. Диалектическая логика - это не Афетизм.
4. Афетизм - это не диалектическая философия, а одно из ее учений.
5. Законов диалектики нет ни в философии Гегеля ни вообще; они придуманы в диамате, но в СССР описывались в большинстве случаев со ссылкой на Гегеля, так как диамат уже терял свои авторитет, эвристику и научную ценность.
6. Всякие там вопросительные предложения, императивы и проч. изучаются в неформальной логике,
а) являющейся составной частью логики, как науки о мышлении человека,
б) не пересекающейся с диалектической логикой.
Другое дело, что сама диалектическая логика до сих пор не правильно позиционировалась, поэтому даже представлений о ней нет.
7. Определения и понимания диалектической логики нет, есть великое множество разных, но нет одного, правильного. Есть множество вариантов пониманий, хотя ни один из них так и не закрепился в науках даже в качестве основного, - не то, чтобы в самой диалектической философии.
8. Удивительно то, что исследователи, стоя на позициях рационально-объективного безценностного знания (на научной позиции), пытаются говорить о диалектической логике, т.е. о том, что вне него. Если бы диалектическая логика была внутри сферы научного познания, поддавалась бы ему, тогда совершенно непонятно то, почему же за столько лет она не найдена, не определена, а, наоборот, мистифицирована множеством неверных посылок и теорий6?
9. Термин «диалектическая логика» не может быть понят вне диалектической философии.
В частности, дело в том, что любое диалектическое содержит отрицательность, которая
а) не известна наукам также, как и диалектическая логика, отрицание или противоречие,
б) снимает, даже зачастую исключает [свое] положение - (здесь: ) последующее слово «логика», в любом случае, делая с точки зрения наук, рациональности, объективно-научного знания словосочетание «диалектическая логика» исключающим себя, непонятным в принципе. Так что в науках идет погоня за их же химерой. Неудивительно тогда, что диалектическая логика до сих пор не понята, не найдена, заменяется всякими суррогатами…
10. Но никто никогда даже не задавался вопросом о том, а каким образом следует начинать искать/разрабатывать диалектическую логику, подходы к ней или что-то еще, соответствующее ее пониманию, начинанию, определению и т.п.: сразу излагали ее определение, какие-то ее или не ее (напр., в отрицании к ней) «начальные части» и проч., которые тут же снимаются во всеобщности, логически (в смысле Гегеля, а не наук) и объективно7, что определяет всякие там научные и околонаучные химеры, изыскания и гипотезы как ничтожные. Хотя… для того, чтобы это понять, надо знать диалектику, но она - вне наук;
- замкнутый круг, который может быть преодолен только диалектически.
Подступы к диалектической логике надежно защищены!
Впрочем, различные научные, околонаучные, рассудочные и проч. разглагольствования (т.е. вне диалектической философии) по ее поводу не отменяются, более того, они служат усилению маскировки и защиты диалектической логики, так как уводят от нее, тем самым, скрывают ее все больше и больше.
11. Итак, до диалектической логики вне диалектической философии, как и раньше, сто верст до небес и все лесом.
12. Правильность приведенных тезисов подтверждает история и еще раз подтвердит: вне диалектической философии никто никогда не выяснит обстоятельства диалектической логики, или, что то же самое, обстоятельства диалектической логики будут актуализированы, только тогда, когда это будет нужно диалектической философии8.
Комментарии
о взаимоотношении двух логик
Разовью вашу мысль,
1. Логики составляют универсум тождества противоположностей, ведь мы имеем дело, всё-таки, с диалектической логикой.
2. Да, две логики противоположны (см. п.1).
3. Да, дополняют друг друга (см. п.1).
4. Да, развиваются параллельно, хотя и порождены из одного основания.
5. Согласен,
а) обе последовательны в своем применении.
в) только жесткое 'или-или' здесь не работает.
с) совместить указанные логики вполне возможно, поскольку они всего лишь две модели естественного мышления.
Одна (формальная) беднее по выразительным средствам (основные формы мысли понятия, суждения, умозаключения), зато дает однозначные результаты. Средства второй - диалектической логики - богаче (суждения, вопросы, оценки, императивы), однако результаты скорее вероятностные, чем однозначные. Вторая служит строительными лесами первой. Первая обеспечивает эффективность второй. Когда вы рассуждаете, то пользуетесь способностью естественного мышления. Обе логики работают в паре.
Что касается надежной защиты подступов к диалектической логике, то приведенный вами текст не более чем риторика.
