Соционика - это наука, цельно совмещающая логику, философию и психологию. Придумал её Юнг на основании многолетнего опыта наблюдений за типами информационного метаболизма, присущими разным людям. Рассуждал он, предполагается мне, примерно следующим образом. Существует по меньшей одна дихотомия, надёжно зафиксированная в опыте, статистически делящая человечество примерно в равном отношении, и совместимая почти с любыми видами живых существ. Это гендерная принадлежность. Из чего естественным образом встаёт вопрос о том, существуют ли другие дихотомии, удовлетворяющие перечисленным условиям. Применительно к психологическим особенностям людей первым напрашивается их разделение на технарей и гуманитариев - вряд ли можно уверенно предполагать значительный статистический перевес в ту или иную сторону. Второй, пожалуй, в этот список попадёт дихотомия { экстраверсия => интроверсия } - довольно устойчивый в психологии термин. Третьей - { рациональность => иррациональность } (взять, например, ФШ - вряд ли можно говорить о преобладании здесь той или иной акцентуации мышления). Ну и последняя - { сенсорика => интуиция }. Понятно, что их там может быть и больше, но если удлинять это список, то смысловые аспекты начнут смешиваться и их трудно будет различать - выделять и фиксировать в поведении людей. А так четыре дихотомии задают некий минимум информационного пространства (16 психотипов), оставаясь достаточно контрастными (ортогональными) по отношению друг к другу, и при этом хорошо коррелируя со статистикой.
С позволения А.Болдачева я в научных целях повешу на него ярлык «рационального логика», на себя, соответственно - «иррационального логика». Зная об этом, понимать друг друга лучше мы не станем, зато будем понимать причину, по которой мы друг друга не понимаем. С логикой от этого ничего не станется - какой была (ни рациональной ни иррациональной), такой и осталась. А вот сферы интересов и категории целевых задач, в которых эта логика задействуется, у нас разные.
Допустим, мне интересно придумать шахматы - считаем, что их ещё не изобрели. Отметим, что в качестве результата предполагается самая обычная формальная система. При этом мне совершено по-барабану, какие термины будут закреплены, скажем, за слоном и ферзём. Я бы их наверное назвал, соответственно, «диагоналом» и «универсалом» - так что никакая философская концепция, если не считать таковой идею шахмат, не сможет предоставить мне необходимую терминологическую базу. Примерно так работает иррациональная логика.
Теперь берём Вашу, Александр, сферу интересов - ну это там где всё предельно рационально, терминологически согласовано и так далее. Вы ищете стыковки в уже существующих логических концепциях, и на их основании фиксируете эти случаи в устойчивых терминах - отсюда такая внимательность к словам. Наибольший интерес для Вас представляют случаи, где эти «стыки» выводят на следующий уровень обобщения, что приводит к появлению понятий большей выразительной мощности. И если я буду испытывать затруднения в том, как назвать «коня», чтобы удачно выразить его траекторию, то я скорее всего позаимствую этот термин из Ваших наработок.
Комментарии
Не думаю, что рациональная логика существует лишь для того, чтобы "назвать коня". Рациональность шахмат заключается в соблюдении правил, и в том, что все причинно-следственные связи можно просчитать наперёд, руководствуясь этими правилами. У кого лучше получается просчитать эти логические цепочки, тот и в выигрыше. А вот иррациональному в шахматах места нет. Иррациональность - это когда мы начнём, каждый по своему усмотрению на ходу менять правила, выдумывать новые, и логос превратится в хаос. Дело не в семантическом имени коня, а в его конских :) строго фиксированных функциях. А то взбредёт вам в голову вдруг на 30-м ходу поменять правила и начать прыгать конём через другие фигуры, как в шашках. Или совершить памятный бросок, как Остап. :) А потом ещё найти этому оправдание. А вот разумная иррациональность - интуиция - как кошка, которая гуляет сама по себе, и слишком уж надеяться на неё не приходится.
А насчёт соционики. Есть в ней схожести, конечно. Но, всё же, я думаю что люди с годами могут сильно меняться, так, что иной раз меняется даже ядро характера.
Я тоже так не думаю, если что. Я и не ставил перед собой задачу учесть все аспекты.
В точку. Иррациональному в шахматах есть место только тогда, когда они делаются, а не играются.
Ну естественно - если во время игры мы начнём менять правила шахмат, то играть в них будет не интересно. Если же предположить игру с более навороченными правилами, предполагающими какое-то варьирование возможностей фигур, то это просто усложнит правила, которые всё равно должны быть приняты перед её началом. Но какое это всё имеет отношение к процессу создания правил ? Там ведь ситуация обратная : правила заведомо неизвестны, про том что алгоритма их выведения не существует. Но есть определённая последовательность "сборки" формальной системы : в числе первых фиксируются такие параметры, как 6 типов фигур с прилегающими правилами их поведения и доска 8*8. Потом определяется количество фигур в каждой группе, и соответственно общее их число - 32. При этом способ расстановки фигур определяется уже скорее ближе к завершению составления правил. Тут уже я бы, например предпочёл шахматы Фишера. Но это ведь не повод, чтобы упрекать меня в стремлении превратить логос в хаос )
Какие у него там могут быть такие "фиксированные функции", если в зависимости от контекста употребления словосочетания "ход конём" его "конские" функции могут быть, в принципе, какими угодно - главное чтобы не "слонские" и не "ладейские" ? Я ж не конкретно о шахматах. В общем, до конца абзаца там оффтоп.
Всяко в жизни бывает - и по-соционически, и не очень )
"Я ж не конкретно о шахматах."
Вот вот. Я и говорю. Началось. И конь уже не конь, и шахматы уже не шахматы. ☺
Я тоже не только о них.
А я не только об изобретении игр. Играть в них тоже интересно. В таких случаях я обычно превращаюсь из иррационального логика в рационального.
Шахматы - это игра, а не просто доска с фигурами. А если это игра, то должны быть учтено и поведение игроков. А вот здесь может быть огромное поле как для рационального, так и для иррационального. В том числе может иметь место и стыренная фигура, что правилами не предусматривается.
Если исключить эту составляющую и посадить за доску два автомата, то вправе ли мы приписывать рациональность механическим предметам? Ведь рациональность - это прежде всего разумность?
Стыренная фигура - это к шахматам не относится. Я же о принципе игры говорю.
Да, но рациональность - это прерогатива человека. Мы не можем его исключать из рассмотрения ситуации.
Вот представим следующие ситуации.
1. Играют два человека. Соблюдают все правила. Ни тот ни другой не стремиться выиграть. Просто переставляет фигуры по вашим правилам.
Можем мы назвать их поведение рациональным?
2. Играют те же два человека. Один играет как в первом варианте, переставляя фигуры не думая, но соблюдая правила. А второй стырил коня, чтобы выиграть, то есть достичь цели игры. Можем мы назвать поведение второго игрока рациональным?
Тест на рациональность мышления
Какая из двух предложенных фраз вас больше привлекает :
Но это же психологический тест, а не просто логический. Как в случае с полупустым и полуполным стаканом.