О количестве и о числе

Аватар пользователя Овчарёв Виталий
Систематизация и связи
Онтология
Диалектика
Логика

О числе и количестве.
В математике число - неопределяемое понятие. То есть, это такой математический объект, природа которого понимается и принимается интуитивно. В последний раз математики всерьёз пытались дать определение числу во время так называемого "кризиса оснований" ; переругалсь друг с другом, да так ни к чему и не пришли.
Для меня очевидно, что определение Числа лежит вне математики, и ответ может быть получен в логике и в философии. Так же очевидно, что Число не является "вещью в себе" и непосредственно связано с Количеством. Кроме того, Количество - философское понятие, и нам надо знать, с чем мы имеем дело.
Что такое Количество? Ответ на так прост, как представляется на первый взгляд. Когда я сталкиваюсь с подобной проблемой, я часто прибегаю к этимологии. Народ сер, но мудр. Многовековое вращение понятия в речевом дискурсе "выжимает" из понятия его квинтэссенцию, и запечатывает её в знаке - то есть , в слове.
Итак, Количество. Суффикс -ств в русском языке сплошь и рядом выражает предельное обобщение, большие скобки (тождество, естество, множество). Тогда как корень "колико" - это вопрос. Получается, что Количество - это вся совокупность ответов на вопрос: сколько? Любой ответ на такой вопрос будет Числом. Совокупность чисел в математике называется Числовым рядом. Здесь я намерен ограничится рядом натуральных чисел, поскольку все остальные их классы так или иначе получены из натурального числа.
Итак, Количество - это Совокупность натуральных чисел. К подобному ответу в своё время пришёл Гильберт, пытаясь выразить Число через Множество чисел. Недостатки подобных определений видны невооружённым глазом: определение содержит в себе определяемое; мы попадаем в логическую петлю.
Вернёмся, однако, к этимологии. Совокупность ответов на вопрос - "сколько". Здесь присутствует диалектический механизм запрос -ответ; также имплицитно присутствует пользователь (инициатор обращения). Ответ же "генерирует" универсальная логическая модель, которую мы и склонны называть Количеством.
Получается, что Количество - нечто большее, чем простое понятие. Генератор особого класса понятий, которое мы называем Числом. Число же - производная этого логического генератора. Именно что производная: Количество не хранит в себе числа так, как кладовка хранит в себе соленья на зиму. Никакой, даже самый чудовищный разум не способен хранить в себе бесконечный числовой ряд. Генератор же легко и непринужденно при обращении к нему пользователя создаёт понятия хоть с десятью, хоть со ста нулями.
Математики при обращении к числовому ряду неизбежно приходят к его бесконечности. Всё это - закономерный результат в попытке объять необъятное. Ведь число тождественно само себе, а потому определенно, оно обладает качеством быть Целым. И вот ряд определённых, целых, тождественных себе чисел - уходит в Бесконечность. В результате мы имеем пресловутое бесконечное множество, вокруг которого сломано столько копий.
Количество же - совсем другое дело. Существенным его свойством, как генератора определенных чисел, является неопределенность. Да, именно так; как бы парадоксально это ни звучало. Количество само по себе не счетно. Определенность появляется как результат логической операции при обращении к Генератору чисел.
Отношение Количества и Числа нельзя свести к отношению принадлежности, ключевому в теории Множеств. Число не принадлежит Количеству так, как элемент принадлежит множеству. Число ОПРЕДЕЛЕНО Количеством, а Количество ОПРЕДЕЛЯЕТ Число.
В свою очередь, отношения между числами выражаются через равенство-неравенство, а также через последовательность (если речь идёт о соседних числах). Числа могут образовывать счётные конечные последовательности - некоммкнитативные множества особого рода, к которым постоянно обращаются математики. И вот отношение Последовательности и Числа уже вполне можно выразить через отношение поинадлежности. Но сами по себе счётные последовательности точно так же производятся Количеством, как и сами числа.
Таким образом, я прихожу к выводу, что Количество - это представитель особого логического типа, которое не является ни понятием, ни высказыванием. Я предлагаю называть такие логические конструкции Классификаторами - именно потому, что они генерируют целые классы понятий; в нашем случае - класс чисел.
Наконец, необходимо сказать кое что и об онтологическом значении Количества: в предыдущей теме мы определили Количество как аспект Бытия. Объекты объективной реальности счетны, а их свойства (не все) и их отношения (не все) измеримы. Количество проявляет себя и в счёте и в измерении объективной реальности, и именно в этом смысле оно является её аспектом. Числа, появляющиеся из Количества при исчислении и измерении объектов во многом и определяют эту самую объективную реальность.
Когда же мы отрицаем Количество - мы получаем Ноль, аспект Небытия. Ноль вполне можно встроить в числовую последовательность, но Ноль не производная количества, а его противоположность.
Как то так.

Комментарии

Аватар пользователя Алент

Овчарёв Виталий, 31 Август, 2025 - 09:29

Спасибо, интересно.

"Количество как генератор особого класса понятий, которое мы называем Числом" - весьма удачное, на мой взгляд, определение.

Ну и то, что в философском смысле количество — это одна из основных категорий, которая "отражает внешнюю сторону бытия, связанную с измеримостью, повторяемостью, протяжённостью, масштабом и соотношением частей", вы отметили в последнем абзаце. 

Количество по Гегелю: 

Количество — это определённость, в которой бытие ещё остаётся снаружи своего различия, то есть, различие не делает вещь иной по существу, как это делает качество.

Фома Аквинский:

Количество — это акциденция, т.е. несущественный признак, который может изменяться без уничтожения субстанции.

 

 

Аватар пользователя kroopkin

Забавное пришло в голову к растолковке от Фомы: а сколько зёрен будет куча?

Где-то встречал разговор о пограничности числа 5 в русском языке... Но уже деталей не помню... 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Я Гегеля не воспринимаю. Какой то набор слов. Если Гегель не потрудился над своим текстом, почему я должен?

Аватар пользователя Виктор Володин

Количество по Гегелю

Гегель, разумеется, очень плохо понимал, что такое математика и что такое число. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть его "доказательство"  того, что могут существовать только три положительных и три отрицательных арифметических действия - сложение/вычитание, умножение/деление, возведение в степень/извлечение корня.

Аватар пользователя Аим

Для наглядности надо называть действия, не перечисленные Гегелем, и доказать, что они именно арифметические.

Аватар пользователя Виктор Володин

Хорошо. Но давайте сначала договоримся - что такое арифметические и что такое действия. Допустим так: "арифметические" - это то, что имеет дело с натуральными числами, а "действие" - это функция двух переменных.

Аватар пользователя Виктор Володин

Если эти определения принимаются, то вот вам примеры других действий: наибольший общий делитель m и n, наименьшее общее кратное m и n, число сочетаний из m по n и многие другие. 

Аватар пользователя kroopkin

Обращу внимание на интересное из месопотамской археологии. Было время, когда количество уже было, а чисел не было. Тогда для храмого учёта были спец-знаки, которые отличались, например, для  знака пяти коз от знака для трёх коз, и от знака для пяти овец. А вот где-то в 5-м тысячелетии до н.э. произошла новация в когнитивном - были выделена числа - со своими знаками, и качества - знаки для коз, овец, и прочего...

Аватар пользователя Алент

kroopkin, 31 Август, 2025 - 11:10, ссылка

Пятое тысячелетие до нашей эры? Насколько мне известно, самые древние глиняные таблички это около 3,5 тыс лет до н.э. 

Аватар пользователя kroopkin

Вот тут о математике с датами https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434752/Matematika_v_Mesopotamii

Щас попробую найти ссылку на работу, которая я изложил выше - о возникновении чисел...

Аватар пользователя kroopkin

Быстрый поиск не дал результата. Но в Вики, в статье Число, в истории написано то, что я изложил как курьёз... Там говорится об анализе языков людей первобытной стадии...

Я то сам читал резюме книги одного шумеролога, который анализировал найденные печатки для фиксации записей на глине...

