Казалось бы. повествование о мире в такой хронологии:
1) Есть сущий мир. Он есть единое и единственное целое. Он самодостаточен и т.д. (около 100 пунктов).
2) В сущем мире существуют объекты.
3) Существующий объект - это нечто сущего мира, его составной элемент.
3) Существующее нечто, как объект сущего мира, тождественно самому себе.
4) Объекты сущего мира делятся на две категории: просто объект и субъект.
5) Субъект - это нечто сущего мира, как объект сущего мира, равное самому себе, наделенное разумом и рассматриваемое именно в контексте использования своего разума.
6) Закон Декарта-Спинозы ("cogito ergo sum" ).
вполне разумно. Однако, сегодня, во время прочтения статьи "Папа Франциск возвращает метафизику в мир и политику" ( https://regnum.ru/news/polit/2218799.html )
я понял, что закон Декарта-Спинозы находится не на своем месте.
Вот цитата из статьи:
Недавно на встрече с паломнической делегацией французских политиков из области Рона-Альп понтифик сказал важные слова: свобода, равенство и братство не могут оставаться иллюзорным знаменем, эти ценности нужно рассматривать в связи с их трансцендентным основанием. Сегодня необходимы дебаты вокруг «общепризнанных ценностей и ориентиров», и христиане призваны участвовать в этих дебатах наравне с верующими других религий и со всеми людьми доброй воли, в том числе неверующими. Папа завершил свою речь молитвой, вверяя политических деятелей Христу, «источнику нашей надежды и нашего труда» на служении общему благу.
Случайно вышло так или сознательно, но апелляция Франциска именно к французским гражданам носит знаковый характер. Ведь старт процессу изгнания метафизики из мира и политики, основ нашей социальной жизни и общества был дан Великой Французской революцией, которая отвергла Бога и божественное как источника всякой власти и истины, заменив Его на «народ». Этот «народ», а, по сути, новая элита нашли обоснование прогресса человечества в опоре на сильных и силу мира сего, партийные программы, идеологии, социологические и философские концепции, из которых они черпали оправдания своего права править.
Закон Декарта-Спинозы, безусловно, очень значимый. Согласно этому закону, субъект находится всегда при самом себе (и в самом себе), поэтому мышление для него является основным, а сама природа (в форме представлений, понятий, идей) для него (для мышления) выступает лишь как ИНОЕ. Однако, главенствующая роль мышления субъекта напоминает библейский сюжет падения Денницы. В поле божественной любви зло появилось по причине нарциссизма: Денница себя "перелюбил". Отсюда возникает вопрос: что может случиться, если себя "перемыслить"? Субъект сам по себе, как таковой, не рождается: он появляется в поле социального мышления и должен всегда оставаться транзитным передаточным звеном социального мышления. Закон Декарта-Спинозы все мышление замыкает только на субъекте. Получается, как и в случае падшего ангела, мыслительный нарциссизм, ведущий, в лучшем случае, к солипсизму.
Мое мнение: перед законом Декарта-Спинозы должен быть закон, касающийся социума, порождающего субъекта.
Комментарии
Посредством мышления, а вернее сознания, субъект в социуме исключает себя из естественной эволюции в Природе и тем обрекает себя на познание, знание же лишает его естества и вот вам и клетка, которую можно конечно расширять, но выйти из неё никак и никогда нельзя ... только разве что ногами вперед...(
А ведь было бы как-то странно, если бы люди не адаптировали вновь родившихся к социальной среде и её менталитету...
Мне кажется, субъект вспоминает о социуме только тогда, когда нуждается в том, чего не может дать себе(№1) сам(№2). Субъекту всегда нужен Другой. Этим повседневным Другим является его же собственное "я". Некое завуалированное раздвоение мышления. Вспомните моменты раздумий/выборов решения/терзания совести и т.д. Не напоминает Вам это внутренний диалог двух собеседников? Ведь те же терзания совести трудно назвать монологом. Как будто одно и то же "я" перед самим же собой (псевдо-"я") то ищет оправдание, то совестит себя же. Один - это еще не социум. Два - уже кое-что. Следовательно, субъект, в силу структуры своего же мышления, является мини-социумом? Похоже, закон Декарта-Спинозы нуждается в корректировке.
Поскольку участники ФШ затарились при своих мнениях по предложенной теме, поделюсь комментарием на этот же вопрос, рассматриваемый на другом ресурсе:
Согласен.
Закон Декарта в виде двух определений:
1)сомневаюсь - значит, существую;
2)мыслю - значит, существую
соответствует истине. Заявление Спинозы, что любой объект сущего мира является субъектом мирового разума - абсурден, поскольку наделяет те же электроны способностью мыслить.
