"Субстанция, по Гегелю, самодостаточна уже как цель, потому что постоянно эту достаточность порождает, порождает сама себя в качестве субъективности, выходя за свои пределы. Цель мира всегда осуществлена и всегда осуществляется" -- это о бесполом Тела индивида сказано, и которое в основании субъекта права, и если "субъект" имеет место в правовой системе. «конечная цель мира есть лишь постольку оно постоянно порождает само себя» -- по Гегелю мир постоянен, индивидуален, и "цель" имеет в себе, что так, но всё сказанное у него в силу мистического умонастроения никак не связано с рациональным мышлением об индивиде, "субъекте права", гражданине, что в империи не имело конечно места и в проекте, и где философ далее пишет о роли "индидуальности", которая повисает уже в воздухе как фикция культуры, а что из себя индивидуальность представляет для него видимо не важно.
Гегелю предстояло понятие субстанции нового времени объединить с формой субъективности и наоборот. Форма субъективности, мышления несёт в себе отрицательность. Субстанцию, по Гегелю, нужно понять не как положительное, утвердительное в ней самой, а как отрицание. Причём абсолютное отрицание себя самого. Субстанция первоначально выступила как основание для всех форм развития. А если это так, то субстанция в действительности обнаружит себя только после того, как все эти формы развития на самом деле выступят (причина-то только и может обнаружить себя в действии, и пока это действие не выступило, нет и причины). Высшей формой развития выступает, по Гегелю, разум. Высшее в развитии кладется в основание всего процесса своего становления. В абсолютном смысле субстанцией у Гегеля являлась идея. В более узком смысле субстанцией субъектом выступил объективный разум. Основание необходимо - это вывод нового времени. Но его нельзя получить в начале философии (как это хотел Декарт), непосредственно. Это ведь основание бытия и мышления. Определение мышления нельзя получить до самого мышления. Оно может быть только результатом мышления, тем, во что содержание мышления разовьётся. Именно разум как всеобщая форма мышления и получил бытие как всеобщее содержание. Вот почему понятие субстанции в новое время с позиции Гегеля начинается с гносеологического основания. Субстанция, по Гегелю, самодостаточна уже как цель, потому что постоянно эту достаточность порождает, порождает сама себя в качестве субъективности, выходя за свои пределы. Цель мира всегда осуществлена и всегда осуществляется: «.конечная цель мира есть лишь постольку оно постоянно порождает само себя». Идея - абсолютное в сфере логики. Дух -абсолютное в инобытии. Субстанция - абсолютное основание как дух, становящийся во времени. Движение понятия есть развитие, посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе, не полагается ничего нового по содержанию, изменяется только форма. Гегель воплотил идею истины как системы субстанции-субъекта. Мир для Гегеля вполне ставший и становящийся в каждый момент. Творение мира согласно собственному представлению субъекта о его истине - это уже более позднее требование. Всеобщность формы - метод является, по Гегелю, абсолютной основой и окончательной истиной, движением самого понятия. «Метод есть поэтому душа и субстанция». Но поскольку метод, согласно Гегелю, не только в познании, но и приобретает в заключении внешнюю определенность, он объективный способ или, вернее субстанциальность вещей», то есть онтологическое основание. Метод прибавляет к понятию действование. Согласно Гегелю, мы познаем и творим внешний мир лишь потому, что сам внешний мир в своем развитии дошел до нашего мышления. Гегель рассматривает процесс освобождения субъекта и его знания от зависимости со стороны объектов. Мышление, по Гегелю, как деятельный субстанциальный субъект обнаруживает себя в виде всего мира культуры, который создается человечеством. Для Гегеля на первое место выдвигаются его объективные формы, его бытие по отношению к миру и его единство с культурой. Уже для Шеллинга проблема состояла в том, чтобы доказать, что субстанция мира не случайно была определена в новое время как мыслящая, что абсолютное, всеобщее с необходимостью приходит к тому, чтобы стать духом. Как и наоборот, показать, что только для духа доступно взять на себя не только познавательную, но и миропроизводственную божественную функцию, так как производит он только самого себя. Только для духа свойственно, определяя себя, одновременно создавать свои формы в действительности. Дальнейших преобразований понятие субстанции больше не претерпевает. Не зависимо от того, используют ли впоследствии понятие субстанции в явной форме или нет,- его предикаты не игнорирует практически ни одно философское направление. Субъект - мышление во всей новоевропейской философии выполняет системообразующую функцию, в нем начало смыкается с концом, понятие приходит к самому себе. Происходит онтологизация свободной субъективности. В философии нового времени человек и его мышление оказались самодеятельными в силу и в меру самодеятельности природы. Само мышление стало трактоваться как естественная способность человека от природы. С этим связан культ разума, как высшей ценностью, которая воплощается в культ метода. Это и есть субъективно-объективное мышление нового времени, за рамки которого не выходит вся немецкая классическая философия. Это же разумное мышление берет на себя право претворить в жизнь известную ему истину, осуществляя ее через субстанциального субъекта, коллективные усилия всех поколений. Но в то же время эта осознанная практика свободного «творения» мира является заранее «задуманной» самой субстанцией, «в себе» уже заложенным в родовом человеке процессом творения мира (это культура, сначала особенная, затем всеобщая). Таким образом, культура и история осознаются с момента осознания природы самой субстанции, причем именно в качестве мышления. Действительное мышление Гегель представлял как социальное явление, объективированное в качестве феноменов и истории культуры, или культура — реализованное мышление. Высшей формой этого реализованного мышления; культуры является философия. Мышление является высшей формой культивирования свободы. Этапы этого освобождения в логике имеют свой исторический эквивалент в культуре. Для Гегеля исторические эпохи в развитии духа тождественны ступеням развития культуры. Таким образом, субстанциальное мышление предстает и как индивидуально- познавательное: и как культурно-деятельное. Только такое мышление, осознающее себя в качестве субстанциального, выступает как активно преобразующее и творящее мир. Его развитие есть критерий развития всей культуры. Высшим актом деятельности всей мировой истории становится: осмысленное созидание истории людьми. Поэтому Гегель часто говорит о необходимости перерастания свободной воли единичного лица в субстанциальную волю народа. Индивидуализация является одним из особенных способов определить субстанцию. Определить, в смысле поставить предел, ограничить до индивидуальности. Но определение одновременно является снятием предела, выходом за предел по форме. История, с одной стороны, есть у того, что еще не достигло своей природы, с другой стороны, историю пишут, когда возникает понятие того, историю чего пишут - история становления. Историцизм в другом смысле становится и принципом жизни и принципом видения жизни как специфичность, уникальность, индивидуальность явлений. Но индивидуальность не только отдельных лиц, но и культур. С методической точки зрения историческое понимание опирается только на внутренние критерии, исторический контекст. Ограниченно понятая индивидуализация входит в противоречие с прогрессом, движением к общей цели. Историцизм подчеркивает изменчивость и эволюцию, укореняет динамичность как западноевропейского мышления. Историческое изменение в таком смысле не предполагает общечеловеческих ценностей, всеобщности, единства разума. С этого же периода неотъемлемыми элементами современного мышления становятся системный подход, возможный только в рамках всеобщего основания, так как сама система предполагает проведение единого принципа через все элементы целого. Функциональность заменяет телеологию. Функция в системе это цель существования объекта как несамостоятельного момента системы.
https://www.dissercat.com/content/ponyatie-substantsii-v-klassicheskoi-evropeiskoi-filosofii