Всё приходится делать самому.(С)
Итак, формулировка первого правила такая:
Истинные высказывания о движущемся предмете противоречивы(отрицают друг друга).
Иначе говоря не подчиняются закону исключённого третьего:
логический закон, согласно которому истинно или само высказывание, или его отрицание.
И закон противоречия, поскольку формально относится только к суждениям, то есть по сути является производной от закона исключённого третьего, соответственно к предметам рассматриваемым в движении неприменим (по определению).
P.S.Надо понимать, что нарушение закона и неприменимость его, не одно и тоже..
Комментарии
Закон Запрещенного противоречия и закон Исключенного третьего - это два самостоятельных закона, которые управляют разными сущностями.
Закон Запрещенного противоречия - это закон субъектности рассуждения (субъект не может противоречить сам себе). Но если в логической системе два автономных субъекта, генерирующих высказывания, то взаимно исключающие высказывания могут вместе быть истинными.
Закон Исключенного третьего - это закон значности допустимых оценок. В двузначной логике допустимы два и только два истинностных значения: ложно и истинно.
Что значит: закон противоречия "по сути является производной от закона исключённого третьего"?
--
Именно это и значит. Неприменимость одного(к предметам в движении) означает неприменимость и и другого.
P.S. Многословные растекания мыслями по древу познания вне предмета темы, буду удалять..
Нет тут никакой производности между ними, поскольку вся традиционная логика неприменима к предметам в движении.
Да, и диалектическая логика тоже не применима. По той простой причине, что описывает движение мыслей и рассуждений о предметах, а не сами предметы.
P.S. Спасибо за предупреждение. Обсуждение сохранил.
--
Неприменима, естественно. А некоторые неявно считают, что ФЛ(формальная логика) часть более широкой-диалектической. Что неверно.
По поводу производной. Строго говоря, они дополняют друг друга, в данном случае я назвал дополнение производной(по сути), поскольку да, оба закона(противоречия и исключённого третьего) к предметам в движении неприменимы.
Собственно оба сводятся к универсальной формуле: два отрицающих друг друга высказывания не могут быть одновременно истинными или ложными.
Мало ли, кто что считает. Некоторые считают, что нет разницы между понятием "диалектика" и понятием "диалектическая логика". А это не так.
Причем проверить нельзя. Ибо нет в современном преподавании учебной дисциплины "диалектическая логика", а только набор разноречивых мнений.
--
В общем то, да.
Диалектическая логика - понимание логики процессов, развития событий. Понимание истины.
Диалектическая логика не противоречит формальной.
совершенно верно, диалектическая логика лишь дополняет формальную логику, включая ее и расширяя ее, делая возможным описывать движущиеся объекты, интересно то, что в качестве движущихся объектов могут выступать (и выступают в первую очередь) понятия. Как-то так.
Приведите пожалуйста пример описания диалектической логикой движущихся понятий.
--
пример диалектически движущихся понятий -- это вся история науки
Обобщение, как пример, вызывает некоторое недоумение, мягко говоря..
Я могу желающим посоветовать посмотреть тут:Заваривание чая и т.п.
Пример очень простой, но ирония в том, что постфактум почти все задачи на разрешение противоречивых требований к предмету, заставляют удивляться простоте предлагаемых решений. Вот только самостоятельно очень немногие находят решения..
Существуют ли противоречия в объективной реальности?
Как видим, для ТРИЗ «физическое противоречие» - это не теоретическая спорная проблема, а вполне себе классическое рабочее понятие.
--
удивительно... противоречие в стакане с чаем может найти только тот, кто молясь расшибает лоб, вель эти умники и в этом выражении найдут противоречие, хотя ключевая проблема в определенном слове этой поговорки.
До какой ахинеи опустили фИЛОСОФИЮ
изучайте свойства и не будет вам противоречий -потом научитесь отделять желания от возможностей
Хоть горшком назови, только в печку не ставь. Сократ опускал философию до базарной площади.