Аватар пользователя Вернер

На предыдущих семинарах мы уже проходили:

Вернер, 20 Апрель, 2024 - 22:12, ссылка

Владимир Рогожин, 20 Апрель, 2024 - 13:29, ссылка

Важно решать проблему онтологического обоснования математики, а значит знания в целом. Математика- "язык Природы"(!!!)

Основной вопрос онтологии — «Что существует?».

Из существующего ближе к математике ПРОСТРАНСТВО.

Далее можно обнаружить, что вся реальность ПРОСТРАНСТВЕННО структурирована как сочетание объект - среда или точнее как сочетание относительно локализованных и распределённых объектов.

Для основания или обоснования математики или точнее её начала - арифметики, важны в первую очередь локализованные объекты, про что говорил Аристотель, а именно что наше знакомство с реальностью начинается с формы (а форма это очертания локализованных объектов как правило на фоне среды).

Значит в первое основание математики мы можем положить ОБЪЕКТИВНУЮ КОЛИЧЕСТВЕННОСТЬ всей реальности в её пространственной структуре как сочетания объект - среда.

(Если бы реальность существовала только в виде среды типа соляриса или только в виде объектов типа камней, астероидов и прочего, без электромагнитной и гравитационной среды, то есть без связи, то обнаружить количественность было бы невозможно)

Второе основание математики идёт уже от человека одетого, это его первые оценки количественности с помощью сравнения больше - меньше, хватает - не хватает (например яблок или баранов, а также среды в пещере для проживания).

И следующий шаг это собственно счисление арифметикой, когда узнаётся НАСКОЛЬКО больше или меньше.

Значит нет пропасти между реальностью и математикой.

Таким образом онтологическое обоснование математики состоит в объективной количественности пространственной структуры всей реальности как сочетания объект - среда и возможности количественного сравнения объектов и сред.

Арифметика это уже собственно счисление на пальцах в полушаге от предшествующего сравнения. Важно: сравнения и счисления объективной количественности реальности нужны для практической деятельности особей вида человека одетого, для выживания в количественной внешней среде, а не для дискуссий об основаниях математики.

Аватар пользователя bravoseven

Я предлагаю называть такие логические конструкции Классификаторами

 Кант называет такие логические конструкции априорными категориями рассудка. Вы открыли Америку и изобрели велосипед. Поздравляю!

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Я не изобретаю, я проясняю. Кстати, именно Канта Пуанкаре поминает для утверждения априорной сущности числа, то есть сверх разумной сущности.

Аватар пользователя bravoseven

smiley

Аватар пользователя Феано

Если не возражаете, есть повод и мне сказать нечто по поводу чисел и количества...

В волшебной стране Абстракции, где река Логика впадает в море Парадоксов, на зелёном холме Аксиом сидело и грустило Число. Оно было не просто каким-то там числом, а самым что ни на есть настоящим, пифагорейским Числом. Оно знало, что в его сути скрыта Музыка сфер, Гармония вселенной и Тайный смысл бытия. Его углы были чёткими, пропорции — идеальными, а вибрация — созвучной движению звёзд.

«Ах, — вздыхало Число, — меня никто не понимает. Люди думают, что я нужно лишь для счёта овец или монет. А я ведь выражаю саму Суть! Тройка — это не просто три, это божественная Троица, это начало-середина-конец! Четвёрка — это Космос, это стихии! Я — душа миров!»

В это время по тропинке, тяжело переваливаясь с боку на бок, брело Количество. Оно было пухлым, практичным и слегка запыхавшимся. В его карманах звенели монеты, за поясом была заткнута мерная палка, а на спине болталась корзина, полная яблок, горшков и всякой всячины.

Увидев утончённое Число, Количество радостно помахало рукой.
— Эй, собрат по цифрам! Что это ты такое изящное здесь грустишь?

Число брезгливо поморщилось.
— Я — Число. Я выражаю качество, форму и идею. А ты, прости, кто такой?

— Я? — удивилось Количество. — Я — Количество! Самый главный труженик в науке! Это благодаря мне человек знает, сколько ему нужно семян для поля, сколько шагов до города и сколько можно возражать, чтобы не случилось ссоры! Я выражаю меру! Я — царь рынков и полей!

Число фыркнуло.
— Меру? Ты выражаешь лишь голую, бездушную меру! Ты просто копируешь мои прелестные формы и приземляешь их. Смотри: вот я — Тройка. Я — символ гармонии, неустойчивого равновесия, самого творчества. А ты что? «Три яблока», «три дня», «три несчастья». Какая в этом глубина? Какая поэзия? Где мысль?

Количество расстегнуло жилетку, село на камень и достало яблоко.
— Поэзия? Мой дорогой идеалист, без меня твоя поэзия так и останется в облаках... Ты как план здания, а я — кирпичи. Ты говоришь «квадрат», а я говорю «квадратный метр». Без меня тебя в жизни не применить! Философы, кстати, со мной вовсю работают. Спорят, например, переходит ли количество в качество. Очень уважаемый процесс!

— Фи! — воскликнуло Число. — Это лишь современные философы так спорят! Но, если глубже  посмотреть - пифагорейцы! Они говорили: «Всё есть число!» Они видели в моих последовательностях и пропорциях божественный порядок! Они строили храмы, основываясь на мне! Музыку сочиняли! Я выражаю качественное состояние мира! Я — это музыка, а ты — ...громкость этой музыки! Ты — это сколько децибел, а я — это сама мелодия!

Количество задумчиво надкусило яблоко.
— Ладно, про музыку — это ты хлестко. Но признай, мелодия без громкости — это просто тишина. А мои «сколько» — это мощь! «Сколько звезд на небе?», «Сколько лет вселенной?», «Сколько доброты в человеке?» (хотя с последним у людей пока туговато). Я — это масштаб, размах!

— И путаница! — не сдавалось Число. — Вот, к примеру, философ говорит: «Многознание уму не научает». Видишь? Он про тебя! Ты — это много, а я — это смысл этого многого. Ты можешь иметь тысячу монет, а я — это ценность каждой из них. Ты — внешнее, а я — внутреннее!

Спор их длился бы до скончания веков, но из-за холма Аксиом послышался смех. Это шёл мудрый старец Ноль. Он был пустотой, полной смысла... И не был числом или количеством.

— Дети мои, — промолвил он, и его голос звучал как тишина между нотами. — Вы спорите, словно левая и правая рука, выясняя, которая важнее для аплодисментов.

Они умолкли, глядя на него.

— Число, — сказал Ноль, — ты прекрасно. Ты — чистая идея, архетип, душа математики. Без тебя не было бы ни симметрии, ни ритма, ни самой мысли о порядке.

Он повернулся к Количеству.
— А ты, Количество, необходимо. Ты — плоть и кровь этой идеи в мире людей. Ты — мост между небесной гармонией и земной необходимостью.

— Так кто же из нас что выражает? — хором спросили Число и Количество.

— Вы выражаете две стороны одной медали, — улыбнулся Ноль. — Число выражает сущность, а Количество — проявление. Философы используют Число, чтобы понять устройство мира, а Количество — чтобы это устройство измерить и описать. Ученые используют Число для создания теорий, а Количество — для проведения экспериментов. Один и другое — словно крылья у птицы. 

Число и Количество переглянулись. Число выпрямилось, и его вибрация стала мягче. Количество протянуло ему яблоко.

— Знаешь, — сказало Число, беря яблоко, — в этом яблоке есть и моя гармония — форма, цвет, и твоя конкретика — вес, размер.

— А ещё, — подмигнуло Количество, — его можно разделить на части. И мы оба при этом будем нужны.

И они поняли, что их спор был нужен лишь для того, чтобы найти друг в друге не противника, а союзника. И пошли они вместе по тропинке из страны Абстракции прямиком в мир людей — чтобы одни учились видеть в количестве суть, а другие — облекать прекрасные идеи в практическую форму.

А философы до сих пор с удовольствием используют их обоих, иногда путая, но всегда обогащаясь от этой неразлучной парочки.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Забавно )) пифагорейцы, так же как кантианцы полагали, что числа существуют независимо от человека, где то там, в мире идей. А человек только улавливает эти вибрации небесных сфер. Среди математиков много сторонников кантианства, даже, наверное, большая часть.

