К. Маркс. Послесловие ко Второму Изданию:
"Кризис опять надвигается, хотя находится ещё в своей начальной стадии, и благодаря разносторонности и интенсивности своего действия он вдолбит диалектику даже в головы выскочек новой священной прусско-германской империи."
Там же, о Марксе: «С виду, если судить по внешней форме изложения, Маркс большой идеалист-философ, и притом в «немецком», т. е. дурном, значении этого слова. На самом же деле он бесконечно более реалист, чем все его предшественники в деле экономической критики… Идеалистом его ни в каком случае уже нельзя считать».
Маркс открыл законы товарного обращения в капитализме. Т.е. идею капитализма. Развитие форм стоимости в процессе эволюции обмена товаров: от простой формы к развёрнутой, от развёрнутой к всеобщей, от всеобщей к денежной.
Только ничего Маркс не перевернул у Гегеля, хотя и говорил это - "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью."
Гегель писал о том же - "Остерегаться давать законам такую форму, которая противна природе вещей."
Законы, идеи он не выдумывал, а находил ее в объекте, вещи. "Идея есть истина в себе и для себя, абсолютное единство понятия и объективности. Ее идеализованное содержание есть не что иное, как понятие в его определениях".
Он говорил не об идее какого-то конкретного предмета, "товара", а о всех предметах, вещах, о бытии.
"Единичное бытие представляет собою какую-нибудь одну сторону идеи; последней нужны поэтому еще другие действительности, которые также выступают как обладающие видимо самостоятельным существованием. Лишь во всех них вместе и в их соотношениях друг с другом реализовано понятие. Единичное, взятое само по себе, не соответствует своему понятию; эта ограниченность его существования составляет его конечность и ведет к его гибели".
"Идею не следует понимать как идею о чем-то, идею о том или другом предмете, точно так же, как не следует понимать понятие лишь как определенное понятие."
Гегель не был "идеалистом" в вульгарном понимании этого слова.
Гегель "...истина лишь по отношению к сознанию или формальная истина; это—только правильность. Истина же в более глубоком смысле состоит, напротив, в том, что объективность тожественна с понятием."
Гегель:
— Говоря об идее, не следует представлять себе под нею нечто далекое и потустороннее. Идея, наоборот, есть всецело близкое, присутствующее возле нас, и она находится также в каждом сознании, хотя и искаженная и ослабленная.
... Идея может быть формулирована различными способами. Ее можно назвать разумом (это—истинно философский смысл понятия разума), субъектом-объектом, единством идеального и реального, конечного и бесконечного, души и тела, возможностью, которая в себе самой имеет свою действительность, тем, природа чего может быть постигнута лишь как существующая, и т. д. Все эти формулировки законны, потому что в идее содержатся все отношения рассудка, но они содержатся в ней в их бесконечном возвращении и тожестве внутри себя.
Комментарии
Ленин о советском строительстве 1924 - сборник мыслей т. Ленина о советском строительстве. Он необходим прежде всего потому, что эти мысли почти не собраны в отдельные труды. Только немногие из работ т. Ленина целиком посвящены вопросам советской организации и управления...