Обсуждение Элементарной диалектической логики с Дерусом на Философском штурме
(Источник: http://philosophystorm.ru/mp_gratchev/1788)
— Грачев. Элементарная диалектическая логика в той же степени описательная, что и традиционная аристотелевская логика.
— Derus. 2. Не могу согласиться с тем, что аристотелевская логика - описательна. Ее главный предмет насколько я слыхивал - силлогизм, и она выцепляет его законы, не следуя которым, рассуждение считается однозначно - нелепым. Верно?
Тогда как описательные характеристики ни к чему не обязывают (мол это суждение - вопрос, а это - оценка, а это - императив, это - аргумент, это - диалог и т.д.)
Согласитесь, к примеру, что одно дело описывать правила дорожного движения и другое - описывать движение движущихся.
— Грачев. Как и элементарная диалектическая логика, аристотелевская логика, помимо теоретической, имеет и описательную составляющую. Будучи абстрактной моделью естественного мышления, аристотелевская логика описывает основные формы и элементы рассуждения: понятия, суждения, умозаключения (силлогизм). Аристотель рассматривает высказывания, которые, могут быть оценены как истинные или ложные (утверждения, отрицания). Он отвлекается от субъекта рассуждений, а также, от неистинностных форм мысли (вопросов, оценок, императивов). Последние учитываются теорией элементарной диалектической логики и в неклассической формальной логике.
— Derus. Михаил Петрович, Вы говорите: «Как и элементарная диалектическая логика, аристотелевская логика, помимо теоретической, имеет и описательную составляющую…»
Понято. Не могли бы Вы привести пару примеров (или один) теоретического положения элементарной диалектической логики в отличии от описательного, который бы к чему-либо обязывал "естественное рассуждение" независимо от того, о чем это рассуждение?
С уважением. Derus
— Грачев. [«Как и элементарная диалектическая логика, аристотелевская логика, помимо теоретической, имеет и описательную составляющую…» Понято.] - А что непонятно? Какие положения в элементарной диалектической логике относятся к числу теоретических? Например, вверху записано следующее теоретическое положение:
Диалог - логическая форма связи высказываний в дополнение к умозаключениям
Оно обязывает "естественное рассуждение" независимо от того, о чем это рассуждение ориентироваться не только на истинностные высказывания-суждения (ложно, истинно), но и на неистинностные вопросы, оценки, императивы.
— Derus. Михаил Петрович, Вы говорите: «Например, вверху записано следующее теоретическое положение: Диалог - логическая форма связи высказываний в дополнение к умозаключениям Оно обязывает "естественное рассуждение" независимо от того, о чем это рассуждение ориентироваться не только на истинностные высказывания-суждения (ложно, истинно), но и на неистинностные вопросы, оценки, императивы.»
Это положение как и большинство из имеемых на белом свете – «видимость» знания. (Многих это вполне устраивает. Меня нет.)
Вот к примеру есть такое положение «творчество – это создание нового». Однако хоть кто-то способен в своем опыте РЕАЛЬНО определиться, творит перед его носом сосед или нет? Неужто кто-то как всеведущий бог знает все вещи на свете и следит за всем многомиллиардным населением, дабы с очевидностью умозаключить, что сосед перед его носом создал новое - следовательно - творец, ну или хотя бы, что он сам создал нечто новое на белом свете, следовательно - я творец…? Это вряд ли…
Тут полно таких «теоретических положений» (и целых теорий) о чем-либо (о человеке, о справедливости, о собственности, об истине, о сознании и т.д.)
Ну вот и данное Вами «теоретическое положение», как мне кажется, лишь обещает знание диалога. Охотно бы побеседовал с Вами далее, но увы, результат нашего последнего разговора (ТУТ) пока не позволяет мне продолжить.
— Грачев. Спасибо за реплику и высказанное в ней мнение. У меня гипотеза в отношении этого мнения ("«теоретическое положение», как мне кажется, лишь обещает знание диалога"): при таком умонастроении Вы не сможете привести ни одного теоретического положения, про которое кто-нибудь да не произнёс подобные скептические слова. Короче, Ваша позиция (гипотеза): теоретическое знание невозможно. Это и есть результат Вашего со мной обсуждения.
— Derus. Михаил Петрович, Вы говорите: «при таком умонастроении Вы не сможете привести ни одного теоретического положения, про которое кто-нибудь да не произнёс подобные скептические слова.»