Аватар пользователя bravoseven

Овчарёв Виталий, 31 Август, 2025 - 18:31, ссылка

кантианцы полагали, что числа существуют независимо от человека

 Вас не затруднит подтвердить это цитатой какого-нибудь кантианца или затруднит?

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Пуанкаре

Аватар пользователя bravoseven

 Цитата – это дословная выдержка из текста или речи другого автора, которая используется для подтверждения мысли, иллюстрации, критики или для придания веса высказыванию за счёт авторитета. Она может состоять как из нескольких слов, так и из целого отрывка, при этом всегда требуется указывать источник.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Неохота

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

А вообще из ваших сказок может получиться шикарный цикл образовательных мультфильмов

Аватар пользователя Феано

А вообще из ваших сказок может получиться шикарный цикл образовательных мультфильмов

Мне тоже так видится, но не знаю, с какого бока браться, самой учиться делать мульты? Видео и аудио создавать научилась, но кустарным образом:)

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Показать кому нибудь

Аватар пользователя Феано

Показать кому нибудь

Ох, я уже 25 лет показываю:) тысячи своих сказок. Но спасибо за отклик, Виталий!

Аватар пользователя gavr

Овчарёв Виталий

Когда же мы отрицаем Количество - мы получаем Ноль, аспект Небытия. Ноль вполне можно встроить в числовую последовательность, но Ноль не производная количества, а его противоположность.

Ноль указывает не только на отсутствие, но и на потенциал присутствия. Именно поэтому он требует продолжения в виде единицы, двойки, тройки и т.д. Ноль говорит нам: здесь ничего нет, но что-то может быть.

Если мы будем делать засечки на стене своей психбольницы, считая дни до освобождения, то одна палочка - это один день, две - два и т.д. А ноль будет отсутствием палочек (чистая стена). Но чисел (палочек) не будет без стены. И ноля не будет.

Именно поэтому Небытие - это отсутствие сочетания стены, палочек и того кто их рисует. 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

До арабов математика обходилась без ноля. Как то обходилась ведь. Нулевого года в летосчислении нет.

Аватар пользователя kosmonaft

///Объекты объективной реальности счетны///

Не могу не поспорить...,))
Объекты объективной реальности счётны как что?
Вы считаете, что в объективной реальности существуют группы с абсолютно идентичными объектами, которых можно взять и сосчитать?
Если один объект абсолютно идентичен другому объекту, то имеют место быть два объекта или один?...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Вы можете считать яблоки как объекты с общим признаком, а можете просто объекты - ведь это же предельное обобщение. Все что имеет форму и содержание - объект. Даже если они абсолютно не идентичны. Яблоко и Земля - объекты. Два объекта.

Аватар пользователя kosmonaft

Но вы же пишете об объектах не просто как об объектах, которые можно обобщить и посчитать, как объекты, обладающие какими-то общими свойствами, а об объектах объективной реальности, которые единичны в своей полной неповторимости.
Вам надо научится более точно формулировать свои мысли...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

В объективной реальности существуют только объекты или их связанные комплексы. Поэтому она и объективная, эта реальность. И верно то, что каждый объект уникален, тождественен себе. Ибо не могут два объекта занимать один объём в одним момент времени.

Аватар пользователя kosmonaft

Как думаете, чем объективная реальность отличается от обычной реальности?
Может быть тем, что в обычной реальности отсутствуют объекты?...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Ничем. Просто слово Объективная - раскрывает суть того, что в реальности существуют только объекты.

Аватар пользователя kosmonaft

///Просто слово Объективная - раскрывает суть того, что в реальности существуют только объекты.///

Слово "Объективная" раскрывает суть вовсе не того, что вы написали, а суть того, что в реальности кроме объектов существуют ещё и субъекты.

Если бы в реальности существовали только объекты, то такая реальность наызвалась бы не "Объективной", а "Объектной"...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

А субъект, он что, не объект? Такой же материальный объект, как и прочие. Имеет форму, имеет содержание, занимает объем в пространстве. Существует. Просто у субъекта есть новые свойства, которых нет у камня. Декартовская дихотомия устарела - особенно после того, как появилась теория эволюции. Надо соответствовать духу времени

Аватар пользователя kosmonaft

///А субъект, он что, не объект?///

Нет.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Подойдите к электрическому столбу, и попробуйте пройти сквозь него. Если пройдете - ваша взяла. А если разобьете лоб, - то вы и столб объекты

Аватар пользователя kosmonaft

Давайте отбросим тот момент, что противоположности не могут существовать друг без друга и в виде объекта представим глубокий водоём полностью заполненный водой.
Если вы можете прыгнуть с высоты своего роста в этот этот водоём и не расплющится в лепёшку, то вы и водоём субъекты?
В качестве примеров вы приводите очень странные примеры...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Водоем - это среда, а не объект )) среда не может удержать форму. Много-много мелких объектов, молекулярные связи которых постоянно рвутся и восстанавливаются. Когда вы нырнули в озеро - вы вытесняете своим объемом весь этот совокупный объем мелких объектов. А вытесняете потому, что вы удерживаете свою форму, а среда - нет. Закон Архимеда, однако.

Аватар пользователя kosmonaft

Водоём - это среда, а вода это что? Пятница?.
Если я наблюдаю водоём, то для меня как наблюдающего субъекта водоём является средой или объектом наблюдения.
Тренируйтесь в красноречии на...кошках...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

А вода это Аш два О. Не пятница ))

Аватар пользователя kosmonaft

Если для вас вода - это Аш два О, то и разговаривать с вами не о чем.
Аш два О - это не вода, а химическая формула молекулы воды.
Я доступно разъяснил?
А то, развелось, па-а-анимаш, логиков-колольщиков...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

>>Если я наблюдаю водоём, то для меня как наблюдающего субъекта водоём является средой или объектом наблюдения.>>

Э, дарагой, я с вами по понятиям, а вы со мной на пальцах. Понятия - однозначны. Они должны быть тождественны себе, иначе разговор теряет смысл. (Аристотель).
Не будем размазывать белую кашу по чистому столу (Беня Крик)

Я замечаю, что вы спорите со мной из врождённого духа противоречия. Ну так со мной это бесполезно. Таких как вы я колю как косточки от компота

Аватар пользователя kosmonaft

///Понятия - однозначны. Они должны быть тождественны себе, иначе разговор теряет смысл. (Аристотель).///

Ага...А самым однозначным и тождественным самому себе, видимо, является запущенное вами в эту тему понятие "СРЕДА"...,))
Как думаете, я это написал из врождённого духа противоречия или потому, что просто хочу показать как вы противоречие сами себе?...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

У вас есть только один способ разговаривать со мной на равных. Учите логику.

Аватар пользователя kosmonaft

///Учите логику.///

Какую? Если основой правильного языкового мышления и общения человеческих существ является формальная логика, то в первую очередь и учить нужно именно её.
А с формальной логикой, если судить по тому что и как вы пишете на этом форуме, у вас, мягко говоря, не лады...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Объект имеет форму и поддерживает её. Об этом ещё Аристотель писал. То, что лишено свойства удерживать форму, то, чью форму формируют внешние силы - то аморфно.

С точки зрения физики, энтропия жидких сред выше энтропии объектов. Энтропия газа (степень связности элементов) выше, чем энтропия жидкости, а энтропия жидкости выше, чем энтропия твердых тел. Учите физику.

Аватар пользователя kosmonaft

Каким-то очень хитрым способом вы обосновываете однозначность введённого и используемого вами понятия "среда"...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Противоположности не могут обойтись друг без друга, но объект и субъект - это не противоположности. Объект - родовое понятие субъекта. Отношение принадлежносьи. Любой субъект - это объект, но не любой объект - это субъект.

Аватар пользователя kosmonaft

Если из субъектно-объектных отношений убрать первое или второе, то автоматически уберётся и второе или первое.
Будьте же вы мужчиной. Честно призналась в своей неправоте...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Чо?

Аватар пользователя kosmonaft

Когда поймёте - обращайтесь.
Продолжая и дальше упорствовать в своих заблуждениях, будете вынуждены делать всё больше логических ошибок...,))

Аватар пользователя Совок.