Больше не буду упоминать "закон Декарта-Спинозы", ибо он абсурден. Только "закон Декарта".
Вы считаете такое заявление адекватным? Тут один "философ" уже превратил потенциал в волю - свободу и волю - должествование в одном лице (Альтернативная философия - начать с нуля ). Получается ситуация типа "у моей дочери на голове есть коса, которая с морской водой своим песком на зиму помогает заготавливать сено".
Поскольку автор темы Альтернативная философия - начать с нуля начал меня блокировать, не найдя аргументированных возражений на замечания, начну некоторые свои комментарии переносить в данную тему.
.................................................................
Vladimirphizik, 11 Ноябрь, 2017 - 06:41, ссылка
Не следует рефлексию путать с мыслью. Откуда у бактерии возьмется мысль? А ведь она кушает и существует. Если и Вы считаете мысль необходимым и достаточным условием существования, то напишите определение мысли. Это что за зверь такой? В декартовском утверждении "Я мыслю, следовательно, я существую" заложен смысл самоидентификации "я есть именно я". И ничего более. Это следует из более корректной формулировки «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» — «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую», на которой настаивал Декарт, но формула постепенно растворилась в философии, превратившись в укороченный вариант «cogito ergo sum». К этому я и пытался подвести топикстартера.
Странно, ув. Владимир, читать про суждение Рене Декарта «cogito ergo sum» как о каком-то законе.
Если внимательно почитать небольшую работу Декарта "Размышления о первой философии", то понятно, что автор , как и все философы, стремится к познанию истины, а не к формулировке концептов и законов.
«cogito ergo sum» - является разумной аксиомой, логическим основанием размышлений об истинном познании, о фундаменте философии – метафизике.
«cogito ergo sum» - начальное, исходное утверждение на котором Рене Декарт обосновывает истинное понимание существования как такового.
ЕС
Согласен. В «cogito ergo sum» законом не пахнет. Просто формула указывает на мышление, как причину самоидентификации своего "я" посредством чувствования сомнения, также являющегося результатом мыслительной деятельности. Закольцованность, ведущая к парадоксам и дурной бесконечности.
Ув. Владимир, Вы почитайте саму работу Декарта и поймёте, что он ясно разделяет знание и понимание, логику и рассуждения.
Не только знания и логика ведут к истине а ясное и чёткое понимание того, что знаешь.
ЕС
Я не сомневаюсь, что Декарт четко разделял знание и понимание, логику и рассуждения. Более того, что он оставил неизгладимый след в математике, а это - свидетельство его большого ума. Но в данной теме меня интересует только философский вес фразы "я мыслю, следовательно, я существую". Для этого не обязательно читать объяснения кого-либо. Можно проанализировать и самостоятельно, к чему и призываю.
Декарт считал, что это врожденное чувство, наряду с чувством времени и пространства, наряду с чувством бога. Ну, ошибался человек, с кем не бывает.
Восклицание "я мыслю, следовательно, я существую" является ни чем иным, как эрайгнизом: определением субъектом своего места Dasein в Sein методом самоидентификации в момент времени "здесь и сейчас" (http://www.proza.ru/2015/12/10/290).
я про "врожденность" говорил и Декарта
Так я на примере с эрайгнизом показал, что ни о какой врожденности речи быть не может.
Простые вещи эффективнее показывать "на пальцах". Проще воспринимаются. Но согласен, каждый конкретный человек -- это просто наслоение "листиков"-событий в его жизни, образующих некое подобие кочана капусты... но без кочерыжки. : )
Знаете, Владимир, анализ - это прежде всего расчленение цельного на части и исследование полученных частей.
Цельным, в смысле высказывания Декарта, является его книга.
"Я мыслю, следовательно, я существую" как аксиома положена Декартом в основание его метафизических медитаций, в основание его "дофилософских" рассуждений, в основательность истинности самих рассуждений.
В этом выражении-аксиоме Декарта ещё не предполагается никакого мира, объектов, вещей, нет ещё никакой философии, нет даже Бога - всё условно отброшено из рассмотрения как сомнительное.
Поэтому, мне трудно понять о каких философских рассуждениях может идти речь в связи с этим высказыванием Декарта.
ЕС
"Я мыслю, следовательно, я существую" следует читать так: "я мыслю, следовательно, я есть". К этому можно прийти путем анализа "мышления" бактерий типа кишечных палочек, у которых нет никакого мышления, но они существуют в сущем мире. А вот дальнейший анализ фразы "я мыслю, следовательно, я есть" ведет к эрайгнизу. Эрайгниз - это состояние субъекта. Ну никак состояние не может претендовать ни на закон, ни, тем более, на основу философской системы. Тема и была посвящена анализу, является ли фраза Декарта в контексте философии Спинозы законом и если да, то в какие философские дали она ведет. После всех перипетий согласен с Вашим высказыванием:
Ув. Владимир, не совсем понял Ваш комментарий.
