Обсуждение Элементарной диалектической логики с Дерусом на Философском штурме
(Источник: http://philosophystorm.ru/mp_gratchev/1788)
— Грачев. Элементарная диалектическая логика в той же степени описательная, что и традиционная аристотелевская логика.
— Derus. 2. Не могу согласиться с тем, что аристотелевская логика - описательна. Ее главный предмет насколько я слыхивал - силлогизм, и она выцепляет его законы, не следуя которым, рассуждение считается однозначно - нелепым. Верно?
Тогда как описательные характеристики ни к чему не обязывают (мол это суждение - вопрос, а это - оценка, а это - императив, это - аргумент, это - диалог и т.д.)
Согласитесь, к примеру, что одно дело описывать правила дорожного движения и другое - описывать движение движущихся.
— Грачев. Как и элементарная диалектическая логика, аристотелевская логика, помимо теоретической, имеет и описательную составляющую. Будучи абстрактной моделью естественного мышления, аристотелевская логика описывает основные формы и элементы рассуждения: понятия, суждения, умозаключения (силлогизм). Аристотель рассматривает высказывания, которые, могут быть оценены как истинные или ложные (утверждения, отрицания). Он отвлекается от субъекта рассуждений, а также, от неистинностных форм мысли (вопросов, оценок, императивов). Последние учитываются теорией элементарной диалектической логики и в неклассической формальной логике.
— Derus. Михаил Петрович, Вы говорите: «Как и элементарная диалектическая логика, аристотелевская логика, помимо теоретической, имеет и описательную составляющую…»
Понято. Не могли бы Вы привести пару примеров (или один) теоретического положения элементарной диалектической логики в отличии от описательного, который бы к чему-либо обязывал "естественное рассуждение" независимо от того, о чем это рассуждение?
С уважением. Derus
— Грачев. [«Как и элементарная диалектическая логика, аристотелевская логика, помимо теоретической, имеет и описательную составляющую…» Понято.] - А что непонятно? Какие положения в элементарной диалектической логике относятся к числу теоретических? Например, вверху записано следующее теоретическое положение:
Диалог - логическая форма связи высказываний в дополнение к умозаключениям
Оно обязывает "естественное рассуждение" независимо от того, о чем это рассуждение ориентироваться не только на истинностные высказывания-суждения (ложно, истинно), но и на неистинностные вопросы, оценки, императивы.
— Derus. Михаил Петрович, Вы говорите: «Например, вверху записано следующее теоретическое положение: Диалог - логическая форма связи высказываний в дополнение к умозаключениям Оно обязывает "естественное рассуждение" независимо от того, о чем это рассуждение ориентироваться не только на истинностные высказывания-суждения (ложно, истинно), но и на неистинностные вопросы, оценки, императивы.»
Это положение как и большинство из имеемых на белом свете – «видимость» знания. (Многих это вполне устраивает. Меня нет.)
Вот к примеру есть такое положение «творчество – это создание нового». Однако хоть кто-то способен в своем опыте РЕАЛЬНО определиться, творит перед его носом сосед или нет? Неужто кто-то как всеведущий бог знает все вещи на свете и следит за всем многомиллиардным населением, дабы с очевидностью умозаключить, что сосед перед его носом создал новое - следовательно - творец, ну или хотя бы, что он сам создал нечто новое на белом свете, следовательно - я творец…? Это вряд ли…
Тут полно таких «теоретических положений» (и целых теорий) о чем-либо (о человеке, о справедливости, о собственности, об истине, о сознании и т.д.)
Ну вот и данное Вами «теоретическое положение», как мне кажется, лишь обещает знание диалога. Охотно бы побеседовал с Вами далее, но увы, результат нашего последнего разговора (ТУТ) пока не позволяет мне продолжить.
— Грачев. Спасибо за реплику и высказанное в ней мнение. У меня гипотеза в отношении этого мнения ("«теоретическое положение», как мне кажется, лишь обещает знание диалога"): при таком умонастроении Вы не сможете привести ни одного теоретического положения, про которое кто-нибудь да не произнёс подобные скептические слова. Короче, Ваша позиция (гипотеза): теоретическое знание невозможно. Это и есть результат Вашего со мной обсуждения.
— Derus. Михаил Петрович, Вы говорите: «при таком умонастроении Вы не сможете привести ни одного теоретического положения, про которое кто-нибудь да не произнёс подобные скептические слова.»
Причем тут я, если привели теоретическое положение Вы, а не я? И причем тут "кто-нибудь", если я с Вами разговаривал(ю), а не с неким "кем-нибудь". Поэтому, вполне возможно, что Вы не сможете привести ни одного теоретического положения, в котором бы я не смог усомниться. Равно как и я Вам. НО
НО из отрицательного факта или суждения – не следует никаких НЕОБХОДИМЫХ (т.е. утвердительных) выводов! (мол, это из-за моего умонастроения...)
Да, кстати, а мое определение зависти, которое я Вам выставил – Вы считаете ложным, пустым? Вы не сможете с помощью него определиться хотя бы в отношении самого себя лично (мол, «я страдаю от одной только мысли (или факта) о том, что сосед приобрел машину, следовательно, я завидую»)? Если Вы сможете или вдруг посчитаете его вполне очевидным для Вас лично, то значит это послужит аргументом против Вашего якобы «заключения».