Число, количество,эка невидаль. Но вот прекрасный пример. когда из этой ерунды в философском трактате, можно сделать из мухи слона, хотя каждому современному продвинутому первокласснику предельно ясно и без философии. что дело не в деньгах, а в их количестве.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Совок, ваше понимание числа и количества интуитивно, смутно. А нам надо знать точно что это такое.

Аватар пользователя Виктор Володин

В математике число - неопределяемое понятие.

Начать с того, что современная математика вообще не дает определений понятиям в классическом понимании это слова. Современные математические теории строятся аксиоматически. Набор аксиом и явлется неявным определением понятия. Все, что удовлетворяет данному набору аксиом, независимо от его природы, и является определяемым предметом. Например, для натуральных чисел есть классическая аксиоматика Пеано. Все, что удовлетворяет аксиомам Пеано, называется натуральными числами. Если в современных математических теориях и есть "определения", то это не более чем сокращения терминов и от них в принципе можно избавиться, заменяя повсюду определяемый термин его определением. Например всесто "прямоугольник" всюду писать "параллелограмм с прямыми углами".

Далее, если все же хочется понять, что такое число, неплохо было бы для начала почитать, что об этом думали наши великие предшественники, специально занимавшиеся этим вопросом, например работу создателя современной логики Готлоба Фреге "Основоположения арифметики" (есть на русском языке). 

Для начало также неплохо было бы подумать над следующим парадоксом. Легко понять, что числа не находятся в окружающем мире и не извлекаются оттуда путем абстрагирования. Это целиком продукт нашего творчества. Почему? Как вы думаете, пара сопог - это один объект или два? Правильный ответ - как посмотреть. Каким же образом числа успешно применяются для описания внешнего мира, который ведь существует независимо от нас и нашей воли, то есть законы арифметики целых чисел оказываются объективными.

кантианцы полагали, что числа существуют независимо от человека

Я не знаю, где вы нашли таких кантианцев, но Кант так точно не считал. По Канту, число и величина одно из свойств явлений, и как таковое имеет сомнительную применимость за пределами человеческого и подобного ему разума.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Я читал Пуанкаре, а Канта начал, и бросил...
Вы с Кантом пуд соли съели, а я нет )) мне Кант неинтересен. Просто потому что его взгляд направлен в себя, а мой - от себя.

Кантор интереснее Канта

Аватар пользователя Виктор Володин

Овчарёв Виталий, 5 Сентябрь, 2025 - 10:02, ссылка 

его взгляд направлен в себя

В себя? Медру прочим, Кант один из первых понял, что туманные пятна на ночном небе - это огромные скопления звезд, по-нашему - галактики.

 Кантор интереснее Канта

Когда жил Кант и когда Кантор? 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Наверное. Но если говорить о 18 веке, то мне гораздо интереснее круги Эйлера и принцип Лагранжа. И ещё принцип достаточного основания.

Здесь я выражаю мое оценочное суждение.
К сожалению, философы забывают прилагать к философии достижения современной науки. У любого фундаментального закона имеется философский смысл. Бездны смысла.

Аватар пользователя Алент

Овчарёв Виталий, 5 Сентябрь, 2025 - 11:55, ссылка

К сожалению, философы забывают прилагать к философии достижения современной науки. У любого фундаментального закона имеется философский смысл. Бездны смысла.

Философы прилагают и очень даже, вот только на форуме это никого не интересует. А ведь квантовая философия сейчас на первых рубежах.

    • Обзор Nature (2025): В статье «Physicists disagree wildly on what quantum mechanics says about reality» (Nature, июль 2025) обсуждается опрос более 1100 физиков, который показал глубокие разногласия в интерпретациях квантовой механики. Копенгагенская интерпретация остается наиболее популярной (особенно среди экспериментаторов), но лишь 20% философов и исследователей оснований квантовой механики поддерживают ее. Альтернативы, такие как теория множественных миров Эверетта (15% поддержки) и спонтанные коллапсы, набирают популярность. Философы, такие как Элиза Крулл и Роберт Спеккенс, подчеркивают, что Копенгагенская интерпретация часто принимается по умолчанию без глубокого осмысления, что стимулирует новые философские исследования.
    • Работа Шона Кэрролла: Шон Кэрролл, философ и физик, в своих книгах, таких как Something Deeply Hidden (2019, но с продолжением дискуссий в 2025), продолжает продвигать теорию множественных миров, утверждая, что она требует радикального пересмотра наших интуиций о реальности. Его недавние статьи и лекции (например, в Nature, 2025) подчеркивают, что философская неопределенность в квантовой механике указывает на необходимость переосмысления научного метода.
    • Книга Питера Дж. Льюиса: В книге Quantum Mechanics and Experience (переиздание обсуждается в 2025 на Goodreads) Льюис углубляется в философские вопросы, связанные с суперпозицией и измерением, предлагая анализ, как квантовые состояния соотносятся с человеческим опытом.
    • Работа Карло Ровелли: В статье Nature (май 2025) «Why bad philosophy is stopping progress in physics» Ровелли, физик и философ, утверждает, что догматический подход к интерпретации квантовой механики (например, слепое следование Копенгагенской интерпретации) тормозит прогресс. Он предлагает более реляционную интерпретацию, где квантовые состояния зависят от взаимодействий между системами, а не от абсолютной реальности. Это стимулирует философские дебаты о природе наблюдателя и измерения.
      • Квантовое сознание: Исследования, вдохновленные работами Юджина Вигнера, продолжают обсуждать роль сознания в коллапсе волновой функции. В 2024–2025 годах философы, такие как Дэвид Чалмерс, и физики, включая Роджера Пенроуза, исследуют гипотезы о квантовых эффектах в мозге, хотя эти идеи остаются спорными и не имеют экспериментального подтверждения.
    • Квантовая нелокальность и запутанность
      • Работа над EPR и квантовым корреляциями: В статье на arXiv (август 2025) обсуждается концепция «Maxwell demon-assistant EPR steering», где философы и физики исследуют, как классическая коммуникация в квантовых системах может имитировать квантовые корреляции. Это поднимает новые вопросы о природе нелокальности и ее философских последствиях для причинности.
      • Эксперименты с запутанностью: В 2025 году на квантовой сети EPB Bohr IV в Чаттануге (Теннесси, США) была продемонстрирована распределенная многоквантово-запутанная система через коммерческую оптоволоконную сеть. Это подтверждает практическую значимость запутанности, что, в свою очередь, подпитывает философские дискуссии о «нереальности» квантового мира и ее влиянии на концепции пространства и времени.
        • Связь с теорией струн: В апреле 2025 года в Live Science опубликована статья, описывающая модель пространства-времени, которая предлагает первое наблюдательное свидетельство струнной теории. Эта модель предполагает, что пространство-время на квантовом уровне некоммутативно, что согласуется с данными DESI о темной энергии. Философы, такие как Карен Барук, исследуют, как такие модели меняют наше понимание онтологии пространства и времени.
    • Квантовая философия и духовность
      • Восточная философия и кванты: В статье на mindthatego.com (март 2024) обсуждается связь квантовой механики с восточной философией, особенно с ведическими концепциями недуальности. Философы, вдохновленные Вернером Гейзенбергом и его диалогами с индийскими мыслителями, исследуют, как квантовая механика поддерживает идею единого, взаимосвязанного мира, где сознание играет центральную роль. Это направление особенно популярно в популяризации квантовой философии.
Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Это всё постфактум

Аватар пользователя Виктор Володин

В 19 веке произошел разрыв между философией и наукой. Лейбниц был и математиком, и философом. В 20 века аналитическая философия отчасти сглаживает этот разрыв.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Философия 20 века, может чего и достигла, но все ее достижения - постфактум, осмысление текущего положения вещей. Это вам не картезианство, которое задало направление.
Я все таки уверен, что философия ещё способна направлять и предвосхищать

Аватар пользователя Виктор Володин

Философия всегда плелась в хвосте науки.  Не будем забывать, что Декарт был великим ученым - создателем аналитической геометрии.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Они все были учеными-филрсофами. А картезианство все таки задало вектор. Механицизм. И этот механицизм даже сейчас себя проявляет в науке

Аватар пользователя Виктор Володин

Уж и не знаю, какой вектор он задал. Основной принцип философии Декарта - крайний рационализм, т.е. представление о том, что все знания можно получить из ума, не обращаясь к опыту, что находится в прямом противоречии с ходом развития науки. Аналогичной точки зрения придерживались еще Парменид и Платон.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Мир как машина. Чтобы понять мир - надо разобрать его до винтика, исследовать все эти детали по отдельности, и какими шестеренками они цепляются друг за друга. Очень здравая идея, но с ограничениями.