Если вырвать утверждение Декарта из контекста его книги, то начинается пустой квазифилософский разговор , не имеющий никакого отношения к сути этого выражения.
ЕС
При чем здесь контекст книги? Есть фраза "я мыслю, следовательно, я существую" и ее общефилософский смысл.
Никакая фраза вне своего контекста не имеет философского смысла.
Вы можете только "встроить" её в свой философский контекст, не имеющий никакого отношения к мыслям Декарта и не упоминая его имя.
Я с детства помню "все течет, все меняется", "дважды в одну реку нельзя вступить" и т.д. без всяких контекстов.
...............................
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1218660
Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую») — философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.
Это утверждение Декарт выдвинул как первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания.
Хорошо, Владимир, не буду спорить и доказывать, но обратите только внимание на различение знания и понимания.
Даже Сократ , Платон и Аристотель, которые на много больше нас знали философию Гераклита и то говорили о плохом понимании многих его высказываний.
***
М.К. Мамардашвили в своей книге "Картезианские размышления" пишет: "Декартова проблема есть проблема места или «мировой вместимости» меня с моим «собственным» состоянием («малым», но никаким самым мощным и большим разумом не восполнимым и не заместимым), с уникальной и в то же время универсальной невербальной очевидностью того, что делается во мне самом и из меня «говорит» в терминах моего необходимого и неустранимого, хотя и случайного, существования в мысли".
Думаю, что только одна эта цитата ясно показывает какой глубокий философский смысл выражения «cogito ergo sum» содержится в книге Декарта.
ЕС
Я уже писал об абсолютном и субъективном, служащими для создания философских систем. Дополню еще немного.
Возможны только два варианта абсолютных начал для философских систем. Первое начало - это старт от Абсолюта, который является абсолютно абсолютной Идеей. Второе начало - старт от абсолютно субъективной Идеи. Что это может быть? Мышление? Субъект?
Воспользуемся формулой Абсолюта:
Абсолют = Идея + Пространство + Движение
Положим, что мышление - это Движение, а субъект - это Пространство. Тогда Идеей субъективного начала будет, как в оптике, отражение в пространстве разума субъекта такого исследуемого субъектом объекта, как весь сущий Мир.
Субъект работает с отражением всего сущего Мира, а его мышление - это инструмент. Тогда фраза "я мыслю, следовательно, я существую" будет иметь более конкретное звучание:
"я использую такой инструмент познания, как мышление, поэтому я есть мастер познания сущего мира".
Теперь положим, что мышление - это Идея, Пространство - опять субъект, а Движение - это познание сущего Мира. Вам не кажется, что Идея и Движение в этом случае одно и то же?
Других вариантов я пока не вижу. Может, со временем увижу. Но пока - нет.
Спасибо Владимир, , всё просто и понятно, у меня больше вопросов нет.
Всего хорошего,
ЕС
На всякий случай перенес ветку из темы Против и за декартовское "я мыслю, значит - существую".
В итоге, родилось ( https://www.proza.ru/2018/07/29/1238 ):
Ereignis против Cogito ergo sum
Cogito ergo sum (с лат. «Я мыслю, следовательно, я есмь») — философское утверждение Рене Декарта, которое еще известно другим вариантом перевода - «Я мыслю, следовательно, я существую». Это утверждение Декарт выдвинул как первичную истину, фундамент, над которым можно начинать строить здание достоверного знания.
Усомнимся в истинности этого утверждения и рассмотрим пример: я, приходя в сознание, открываю глаза и мне сразу дана вся картинка, хотя я уж точно не могу подумать о каждой ее детали, поскольку мыслей еще никаких нет.
Рассмотрим фразу по частям.
1) "вся картинка" - это Sein, или бытие сущего мира.
2) "я, приходя в сознание, открываю глаза и мне…" - самоидентификация в Dasein, или мое личное бытие.
3) "мне сразу дана вся картинка" - определение места Dasein ("мне дана") в Sein ("вся картинка").
4) "поскольку мыслей еще никаких нет" - ничего личного и ничего лишнего.
Пункты 1), 2) и 3) свидетельствуют о том, что произошел Ereignis - определение места Dasein в Sein методом самоидентификации в момент времени "здесь и сейчас".