--
М.Грачёв
М. Грачеву.
А)"Обе логики работают в паре".
Б)"Что касается надежной защиты подступов к диалектической логике, то приведенный вами текст не более чем риторика"
а) Об это надо подумать, может быть вынести на отдельное обсуждение, но представляю, сколько достанется "шишек", причём бесплатно. Вопрос о соотношении логик поднимался и ранее, но упирается в то, что само понятие диалектической логики определено смутно, не конкретно.
б)Приведенный текст из dialectics.ru надо рассматривать, как серьезное предупреждение, что тема сложнее, чем мы её представляем.
Мнение российских философов о диалектической логике
Надежно подступить к диалектической логике возможно со стороны рассудка. Здесь и завязался клубок противоречий вокруг диалектической логики. Серьезные предупреждения в отношении диалектической логики звучали и раньше. Все предупреждения базируются на явной или скрытой регистрации именно рассудочного момента диалектической логики. А концепт критиков такой: "Диалектическая логика - не логика".
Например, В.С. Швырев предупреждал, что не следует заблуждаться насчет логического статуса диалектической логики как рассудочной дисциплины. Логик В.К. Войшвилло под диалектической логикой подразумевал гносеологию - теорию познания, которая в целом уже выходит за пределы рассудочной деятельности человека. В.И. Свинцов, с ним вступил в полемику Т.И. Ойзерман по поводу диалектической логики, рассматривал последнюю наподобие "Летучего голландца" - много говорят, а самого предмета по существу нет. Отмечу, Л.Г. Джахая весьма тщательно исследовал предмет диалектической логики в диамате. Известный исследователь творчества Г.В.Ф. Гегеля философ и логик К.С. Бакрадзе со знанием дела и со всей ответственностью прямо заявил, что есть только одна рассудочная логика и она есть ни что иное как логика формальная.
Дальше, следует отметить конкретные факты из мифологии о диалектической логике. Так Н.И. Кондаков в своем логической словаре приписывает создание диалектической логики Гегелю, хотя в трудах Гегеля такой термин 'диалектическая логика' нигде не встретите.
Пессимистическую позицию занял логик В.А. Смирнов. Он считает, что диалектическую логику как научную дисциплину создать невозможно. Что касается А.И. Бродского (сына), то он пожалуй рано похоронил диалектическую логику. Ниже приводятся сами критические мнения ведущих российских философов и логиков о диалектической логике:
Швырев В.С.: "Оценивая в целом традицию, исходящую из идеи особой "Диалектической логики" и использующую сам этот термин с позиций современной философско-методологической мысли, следует признать неправомерность установок на разработку особой логической дисциплины Диалектической Логики - противостоящей формально-логической традиции (Швырев В.С. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова, издание 7-е // М. 2001, стр. 158) http://community.livejournal.com/dia_logic/59302.html.
Войшвилло Е.К.: Диалектическая логика есть наука о законах формирования и развития знания на ступени абстрактного мышления. Она изучает процесс научного познания под углом зрения общих законов диалектики. Существенно также, что изучение законов развития мысли является не самоцелью. Цель состоит в конечном счете в том, чтобы сформулировать соответствующие этим законам принципы и приемы познания, составляющие в совокупности диалектический метод познания (Материалы совещания по проблемам диалектического материализма в редакции журнала "Вопросы философии". - ВФ, 1982-5, С.30).
Свинцов В.И.: "То, что в течение длительного времени именовалось диалектической логикой, всегда отличалось крайне неопределенными представлениями о собственном содержании и предмете" (Свинцов В.И. Существует ли диалектическая логика? / Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 95-104) http://community.livejournal.com/dia_logic/11955.html .
Ивин А.А.: "Диалектическая логика - название философской теории, пытавшейся выявить, систематизировать и обосновать в качестве универсальных основные особенности мышления коллективистического общества (средневекового феодального общества, тоталитарного общества и др.)" ( Ивин А.А. Диалектическая логика //Философия. Энциклопедический словарь, Под редакцией доктора философских наук А.А. Ивина. М. 2004, стр. 235) http://community.livejournal.com/dia_logic/12209.html
Джахая Л.Г.: "В дальнейшем изложении я, постараюсь, «следуя бакрадзевской линии, доказать, что под названием «диалектическая логика» никакая научная дисциплина, тем более логика, не кроется" (Джахая Л.Г. К вопросу о диалектической логике /"Философские науки" 1990 N12 стр.86-93)
http://community.livejournal.com/dia_logic/8107.html
Бакрадзе К.С.: "Не существует двух наук о формах и законах правильного мышления; существует одна наука - и эта наука логика или формальная логика... Диалектическая логика это не учение о формах и законах правильного последовательного мышления, а общая методология познания" (Бакрадзе К.С. "Логика", Тб. 1951, с.79-80).