Причем тут я, если привели теоретическое положение Вы, а не я? И причем тут "кто-нибудь", если я с Вами разговаривал(ю), а не с неким "кем-нибудь". Поэтому, вполне возможно, что Вы не сможете привести ни одного теоретического положения, в котором бы я не смог усомниться. Равно как и я Вам. НО
НО из отрицательного факта или суждения – не следует никаких НЕОБХОДИМЫХ (т.е. утвердительных) выводов! (мол, это из-за моего умонастроения...)
Да, кстати, а мое определение зависти, которое я Вам выставил – Вы считаете ложным, пустым? Вы не сможете с помощью него определиться хотя бы в отношении самого себя лично (мол, «я страдаю от одной только мысли (или факта) о том, что сосед приобрел машину, следовательно, я завидую»)? Если Вы сможете или вдруг посчитаете его вполне очевидным для Вас лично, то значит это послужит аргументом против Вашего якобы «заключения».
«Короче, Ваша позиция (гипотеза): теоретическое знание невозможно. Это и есть результат Вашего со мной обсуждения.»
Не-е-е…
Результат таков.
Как только я пойму, что на мой вопрос (заданный четырежды) Вам законно стоило не отвечать, то я сразу продолжу диалог. Или наоборот, как только Вы ответите на него (даже если Вы ответите: не знаю, не понимаю, это нелепый вопрос), то возможно диалог продолжится.
И не более.
Та позиция, которую Вы мне приписываете как якобы следствие нашего разговора, совершенно фантастична! Максимум, что уж я бы и мог себе позволить, так это остаться при своем изначальном понимании будто: предложенное Вами теоретическое знание (именуемое ЭДЛ) описательно, а не законодательно (подобно ФЛ). Поскольку было бы право нелепо мне усомниться в том, что в диалогах бывают вопросы и ответы, обмены мнениями, согласия и разногласия, ругань и оценки и т.д. С уважением. Derus
— Грачев. Тут очень вовремя подоспел Виктор со своей логикой путаницы и двусмысленности (многозначной логикой). Ваша реплика вполне вписывается в теоретические основы этой логики (А=А=не А). В своем рассуждении мою позицию поставили с ног на голову. А именно,
- Об определении зависти у меня нигде не сказано, что оно ложное и пустое. Напротив, оно меня заинтересовало настолько, что счел возможным его уточнить.
- Выдвигаете претензию, что не привязываю определение к себе лично. Хотя у меня черным по белому написано:
Мой (Грачёва) вариант - "зависть - это мое личное страдание от того, что кто-либо другой приобретает какое-либо благо, а мне это не по средствам".
Вы могли принять это уточнение, но разыграли другой сценарий - стали возражать.
Я констатировал, что это случай проблемы, которая разрешается средствами элементарной логики и набросал общий план дальнейшего хода событий.
Всё. На этом вопрос исчерпан. Если вам было интересно этот частный случай возможной дискуссии рассмотреть по существу, то следовало у себя в блоге открыть такую тему. А здесь она не релевантная (не уместна).
Так что я с благодарностью принял Ваше предложение завершить диалог.
— Derus. Михаил Петрович, я Вас приветствую. Памятуя о нашем неоконченном (с Вашей стороны) разговором (ТУТ), здесь в этом тексте Вы уже предъявили кое-какие правила, о которых я Вас тогда спрашивал.
Однако, что касается ведения спора, то более полного экскурса нежели у С.И.Поварнина (Спор. О теории и практике спора) я не встречал (да наверное и не искал..., т.к. этого более чем достаточно).
А вот что касается диалектики, то хотелось бы все же прояснить о чем Вы...
Я по-своему обыкновению не могу верить на слово в то будто хоть какие-то абстракции не завязаны строго на то или иное сущее (а тот, кто думает, будто есть хоть какая-то логика, не проносящая в себе контрабандой ту или иную материю (а еще строже: тот или иной интересующий его предмет), тот занимается пустыми никого ни к чему не обязывающими словесными конструкциями) и прошу Вас показать в чем изюмина или что дает элементарная диалектика, скажем на таком суждении:
зависть - это страдание от того, что кто-либо приобретает какое-либо благо.
Думаю, что с формально-логичной стороны в этом суждении пока все в порядке. Т.е. это суждение - формально-логично. А вот что следует знать (или сказать или умозаключить) о зависти такое, чтобы это знание стало "элементарно-диалектично-логичным"? Надеюсь на ответ. С уважением. Derus
— Грачев. С позиций элементарной диалектической логики я начну сразу "улучшать" ваше хорошее определение зависти:
Мой вариант - "зависть - это мое личное страдание от того, что кто-либо другой приобретает какое-либо благо, а мне это не по средствам".