Ereignis - это не мышление. Это осознавание. Осознавание своего существования. Осознавание осознается только в сознании. "Осознавание" - это процесс, происходящий на "автопилоте". "Осознавание" - практически мгновенный процесс в компьютере головного мозга, происходящий в момент нажатия на кнопку "вкл": вычислений пока никаких нет, но есть активация всех элементов "железа", их взаимное согласование, согласование элементов выхода в интернет. Нажатие на кнопку "вкл" осуществляет переход от "мы" (отдельные элементы компьютера) к "я" - компьютеру, как единому целому, готовому к началу вычислений. А мышление - это уже непосредственно сам процесс вычислений. Итого, имеем два совершенно разных процесса. В мышлении, как процессе вычислений, что-то осмысливается-"вычисляется". Мышление - контролируемый процесс, поскольку он логический, а логика диктуется анализом и волей. В мышлении осуществляется путь по цепочке понятий, начиная с исходного пункта - Ereignis-а, и заканчивается этот путь конечным результатом мышления - мыслью, имеющей смысл "смысла" существования. Как видно, момент осознавания своего существования произошел, в отличие от фразы Декарта о мышлении, раньше логического заключения. Он произошел в момент наступления Ereignis-а. И только затем уже мышление это все обосновало в процессе логического "вычисления".
Отсюда вывод: Cogito ergo sum, как «Я мыслю, следовательно, я есмь» (или «Я мыслю, следовательно, я существую»), не является первичной истиной, или фундаментом построения здания достоверного знания. А в чем причина? Обратимся к первоисточнику.
«Словом cogito я объемлю всё то, что существует в нас таким образом, что мы непосредственно это осознаем. Так, все действия воли, интеллекта, воображения и чувств суть мысли.» (Т.2 с.127)
Первая часть этой фразы («Словом cogito я объемлю всё то, что существует в нас таким образом, что мы непосредственно это осознаем») не вызывает отторжения: в вышеприведенном примере было показано, что осознавание своего существования происходит в момент наступления Ereignis-а. Если cogito объемлет все то, что приводит к Ereignis-у, то все сходится. А вот вторая часть фразы («Так, все действия воли, интеллекта, воображения и чувств суть мысли») вызывает вопросы, поскольку Декарт этой фразой провозглашает субстанциональность мысли. Это значит, что мысли порождают мысли.
Из субстанциональности мышления следует, что мысль в процессе мышления начинается с мысли. Если конечный продукт мышления есть мысль, то получается замкнутый цикл: с мысли, как сущности, начался процесс мышления, и мыслью же, как сущим, этот процесс закончился. Возник парадокс самости ("сам себя", "сам в себе" и др.), когда сущность переходит в сущее и наоборот, или, говоря языком Рассела, происходит переход элемента множества в само множество и наоборот.
С вводом понятия, как первокирпичика сознания, осуществляется идентификация начальной продукции мышления: понятия - "первокирпичики" мышления, конечной продукцией которой является мысль. Это значит, что понятие - это еще не мысль (сущее), но составляющая (сущность) мысли. Но есть еще и третье слово в фразе - "мыслятся". То есть, мысль - это динамическая связка понятий. Не арифметическая сумма понятий, как точек, не статика, а структура, появляющаяся в процессе связки разных понятий. Суть мышления - в динамике. В процессе. Мысль - не застывшая масса мыслительной субстанции, а, образно, некая линия, соединяющая точки-понятия. Точнее даже, некий мазок, соединяющий разные точки. Были сущности в виде точек - появилось сущее в виде быстро тающего широкого мазка. Это и есть мысль.
Встает вопрос: а не является ли осознавание самого себя и осознавание единичного понятия мыслью?
Как было сказано выше, осознавание себя и своего места в мире в момент Ereignis-а подобно процессу, происходящему в компьютере при нажатии на кнопку "вкл" - согласованию элементов компьютера, как единого целого, и определение, есть выход в интернет или нет (включение модема). Мышление - это уже обычная работа компьютера в штатном режиме. Осознавание какого-то единичного понятия аналогично подключению еще одного прибора периферии (например, ячейка памяти, как некоего компьютерного элемента. При этом опять-таки не будет никаких мыслительных процессов, а будет процесс согласования элементов компьютера. Разные процессы.
О понятии "понятие" необходим отдельный разговор.
Таким образом, Ereignis опровергает истинность смысла фразы Cogito ergo sum, вложенного Рене Декартом: процесс осознавания происходит раньше процесса обоснования мышлением непосредственно самого осознавания. Поэтому фразу Cogito ergo sum следует читать так: "я осознаю, следовательно, я есмь (существую)". И касается эта фраза только Ereignis-а.