Согласен, пример утрированный. Но достаточно наглядный. Разумеется, здесь никакого откровения нет. В архаическом крестьянском быте из русской печки не вытаскивают раскалённый котёл голыми руками, а используют для этого ухват.
--
Сократ нес философию в массы и искал ее и там тоже и это большая разница . И дело не в утрированном примере, а в идиотском подходе, который все делает искаженным для восприятия. Ясность несут только цель и знание методов. настоящая философия тоже на этом построена: на свойствах и последствиях от взаимодействия, механизмах и смыслах -. все. Никаких противоречий в организме вселенной нет , есть противоречия между реальностью и нашими представлениями о ней, между нашими методами и ЦЕЛЬЮ созданного мироздания. Потому что логика Мироздания-это алгоритм (законы)Метапрограмма со своей целью и механизмом , который позволяет ее познать.
В жизни человека ,пытающегося вытащить горячий чугун из печи голыми руками мы назовем чудаком , а как назвать тех, кто серьезно сделал из этого "философию"и не видит что разбирая поступок дурака сами становятся такими.
Обменялись мнениями и разошлись, оставшись каждый при своем.
Разумеется, никто не призывает вытаскивать горячий чугун из печи голыми руками. Вопрос лишь в том, есть здесь проблема или пустые хлопоты.
В данном случае, каждый остается при своем мнении по вопросу действия противоречий как источника развития в объективной реальности.
--
абсолютно истинно!
а вот тут требуется ремарка: понятиями и реальностью (точнее, объектами) может быть соответствие (для истинных понятий) или несоответствие (для ложных понятий).
Противоречие могут быть только между понятиями, утверждениями. Причем в разном сочетании. Для формальной логики возможны противоречия между ложным и ложным понятием(*), ложным и истинным понятием (**). Причем, если некоторое понятие истинно, то его отрицание обязательно ложно (***), и наоборот отрицание ложного понятия всегда истинно. А в диалектической логике интереснее. Противоречия могут быть не только между ложным/ложным, истинным/ложным, но и между двумя истинными понятиями (*****), а кроме того, отрицание истинного понятия может быть также истинным (******), а отрицание ложного понятия может быть так же ложным (*******). Как-то так.
(*) "Луна сделана из сыра" / "Луна сделана из шоколада"
(**) "Луна -- это спутник Юпитера" / "Луна -- это спутник Земли"
(***) "Луна -- это спутник Земли" / "Луна -- это НЕ спутник Земли"
(****) "Луна -- это спутник Юпитера" / "Луна -- это НЕ спутник Юпитера"
(*****) "Фотон -- это корпускула" / "Фотон -- это волна"
(******) "Фотон -- это корпускула" / "Фотон -- это не корпускула"
(*******) тут я устал думать... : ) ну, например, "Земля НЕ вращается вокруг Солнца" / "Земля вращается вокруг Солнца" (на самом деле Земля вращается вокруг общего центра масс)... : )
Так. Я пошел спать.
Извините, но пример "диалектически движущихся понятий" и пример "описания диалектической логикой", о чём я просил привести, - это совсем разные вещи.
Я хотел увидеть Вашу трактовку диалектической логики и как она дополняет, по-вашему, формальную логику.
--
см. выше (http://philosophystorm.ru/myshlenie-v-ponyatiyakh-logika-v-dialektike#comment-270601)
В формальной логике не бывает "ложных" и "истинных" понятий. В формальной логике истинностная оценка применяется только и только к суждениям (утверждениям и отрицаниям).
Если Вы приведете цитату из стандартного учебника формальной Логики, где указано на "ложные" и "истинные" понятия, то буду весьма признателен. Только уверен, что такого учебника Вы не найдете.
Все примеры, которые Вы привели, - это суждения.
--
да, суждение, это более точно, наверное, понятие -- шире... я, честно признаться, особо их не разделяю
ну, тогда я вас не понял. А что такое "описание диалектической логикой"? или что такое "описание формальной логикой"?
...что-то я теряюсь. Говоря, что диалектическая логика расширяет формальную, я имел ввиду в первую очередь формы, методы, законы интеллектуальной познавательной деятельности.
