фильм "Доживем до понедельника" посильнее трагедии Гамлет, где ещё безличный объект сопротивления, что под руку подвернётся, а у учителя Мельникова уже живая мать, отсюда и его бесполая любовь в столкновению с реальностью, в которой он не узнаёт даже себя, и как-бы на время теряется прося отпуск. Фильм наглядно представляет работу объекта сопротивления героев, чем отличается советское искусство. [невозможность ответить на чувства молодой коллеги Натальи Сергеевны, отзываются болью в его сердце.] - здесь учитель сталкивается в неравных отношениях с более мощным объектом сопротивления, с матерью он сверху как бесполое Тела, имеются правила, а с молодой коллегой снизу, что и отзывается болью в сердце.
— Опять моросит?
— Мам, ты не замечала, что в безличных предложениях есть какая-то безысходность? Моросит… Ветрено… Темнеет… А знаешь, почему? Не на кого жаловаться. И не с кем бороться.
Любимец учеников и талантливый педагог Илья Семёнович, несмотря на солидный возраст, холост, живёт с матерью (Ольга Жизнева). Он прям, принципиален и требователен к другим, что часто создаёт конфликты. Так, в резкой форме он выговаривает учительнице начальных классов Таисии Николаевне за её неграмотную речь («я им говорю не ложьте, а они ложат»). Выговаривает матери двоечника Левикова, которому вопреки совести «натянул» тройку, выговаривает ученице за её папу, приславшего письмо с несогласием с выставляемыми им оценками. Преподаватель литературы с двадцатилетним стажем Светлана Михайловна назидательна, суха и строга, страдая от несложившейся личной жизни, пытается найти смысл в работе учителем, ревнует Мельникова в работе. В Мельникове зреет внутренний конфликт — ощущения возраста, невоплощенность идеалов молодости, несовершенство мира, слабая возможность изменить его, неблагодарность учеников, невозможность ответить на чувства молодой коллеги Натальи Сергеевны, отзываются болью в его сердце.