Аватар пользователя Виктор Володин

Эта метафора не работает даже для Ньютона, поскольку исключает дальнодействие. Вы, похоже, диамата перечитали.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

А что вкладывал в свои штудии Ньютон? Он ведь тоже немножко философ.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Если создать новую философию динамики и неопределенности, которой просто нет, потом на ее базе создать логику динамики, причинности и неопределенности, а потом перекинуть мостик в математику - тогда философия выстрелит. Это программа Уайтхеда, но наоборот: Уайтхед шел от математики к философии.

Аватар пользователя Виктор Володин

Что вы понимаете под динамикой? Современная логика прекрасно описывает динамику, как я её  (динамику) понимаю. А неопределенности в современной физике более чем достаточно. Никакого "выстрела" от философии я не жду. Философия обычно пытается осмыслить существующее положение дел и законсервировать это осмысление на несколько столетий. Так было с Аристотелем. Как следствие, философия скорее тормозит движение науки вперед, чем "выстреливает". Самый свежий пример этого мы видим в борьбе диамата с наукой.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Под динамикой я понимаю динамику объективной реальности, изменчивость состояний, изменчивость положений, необратимость событий. А определяется она своим же отрицанием, каковое есть Статика, аспект Небытия.Это же предельное обобщение, вещь в себе. Иначе как своим отрицанием ее не определить.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Современная логика не описывает динамику, есть логика темпоральная, но она вся кособокая, потому как инженерная.

Аватар пользователя Виктор Володин

Нет, не темпоральная. Обычная логика предикатов прекрасно описывает динамику.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Это как же? Там есть категория времени?

Аватар пользователя Виктор Володин

И времени, и пространства, и массы, и заряда, и скорости, и силы...

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Попробуйте формализовать в логике предикатов : Стрела Зенона летит.

Аватар пользователя Виктор Володин

В логике предикатов стрела летит. Нет проблем.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Ну на нет, и суда нет.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Аристотель обогнал свое время на пару тысяч лет.Вот и не находила его философия применения. А потом выстрелила .

Аватар пользователя Виктор Володин

Можно процитировать мысль Аристотеля, которая обогнала его время на пару тысяч лет а потом выстрелила?

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Да вся его логика и выстрелила, если она стала транзисторной логикой. И физика его определила саму науку. Половина терминов физики из Аристотеля. И вообще Аристотель изобрел науку. Попробуйте повторить. Такое можно сделать только один раз.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Хотя, конечно, его наука умозрительная. В ней ещё нет опытов.

Аватар пользователя Виктор Володин

Какой-то странный разговор. Вы вообще Аристотеля читали? Какие произведения? Какие логические произведения? Вы знаете, что такое силлогизм? Можете привести примеры силлогизма? Какое отношение имеет логика Аристотеля к "транзисторной логике". Транзисторная логика - это булева алгебра, созданная Джорджем Булем в середине 19 века. Логику Аристотеля наиболее продвинутые мыслители всегда считали бесполезной игрушкой. В науке она бесполезна.

Аристутель изобрел науку. Откуда вы взяли эту мысль? Откройте любую книгу по истории науки и вы увидите, что это не так. Какую науку изобрел Аристотель? Математику - точно не он. Астрономию - тоже не он. Механику? Нет. Скорее это был Архимед. Может быть биологию? Не знаю. Может быть. 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

А Булева алгебра откуда взялась? Из воздуха, что ли?

Аватар пользователя Виктор Володин

Точно не от Аристотеля. У него ничего подобного нет. Стоики разрабатывали пропозициональную логику. Это гораздо ближе к булевой алгебре. Но логика стоиков не полна.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Все у него есть. В избытке. Вот не так давно у него нашли зачатки семантики Крипке. Возможное-необходимое. Просто их раньше не замечали.

Аватар пользователя Виктор Володин

Все у него есть

Опять безосновательное утверждение. Аргументы - в студию. Желательно в форме цитат. Зачатки семантики Крипке! А у Демокрита зачатки модели атома Резерфорда. Не говоря уже о том, что семантика Крипке тоже никак не способствует прогрессу науки. Скорее демонстрируют мощь современного логического аппарата.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

«Всякое движение исходит от возможного и необходимого.»

Аватар пользователя Виктор Володин

Это не семантика Крипке. В логике Аристотеля есть зачатки модальной логики. Опять же в применении к силлогизму. Это так. Но не семантики Крипке. Семантика Крипке дает интерпретацию разным типам модальной логики - M, S4, S5 и др., в терминах логики немодальной.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Аристотель создал науку как способ познания. Архимед, Пифагор - это все предтечи. Аристотель все связал и наполнил доказательной силой. Ну вы даёте...

Логику Аристотеля считали игрушкой потому, что она до последнего времени не находила себе применения. Геометрия - это результат практического землерения. Механика Архимеда тоже из практики. А что касается Аристотеля, он создал то, что не должно было появиться в его время. Как будто инопланетянин какой то высадился на Землю.

Аватар пользователя Виктор Володин

Причем здесь агрессия... Вот вы пишете, что Архимед - предтеча. Это как понимать? Архимед предтеча Аристотеля? А Энштейн предтеча Ньютона? Или что механика Архимеда из практики. Опять вопрос - вы Архимеда читали, чтобы делать такие утверждения. "Геометрия - это результат практического землемерия". Абсурд. 

Мне казалось, что философский форум предполагает какую-то серьезность, глубину. Что высказываемые мысли должны быть продуманы, иметь какое-то основание, и обоснование. Что если мы называем имена выдающихся философов прошлого, то можем привести аргументы, цитаты.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Архимед в том смысле, что он гениальный практик. Наука это более чем практика. Неужели вы не видите? Греки до Аристотеля апеллировали к здравому смыслу. Сократ рожал истину. А Аристотель основал истину на доказательстве. Вот берется некоторое утверждение - и доказывается. Схоластики, как бы их ни ругали, создали процессуальность доказательства (лемма, теорема, проблема, гипотеза, тезис, допущение и т.д.) . А потом на основании этой процессуальности выстроились математика и физика 17 века.

Аватар пользователя Виктор Володин

Архимед - гениальный практик! Многие так думают. Видимо мультиков про Архимеда насмотрелись. Архимед - прежде всего гениальный теоретик. К тому же живший гораздо позже Аристотеля. Аристотель не изобрел доказательство. Это был Фалес. Систематически доказательство применял Евдокс. Ну почитайте же вы книги по Истории науки. Есть, например, Ван дер Варден "Пробуждающаяся наука". Есть много других книг. Разумеется, чтение первоисточников тоже не возбраняется.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Спасибо. верно, что у меня был недостаток знаний. Аристотель не был математиком. Однако, тут я хочу заметить, что математика имеет долгую историю эволюции. А Аристотель создал логику, то есть науку об истине. Никаких предпосылок объективно тут нет. Это как взрыв сверхновой, а не растянутый процесс приращения знаний во времени. Вот что вызывает удивление. Предпосылок не было. По всем раскладам логика должна появиться не ранее 18 века. Знание нам явилось в готовом виде.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Я знаю что такое силлогизм. Зря вы так.
Откуда у вас эта агрессия?

Аватар пользователя Кормин Михаил

Приветствую Виктор! Давно не общались.

Виктор Володин, 5 Сентябрь, 2025 - 22:56, ссылка

Можно процитировать мысль Аристотеля, которая обогнала его время на пару тысяч лет а потом выстрелила?