Как расширяет? Ну, например, законом отрицания отрицания. Последовательностью выводов в стиле тезис(истинный) - антитезис(истинный, но противоречивый) - синтезис (тезис и антитезис снимается).
"например, законом отрицания отрицания". - Подписываюсь под всем, что было сказано выше фразы (1).
А тут смею возразить. Закон отрицания отрицания - это закон диалектики. И его ещё надо при вести к виду логического закона. Ведь диалектика распространяется не только на рассуждения, но и на процессы (развитие) в природе и человеческом обществе.
В логике же, пока четко сформулирован закон двойного отрицания:
Зако́н двойно́го отрица́ния — положенный в основу классической логики принцип, согласно которому «если неверно, что неверно А, то А верно».
--
ну, а диалектическая логика разве не логика? закон отрицания отрицания -- вполне себе закон диалектической логики. Процессы в природе и человеческом обществе, и в мышлении описываются понятийно, суждениями, рассуждениями, логика тут крайне необходима, и позволяет их эффективно описывать диалектическая логика
Верно, диалектическая логика - это логика. А закон отрицания отрицания такой же закон логики как и закон физики, как и биологии.
--
Нет такого закона в логике формальной. Откройте учебник Логики.
А кто сказал "в формальной логике"? Свое замечание Вы делаете на пост, где речь идет о диалектической логике.
--
mp_gratchev-y: а разве диалектическая логика формирования, обращения и развития капитала в совокупной его форме, как это отразил Маркс в "Капитале" - не есть логикой движущихся понятий, как логика восхождения абстрактного к конкретному. Или то, чего отразил Э.Ильенков в его работе "К вопросу о природе мышления", а также "О диалектике абстрактного и конкретного в научно-теоретическом познании"?
Логика Вашей ссылки на "Капитал" - это одно, а диалектическая логика - это совсем другое.
Предметы, о котором говорю я и о котором говорите Вы совершенно разные.
--
Как следствие первого правила диалектики, можно утверждать что отрицающие друг друга высказывания о предмете в движении, в совокупности дополняют описание предмета до Единого, предмета как такового. Те есть позволяют выйти на уровень метафизического понимания предмета в целом.
Невозможность непротиворечиво описать мироздание(проявленное) изнутри, в движении, отношении составляющих его многообразных частных предметов, вытекает именно из того, что частное всегда противопоставлено иному частному. И в обобщении частное (положенное таковым изначально) не может заменить целое.
На практике, мы имеем парадоксальную модель мироздания на основе непрерывной субстанции, пространства-времени(см.апории Зенона) и не менее парадоксальную квантовую(прерывную) картину того же мироздания. Логического выхода тут нет по определению, эти модели несовместимы онтологически. Собственно, это самый весомый аргумент в пользу иллюзорности видимого(познаваемого научным методом) нами мира. Как и основание для отказа от попыток создания философских непротиворечивых теорий всего..в принципе. Будь то идеалистические или материалистические концепции.
агностицизм... хорошо, что ученые его не разделяют, иначе сидеть нам на деревьях, с палкой-копалкой...
Общие слова. Сказать вас по существу нечего. А про агностицизм современным физикам расскажите, ведь влияние субъекта проводящего измерения на объект измерения можно не учитывать. Мир объективно познаваем. Учёным в 19 веке было хорошо. Но мир изменился.
Ах да, физики вам не указ, вы их уже вывели из научного сообщества..![wink wink](http://philosophystorm.ru/sites/all/modules/ckeditor/ckeditor/plugins/smiley/images/wink_smile.png)
не только я, физика (кванты, физика элем частиц, СТО/ОТО) из науки перешла в знахарство и схоластику. Первые два направления больше в знахарство, а последнее в оторванную от жизни схоластику.
Не обижайте народных целителей.
А если серьёзно, физики вышли на уровень познания, где эмпирические методы познания в том виде, как они пониматся современными учёными, перестали работать.. Философия создала для науки очень большой задел, дав те самые научные методы познания, но задел кончается и философия, как ей и положено, предложит новые..
