Наука? Искусство? Философия! (черновой вариант)
Итак, опираясь на свою модель бытия (мировоззрение) я определил философию, как явление, процесс и предмет.
Использую следующий термин:
Индивид – носитель мировоззрения (мысленной модели бытия).
Философия, как явление, - это стремление индивида к созданию собственного мировоззрения (мысленной модели бытия).
Философия, как процесс, - это поиск индивидом закономерностей в создании и развития своего мировоззрения.
Философия, как предмет, - это свод закономерностей развития и использования мировоззрения индивида.
Мировоззрение первоначально формируется только из чувственных образов. Необходимость обозначения чувственного образа фонетическим или графическим символом (произнесенным или записанным словом) возникает только при столкновении с другим мировоззрением (индивидом).
Способность обозначать предметы, процессы, события, их свойства, положения и состояния фонетическими или графическими символами (словами) приводит к координации действий индивидов и зарождению коллективного мировоззрения.
Коллективная модель бытия (мировоззрение) представлена культурой, которая формируется наукой и искусством.
К чему относится философия? К науке или искусству?
Что в них общее и в чем противоположность? Можно ли из этой пары сделать философскую категорию (в моем понимании).
Вновь поясняю, что я понимаю под термином «философская категория».
Недавно я спросил об этом одного человека, который также относит себя к «категории» философов.
- Категория, которая используется в философии, – был его ответ.
- Тогда, что такое категория? – спросил я.
- Наиболее общее понятие.
Больше я спрашивать не стал. Такая система определений ни к чему, кроме новых вопросов не приводит. Так определяют истину и ложь.
- То, что противоположно истине – ложь, то, что противоположно лжи – истина.
Но это, на первый взгляд бессмысленное определение и привело меня к пониманию значения термина «Категория» и собственной его лексической формулировки.
Категория – это (обязательно) пара терминов связанных между собой единством противоположности.
Термину я дал следующее лексическое определение:
Термин – это имя, которому лексическим определением, называемым «определение термина», присвоено единственное значение.
Имя – это слово, обозначающее предмет, процесс, событие или их состояние, положение и качество. Имена многозначны.
Слово – это краткая мелодия, которую рассудок способен вычленить из набора звуков, и отождествить с чувственным образом.
Понятно? Это как игра «Два рояля»: «Со скольки нот Вы угадаете название песни?»
Вернусь к терминам «Наука» и «Искусство» Какое их определение.
Наука - это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. (Философский словарь, http://www.insai.ru/slovar)
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной[5], так и в религиозной картине восприятия мира. (Википедия)
Вычленим основное – это «особый вид познавательной деятельности» и «один из способов познания». Проясняет такое определение сущность категориального отношения? Для меня нет.
Помогли мне в выявлении категориальных отношений мои исследования о возникновении свойств Числа и формулировка категории Количество-Качество (Счет-Измерение).
Парадоксально, но и здесь категориальные отношения формируются при помощи категории Один – Много (единственного и множественного числа).
После анализа сходства и различия науки и искусства я выделил один фактор: значение имени.
Проанализировав использование имен в науке и искусстве, я обратил внимание на следующую закономерность:
- как только имени придается строгая однозначность (переводится в термин), мы относим результат этой деятельности к области науки;
- как только имя используется в своей многозначной форме, мы относим результат к области искусства.
И сразу получается философская категория: Наука – строгая однозначность имен, искусство – обязательная многозначность.
Различные науки используют одинаковые термины, но при использовании каждой оговаривается его обязательное лексическое значение.
Так термин «Душа» в религии, психиатрии и математике (в топологии Душа - это, компактное тотально выпуклое тотально геодезическое подмногообразие) имеет свое конкретное значение, данное «определением термина», а вот имя «Душа» в искусстве столь многозначно…(ты душа моя, моя душа, душа творения, душу вложил…)
В искусстве же обратное явление: чем имя многозначнее, тем больший вклад оно вносит в культуру.
Пример: строгая однозначность и мы имеем дело с ЧЕРТЕЖОМ (черчение), чем многозначнее творение, тем талантливее РИСУНОК (живопись).
Теперь возвратимся к философии. В моем определении философия есть формирование мировоззрения (метод, процесс и свод закономерностей).