Я думаю вот эта мысль здесь на ФШ до сих пор не выстрелила. 

Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна.

Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связывания или разъединения, например «человек» или «белое»; когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотя они и [16a15] обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает, но еще не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] «быть» или «не быть»--либо вообще, либо касательно времени.

Об истолковании 

Я как то пытался достучаться до Михаила Петровича, что не каждое повествовательное предложение - высказывание. В высказывании в обязательном порядке присутствуют логический субъект, логический предикат и квантор «быть» или «не быть» (квантор существования) вообще (квантор общности). Даже примеры приводил. Типа такого.

В логике предикатов стрела летит.

Это еще не высказывание. Квантора нет. А вот это уже высказывания. 

В логике предикатов стрела всегда летит.

В логике предикатов стрела иногда летит.

Добавили квантор и повествовательное предложение превратилось в высказывание. Только бестолку, не достучался я до Михаила Петровича, он как отождествлял каждое повествовательное предложение с высказыванием, так и отождествляет. На основании своего опыта я и утверждаю, что эта мысль Аристотеля до сих пор до конца не выстрелила. smiley

 

 

 

Аватар пользователя Виктор Володин

Кормин Михаил, 6 Сентябрь, 2025 - 06:53, ссылка

Доброе утро.

Я дума, мысль, которая обогнала автора на пару тысяч лет - это мысль, которую пару тысяч лет никто не понимал или был с ней не согласен, а через пару тысяч лет наконец признали её правоту.

Что же касается положения "Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна", то в нем нет ничего, опередившего свое время на пару тысяч лет. Это классическое определение высказывания, с которым сразу же все согласились. Вот, например, что говорили стоики:

"Высказывание – это то, что мы выражаем при помощи слов и что бывает либо истинным, либо ложным"

«Быть» или «не быть» - это не квантор. Это либо связка ("Каждый человек есть животное"), либо сказуемое ("Бог есть").

Квантор - это все, каждый ("Все люди смертны"), или некоторые,  некоторый ("Некоторые животные - млекопитающие").

"Всегда" и "иногда" - тоже не кванторы. Это более сложные конструкции, содержащие квантор. "Всегда" значит "В любое время", "иногда" - "в некоторое время". Аналогично "везде" и "где-то".

Не все высказывания содержат квантор. Например, единичные высказывания их не содержат ("Сократ - человек", "5 - нечетное число"). Иногда квантор явно не произносится, но подразумеваетсяю. "Люди смертны" означает "все люди смертны" ).

Если у Михаила Петровича мысли Аристотеля не выстрелили - это его проблема. 

Логических субъектов у высказывания может быть несколько ("Слон больше мухи", "2 плюс 3 равно 5"). Самый большой недостаток логики Аристотеля в том, что он практически не анализирует высказывания с несколькими субъектами. Вся математика состоят из таких высказываний. Поэтому логика Аристотеля устарела уже в момент своего создания.

Аватар пользователя Кормин Михаил

Вы не видите различий между?

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 09:28, ссылка

"Высказывание – это то, что мы выражаем при помощи слов и что бывает либо истинным, либо ложным"

Кормин Михаил, 6 Сентябрь, 2025 - 06:53, ссылка

еще не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] «быть» или «не быть»--либо вообще, либо касательно времени.

В первом случае определение, а во втором причинно следственная связь. Про определения Аристотель четко пишет, что это продукт сговора сторон. 

[Имена] имеют значение в силу соглашения, ведь от природы нет никакого имени.

Об истолковании

Стоики работают с тем, что Аристотель считает еще ни истинным и ни ложным.

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 09:28, ссылка

«Быть» или «не быть» - это не квантор. Это либо связка ("Каждый человек есть животное"), либо сказуемое ("Бог есть").

Здесь бы привлечь к обсуждению историков, которые древнегреческим владеют, мы же с переводчиков контекст вытаскиваем. 

Кормин Михаил, 6 Сентябрь, 2025 - 06:53, ссылка

когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного

«быть» или «не быть»--либо вообще, либо касательно времени.

Я перевожу на современный русский язык так. 

Существует связь между логическим субъектом и логическим предикатом, или не существует? Постоянно существует, либо в конкретные промежутки времени.

По контексту это прямая отсылка на общее и частное. Про кванторы Аристотель столько, сколько сегодня нам известно не мог знать, их позже ввели. Как смог так и описал, на современном ему языке, чего нужно добавить чтобы необходимо появилась либо истинность, либо ложность.

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 09:28, ссылка

Не все высказывания содержат квантор. Например, единичные высказывания их не содержат ("Сократ - человек", "5 - нечетное число").

Не поняли значит стоики Аристотеля. Это пока только определения, продукт сговора сторон, не истинны и не ложны, поскольку глагол быть или не быть не добавлен. Вот если добавить частное и общее то какое то из них необходимо окажется ложным, а другое истинным. В причинно следственной связи Аристотеля железная логика. 

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 09:28, ссылка

Логических субъектов у высказывания может быть несколько ("Слон больше мухи", "2 плюс 3 равно 5").

"Слон больше мухи"

Логический субъект здесь один Слон. Больше мухи это свойство с уточняющим дополнением. Теперь добавим общее и частное и получим высказывание по Аристотелю, а не по стоикам. 

Все слоны больше мухи - 1

Некоторые слоны больше мухи - 0

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 09:28, ссылка

Самый большой недостаток логики Аристотеля в том, что он практически не анализирует высказывания с несколькими субъектами. Вся математика состоят из таких высказываний. Поэтому логика Аристотеля устарела уже в момент своего создания.

Это очень спорное утверждение, и про недостаток, и про устарела. 

 

 

 

Аватар пользователя Виктор Володин

Кормин Михаил, 6 Сентябрь, 2025 - 11:48, ссылка

Я вижу разницу. Второе положение

Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связывания или разъединения, например «человек» или «белое»; когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотя они и [16a15] обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает, но еще не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] «быть» или «не быть»--либо вообще, либо касательно времени.

говорит о том, что одиночное слово - "имя или глагол" - само по себе не может быть истинным или ложным и, следовательно, не является высказыванием. На самом деле оно не является даже предложением. Например "козлоолень" не истинно и не ложно, "козлоолень есть, т.е. существует" - ложно, а "козлоолень не существует" - истинно.

Первое же положение

Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна. [17a]

говорит о том, что не всякая речь (и даже не всякое предложение) является высказыванием, а лишь такое, которое может быть истинно или ложно. Например высказыванием не является повелительное предложение (просьба, мольба - "беги"). От себя добавлю - и вопросительное предложение (Ты дома?)

Положение Стоиков

Высказывание – это то, что мы выражаем при помощи слов и что бывает либо истинным, либо ложным

вполне равноценно этому положению Аристотеля и исчерпывающе. Среди предложений, которые не высказывания, стоики выделяли "общий вопрос, специальный вопрос, повеление, клятву, мольбу, обращение и мнимое высказывание", например "выражение сомнения".

Про имена

[Имена] имеют значение в силу соглашения, ведь от природы нет никакого имени. [16a25]

Это очедидно. Почему конь называется конем? Нет никакой естественной причины для этого. Просто так повелось. На другом языке конь называется по-другому.

Глагол "быть". Насколько я знаю, в древнегреческом языке глагол "быть" может употребляться подобно тому, как в английском употребляется is или are (was, were, will be). По русски мы говорим "Я человек", по английски "I am a man" ("Я есть человек"). Поэтому логики в простом высказывании испокон веку различали три части: субъект - связка - предикат. В качестве связки использовалась одна из форм глагола "быть"

Касательно времени

«быть» или «не быть»--либо вообще, либо касательно времени.

Все проще гораздо. Перевожу на русский: быть или не быть, есть или не есть (настоящее время), был или не был (прошедшее время), будет или не будет (будущее время).

Про кванторы. Термин "кванторы" Аристотель, разумеется, не использовал. Его не было. Но он различал общие, частные и неопределенные высказывания: "все люди смертны", "некоторые люди богаты". Что это, если не квантор.

"Не поняли значит стоики Аристотеля". Да нет, это вы не поняли Аристотеля. И создаете сложности там, где их нет. 