«Короче, Ваша позиция (гипотеза): теоретическое знание невозможно. Это и есть результат Вашего со мной обсуждения.»
Не-е-е…
Результат таков.
Как только я пойму, что на мой вопрос (заданный четырежды) Вам законно стоило не отвечать, то я сразу продолжу диалог. Или наоборот, как только Вы ответите на него (даже если Вы ответите: не знаю, не понимаю, это нелепый вопрос), то возможно диалог продолжится.
И не более.
Та позиция, которую Вы мне приписываете как якобы следствие нашего разговора, совершенно фантастична! Максимум, что уж я бы и мог себе позволить, так это остаться при своем изначальном понимании будто: предложенное Вами теоретическое знание (именуемое ЭДЛ) описательно, а не законодательно (подобно ФЛ). Поскольку было бы право нелепо мне усомниться в том, что в диалогах бывают вопросы и ответы, обмены мнениями, согласия и разногласия, ругань и оценки и т.д. С уважением. Derus
— Грачев. Тут очень вовремя подоспел Виктор со своей логикой путаницы и двусмысленности (многозначной логикой). Ваша реплика вполне вписывается в теоретические основы этой логики (А=А=не А). В своем рассуждении мою позицию поставили с ног на голову. А именно,
- Об определении зависти у меня нигде не сказано, что оно ложное и пустое. Напротив, оно меня заинтересовало настолько, что счел возможным его уточнить.
- Выдвигаете претензию, что не привязываю определение к себе лично. Хотя у меня черным по белому написано:
Мой (Грачёва) вариант - "зависть - это мое личное страдание от того, что кто-либо другой приобретает какое-либо благо, а мне это не по средствам".
Вы могли принять это уточнение, но разыграли другой сценарий - стали возражать.
Я констатировал, что это случай проблемы, которая разрешается средствами элементарной логики и набросал общий план дальнейшего хода событий.
Всё. На этом вопрос исчерпан. Если вам было интересно этот частный случай возможной дискуссии рассмотреть по существу, то следовало у себя в блоге открыть такую тему. А здесь она не релевантная (не уместна).
Так что я с благодарностью принял Ваше предложение завершить диалог.
— Derus. Михаил Петрович, я Вас приветствую. Памятуя о нашем неоконченном (с Вашей стороны) разговором (ТУТ), здесь в этом тексте Вы уже предъявили кое-какие правила, о которых я Вас тогда спрашивал.
Однако, что касается ведения спора, то более полного экскурса нежели у С.И.Поварнина (Спор. О теории и практике спора) я не встречал (да наверное и не искал..., т.к. этого более чем достаточно).
А вот что касается диалектики, то хотелось бы все же прояснить о чем Вы...
Я по-своему обыкновению не могу верить на слово в то будто хоть какие-то абстракции не завязаны строго на то или иное сущее (а тот, кто думает, будто есть хоть какая-то логика, не проносящая в себе контрабандой ту или иную материю (а еще строже: тот или иной интересующий его предмет), тот занимается пустыми никого ни к чему не обязывающими словесными конструкциями) и прошу Вас показать в чем изюмина или что дает элементарная диалектика, скажем на таком суждении:
зависть - это страдание от того, что кто-либо приобретает какое-либо благо.
Думаю, что с формально-логичной стороны в этом суждении пока все в порядке. Т.е. это суждение - формально-логично. А вот что следует знать (или сказать или умозаключить) о зависти такое, чтобы это знание стало "элементарно-диалектично-логичным"? Надеюсь на ответ. С уважением. Derus
— Грачев. С позиций элементарной диалектической логики я начну сразу "улучшать" ваше хорошее определение зависти:
Мой вариант - "зависть - это мое личное страдание от того, что кто-либо другой приобретает какое-либо благо, а мне это не по средствам".
--
Комментарии
"зависть - это страдание от того, что кто-либо приобретает какое-либо благо". — Это формулировка чёрной зависти:
Дерус: (мол, «я страдаю от одной только мысли (или факта) о том, что сосед приобрел машину, следовательно, я завидую»)?
Белая зависть: это радость, что кто-либо владеет способностью искренне приносить благо другим людям, не требуя взамен ответного блага.
--
Михаил Петрович, по поводу моего определения зависти: «зависть - это страдание от того, что кто-либо приобретает какое-либо благо. (…мол, «я страдаю от одной только мысли (или факта) о том, что сосед приобрел машину, следовательно, я завидую» Вы говорите: «Это формулировка чёрной зависти. Белая зависть: это «радость, что кто-либо владеет способностью искренне приносить благо другим людям, не требуя взамен ответного блага.»
:о)
Есть анекдот, который как раз про нечто подобное вашему делению зависти на белую и черную.
Рассказываю.
После представления в театре один человек, стоя в очереди за пальто, громко высказался, что постановка - полное дерьмо. Ему тут же тихонько сказали: «Тише, перед вами через одного человека стоит сам режиссер…». И человек на это: «Ну... в хорошем смысле этого слова!»