--
Комментарии
"зависть - это страдание от того, что кто-либо приобретает какое-либо благо". — Это формулировка чёрной зависти:
Дерус: (мол, «я страдаю от одной только мысли (или факта) о том, что сосед приобрел машину, следовательно, я завидую»)?
Белая зависть: это радость, что кто-либо владеет способностью искренне приносить благо другим людям, не требуя взамен ответного блага.
--
Принудительность Элементарной диалектической логики
//Derus. 2. Не могу согласиться с тем, что аристотелевская логика - описательна. Ее главный предмет насколько я слыхивал - силлогизм, и она выцепляет его законы, не следуя которым, рассуждение считается однозначно - нелепым. Верно?//
Равным образом, Элементарная диалектическая логика "выцепляет" законы, не следуя которым, так же как и в ТФЛ, рассуждение считается неубедительным.
Главный предмет ЭДЛ доказательство в виде диалогической аргументации и контраргументации, состоящей помимо суждений также из вопросов, оценок императивов.
Есть доказательства логические и есть доказательство фактами. Что обосновывает Тезис: "Понятие 'доказательство' не сводится к одним лишь логическим доказательствам".
Но и логическое доказательство не сводится только к дедуктивному выводу. Не сводится к аристотелевскому силлогизму.
Индуктивное умозаключение представляет собой аргументацию от фактов к результирующему выводу. Здесь факты переработаны в утверждения.
Дедуктивное и индуктивное рассуждение осуществляется посредством высказываний одного типа - суждений (утверждений и отрицаний).
Однако рассуждение не сводится к одной лишь цепочке высказываний-суждений. Рассуждение в диалоговой форме помимо суждений включает вопросы, оценки, императивы.
Аргументацию и контраргументацию можно считать полной в случае, когда стороны дискуссии дали исчерпывающие ответы на все вопросы, оценки и императивы оппонентов.
Силлогизм Аристотеля делает доказательство достоверным и надёжным лишь в случае, если большая посылка и меньшая посылка не оспаривается оппонентом.
В противном случае в порядке обоснования посылок силлогизма придётся пройти диалогическую процедуру логической аргументации и контраргументации, выходящую за пределы высказываний-суждений.
нет
совершенный силлогизм достоверен, в этом ваш оппонент прав
но, при подмене совершенного силлогизма гипотетическим - возникает необходимость доказывать верность посылок, в этом проблема, не доказывают и верят каждый своему толкованию
часто таким доказательством гипотетического силлогизма является общепринятое, закон по вашему - вот здесь правы Вы
с точки зрения второго - первое не доказано, даже если это совершенный силлогизм, с точки зрения первого - второе пустая риторика, софизм
у аристотеля нет никаких барбар, это всё из формальной логики теофраста, совпадающей с аналитикой лишь в 1/4 части случаев. прочие 3/4 - вымысел, а всевозможные законы логики - вымысел уже по мотивам формальной логики теофраста, по сути софизм
Khanov, 19 Октябрь, 2024 - 20:09, ссылка
1. нет. - Что "нет"?
2. совершенный силлогизм достоверен, в этом ваш оппонент прав. - Никто не спорит с этим в отношении стандартных, типовых силлогизмов. Тогда как, силлогизмы из текущих посылок в живом диалоге людьми даются, а люди могут обмануться.
3. но, при подмене совершенного силлогизма гипотетическим - возникает необходимость доказывать верность посылок, в этом проблема, не доказывают и верят каждый своему толкованию. - Силлогизмы строят в живой дискуссии на конкретном материале. Была подмена или не была - с этим в каждом случае нужно разбираться предметно, а не огульно.
4. часто таким доказательством гипотетического силлогизма является общепринятое, закон по вашему - вот здесь правы Вы. - Требуется анализ исходного материала.
5. с точки зрения второго - первое не доказано, даже если это совершенный силлогизм, с точки зрения первого - второе пустая риторика, софизм. - Точки зрения, это уже вступление в диалогические отношерия. В диалоге своя логика - нелинейная.
.
Пронумерую фрагменты своей реплики на предмет пересечения с вашими соображениями:
1. Равным образом, Элементарная диалектическая логика "выцепляет" законы, не следуя которым, так же как и в ТФЛ, рассуждение считается неубедительным.
2. Главный предмет ЭДЛ доказательство в виде диалогической аргументации и контраргументации, состоящей помимо суждений также из вопросов, оценок императивов.
3. Есть доказательства логические и есть доказательство фактами. Что обосновывает Тезис: "Понятие 'доказательство' не сводится к одним лишь логическим доказательствам".
4. Но и логическое доказательство не сводится только к дедуктивному выводу. Не сводится к аристотелевскому силлогизму.