ну, дала, а потом в начале 20-го века противоречия и отсутствие рефлексии загнало физику в тупик (в областях, касающихся макро- и микро- мира). На философию (людей, владеющих логикой) только и надежда, но физику же надо философию изучить, это даже и предполагается, кандидатский по философии надо сдавать, и вот приходит молодой физик на курсы, а ему эти болваны с философскими дипломами даже про Зенона не могут толком рассказать, да еще и заставляют читать труды Аристотеля и Платона. Искать крупицу меда в бочке этой идеалистической чуши. В результате -- у физика (и не только) вырабатывается стойкая аллергия к слову "философия".
Увы, философия ничего не предложит, сама по себе, предлагают конкретные люди.
Можно подумать апории Зенона кем-то были окончательно разрешены. В упоминаемой вами книге Лурье, много чего написано, вот только окончательного, типа, научного ответа-решения о непрерывности(дискретности) пространства(времени) я не увидел. Может образования не хватает..
Диплом вам тоже конкретные люди в частном порядке подписывали, или как представляющие некое научное сообщество?
Гегель разрешил апории Зенона.
А если говорить о вопросе непрерывности/дискретности и "матрицах", то нужно говорить о методике эксперимента. Если методика отсутствует, то на этом разговор и заканчивается.
Дипломы выдают тоже конкретные люди от имени организации, ВАК. Это просто сертификат об уровне квалификации. Что касается практики защит, то уровень работ с методологической точки зрения очень низкий. Соискатели путаются в элементарных понятиях "актуальность", "гипотеза исследования", "объект и предмет исследования", "научная новизна", "практическая ценность", "методы исследования" и т. д. Это большая проблема, особенно в физических науках, уровень членов ДС по физнаукам тоже оставляет желать лучшего, вплоть до того, что сам процесс защиты (сертификации) превращается в профанацию.
Лекции по истории философии:
..двигаться означает быть в данном месте и в то же время не быть в нем, – следовательно, находиться в обоих местах одновременно; в этом состоит непрерывность времени и пространства, которая единственно только и делает возможным движение.(С)
Да уж.."разрешил". Кто не понял, просто запомните.(С) Вы решение от констатации положения вещей можете отличить? Всё не так как нам кажется, но мир объективно познаваем.![wink wink](http://philosophystorm.ru/sites/all/modules/ckeditor/ckeditor/plugins/smiley/images/wink_smile.png)
Не предоставил Гегель методики, а учёные страдают. Все беды от философии..![sad sad](http://philosophystorm.ru/sites/all/modules/ckeditor/ckeditor/plugins/smiley/images/sad_smile.png)
да не в "Лекциях.. " Гегель разрешил апорию, а в "Науке логике", понимаемой материалистически: граница мышления это всегда неустойчивое балансирование в точке противоречия, которое разрешается движением -- перемещением в новую точку противоречия.
А в вопросе непрерывности/дискретности и "матрицах", методику эксперимента должен не Гегель предоставлять, а тот умник, которому захотелось фантазировать. Потому что один эзотерик может столько фантазийных онтологий предложить, что философы давно решили эту хрень даже не комментировать. Отсутствуют объективные основания для перевода фантазий в разряд гипотезы -- досвидос. Фильм он там посмотрел, галлюциногенов накурился, привиделось после попойки, сон дурной увидел -- никому не интересно -- досвидос. : )
"Как истинный учёный, он был немногословен". Границы мышления, ежели материалистично понимать, всё объясняют в неустойчивой балансировке.
Резюме: ежели сам товарищ Ленин В.И. писал об "решениях" Гегеля, как до сих пор непонятых им сотоварищи, то позволю себе усомниться, что именно вам это удалось. Или вы после Гегеля единственный, знающий научную истину о пространстве-времени.
Рассуждения в рамках классической формальной логики, ограничивают науку как таковую. А выход за пределы формальной логики будет выходом за пределы науки, что физика уже и сделала..а не вы её вывели. Кто ещё не понял, что диалектика к науке отношения не имеет?