Что касается логики.
Ваше определение явно не имеет ничего общего с моим, а значит и никакой связи. Т.е. оно не является противоположным моему.
Показываю.
В моем определении сказано, что человек страдает от того, что не ему, а другому стало хорошо. (Вы на пример внимательнее посмотрите.) Следовательно, противоположностью моему определению зависти будет радость, но радость от того же самого. (Мол, «я рад, что сосед приобрёл машину»)
С ув. D
//Что касается логики. Ваше определение явно не имеет ничего общего с моим, а значит и никакой связи. Т.е. оно не является противоположным моему//
Согласен. Логики здесь нет.
--
Принудительность Элементарной диалектической логики
//Derus. 2. Не могу согласиться с тем, что аристотелевская логика - описательна. Ее главный предмет насколько я слыхивал - силлогизм, и она выцепляет его законы, не следуя которым, рассуждение считается однозначно - нелепым. Верно?//
Равным образом, Элементарная диалектическая логика "выцепляет" законы, не следуя которым, так же как и в ТФЛ, рассуждение считается неубедительным.
Главный предмет ЭДЛ доказательство в виде диалогической аргументации и контраргументации, состоящей помимо суждений также из вопросов, оценок императивов.
Есть доказательства логические и есть доказательство фактами. Что обосновывает Тезис: "Понятие 'доказательство' не сводится к одним лишь логическим доказательствам".
Но и логическое доказательство не сводится только к дедуктивному выводу. Не сводится к аристотелевскому силлогизму.
Индуктивное умозаключение представляет собой аргументацию от фактов к результирующему выводу. Здесь факты переработаны в утверждения.
Дедуктивное и индуктивное рассуждение осуществляется посредством высказываний одного типа - суждений (утверждений и отрицаний).
Однако рассуждение не сводится к одной лишь цепочке высказываний-суждений. Рассуждение в диалоговой форме помимо суждений включает вопросы, оценки, императивы.
Аргументацию и контраргументацию можно считать полной в случае, когда стороны дискуссии дали исчерпывающие ответы на все вопросы, оценки и императивы оппонентов.
Силлогизм Аристотеля делает доказательство достоверным и надёжным лишь в случае, если большая посылка и меньшая посылка не оспаривается оппонентом.
В противном случае в порядке обоснования посылок силлогизма придётся пройти диалогическую процедуру логической аргументации и контраргументации, выходящую за пределы высказываний-суждений.
нет
совершенный силлогизм достоверен, в этом ваш оппонент прав
но, при подмене совершенного силлогизма гипотетическим - возникает необходимость доказывать верность посылок, в этом проблема, не доказывают и верят каждый своему толкованию
часто таким доказательством гипотетического силлогизма является общепринятое, закон по вашему - вот здесь правы Вы
с точки зрения второго - первое не доказано, даже если это совершенный силлогизм, с точки зрения первого - второе пустая риторика, софизм
у аристотеля нет никаких барбар, это всё из формальной логики теофраста, совпадающей с аналитикой лишь в 1/4 части случаев. прочие 3/4 - вымысел, а всевозможные законы логики - вымысел уже по мотивам формальной логики теофраста, по сути софизм
Khanov, 19 Октябрь, 2024 - 20:09, ссылка
1. нет. - Что "нет"?
2. совершенный силлогизм достоверен, в этом ваш оппонент прав. - Никто не спорит с этим в отношении стандартных, типовых силлогизмов. Тогда как, силлогизмы из текущих посылок в живом диалоге людьми даются, а люди могут обмануться.
3. но, при подмене совершенного силлогизма гипотетическим - возникает необходимость доказывать верность посылок, в этом проблема, не доказывают и верят каждый своему толкованию. - Силлогизмы строят в живой дискуссии на конкретном материале. Была подмена или не была - с этим в каждом случае нужно разбираться предметно, а не огульно.
4. часто таким доказательством гипотетического силлогизма является общепринятое, закон по вашему - вот здесь правы Вы. - Требуется анализ исходного материала.
5. с точки зрения второго - первое не доказано, даже если это совершенный силлогизм, с точки зрения первого - второе пустая риторика, софизм. - Точки зрения, это уже вступление в диалогические отношерия. В диалоге своя логика - нелинейная.
.
Пронумерую фрагменты своей реплики на предмет пересечения с вашими соображениями:
1. Равным образом, Элементарная диалектическая логика "выцепляет" законы, не следуя которым, так же как и в ТФЛ, рассуждение считается неубедительным.
2. Главный предмет ЭДЛ доказательство в виде диалогической аргументации и контраргументации, состоящей помимо суждений также из вопросов, оценок императивов.
3. Есть доказательства логические и есть доказательство фактами. Что обосновывает Тезис: "Понятие 'доказательство' не сводится к одним лишь логическим доказательствам".
4. Но и логическое доказательство не сводится только к дедуктивному выводу. Не сводится к аристотелевскому силлогизму.
5. Индуктивное умозаключение представляет собой аргументацию от фактов к результирующему выводу. Здесь факты переработаны в утверждения.
6. Дедуктивное и индуктивное рассуждение осуществляется посредством высказываний одного типа - суждений (утверждений и отрицаний).