Аватар пользователя Кормин Михаил

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 13:54, ссылка

"Не поняли значит стоики Аристотеля". Да нет, это вы не поняли Аристотеля. И создаете сложности там, где их нет. 

Вы можете представить себе силлогизм без общего и частного? Я нет.

Давайте все таки вспомним с чего началось. 

Виктор Володин, 5 Сентябрь, 2025 - 22:56, ссылка

Можно процитировать мысль Аристотеля, которая обогнала его время на пару тысяч лет а потом выстрелила?

Я процитировал. Мою цитату можно толковать так, как понимаю ее я, и так, как понимаете ее Вы. И никаких сложностей здесь нет. Не на пустом месте возникли слухи. «Книгу мою опубликовали и не опубликовали». С моей точки зрения, силлогистика совершенна, хотя и не полна. Это как зеленая картонная стрелочка поворота направо, вместо светофора. Работает только направо, зато всегда.  

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 09:28, ссылка

Я дума, мысль, которая обогнала автора на пару тысяч лет - это мысль, которую пару тысяч лет никто не понимал или был с ней не согласен, а через пару тысяч лет наконец признали её правоту.

Вот уверен, что не все из опубликованного Аристотелем, понято даже нашими современниками. Мы же с Вами разошлись во взглядах на толкование его текста. 

Ладно, хорош уже флудить, наша переписка точно не о числе и количестве. Встретимся еще на просторах ФШ. laugh

Аватар пользователя Виктор Володин

Ок. До встречи

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

>>Вы можете представить себе силлогизм без общего и частного? Я нет.>>
Модус поненс без кванторов. И правило транзитивности. Именно поэтому они применяются в логике высказываний, где нет кванторов.

Аватар пользователя Кормин Михаил

Овчарёв Виталий, 6 Сентябрь, 2025 - 19:41, ссылка

Модус поненс без кванторов. И правило транзитивности. Именно поэтому они применяются в логике высказываний, где нет кванторов.

Приветствую Виталий! В Аристотелевской логике без общего и частного точно не обойтись. В том числе в логике высказываний, и в модусах тоже. Там просто посылки общие и частные. Это основание вложения лексем. 

когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного

Есть область А - люди. Область В - греки. Как только мы начинаем прибавлять, общее и частное всплывает автоматически. И в зависимости от того, что принимается за логический субъект общее и частное меняются местами. 

Все Греки - люди. 1

Некоторые Греки - люди. 0

Некоторые люди - Греки. 1

Все люди - Греки. 0

Тезаурус понятийного аппарата языковой системы построен на вложении лексем. В каждом предложении, которое мы пишем или говорим, общее и частное присутствует, пусть и в неявном виде. В этом и гениальность Аристотеля, как только мы добавляем Все  или Некоторые к любому сложению свойств с необходимостью всплывает истинность или ложность.

Написал ради поздороваться. Про число и количество нет пока желания думать.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Посылка 1: если А, то В. Посылка 2: если В, то С. Вывод: если А, то С.
Чем не силлогизм?

Аватар пользователя Кормин Михаил

Овчарёв Виталий, 7 Сентябрь, 2025 - 08:07, ссылка

Посылка 1: если А, то В.

Это импликация. В классическом виде читается. Все А суть В. Общее и частное уже присутствует. Ее можно обернуть. Некоторые В суть А.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Уточнение. Этих силлогизмов нет у Аристотеля, они добавлены Теофрастом. Пробел в образовании

Аватар пользователя Кормин Михаил

Овчарёв Виталий, 7 Сентябрь, 2025 - 08:22, ссылка

Уточнение. Этих силлогизмов нет у Аристотеля, они добавлены Теофрастом.

Это же неважно, оборачиваешь ты посылку, или нет. 

Если посылка Все А суть В истинная, то Некоторые А суть В необходимо будет ложной.  Если мы складываем свойства, то от общего и частного уже никуда не деться.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Логика высказываний в их свойства не лезет. Совсем без силлогизмов тоже нельзя.

Аватар пользователя Виктор Володин

Для справки. Теофраст рассматривал смешанные, гипотетически-категорические посылки. Modus ponens у него выглядел так:

Если A есть B, то A есть C,
Но A есть B,
Следовательно, A есть С.

Чисто гипотетические силлогизмы начали рассматривать стоики, в частности Хрисипп

Если A, то B
Но A,
Следовательно B.

Соответственно и честь открытия пропозициональной логики принадлежит им.

Стоики рассматривали следующие пять недоказуемых силлогизмов.

1) Если первое, то второе; но первое; следовательно, второе
2) Если первое, то второе; но не второе; следовательно, не первое
3) Не одновременно первое и второе; но первое; следовательно, не второе
4) Или первое, или второе; но первое; следовательно, не второе
5) Или первое, или второе; но не второе; следовательно, первое

Другие силлогизмы они доказывали. Например, такой

Если первое и второе, то третье; но первое и не третье; следовательно, не второе.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Ну да. Историографию вы знаете лучше меня. Хочу пояснить: мне историография философии нужна ровно настолько, насколько это соответствует моим целям. Я вообще не понимаю, когда философия зацикливается на своем прошлом. Философия не для этого.

Аватар пользователя Кормин Михаил

Давайте еще немного пообщаемся, Виктор. Ощущение, что недоговорили осталось. Вы интересный оппонент, а Виталий вроде не против нашего общения в его теме на посторонние темы. 

Виктор Володин, 7 Сентябрь, 2025 - 10:24, ссылка

1) Если первое, то второе; но первое; следовательно, второе
2) Если первое, то второе; но не второе; следовательно, не первое
3) Не одновременно первое и второе; но первое; следовательно, не второе
4) Или первое, или второе; но первое; следовательно, не второе
5) Или первое, или второе; но не второе; следовательно, первое

Обратите внимание, что везде в качестве общей посылки используется только импликация. Потому я и называю силлогистику деревянной, зеленой стрелочкой направо, вместо светофора. В некоторых странах в правосторонним движением, это полноценный дорожный знак. Теперь к козлооленю вернусь. 

Виктор Володин, 6 Сентябрь, 2025 - 13:54, ссылка

 "имя или глагол" - само по себе не может быть истинным или ложным и, следовательно, не является высказыванием. На самом деле оно не является даже предложением. Например "козлоолень" не истинно и не ложно, "козлоолень есть, т.е. существует" - ложно, а "козлоолень не существует" - истинно.

Я здесь трактую Аристотеля как шутку. Козел не прибавляется к оленю. Козлоолень, это не одно слово. Что еще. Существует, это современный вариант обозначение частного. В более классическом варианте. 

Некоторые козлы суть олени. 0

Через импликации такая логическая задачка не решается. Можно посмеяться как Аристотель, но не более того. Частная ложная посылка не оборачивается, в общую с переменой истинности. Такие задачки решаются через строгую дизъюнкцию. Нужно поменять логический субъект и посмотреть что получится. 

Некоторые олени суть козлы. 0

Два ноля, значит свойства не складываются в полноценную импликацию с истинностью 1. В штрих шефера оборачивается. Импликация с отрицанием предиката. Все козлы суть не олени. Но штрих шеффера очень мутная лошадка.

Теперь возьмем вариант с греками и людьми, и начнем с ложной частной посылки. 

Некоторые Греки суть люди 0

Меняем логический субъект

Некоторые люди суть Греки. 1

Вылезла единичка, значит ложная частная посылка оборачивается в истинную общую.

Все Греки суть люди 1

Кто из стоиков решал такие задачки, мне неведомо. Но то, что они логически непротиворечиво решаются, это точно.

Ну и повторюсь, в любом высказывании претендующем на возможность истинности или ложности, есть общее и частное. Я не настаиваю читать Аристотеля, как я его читаю, но не вижу оснований сомневаться в своей трактовке.

 

 

Аватар пользователя Виктор Володин

Кормин Михаил, 8 Сентябрь, 2025 - 09:08, ссылка

Я не на все 100% понимаю вашу точку зрения, потому что, читая ваш текст, приходится пробираться через завалы сомнительных и неверных утверждений, и не вполне ясно, насколько эти утверждения существенны для вас. Для начала неплохо было бы очистить место для дискуссии.