Кондаков Н.И.: "ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — философский термин, введенный немецким философом Гегелем в начале XIX в., которым он, в прямую противоположность искаженно истолкованной им формальной логике, назвал свое идеалистическое учение о законах развития всех «природных и духовных вещей»" ... "Причем развитая им, Гегелем, логика была, как показывает изучение его работ, не логикой в принятом испокон веков значении этого слова, не общечеловеческой наукой о законах и правилах выводного знания, а философская, следовательно, в конечном счете, в классовом обществе классовая, партийная наука"(Кондаков Н.И. (1975) Логический словарь-справочник / изд. 2-е испр. и доп., Москва - С.145-147) http://community.livejournal.com/dia_logic/87505.html
Смирнов В.А.: "Все попытки создать принципиально новую логику оказались иллюзорными. Такая попытка была предпринята Гегелем. Сторонники К. Маркса (хотя сам Маркс не использовал термин «диалектическая логика») постулировали существование особой диалектической логики, в противовес логике формальной. Эта идея в XX в. в Советском Союзе трансформировалась в идею классовости логики: логики буржуазной (формальной) и логики пролетарской (диалектической). Но все попытки построить особую пролетарскую, диалектическую логику оказались несостоятельными. Логика не может быть классовой, расовой, формационной и т. д. "(Смирнов В.А. К. Поппер прав: Диалектическая логика невозможна.) http://community.livejournal.com/dia_logic/24661.html
Бродский А.И.: "В 60-е -70-е годы развитие диалектической логики приобрело невиданные прежде масштабы ... были «умеренные», трактовавшие диалектическую логику как теорию познания марксизма, а не как логику в строгом смысле слова ... В наши дни о диалектической логике вспоминают редко. Старшее поколение философов обращается сейчас к диалектической логике только в целях критики марксизма, а младшее похоже и вовсе о ней ничего не слышало." (Бродский А.И. Тайна диалектической логики. Гегелевская диалектика в советской России) http://community.livejournal.com/dia_logic/30976.html
--
М.Грачёв
ДЛ - это "общая методология познания" (Бакрадзе К.С. "Логика", Тб. 1951, с.79-80).
Конкретное понятие диалектической логики
Выбор не велик. Либо признать наличие у диалектической логики рассудочного аспекта, либо диалектическая логика - не логика, а философская метафора с действительно неопределенным, смутным предметом.
Сложную структуру диалектической логики можно представить в единстве всеобщего, особенного и единичного:
а) Всеобщее - "диалектика";
б) Особенное - "диалектическая логика";
в) Единичное - "Рассудочная диалектическая логика" как расширение традиционной логики.
Предмет диалектической логики, если рассматривать её именно как логику, будет общим с предметом формальной логики. Это - рассуждения, связь мыслей в рассуждении. Вместе с тем, обе логики являются самостоятельными дисциплинами. Скажем, формальная логика устанавливает правило для связи мыслей в рассуждении - "запрет на противоречие", а диалектическая логика в аспекте рассуждений устанавливает альтернативное правило: "противоречие суждений дозволяется".
Основание диалектической логики то же, что у формальной - и та, и другая логика развёртывается из суждения:
А: (s - p),
где
А - высказывание (суждение);
s - логический субъект;
р - предикат.
Отличие проявляется в том, что диалектическая логика добавляет в структуру высказывания, задает в явном виде субъект рассуждений:
А: S (s - p),
где
А - высказывание (суждение);
S (прописное) - субъект рассуждений
s - логический субъект;
р - предикат.
Именно наличие субъекта рассуждений позволяет высказываниям противоречить об одном и том же предмете в одном и том же смысле, времени и месте. При взаимодействии таких высказываний, каждый из рассуждающих собеседников в интерсубъектном рассуждении стремится обосновать истинность своих утверждений, противоположных утверждениям оппонента. Тем самым создается импульс развития мысли от простого высказывания мнения к проверенному критикой объективированному суждению.
И если доказательство в пределах логики каждого из рассуждающих собеседников подчиняется строгими правилами формальной логики, то их совместное, объединенное рассуждение управляется уже общими законами диалектики (отрицание отрицания, качественного и количественного перехода, единства и взаимодействия противоположностей).
