По этому тексту видно как философы изобретая "субъект" перешли к становлению истории, так как "история" вне мышления видимо ими не мыслилась, а тем более без какого-либо надёжного обоснования, "куда и зачем движемся", что вызвало к жизни и "идеологию". Фактически на пустом месте рождались концепции жизни и существования, а "субъект права", как единственный и подлинный "субъект", пока стоял в сторонке и не был в "мышлении" философов учтён.
В концепции Канта активность субъекта представлена в преобразовании всего сущего в объекты познания. Мир предстает только в определениях субъекта. Но, если мышление выступает в форме всеобщности и необходимости, то это уже не субъективное, а объективное мышление. Поэтому трансцендентальный субъект может выступать основанием, оставаясь при этом объективным. При этом собственно категория субстанции упрощается Кантом до предиката постоянства. Самодостаточность перемещается в трансцендентальное «Я»., хотя оба предиката уже не мыслятся без процесса изменения. Фихте сохраняет предикаты понятия субстанции нового времени, кроме неизменности, включая их как моменты в субстанциальное мышление. Принципиальное отличие в определении субстанции в новое время и в метафизике абсолютного субъекта Фихте в том, что у Спинозы единство мышления и бытия должно быть в субстанции, а у немецкого философа единство мышления и бытия перенесено в само «Я». Фихте на основе анализа субстанциального мышления заложил предпосылку для развития системы определений из одного принципа: от определений формальной логики до многообразия Вселенной. Философия выдвинула претензию на познание системы мира. Согласно автору «Наукоучения», истинная природа субстанции раскрывается не в начале, не в первом положении, а в конце, в результате всего процесса самоопределения. Но и сам результат истинен не в качестве устойчивого уровня, а как единство результата и процесса его получения. Субстанция содержит в себе процесс и результат собственного становления. Онтологический и гносеологический аспекты понятия субстанции снимаются с Статическая субстанция окончательно уступает место актуальности. Противоречия в одновременной неизменности и деятельности субстанции Фихте уже не усматривает. Свободная деятельность не осуществлена, если находится только в голове субъекта. Самосознание вынуждено обратиться в объективность. Это -тенденция, хотя и неосуществимая, пока существует пропасть между субъектом и объектом. «Разумное существо, рассматриваемое как таковое, есть абсолютно, независимо, просто причина самого себя (субстанция). Первоначально, то есть без своего содействия, оно есть просто ничто: то чем оно должно стать, оно должно сделать само собой, посредством собственной деятельности»(256, S.50). Сущность человека, его свобода, может быть осуществлена в практической волевой деятельности. Это предпосылка для дальнейшего воплощения логической философии в сферу объективности, где субъективность становится свободной волей. Смысл истории и культуры Фихте видит в реализации человечеством своей сущности, своего понятия. Фихте в принципе сформулировал то, что Маркс позднее говорит о роли человека в истории: «люди сами делают свою историю». Шеллинг и продемонстрировал безвыходность трансцендентального идеализма, его необходимую запертость в сфере субъективности. Все те достоинства и недостатки, которые разработал Фихте относительно формы мышления, Шеллинг перенес на содержание. Поэтому природа и дух оказались параллельными друг другу рядами. Восстановился тезис Спинозы, таким образом, что протяженность субстанции ничего в себе не содержит по сравнению с мыслящей, а мыслящая - по сравнению с протяженной, что это две формы одного и того же. Параллельность снимается как неразрешенная форма противоречия и толкает его к тому, что и должно быть началом, а именно, к абсолютному тождеству мышления и бытия. «Я» Шеллинга не оставляет больше объективное как границу вне самого себя, а включает его в себя как свою противоположность. Благодаря этому «Я» стало субъектом-объектом. Шеллинг выдвигает принцип тождества мышления и бытия. Понятие является абсолютным бытием, абсолютной субстанцией, которая в то же время есть субъект, поскольку она реализует себя как бесконечное становление. Понятие субстанции выступило необходимым условием представления о временной последовательности как момент постоянства и основание, для которого эта последовательность отсчитывается. Здесь понятие субстанции - основание представления об истории. Есть у Шеллинга и иное опосредование историчности сознания: «с первых моих шагов в философии появилась тенденция историчности, хоты бы в виде осознающего самого себя, приходящего к самому к самому себе Я». Понятие субстанции выступает основанием для универсальной связи как момент единства для существующего множества предметов внешнего мира, и тогда понятие субстанции выступает условием представления о мире как системе, системе как едином принципе, связывающем все элементы множества, о системе всех изменений. Абсолютное тем самым становится единством всеобщего и особенного, сущности и формы, бытия и познания. Шеллинг преобразует трансцендентальный идеализм в идеализм абсолютный. Абсолютное же состоит в том, чтобы снять предшествующее ему основание и сделать себя интеллектом. Свободно для себя существующее, конкретное мышление постигает себя внутри себя как интеллектуально действительный мир, как истина всего природного. Этот разум, наделенный волей, оказывается абсолютно самодостаточным. Он является субъектом и его мощью, целью и средством. Его свобода реализуется в снятии, подчинении внешнего мира. Для этого разума необходимой средой является узаконенное единое право, единый всеобщий нравственный закон, единый критерий истины, единая система знания, а позже и единая . экономическая и политическая система, информационная система и культурная среда. Для Шеллинга нет иного более высшего бытия, кроме воления. «Воление есть прабытие, и только к волению приложимы все предикаты этого бытия: безосновность, вечность, независимость от времени, самоутверждение» Развивая: мысль о свободе во всей новоевропейской философии. Шеллинг кладет в основу бытия волю. Он говорит,, что абсолютная субстанция? есть тождество, Гегель добавляет: «Тождественная с собой идея содержит в себе отрицание самой себя, противоречие». «Мысль сделать свободу основой всей философии освободила человеческий дух вообще - не только по отношению к самому себе - и произвела во всех отраслях науки более решительный переворот, чем какая-либо из предшествующих революций».
https://www.dissercat.com/content/ponyatie-substantsii-v-klassicheskoi-evropeiskoi-filosofii