7. Однако рассуждение не сводится к одной лишь цепочке высказываний-суждений. Рассуждение в диалоговой форме помимо суждений включает вопросы, оценки, императивы.
8. Аргументацию и контраргументацию можно считать полной в случае, когда стороны дискуссии дали исчерпывающие ответы на все вопросы, оценки и императивы оппонентов.
9.Силлогизм Аристотеля делает доказательство достоверным и надёжным лишь в случае, если большая посылка и меньшая посылка не оспаривается оппонентом.
10. В противном случае в порядке обоснования посылок силлогизма придётся пройти диалогическую процедуру логической аргументации и контраргументации, выходящую за пределы высказываний-суждений.
--
Уважаемый Михаил! Мне всё понятно и не интереснр. Вы никогда не найдёте формальных правил гипотетического силлогизма, зависящего от достоверности исходных посылок. Да, есть общепринятое, но это соглашение. Выход один - аргументировать и обосновывать, для категорического силлогизма формальные правила есть.
//Khanov, 19 Октябрь, 2024 - 23:23, ссылка
Уважаемый Михаил! Мне всё понятно и не интересно//
То, что не интересно - резюме исчерпывающее. Чистая психология. Оно выражает состояние вашего сознания. Здесь вопросов нет.
А вот то, что "всё понятно", не доказали. Голословно.
Что именно понятно? "Всё" - это ни о чём! Слова "всё понятно" чаще всего свидетельствуют об обратном. Когда по существу сказать нечего, прибегают к шаблонной фразе "всё понятно".
Не выдаёте ли желаемое за действительное?
Фраза "всё понятно", как првило, указывает на бессилие обосновать свою мысль аргументами.
--
В классической логике гипотетический силлогизм — это правильная форма аргумента, дедуктивный силлогизм с условным утверждением в качестве одного или обоих посылок. Древние источники указывают на работы Теофраста и Евдема как на первые исследования этого вида силлогизмов.
Гипотетические силлогизмы бывают двух типов: смешанные и чистые. Смешанный гипотетический силлогизм состоит из двух посылок: одного условного утверждения и одного утверждения, которое либо подтверждает, либо отрицает антецедент или консеквент этого условного утверждения. Например,
Если P, то Q.
P.
∴ Q.
В этом примере первое предположение представляет собой условное высказывание, в котором «P» является условием, а «Q» — следствием. Второе предположение «подтверждает» условие. Вывод о том, что следствие должно быть истинным, является дедуктивно обоснованным.
--
Уважаемый Михаил! Здравствуйте! Вы очень осведомлены. Но, Вы точно знаете, что меня логика Теофраста не интересует, так-как я считаю её искажением Аналитики Аристотеля. Если захотите обсудить Аналитику - можете рассчитывать на мой ответ. Спасибо за понимание.
Филиппики в адрес логики или игры в "испорченный телефон"
(определение "мысль", чтобы не затерялось)
Вообще-то, не "мысль" и не многоточие, но вполне законченное предложение. А в остальном всё верно.
Как - то раз знаменитый французский естествоиспытатель Кювье зашёл в зал, где заседала Комиссия Парижской АН, составляющая энциклопедический словарь. Кювье был выдающимся систематизатором животных, и поэтому, увидев его, один из членов комиссии спросил его:
- Скажите, месье, правильное ли мы дали определение слову "рак"?
- Как же вы определили это существо?
- Рак - это небольшая красная рыба, которая ходит задом вперёд.
- Великолепно, господа! - воскликнул учёный. - Есть только небольшие уточнения: рак не рыба, он не красный и не ходит задом вперёд. В остальном всё верно.
--
Даже Википедия и та не знает , что такое мысль
Все , что смогла выдать
Мысль:
То, что википедия не знает, - её трудности.
Меня смутило другое. Есть определение:
"Логика, это последовательная связь чего-то с чем-то в чём-то".
Причём здесь мысль?
На входе дефиниция логики. На выходе испорченного телефона определение приписано слову мысль: "мысль - это связь чего то с чем то"
Как так получилось? Принадлежность какому слову перепутали непреднамеренно?
--
А Вы уверены , что это дефиниция логики ? Точно такую же дефиницию я встречал о мышлении . Они синонимы ?
Логика присутствует не только в мышлении, но и в физической реальности, в природе.
--
Вообще то там взаимодействия , законы , принципы и такое всякое . Но в чем я то не прав ?
В книге
1972, Зиновьев А.А., Логическая физика
написано
Тут такое дело, что диамат говорит, что "понять термин" это значит выстроить цепочку понятий от основ (становление, бытие, ничто). Длина цепочки определяет количество снятых противоречий и таким образом даёт меру сложности термина.
Что по этому поводу думает ЭДЛ?
Она тупая логика? Я так и думал.Я хотел проверить, есть ли упомянутая книга в вашем списке литературы. Я не смог этого сделать, потому что не смог найти сообщение с актуальным списком литературы. Я не смог найти актуальный список литературы из-за того, что ссылки на него нет в вашем профиле. Зато там есть ссылка на несуществующий сайт с доменом .org. Замените, ПОЖАЛУЙСТА, неработающую ссылку на такую же работающую, а так же ДОБАВЬТЕ ссылку на актуальный список литературы. Координатор вы наш...