Итак, понятие диалектической логики в позитивном изложении определено предельно конкретно. Оно складывается, конструируется из общего начала с формальной логикой, а движение мысли регулируется законами диалектики. Поэтому вправе сказать: "Да, это логика!", "Да, это логика диалектическая!"
--
М.Грачёв
М. Грачев
Обязуюсь дать вам развернутый ответ.
Идея существования формальной и диалектической логики, как имеющие единые корни, считаю заманчивой и плодотворной.
Только не спешить с суждениями.
Обещанного десятки лет ждут.
--
Нет. Основания ДЛ - это научные законы, научные знания, истины.
Разве научные законы, научные знания, истины не есть также общим основанием и для формальной логики?
--
Материальное движение происходит как повторение и развитие. Что-то построили - можно повторить. Диалектическая логика - логика развития... и последующего повторения.
Диамат давно разродился определением диалектики: учение о наиболее общих закономерных связях бытия. Бытие - аналитико-синтетический процесс, системообразование.
Формальная логика толкует о законах мышления. Гегель постарался перевести их в законы процесса мышления, тождественного бытию. Однако, остановился, идеалистическое мировоззрение тому было причиной.
Итак, закономерные связи и отношения материального процесса вообще суть логика, абстрагируемая человеком. Назовём причинно-следственные связи: прямая - обратная - обратная обратной - сообратная. И пространственно-временные отношения: непосредственное - относительное - относительное относительного - соотносительное.
Действительные диалектические законы: исключения - дополнения - дополнения дополнения - содополнения.
Диалектическая логика примет в себя некоторые положения формальной логики как всё высшее включает низшее... В итоге возникнет системная логика.
Так вот.
.
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — философский термин, введенный немецким философом Гегелем в начале XIX в., которым он, в прямую противоположность искаженно истолкованной им формальной логике, назвал свое идеалистическое учение о законах развития всех «природных и духовных вещей»".
Это Вы привели цитату из Кондакова, см. вверху: Кондаков Н.И. (1975) Логический словарь-справочник / изд. 2-е испр. и доп., Москва - С.145-147) http://community.livejournal.com/dia_logic/87505.html
Кондаков дезинформирует читателя. Гегель не вводил термин "диалектическая логика". Подтверждающую ссылку на труды Гегеля Кондаков не приводит.
--
Никогда не говори "никогда". Вот только что просматривал прямо здесь на ФШ ответ на этот вопрос.
Fateev, 14 Август, 2009 - 21:48
Можно Я попробую разрушить Ваш пессимизм? Если сообщить Вам что "диалектическая логика" существует, то это означает показать красную тряпку. Но если описать вам предмет этой логики и составляющие её части, а кроме этого дать в руки инструментарий анализа логических действий, то вполне возможно что Вы усомнитесь в торжестве "паники" поселившейся в ваших озабоченных представлениях. Думается что приводимые мною комментарии помогут обрести Вам "немного" оптимизма. [Перечень ответов по разъяснению «Что есть диалектическая логика?» : Сергей Семёнов, 21 Март, 2020 - 04:18, ссылка; (приложение: prilozhenie_k_kommentariyu__ot_21.03.2020.pdf)… Сергей Семёнов, 19 Март, 2020 - 10:28, ссылка … Сергей Семёнов, 17 Март, 2020 - 04:45, ссылка … Сергей Семёнов, 16 Март, 2020 - 11:36, ссылка … Сергей Семёнов, 15 Март, 2020 - 18:40, ссылка … Сергей Семёнов, 15 Март, 2020 - 15:56, ссылка … Сергей Семёнов, 15 Март, 2020 - 11:33, ссылка … ] С уважением Сергей Семёнов.
Защита словоблудием подступов к некой специфической ДЛ похерена самими её защитниками отсутствием примеров применения этой специфической ДЛ.
Мир праху твоему, ДЛ
Любое правильное применение научных знаний основано на диалектической логике.
Что мы сегодня видим при борьбе с коронавируснорй инфекцией. Также на носу финансово-экономический кризис. Борьба с ним также основана на диалектической логике. Как правильно поддержать бизнес, чтобы потери для страны были минимальны.
К сожалению тоже словоблудие.