1) По поводу силлогизмов стоиков. Только в первых двух силлогизмах большая посылка импликация. Во втором силлогизме большая посылка - отрицание конъюнкции (Не одновременно первое и второе), а в четвертом и пятом - строгая дизъюнкция (Или первое, или второе). Если вам этот тезис не необходим, просто снимите его и мы двинемся дальше.

2) Козлоолень. Да, "козлоолень" вызывает у нас улыбку. И все же я настаиваю - это именно одно слово. В контексте рассуждения Аристотеля, это имя несуществующиего объекта. Если хотите, можете заменить его циклопом, кентавром, русалкой. 

"Имена же и глаголы сами по себе подобны мысли без связывания или разъединения,  например «человек» или «белое»; когда ничего не прибавляется, нет ни ложного, ни истинного, хотя они и обозначают что-то: ведь и «козлоолень» что-то обозначает, но еще не истинно и не ложно, когда не прибавлен [глагол] «быть» или «не быть»—либо вообще, либо касательно времени".

Другими словами, понятие само по себе может быть пустым, но не может быть ложным или истинным, следовательно, не является высказыванием без глагола, хотя понятие даже несуществующего объекта что-то обозначает. Это согласуется дальнейшим текстом, где выскозавание определяется как подлежащее плюс сказуемое.

"простое высказывание есть звукосочетание, обозначающее присущность или неприсущность чего-то  с различием во времени". - 17a25

"Утверждение есть высказывание чего-то о чем-то. Отрицание есть высказывание, [отнимающее] что-то от чего-то". - 17a30

а также с определением посылки в Первой аналитике

"Посылка есть речь, утверждающая или отрицающая что-то относительно чего-то" - 24a15

т.е. посылка состоит из логического субъекта и логического предиката.

Субъектом высказывания называется то, о чём делается утверждение. В лингвистике субъекту соответствует подлежащее, а предикату — сказуемое. - Википедия.

Некоторые логики выделяли в высказывании еще  связку. Но это уже тонкость.

3) Через импликации такая логическая задачка не решается. Я так понимаю, вы хотите сказать, пропозициональная логика, вроде логики стоиков, не полна. Да, это так. Она не полна. Она "не заглядывает внутрь" элементарных суждений. Для нее это просто 0 или 1. Но именно такая логика исполььзуется в логических схемах компьютеров. И там её достаточно.

 

4) Некоторые Греки суть люди 0

Вообще-то, это истинное высказывание.

5) Частноутвержительная посылка обратима

Некоторые греки суть люди,
следовательно, некоторые люди суть греки,

и наоборот:

Некоторые люди суть греки,
следовательно, некоторые греки суть люди. 

См. Аристотель:

"если А присуще некоторым Б, то и Б необходимо присуще некоторым А. [Ведь] если Б не было бы присуще ни одному А, то и А не было бы присуще ни одному Б. "

6) Частная посылка не оборачивается в общеую. Вообще-то верно, что все греки суть люди, но логически это не следует из частной посылки "некоторые люди суть греки". 

7) в любом высказывании претендующем на возможность истинности или ложности, есть общее и частное. Ну вот мы и добрались до главного. Еще раз повторю, я не вполне понимаю, что вы хотите этим сказать и что вам это дает. Но. Кроме общих и частных высказываний в логике принято выделять еще и единичные. Например 

"Последний император Российской империи - Николай II"

Аристотель правда специально не рассмотривал единичные высказывания, но примеры приводил:

"мудрец ли Сократ? Нет. Следовательно, Сократ есть немудрец". - 20a25

"Из всего существующего иное таково, что оно не может истинно сказываться как общее о чем-либо другом, как, например, Клеон и Каллий и все единичное и чувственно воспринимаемое; но о них может сказываться остальное {ибо каждый из них есть человек и живое существо)". - 43a25

Аватар пользователя Кормин Михаил

Решил я все таки перебраться из темы Виталия. И места там больше, и говорить будем больше в тему. Ответил здесь. Кормин Михаил, 8 Сентябрь, 2025 - 18:11, ссылка

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Посылка 1: если А, то В. Посылка 2: А. Вывод: В.

В общем то, оба эти правила прописаны в логике высказываний как правила вывода.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

А вот и третье правило, правда его редко применяют: посылка 1: если А, то В. Посылка 2: В. Вывод: неверно, что если В, то А.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Любое предметное понятие можно превратить в экзистенциальное высказывание, утверждая существование (несуществование). И тогда понятие становится высказыванием. Я использовал этот прием, чтобы превратить элементы множества в высказывание,та само множество - в их конъюнкцию.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

>>Самый большой недостаток логики Аристотеля в том, что он практически не анализирует высказывания с несколькими субъектами. Вся математика состоят из таких высказываний. Поэтому логика Аристотеля устарела уже в момент своего создания.>>

Прямо уж и устарела... Глядя из нашего времени легко так говорить.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Очень к месту. У меня есть тема про кванторы Всегда/Иногда . Но это точно не логика предикатов.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Что касается количества и числа, то в них выражается особая категория мышления. Сознание абстрагирует реальность несколькими способами. Один из них - через количество, и логические операции с количеством. Попытки абсолютизировать эти категории и положить их в основание философии, как делали Пифагор, или Уайтхед ущербны от рождения. Потому что неполны

Аватар пользователя Виктор Володин

Овчарёв Виталий, 5 Сентябрь, 2025 - 10:01, ссылка

Повторюсь, числа не абстрагированы от реальности. Числа абстрагированы от нашей деятельности по описанию реальности, проще говоря - от процесса счета. А считать одну и ту же реальность можно по-разному. Поэтому в числах нет ничего абсолютного, за исключением того, что они абсолютно относительны.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Числа не абстрагирования от реальности, но числа - результат абстрагирования сознанием реальности. Мы абстрагируем реальность разными способами, то есть мы создаём адекватные (или не адекватные) реальности абсркции в нашей голове. Абстрагирование - процесс, абстракции - результат процесса.
Мы говорим об одном, но на разных языках

Аватар пользователя Виктор Володин

Мы говорим об одном, но на разных языках

Возможно 

Аватар пользователя Софокл

Что такое Количество? Ответ на так прост, как представляется на первый взгляд. Когда я сталкиваюсь с подобной проблемой, я часто прибегаю к этимологии. Народ сер, но мудр. Многовековое вращение понятия в речевом дискурсе "выжимает" из понятия его квинтэссенцию, и запечатывает её в знаке - то есть , в слове.

Данный подход мне очень понравился.  Жаль что данный подход до конца не был раскрыт в сообщении. 

Искать ответ о природе количества и числа надо не в философии, а в том, что человек заброшен в этот земной мир. И этот человек в этом земном мире должен выжить. Позаботиться о своем существовании. 

Адаптация к условиям земного существования  требовала способов, которыми человек мог бы установить связь с окружающим его миром. И одним из таких способов стал счет.

До того как человек изобрел счет, он должен был многому научиться: обнаруживать различие, тождественность окружающих предметов. Счет и явился одним из способов классификации предметов мира по их подобию. 

Для меня философия, в широком своем значении, тождественна человеческому осмысливанию своего места в мире, установлению с миром своей связи, вписыванию себя в этот мир, открытию неразрывности себя и мира.... Только поэтому количество и число являются являются философскими понятиями. 

 

 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

>>Адаптация к условиям земного существования>>
Если вы о приспособляемости, то да

Аватар пользователя Софокл

О ней родимой)))

Хороший текст у вас получился. 

Аватар пользователя Софокл

Извиняюсь. Разучился писать комменты((( 

 

 

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

>>Число ОПРЕДЕЛЕНО Количеством, а Количество ОПРЕДЕЛЯЕТ Число.>>
Неопределенность - источник Определенности. Определенное количество - это Число. А определенное качество - это Истина,или Ложь.

Аватар пользователя kosmonaft

///Определенное количество - это Число.///

Определённое количество - это не число, а число, определяющее количество.
Учите формальную логику...,))

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Не зудите