"Что по этому поводу думает ЭДЛ?" - ЭДЛ не является универсальной теорией всего.
Зачёркнутое не читать. Читать: ЭДЛ не отвечает на вопросы типа "А если бы он вёз патроны?".
Введение в ЭДЛ здесь:
http://philosophystorm.ru/node/2861
--
Я отказываюсь это читать. Как гражданин Российской Федерации по закону об языках РФ я имею право на использование (в том числе для чтения) родного языка (русского).
Зачем мне там навязывают латинские буквы S и T, предатели и агенты влияния стран НАТО?
Почему эти подлые пропагандисты капитализма не используют коммунистические иероглифы?
Ещё мне не удалось перевести на русские буквы вертикали шахматной доски и сокращения названий химических элементов.
Михаил Петрович!
Загляните сюда:
https://vestnik-muiv.ru/article/dialekticheskaya-logika-dlya-so-vremennykh-studentov-istoriko-filosofskiy-obshcheteoreticheskiy-i-di/
Давно присматриваюсь к этой статье. Уже во Введении авторы сели на шпагат: с одной стороны, судя по упоминанию, врод бы и логика, но, с другой стороны вовсе не логика, а раздел философии:
"Объектом исследования является диалектическая логика, которая, несмотря на термин «логика» в этом словосочетании, является не только и даже не столько логикой, как таковой, сколько разделом философского или историко-философского знания".
Что-то помешало авторам рассмотреть объект своего исследования в качестве логики "как таковой". Давление диаматовской традиции?
Моё мнение. Следует признать еаличие у понятия "диалектической логики" двух смыслов - широкого и узкого. В узком смысле диалектическая логика есть именно логика "как таковая" и вплотную заняться её исследованием, без оглядки на старые традиции.
--
Ваши слова: Объектом исследования является диалектическая логика, которая, несмотря на термин «логика» в этом словосочетании, является не только и даже не столько логикой, как таковой, сколько разделом философского или историко-философского знания".
Нет логики самой по себе- это иллюзия. Логика, как все живое, есть в самое себе. Говорить о логике и не говорить о нелогике никак нельзя, потому что они не обходятся друг без друга. И еще , иметь возможность быть логикой имеет только то, что само логично. Что это? Это твое Я? Верно, и НеЯ тоже.
Почему именно они? Потому что нет человека как такового, есть он только в самое себе. Что есть самое себе человека? Это только самое себе мышление. Я и Нея- это и есть главные помощники самое себе мышления.
Мы же говорим о человеке, значит, все есть в самое себе человека, и это каждое все тоже пребывает в самое себе.
Диалектическая логика- что это? Нет такой логики в живой природе, потому что самое себе логика- это умение иметь свое самое себе решение в чем - то. Самое себе много- столько же и логик в самое себе.
Логика как относится к философии? Нет ни того и ни того без самое себе. Получается, что самое себе логики пребывает в самое себе философии? Нет и не может этого быть по причине того, что логика имеет место быть только там, где ей есть место быть. Как и философия?
Самое себе философия не претендует сегодня быть самое себе наукой, потому что наука- это не только самое себе знания, но и знания о знаниях? Не так, нет науки там, где нет ее Я.
У философии пока нет Я. Нет и не может быть по причине того, что самое себе философии- это не ее имидж, а имидж ее самое себя. И что? Нет имиджа- нет и предмета разговора. Что есть имидж? Это твое и только в тебе- желание быть самими собою. И только в самое себе? Верно. Вывод какой? Все есть то, что есть на сегодня, а завтра будет только завтра. С уважением.
Они этого не принимают. Принимать или не принимать- это их дело, но важно- понимать, что есть что. С уважением.
mp_gratchev, 5 Ноябрь, 2024 - 07:51, ссылка
Статья наглядно показывает, что даже у ученых мужей, всю жизнь профессионально занимающихся философией, не имеется ни понимания, ни тем более обоснования понятия - "диалектическая логика".
Вся проблема этих "различных логик: "формальная", "диалектическая", "математическая" и многих многих других логик заключается в том, что в этих словосочетаниях подразумевается множественная суть самой логики, в то время, как суть логики едина - это единые правила, закономерности (единая основа), лежащие в основании всех фактов действительности.
И чего проще, назвать "формальную логику" - логикой мышления, "диалектическую логику" - логикой Бытия, а эту "логику Бытия" ещё структурировать на "логику Сущего" (предметности) и "логику существования" (процессуальности) и так далее тому подобное, вплоть до конкретного кирпича и элементарного движа. И все непонятки и споры разом исчезают.
Логика делится на формальную и содержательную. В содержательной вывод делается на основании содержания, в формальной – на основании формы вхождения термина. Нет никакой логики жизни, есть просто жизнь. А логика это то как мы эту жизнь понимаем, рефлексия нашего понимания.