На ZVS, 24 Октябрь, 2017 - 11:29, ссылка
Ну, не надо Гегеля в иконостас втискивать. Гениален, но тоже ошибался. Взять, ту же "Эстетику" почитать. Обхохочешься. Опять же Гегель идеалист, то есть "стоит на голове". Материалисты его все-таки по-другому истолковывают. Начало "Науки логики" про Бытие и Ничто -- это ведь тоже ахинея. Максима Гегеля про то, что все знания содержатся в языке, что язык, поскольку отражает в себе многотысячелетний опыт -- это истина? и т. д. В общем. Не стоит молиться на Гегеля, но диалектически использовать. : )
Диалектическая логика -- это не выход за пределы формальной, но ее расширение через снятие противоречий формальной. Тезис -- "формальная логика позволяет достичь истины", антитезис -- "формальная логика не позволяет достичь истины", синтезис -- "диалектическая логика".
Что касается "пространства/времени" -- это в другой теме. Вопрос, на самом деле, простой, но требует некоторых аккуратных рассуждений.
В продолжение темы.
Диалектика - не про высказывания(суждения). Или иначе: высказывания не являются предметом диалектики.
Кто не понял, просто запомните.(С)
желательно переформулировать в виде утвердительного высказывания
Предметом диалектики является движение в общем(как таковое), как и движение (предметов) в частном случае.
Классическая логика линейна, это давно уже общее место. В чём же нелинейность логики в диалектике? Рассмотрение движущегося предмета невозможно вне времени, или его метафизического аналога- пространства изменений. Таким образом, мы получаем в отличии от классической логики состояний(предметов) рассматриваемых только в пространстве (но в один и тот же момент времени) дополнительную степень свободы рассматривать предметы во времени. Вместо линий(отрезков) на прямой мы рассматриваем кривые на плоскости, образно говоря. Сложность растёт по экспоненте. Или другая аналогия: формально рассуждающий движется по плоскости, диалектик летает - движется в пространстве. Всё что помогает ходить по плоскости, не поможет летать в пространстве, увы.. Логика в диалектике - как логика движения некоторого предмета, также бесполезна при рассмотрении другого предмета с иным рисунком движения..и на первый план выходит именно умозрительное схватывание-восприятие движения предмета, с уже последующей попыткой выразить формально-формулой движения..
P.S. Кто не понял не пытайтесь запоминать, не поможет..
Любопытное высказывание.
Возникает вопрос: "Являются ли высказывания предметом метафизики (диалектика vs. метафизика)"?
По моему, высказывания не являются предметом ни диалектики, ни метафизики.
Чьим же тогда предметом являются высказывания? Из Вашего сообщения следует, что высказывания - это предмет Классической логики (формальной).
От себя добавлю, что высказывания также являются предметом диалектической логики.
Другими словами, классическая формальная сопоставима с диалектической логикой, но никак не с диалектикой. В этом случае, однородной парой к диалектике в плане сопоставления будет метафизика.
Равным образом, "не движение" (вещи, предметы в покое) является компетенцией метафизики.
Линейность vs. нелинейность. Что будет бенефициаром данного отношения:
логика (формальная и диалектическая) или философия (метафизика и диалектика)?
Наверное, всё-таки, первое (логика):
линейность -> Классическая логика
нелинейность -> Диалектическая логика
где [->] - условное обозначение относимости.
На словах читается: линейность относится к Классической логике, нелинейность относится к Диалектической логике.
Пара из диалектики и метафизики имеет другую относимость.
Поскольку герой Вашей миниатюры: высказывание, - то очевидно, речь идет о движении мысли в процессе рассуждения.
Я так понимаю, что под отличительными предметами, коль скоро речь идет о логике, следует подразумевать не столы и стулья, а логические предметы: понятия, суждения, умозаключения.
Формально рассуждающий движется в плоскости непротиворечия, диалектик движется в пространстве противоречий - взаимодействия исключающих друг друга противоположностей (противоположных высказываний).