5. Индуктивное умозаключение представляет собой аргументацию от фактов к результирующему выводу. Здесь факты переработаны в утверждения.
6. Дедуктивное и индуктивное рассуждение осуществляется посредством высказываний одного типа - суждений (утверждений и отрицаний).
7. Однако рассуждение не сводится к одной лишь цепочке высказываний-суждений. Рассуждение в диалоговой форме помимо суждений включает вопросы, оценки, императивы.
8. Аргументацию и контраргументацию можно считать полной в случае, когда стороны дискуссии дали исчерпывающие ответы на все вопросы, оценки и императивы оппонентов.
9.Силлогизм Аристотеля делает доказательство достоверным и надёжным лишь в случае, если большая посылка и меньшая посылка не оспаривается оппонентом.
10. В противном случае в порядке обоснования посылок силлогизма придётся пройти диалогическую процедуру логической аргументации и контраргументации, выходящую за пределы высказываний-суждений.
--
Уважаемый Михаил! Мне всё понятно и не интереснр. Вы никогда не найдёте формальных правил гипотетического силлогизма, зависящего от достоверности исходных посылок. Да, есть общепринятое, но это соглашение. Выход один - аргументировать и обосновывать, для категорического силлогизма формальные правила есть.
//Khanov, 19 Октябрь, 2024 - 23:23, ссылка
Уважаемый Михаил! Мне всё понятно и не интересно//
То, что не интересно - резюме исчерпывающее. Чистая психология. Оно выражает состояние вашего сознания. Здесь вопросов нет.
А вот то, что "всё понятно", не доказали. Голословно.
Что именно понятно? "Всё" - это ни о чём! Слова "всё понятно" чаще всего свидетельствуют об обратном. Когда по существу сказать нечего, прибегают к шаблонной фразе "всё понятно".
Не выдаёте ли желаемое за действительное?
Фраза "всё понятно", как првило, указывает на бессилие обосновать свою мысль аргументами.
--
В классической логике гипотетический силлогизм — это правильная форма аргумента, дедуктивный силлогизм с условным утверждением в качестве одного или обоих посылок. Древние источники указывают на работы Теофраста и Евдема как на первые исследования этого вида силлогизмов.
Гипотетические силлогизмы бывают двух типов: смешанные и чистые. Смешанный гипотетический силлогизм состоит из двух посылок: одного условного утверждения и одного утверждения, которое либо подтверждает, либо отрицает антецедент или консеквент этого условного утверждения. Например,
Если P, то Q.
P.
∴ Q.
В этом примере первое предположение представляет собой условное высказывание, в котором «P» является условием, а «Q» — следствием. Второе предположение «подтверждает» условие. Вывод о том, что следствие должно быть истинным, является дедуктивно обоснованным.
--
Уважаемый Михаил! Здравствуйте! Вы очень осведомлены. Но, Вы точно знаете, что меня логика Теофраста не интересует, так-как я считаю её искажением Аналитики Аристотеля. Если захотите обсудить Аналитику - можете рассчитывать на мой ответ. Спасибо за понимание.
Филиппики в адрес логики или игры в "испорченный телефон"
(определение "мысль", чтобы не затерялось)
Вообще-то, не "мысль" и не многоточие, но вполне законченное предложение. А в остальном всё верно.
Как - то раз знаменитый французский естествоиспытатель Кювье зашёл в зал, где заседала Комиссия Парижской АН, составляющая энциклопедический словарь. Кювье был выдающимся систематизатором животных, и поэтому, увидев его, один из членов комиссии спросил его:
- Скажите, месье, правильное ли мы дали определение слову "рак"?
- Как же вы определили это существо?
- Рак - это небольшая красная рыба, которая ходит задом вперёд.
- Великолепно, господа! - воскликнул учёный. - Есть только небольшие уточнения: рак не рыба, он не красный и не ходит задом вперёд. В остальном всё верно.
--
Даже Википедия и та не знает , что такое мысль
Все , что смогла выдать
Мысль:
То, что википедия не знает, - её трудности.
Меня смутило другое. Есть определение:
"Логика, это последовательная связь чего-то с чем-то в чём-то".
Причём здесь мысль?
На входе дефиниция логики. На выходе испорченного телефона определение приписано слову мысль: "мысль - это связь чего то с чем то"
Как так получилось? Принадлежность какому слову перепутали непреднамеренно?
--
А Вы уверены , что это дефиниция логики ? Точно такую же дефиницию я встречал о мышлении . Они синонимы ?
Логика присутствует не только в мышлении, но и в физической реальности, в природе.
--
Вообще то там взаимодействия , законы , принципы и такое всякое . Но в чем я то не прав ?