//Корвин, 5 Ноябрь, 2024 - 20:21, ссылка
Логика делится на формальную и содержательную. В содержательной вывод делается на основании содержания, в формальной – на основании формы вхождения термина. Нет никакой логики жизни, есть просто жизнь. А логика это то как мы эту жизнь понимаем, рефлексия нашего понимания//
Самостоятельные фрагменты цитаты:
1. Логика делится на формальную и содержательную.
2. В содержательной вывод делается на основании содержания, в формальной – на основании формы вхождения термина.
3. Нет никакой логики жизни, есть просто жизнь.
4. А логика это то как мы эту жизнь понимаем, рефлексия нашего понимания
***
1. Логика делится на формальную и содержательную
Деление сомнительное.
Верно, что форма и содержание, это парные философские категории. Поэтому применимы к любому объекту, предмету. В том числе и к логике. В логике есть форма и содержание.
Однако предмет логики определяют как форму, отвлечённую от содержания.
В этом смысле всякая логика формальная (в том числе, и логика диалектическая - ЭДЛ). Если не формальная, то и не логика.
Предмет логики - формы мысли и формы связи мысей в рассуждении. Основные формы мысли в системе традиционной формальной логики: понятия, суждения, умозаключения. С тем уточнением, что умозаключение, это уже форма связи мыслей в рассуждении (силлогизм).
В ЭДЛ помимо перечисленных основные формы мысли в дополнение к суждению - вопросы, оценки, императивы. В дополнение к умозаключению, связь мыслей в рассуждении - диалог. Но это не сводит ЭДЛ к диалогу (диалогической логике). Суть ЭДЛ - противоречие как источник развития мысли.
Вывод относится к форме связи мыслей, а термины относятся к классификации мыслей. Следует различать формальную логику и формализованную логику.
В формальной аристотелевской логике вывод содержательный. В классической формальной логике высказываний и логике предикатов вывод формализованный.
***
2. В содержательной вывод делается на основании содержания
Как это (вывод на основании содержания)? Требуется пояснение.
--
Корвин, 5 Ноябрь, 2024 - 20:21, ссылка
Логика не может делиться, умножаться, прибавляться, отниматься. Логика - это закономерности, которые либо существуют, либо их нет.
Правильно. Мы и без логики проживем.....
Тогда и сама жизнь без нас проживет. Зачем мы ей, если мы с рефлексией так запутались, что уже не способны наделить ею саму жизнь, увы. Что это за логика такая будет, если она работает "вхолостую", никак не касаясь жизни? Логика окажется лишь придуманными нами мёртвыми формами, и только. Видимо по этому поводу и сказано Жизнью(И.Христом),мол, "пусть мертвые хоронят своих мертвецов".
Геннадий Макеев, 6 Ноябрь, 2024 - 07:56, ссылка
Надеюсь, вы поняли, что я потроллил Корвина?
Так что ж по вашему есть логика Бытия? Вы, как диалектический логик, обязаны это знать.
//Геннадий Макеев, 6 Ноябрь, 2024 - 07:56, ссылка
Мы и без логики проживем//
//PetrP, 6 Ноябрь, 2024 - 08:14, ссылка
Надеюсь, вы поняли, что я потроллил Корвина?//
Поняв, что PetrP потроллил Корвина,Геннадий Макеев потроллил самого PetrP.
--
mp_gratchev, 6 Ноябрь, 2024 - 11:32, ссылка
Что-то юмор совсем тонкий, тоньше любого аглицкого.
//PetrP, 6 Ноябрь, 2024 - 06:39, ссылка
Логика не может делиться, умножаться, прибавляться, отниматься//
Делится дисциплина "Логика".
--
mp_gratchev, 6 Ноябрь, 2024 - 11:08, ссылка
А что вы этим хотите сказать? Не понимаете, что смысл "моей" логики и "вашей" - он различен?
Кстати, а на что делится "дисциплина логика"?
//А что вы этим хотите сказать? Не понимаете, что смысл "моей" логики и "вашей" - он различен?//
Разумеется, различен.
1. Логика как естественное рассуждение.
2. Логика как модель естественного рассуждения.
Вы говорите об оригинале (базовый объект изучения), а у меня речь о модели изучаемого оригинала.
Что касается меня, то рассматриваю две основные дисциплины логики: традиционная формальная логика и диалектическая логика.
--
mp_gratchev, 6 Ноябрь, 2024 - 11:51, ссылка
Смысл ваших выражений ещё тоньше вашего юмора.
Что-то я не нашел источника, где бы говорилось, что формальная и диалектические логики являются "двумя основными дисциплинами логики".
Вы, вероятно, не читали мой пост? ссылка
//Вы, вероятно, не читали мой пост? ссылка//
Какое резюме должен извлечь из указанного поста?
--
mp_gratchev, 6 Ноябрь, 2024 - 16:34, ссылка
Да вроде бы и мысль проста, и высказано простым языком......видать не судьба.
Ладно, проехали.
Вы, лучше, приведите источники, где бы говорилось, что формальная и диалектические логики являются "двумя основными дисциплинами логики".
- Грачев. Что касается меня, то рассматриваю две основные дисциплины логики: традиционная формальная логика и диалектическая логика.
- PetrP. Вы, лучше, приведите источники, где бы говорилось, что формальная и диалектические логики являются "двумя основными дисциплинами логики".