Разделение мировоззрения на две области – наука и искусство формируются в самом процессе возникновения мировоззрения. Причем в процессе формирования рассудок может быть генетически предрасположен к однозначности и к многозначности, и в таком случае мы говорим, что индивид имеет талант (предрасположенность) к точным знаниям (науке) или гуманитарным знаниям (искусству).
Кстати, по моему, уже опытным путем наукой установлено, что за однозначность отвечает левое полушарие мозга, а за многозначность правое (или наоборот).
Философия же является началом и того и другого и не может быть отнесена ни к тому, ни к другому виду рассудочной деятельности индивида.
Конкретно, тексты излагаемые на ФШ, я бы отнес на 10% к научным и на 90% к области искусства.
Комментарии
Скучнейшая бесперспективная белиберда.
Видимо, тысячелетия люди будут перекладывать из пустого в порожнее одни и те же камешки. Почему никто не задумывается, что глупо открывать банальности с каждым поворотом солнца. Тоска...Безбрежная ментальная пустыня...
:-))) Спасибо за столь стремительную реакцию. Надеюсь это привлечет дополнительное внимание к моему посту и удержит его в первых строках философской секции...
Да, пожалуйста...
"Почему никто не задумывается, что глупо открывать банальности с каждым поворотом солнца."
:-))) Все об этом задумываются. И вот что интересно! По мере того как ты овладеваешь знаниями, тебе не кажется, что ты становишься умнее. Ты каким был, таким и остаешься. Просто люди вокруг тебя глупеют.
Над чем ты когда-то ломал голову, теперь ломают другие, а для тебя это пройденный этап - глупость и банальность. :-)))
Но так устроен мир. С каждым поворотом солнца рождается новая жизнь и возникающий разум вновь открывает для себя глупости и банальности.
Но мне почему-то кажется, что люди вокруг меня знают больше меня, и наверняка знают уже то, что я только что узнал. Поэтому мне странно всегда, что меня не понимают: ведь то, что я узнал - это так просто.
Неужели непонятно, что солнце греет, а снег холодит? И Луна полезнее чем Солнце - ведь Луна светит ночью, а Солнце днём, когда и без того светло. (См. Козьму Пруткова).
- сколько надо времени (в годах), чтобы возникающий разум открыл для себя если не все, то подавляющее большинство глупостей и банальностей?
По Петрову разумная жизнь - это глупость, а значит умно(а) нежить. Чем и финалит Ницше. Лишь Диоген днём с фонарём ищет человека.
:-))) "По Петрову разумная жизнь - это глупость, а значит умно(а) нежить"
Но именно в выборе жить или не жить и заключена абсолютная свобода. Все мы стоим перед этим выбором каждое мгновение нашей жизни. И "умные" люди выбрав свой вариант, вычеркивают и себя, и весь тот долгий путь, который проделали их предки из нашего Бытия.
И в этом Бытие остаемся только мы - "Глупые люди", которые снова и снова открывают для себя "глупости" и "банальности", которые не смотря на беды и ужасы этой жизни выбирают её и борются за неё, передавая своим потомкам все те же глупости и банальности.
В самом выборе свободы уже нет. Абсолютная свобода находится в том "моменте", когда я ещё не знаю, что выбрать, но уже знаю, что могу выбрать всё.
Но в этом моменте я не живу, потому что я живу в действии выполнения возможности. Разве батарейка вне лампочки работает? Да я даже не знаю, будет ли гореть от неё лампочка, пока сам "не заберусь внутрь" этой батарейки и не почувствую абсолютность свободы, ни с чем не связанность, потенциала.
Перед этим выбором мы стоим только когда ещё не рождены. И чем дальше "вглубь" от момента рождения, тем более приближены к абсолютной свободе.
А далее, после рождения, становимся всё более несвободны, видя свою "абсолютную" свободу в отсутствии ограничения движению.
Несвобода достигает своего максимума при осознании необходимости перехода из одного состояния в другое. При этом "правильные" выборы мыслим как абсолютно свободные, потому что они даются правилом существования (жизни).
Например, правильным будет сходить на работу и получить за это деньги, чтобы купить еду. А потому это необходимо. Но при осознании этой необходимости я буду чувствовать себя свободным: ведь я могу и не ходить на работу, но "свободно" хожу на неё.
Если при исполнении ритуала получения еды не возникает препятствий (поломка транспорта, ругань начальника), то я "абсолютно" свободно, без помех выполняю необходимые действия. В этом смысле я достигаю абсолютной свободы не выходя из квартиры при выполнении ритуала через интернет, а ещё лучше - во сне.