Как говорит философия Санкхья, люди обычно не различают и смешивают слово, понятие и объект, давайте попробуем их различить. Прежде всего диалектическая логика это слова. Обозначают эти слова какое-либо понятие, все участники дискуссии пришли к выводу что такого понятия нет. Возможно эти слова обозначают некий особый процесс нашего мышления, который нами не изучен и потому не имеет соответствующего понятия. Такое можно допустить, но тогда прежде всего следует найти различия диалектического мышления от не диалектического. Я о таком различии не слышал, поэтому допускаю что его нет, в этом случае слова диалектическая логика, просто слова, ничего не обозначающий пустой звук, у коммунистов такие аферы известны, например враг народа и.т.д.
Виталию Андрияшу: ну если Вы о различии диалектического мышления от не диалектического ничего не слышали, то очевидно Вы не то слушали. А между прочим об этом различии отразили в своих работах философы Э.Ильенков и А.Зиновьев еще в середине прошлого века. А то что кто ищет, тот всегда найдет - то это очевидно не про Вас. Однако.
Ну так расскажите нам эти отличия.
Даже под пытками никто из сообщества ДЛ не сможет на примере показать специфичность ДЛ.
Виталию Андрияшу и Вернеру: дык есть такое, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так вот и сделайте это, например, на http://www.trinitas.ru - на Странице авторов (слева) кликнуть на А,А.Зиновьев и поразмышлять над его диссертацией "Восхождение от абстрактного к конкретному (на материалах "Капитала" К.Маркса") с "Вместо предисловия" К.М.Кантора для её печатного издания. Желаю успеха.
Почему?! Это логика процесса развития и повторения.
Есть развитие, деградация, застой и повторение. Это не логика, а диалектика реальности.
Вернеру: дык для должного понимания этой реальности в процессах развития (или деградации) общества и требуется логика - диалектическая.
Понятие логика относится к мышлению. Понятие диалектика относится к внешнему миру . Диалектическая логика это попытка скрестить ёжика с удавом
Виталию Андрияшу: ну коль для Вас то, что отразил К.М. Кантор в его "Вместо предисловия", а А.Зиновьев в его диссертации, "не указ", то тогда попробуйте понять то, как Гегель предлагает в Предисловии к "Философии права" реализовать то, что для Вас является "попыткой скрестить ёжика с удавом". При всем том, что тот же К.М.Кантор предупредил, что это могут делать не все люди.
ФШ это не образовательный сайт, ваши ссылки на многочисленные тома никто читать не будет. Если вы что то пытаетесь доказать,то потрудитесь это аргументировать сами.
Виталию Андрияшу: ну не желаете читать - Ваше право. Но тогда и действовать по принципу: "Один дурак может задать столько и такие вопросы, что на них и сто мудрецов не ответит", Вам всё же не стоит. Ибо тот же К.М. Кантор отразил о том, что А.Зиновьев, прежде чем понять суть диалектической логики Маркса в его исследованиях капиталистических условий обеспечения жизни людей, 16 раз прочитал "Капитал". Однако.
Ясно, аргументов у вас нет
Виталию Андрияшу: на тупые вопросы - точно нет.
Ну да, диалектическая логика - это правильное мышление о внешнем мире, в соответствии с истиной, с научными законами, знаниями.
Вы всегда должны считаться с законами физики и метафизики, иначе не выживете.
Борьба с коронавирусом тому подтверждение.
Если диалектическая логика это правильное мышление, то остальные логики получается неправильное мышление. Если они тоже правильное мышление, то в чем различие.
Учитываете, что слово "правильное" имеет два лексических значения?
В значении не только рассуждения, соответствующего реальности, но "правильное" в значении "рассуждение по предустановленным правилам".
--
Первое - ДЛ, второе - формальная.
Не только рассуждения, но и принятие решений, мудрое.
Пример, самоизоляция с целью предотвращения распространения вируса.
Виталию Андрияшу: дык Гегель вона чего по этому поводу отразил: "Истинная мысль не есть мнение о предмете, а понятие самого предмета. Понятие предмета не дается нам от природы, лишь правильное мышление есть знание и познание предмета и поэтому наше познание должно быть научным" (см. Предисловие к "Философии права").
Гегель хорошо сказал. Приоритет ДЛ. Это касается не только знаний науки, но и религии.
см тексты священных писаний.
Правильное мышление, основанное на диалектической логике опирается на истину, научные законы. Неправильное - заблуждения, непонимание, невежество.
Например, тушить огонь безином - нарушение ДЛ, ставить в микроволновку металлическую посуду, нарушать правила карантина.