Здесь однозначно указано на источник, а именно, кто рассматривает в качестве двух основных дисциплин логики - ТФЛ и ЭДЛ.
--
mp_gratchev, 6 Ноябрь, 2024 - 21:48, ссылка
Конкретней можно, где это "здесь" и кто рассматривает?
Здесь - в сообщении:
mp_gratchev, 6 Ноябрь, 2024 - 11:51 - http://philosophystorm.ru/obsuzhdenie-elementarnoi-dialekticheskoi-logik...
И кто рассматривает?
Это авторское мнение от первого лица: "рассматриваю две основные дисциплины логики: традиционная формальная логика и диалектическая логика".
--
//Да вроде бы и мысль проста, и высказано простым языком//
Значит было бы несложно воспроизвести простую мысль, высказанную простым языком. Но не судьба.
--
mp_gratchev, 6 Ноябрь, 2024 - 22:02, ссылка
Хорошо. Привожу "простую мысль, высказанную простым языком".
Или же снова требуется "резюме"? Или же снова "не судьба"?
//И чего проще, назвать "формальную логику" - логикой мышления, "диалектическую логику" - логикой Бытия//
Противоречите себе.
Сначала предъявляете претензию "ученым мужам", дескать "подразумевают множественную суть логик". Затем сами же впадаете во множественость - единую логику делите на логику мышления и логику бытия.
Оказывается у вас суть логики, всё-таки, не единая.
Моё мнение. Диалектическую логику обычно трактуют в широком философском смысле (раздел философского или историко-философского знания) и не исследуют в собственном смысле логики "как таковой": раздел логического знания о рассуждении.
--
mp_gratchev, 7 Ноябрь, 2024 - 09:30, ссылка
С вами все понятно.
Со мной разобрались. Теперь Вам осталось разобраться со своим противоречием.
Единство логики или деление на логику мышления и логику бытия?
--
- mp_gratchev. В ЭДЛ противоречащие суждения, исходящие от разных субъектов, истинные для каждого из них.
- ЛАС. Только у вас ошибка ЭДЛ. Вы диалектику из ЭДЛ уберите. ЭЛ и есть традиционная формальная логика - ТФЛ Аристотеля
Давайте уберём "Ф" из ТФЛ. Останется Традиционная логика.
Традиционная логика - это логика естественных рассуждений, оригинал. А ТФЛ теоретическое отображение традиционной логики в живой действительности.
Но в живом рассуждении субъекты не обходятся без противоречий. ТФЛ их пропалывает как сорную траву. Хотя позитивное содержание противоречий как источника развития мысли требует своего теоретического отображения.
--
Понимать – подводить под одно понятие. Логика это рефлексия того как мы понимаем предмет. Возможно противоречие это источник развития мысли. Но противоречивое это не понимаемое. Не понимаемое не может быть предметом рефлексии понимания.
//Но в живом рассуждении субъекты не обходятся без противоречий//
Теоретическим отображением таких рассуждений будет логика ЭДЛ.
.
//Понимать – подводить под одно понятие//
Например.
Понимать противоречие - это подвести ФЛ-противоречие и ДЛ-противоречие под одно понятие.
И хотя Ильенков жёстко третировал формальную логику, иронизировал над всякими конъюнкциями импликациями и дизъюнкциями, но понимал, что противоречие в ФЛ и ДЛ выражается в одной и той же логической форме.
--
Корвин/ Понимать - подводить под одно понятие/
Какое одно - понимающее или непонимающее? Т.е. понимание имеет не один лишь аспект, отождествляющий(одно понятие), но и различающий. Иначе, мы можем сколько угодно примеров привести как "одно понятие"( например, как "Бог" или "человек") оказывается для многих вне понимания.
Отсюда, и с пониманием и с рефлексией логики такие непонятки - одно берётся, а другое напрочь отвергается(т.к. рефлексивно обратить одно в другое не могут(подобно как Гераклит обращал ливень в засуху)).
Ничего не понял из того, что вы написали. Моя мысль была простая: не может быть логики противоречивого, потому что противоречивое это не понимаемое, а логика это отражение нашего понимания.
Корвин/ логика это отражение нашего понимания/
Пропустили одно слово... отражение уровня нашего понимания. Отсюда, уровень отражения и понимания может быть у одних низкий, у других высокий. Вследствие этого и непонятки с самой логикой приключаются, в её различии аспектов рассмотрения.
Здесь похоже имеет место разное понимание слова понимание. У вас похоже это истинное знание, знание/понимание самой сути предмета.
Для меня понимание это непротиворечивое представление, основанное на знаниях о предмете. Понимание в таком случае или есть, или его нет.
Человек посмотрел на свои наручные часы и понял, что у него ещё есть полчаса до отхода поезда, и он может выпить кофе в буфете. Но часы сломались и он опоздал. Т.е. понимание было, но знание было ошибочным, что привело к неверному выводу.
Корвину. Отсюда, понимание может оказаться лишь кажимостью понимания, которое может не учесть тождество и различие в отношениях работы часов и отходом поезда в тех или иных условиях. Поэтому пониманием как понятием логики тут не отделаешься, нужна иная логика - понятия как понимания, т.е. некая обратная логика.