Выполнение ритуала без помех будет иметь свой цикл, у каждого ритуала - свой.
:-))) "... когда я ещё не знаю, что выбрать, но уже знаю, что могу выбрать всё. "
В принципе, общий настрой понятен и не вызывает особых возражений. А вот частности - дъявол кроется в деталях.
Выбрать "ВСЁ" невозможно. Имя "Выбор" обозначает процесс выделение чего-либо из всего.
Т.е. приведенная фраза правильно должна звучать так : "...когда я ещё не знаю, что выбрать, но уже знаю, что могу выбирать из всего",но... выбирать из всего, не зная что, означает выбирать между жизнью и смертью: правильный выбор, и ты живешь дальше, неправильный... и тебя нет.
Какая же здесь свобода? Свобода орла и решки? Но это случайность. В этот момент я не свободен! Я раб случая.
Чтобы не зависеть от случая Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, что я выбираю.
Я вышел на перекресток. А там камень с надписью: "Направо пойдешь - женатому быть, налево - богатому, прямо - убитому быть". Я вышел на другой перекресток, а там просто три дороги в разные стороны, и я не знаю куда они ведут. В каком случае я более свободен?
Согласно моих рассуждений в первом, т.к. я обладаю информацией о будущем (если она не ложна), а согласно ваших рассуждений во втором, так как я с равной вероятностью могу пойти по любой дороге, не зная, что меня ждет - жизнь или смерть.
Но равная вероятность действий в моей модели носит название ХАОС.
А вот СПОСОБНОСТЬ прогнозировать варианты БУДУЩЕГО состояния, выбирать один из них, как свою ЦЕЛЬ, и, выделяя внутреннюю энергию, организовывать причинно-следственную цепь событий, приводящую к ДОСТИЖЕНИЮ цели, - называется в моей модели РАЗУМОМ.
В моей модели СВОБОДА это ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА между известными вариантами БУДУЩЕГО. Если ТЫ выбрал, то ни о какой свободе речи быть не может, иначе ты не достигнешь выбранной цели, а это уже НЕ ВЫБОР, а СЛУЧАЙНОСТЬ приводящая к хаосу.
Т.е. в моецй модели жизнь делится на участки: свободен (ветвление вероятностей) - выбор цели - целенаправлен (несвободен) - ветвление вероятностей (свободен) - выбор цели - целенаправлен (несвободен) - и т.д.
А самая первая и главная цель - ЖИЗНЬ, иначе ты сразу сходишь с дистанции.
:-)))
Все правильно, Олег! именно философия, объединяющая искуство и науку, объединяет противоречия, объединяет и людей до состояния гармонии.
:-))) Да, Михаил, эта идея витает в воздухе, поскольку у многих вижу в их рассуждениях присутствие этой парадигмы. Вопрос стоит в искусстве коммуникабельности. Искусстве передачи своих мыслей и чувств другим индивидам (носителям иных мировоззрений).
Я рад и горд тем, что мне это удается всё чаще и чаще. Сделать из друга врага - плевое дело, а вот из врага друга, вот задача для истинного философа.
Именно так; пора вернуть философии сократовскую конкретность, пора научиться превращать не только мух в слонов, но и слонов в мух, пора научиться превращать самые запутанно-животрепещущие человеческие проблемы в детские вопросы;
Одно слово приводит в порядок небеса,
И, я бы добавил, "комплексного", "целостного" или "систематического мировоззрения", ну и плюс стремление представить последнее в качестве истины в последней инстанции"...
Или еще: " Философия есть отыскание сомнительных доказательств того, во что веришь инстинктивно." /О.Хаксли/
:-))) То, что я изложил, есть, практически, сплошная парадигма. Я постоянно стремлюсь сжать свою мысль до минимального размера. А вот разворачивать её можно до бесконечности.
Да, и комплексное, и целостное, и систематическое, с этим полностью согласен, а вот с "...стремление представить последнее в качестве истины в последней инстанции...", готов поспорить.
50 лет совершенствую свое мировоззрение, но вот назвать это "истиной в последней инстанции" не возьмуь ни сеячас, ни гораздо позднее. :-)))
Так, может быть несколько необычная, но просто одна из множества точек зрения. Вопрос в том, насколько она решает мои проблемы, помогает жить?