Нарушение ДЛ как правило ведет и к нарушению формальной логики. Об этом хорошо в книге "Алиса в стране чудес". Современная Россия с ее методами управлениями, когда игнорируются научные истины тому пример. Тогда происходит маразм в обществе.
Есть правильное мышление, которое основано на физике, то есть научных законах физического мира. И есть правильное мышление, основанное на метафизике, на духовных законах. Последним обладают только пророки. см Новый завет, например.
Вот для меня - всё просто:
если высказывание отображает следствия действительных причин, то оно - логично, а поскольку действительности свойственна диалектика (если угодно - некоторое взаимодействие противоположностей...), то в поле "диалектичной" логики приходится изъясняться каламбурами, например:
"жизнь без лжи и самообмана не обходится без лжи и самообмана"
если же высказывание отображает одни только "правильные" допущения, то каким бы безупречным ни выглядело - ничего кроме ограниченности принятых за основу допущений оно не выражает... как вот эта "избитая" истина:
"хорошо там, где нас нет",
или же -
"дваждыдвачетыре" -
истинно только в пределах десятичного исчисления,
а в "троичном коде" -
истинно уже
"дваждыдваодиннадцать"...
эфромсо: ну-да, типа "закона можешь ты не знать, но исполнять его обязан". И об этом диалектическом "каламбуре" в отношении "законов от людей" Гегель и отразил в Предисловии к его "Философии права". А заодно и то, чем являются законы природы и чего с ними делать.
Ну так востребуйте эту логику на конкретном примере исследования и понимания реальности.
Вы же трусы и придурки сраные. Лет пять прошу продемонстрировать на примере эту ДЛ.
И всё время в кусты хвилософы недоделанные.
Пример сегодняшняшнего дня - борьба с коронавирусной инфекцией. Правильные методы.
Правильные методы. Значит есть правила, следующие из опыта.
Куда здесь вставить ДЛ?
Из опыта - это формальная логика. А первичное применение основано на диалектической, научных знаниях.
Вот пример игнорирования ДЛ - https://youtu.be/iDd-v7SttYQ
в штате Нью-йорк.
Батька Лукашенко туда же, Швеция.
А вот пример успешного применения Дл https://tass.ru/opinions/8112781?from=teaser
Южная Корея
Научность знаний подтверждаются опытом.
Не видно смысла подменять научность знаний некой диалектической логикой.
Ну да, практика - критерий истины. В том числе и философского знания. ДЛ относится к философскому знанию.
Философия стоит над знанием отдельных наук, искусств, религий. Особенно она нужна в сфере госуправления, принятия мудрых решений в управлении страной. Была же в советское время ВПШ, а для подготовки специалистов в вузах был курс диалектического материализма.
Доп литература - труды Ленина, Канта, Ясперса, восточная философия.
Я бы согласился с диалектическим мышлением, но с логикой не знаю куда её пристроить в диалектическом мышлении.
Логика лежит в основе материального мира. Поэтому всё согласуется с ней. В том числе и высшая ДЛ. Хотя кажется, что она противоречит формальной логике. Пример - пророчества.
У истины известно по крайней мере два критерия - практика и логическая непротиворечивость. Науки не противоречат друг другу и согласуются. Возникают на стыке новые науки - биофизика, биохимия, кибернетика, бионика.
Истины религии также непротиворечивы. Все пророки говорят об одном и том же, но разными словами.
Нарушение ДЛ ведет к нарушению формальной. Что мы видим сегодня в России. Маразм, глупость управленческих решений и т.д.
Вернеру: дык Э.Ильенков, например, и отразил об этом в его работе "Логика "Капитала". Ибо диалектическое мышление Маркса при исследовании капиталистических условий обеспечения жизни людей и реализовалось на диалектической логике.
Вернер-у: дык чего это мне делать, если это сделал в свое время Маркс - исследуя на её основе капиталистические условия обеспечения жизни людей и отразил об этом в "Капитале". А философы Э.Ильенков и А.Зиновьев в соответствующих работах (см. например, Э.Ильенков "Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса) раскрыли суть этой его диалектической логики на основе восхождения от абстрактного к конкретному. А если Вы этого не знаете или не понимаете - так это Ваши личные проблемы. Однако.
Диалектическое основано на истине, научных законах. Недиалектическое основано на заблуждениях, непонимании, невежестве, иллюзиях.
Если вы нарушаете Дл, действуете против истины, то вы получаете страдание, а часто и смерть.