Михаил Петрович!
Загляните сюда:
Видео курсы по логике:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLOGsWqsfK6qQQApwI3bQnsFdtJ72wk23N
Точно логика Мира это связь. Виталик добавил что , это причинно следственная связь.
Впрочем, в квантовом мире нарушаются законы логики макромира.
Логика мышления , это чистая связь.
Что написал ИИ о логике.
Логика — это наука о правильном мышлении, которая изучает принципы и правила, позволяющие делать выводы на основе заданных утверждений или предпосылок. Основные аспекты логики можно разбить на несколько ключевых компонентов:
▎1. Типы логики
• Формальная логика: Изучает структуры и формы аргументов, используя символические системы. Основные элементы включают:
• Пропозициональная логика: Исследует логические связи между простыми утверждениями (пропозициями) и их комбинациями.
• Предикатная логика: Расширяет пропозициональную логику, вводя кванторы и предикаты, что позволяет работать с утверждениями о свойствах объектов и их отношениях.
• Неформальная логика: Исследует аргументы в естественном языке, анализируя их структуру и содержание. Она включает изучение логических ошибок, риторических приемов и контекста.
▎2. Основные элементы логики
• Утверждения: Это предложения, которые могут быть истинными или ложными.
• Логические операции: Операции, которые комбинируют или изменяют утверждения. Основные операции:
• Конъюнкция (И): Истинна, если оба утверждения истинны.
• Дизъюнкция (ИЛИ): Истинна, если хотя бы одно из утверждений истинно.
• Отрицание (НЕ): Изменяет истинность утверждения на противоположную.
• Импликация (Если... то...): Указывает на условную связь между двумя утверждениями.
▎3. Аргументы и выводы
• Аргумент: Набор утверждений, состоящий из предпосылок и вывода. Предпосылки должны поддерживать вывод.
• Выводы: Логическое заключение, которое следует из предпосылок. Выводы могут быть:
• Дедуктивные: Если предпосылки истинны, вывод также должен быть истинным.
• Индуктивные: Вывод основан на наблюдениях и может быть вероятным, но не гарантированным.
▎4. Логические ошибки
Логика также изучает ошибки в аргументации, которые могут привести к ложным выводам. Некоторые распространенные логические ошибки:
• Ошибка ложной дихотомии: Презентация двух альтернатив как единственных возможных вариантов.
• Скользкий склон: Аргумент, предполагающий, что одно событие неизбежно приведет к цепочке событий без достаточных оснований.
• Ad hominem: Нападение на личность оппонента вместо обсуждения аргументов.
▎5. Применение логики
Логика применяется в различных областях, включая:
• Философию: Для анализа аргументов и концепций.
• Математику: Для формулирования теорем и доказательств.
• Информатику: В разработке алгоритмов и программирования.
• Науку: Для построения гипотез и проверки их на основе данных.
▎Заключение
Логика — это мощный инструмент для анализа и построения аргументов, который помогает нам понимать и структурировать наши мысли, делать выводы и принимать решения. Изучение логики развивает критическое мышление и способность к систематическому анализу.
Другая классификация.
Типы логик
- Логика единомышленников. Характеристика: общезначимая аксиоматика.
- Антагонистов логика. Она с разнонаправленной аксиоматикой. Такая аксиоматика может задаваться одним субъектом как версии какого-либо исследования. Например, "Александр Пятигорский. Говоря о «сфере сознания», мы постулировали принципиальную неприуроченность к субъекту и к объекту. Теперь [говоря о «состоянии сознания»] мы постулируем принципиальную приуроченность к субъекту, оставляя пока открытым вопрос об объекте".
Либо разными субъектами задаются альтернативные аксиоматики.
Обе логики изучают структуры, содержание и формы правильных рассуждений на основе логических моделей естественного языка. Традиционная формальная логика отбирает из естественного языка для логических моделей только повествовательные предложения: истинные или ложные, т.е. утверждения и отрицания (суждения утвердительные и отрицательные). А именно,
Помимо повествовательных предложений, в естественном языке фигурируют предложения побудительные, вопросительные, оценочные. Но традиционная формальная логика не включает их в предмет логического исследования. Оно и понятно, поскольку, например, вопросы не истинные и не ложные.
Данное обстоятельство указывает на обеднённый состав основных элементов традиционной логики. Современные неклассические логики вопросов, оценок, императивов восполняют этот недостаток.
***
Как может быть "о том чего нет", если каждый индивид убеждён, что сознание у него есть. Проблема лишь в формулировке того, что это такое.
То, чего нет, но о чём рассуждают, называется симулякром. Сознание - это симулякр?
Симулякр – это порождение нашего сознания, представление о вещи, которая не существует в природе, но мы думаем, что она существует.
Любопытно, что симулякр определяется через сущее "сознание", которого, как утверждают, нет. Сознание - неустранимое присутствие отсутствующего.
Сознание в онтогенезе у индивида возникает в социуме через общение, межличностную коммуникацию.
Сознание и язык. Сознание и память.
Сознание - состояние восприятия себя и окружающего мира.
--