Итак, речь идет о хождении высказываний по плоскости непротиворечий с последующим подскоком и полётом в пространстве диалектико-логического противоречия. Это диалектика в логике.
Логика диалектики, - это единство и взаимодействие противоположностей в диалектической онтологии, диалектической гносеологии, аксиологии и праксеологии.
--
Я про диалектическую логику речь не веду. Логика в диалектике, это не тоже самое. Постарайтесь запомнить. Деформация понимания логики в классическом Аристотелевском описании произвела симулякр - формальную логику, так называемую.
Это какие такие высказывания имеют место быть в одно и тоже время и в одном и том же мест, ежели ФЛ про высказывания? Нет таких в принципе. А вот предмет высказывания вполне себе может быть. Это что сложно понять? Далее, ФЛ совершенно абсурдна. Например, классика: люди смертны, Сократ-человек, значит Сократ смертен. Когда и где, в каком месте и в какой один и тот же момент Сократ смертен?! Может умереть потом, так это будет потом, а не "здесь и сейчас". А Сократ не высказывание, а вполне себе имевший место и время существования человек(надеюсь, можно для примера и Л.И. Брежнева привести).
В принципе, такие высказывания есть. Например,
Высказывание А. "За окном идет дождь". (1)
Высказывание неА. Неверно, что "За окном идет дождь". (2)
Нет противоречия между высказываниями А и неА в случае, если не соблюдены следующие условия:
Место.
В Москве за окном идет дождь, а в Киеве за окном светит солнце. (3)
Время.
Ночью в Москве прошел дождь, а днём светило солнце. (4)
--
За окном дождь, а не высказывание про дождь. Или вам разницу надо объяснять? Проблема современной ФЛ именно в том, что истинность(ложность) суждения в отрыве от предмета суждения превращает логику Аристотеля в симулякр. Более того, уже попытка Стагирита определить тожественность предмета рассуждения себе через место и время выводит, строго говоря, любой меняющийся, движущийся предмет из поля его логических построений. То есть делает ФЛ игрой ума..по большому счёту. Как и прочие логики оторванные от предметов, это про слова..
Считаю, что критика Стагтрита в этой части бесперспективной. Предмет рассуждения у Стагирита - это не вещь, а логический субъект, отвечающий на вопрос: "О чём речь в высказывании?".
Для диалектики в дисциплине "Логика" куда более продуктивным будет расширение состава основных форм мысли, включив сюда помимо истинностных высказываний (высказываний, означиваемых через ложно/истинно), также неистиинстных высказываний.
Плюс дополнение закона Запрещенного противоречия законом Разрешенного противоречия.
--
Что это было? Вопрос риторический.. оказывается говоря о предмете в одном и том же месте и в одно и тоже время, Аристотель вел речь о логическом субъекте.. вот бы он удивился. Это даже не деформация, это лично ваш вклад в уничтожение логики Аристотеля.
Я хочу дополнить сказанное мною. Строго говоря, следовать за меняющимся предметом, только по установленным общим правилам(логики) невозможно! Это как ехать за неизвестно куда движущимся автомобилем, и при этом по заданному маршруту. Так что далее речь не про логику, а про диалектику.
Широко известный, в узких кругах, пример про реку Волгу и Каспийское море.
А. Волга впадает в Каспийское море.
В. Волга не впадает в Каспийское море.
Противоречие. Диалектически первое, что мы устанавливаем, предмет рассуждения, как таковой и в его отношениях со всем прочим.
А. Волга это река?
В. Да.
Если ответ нет, вопрос закрыт. Мы не можем обсуждать разные предметы, как один и тот же.
А. Волга рассматривается в настоящее время?
В. Да.
Если ответ нет, вопрос тоже закрыт, в исходных утверждениях используется настоящее время.
А. Волга находится на территории РФ?
В. Да.
Если ответ, например: "Я не знаю, что вы называете территорией(или что есть РФ)" приводится известное определение(обязательно из справочника(словаря,энциклопедии).
А Вы поняли определение?
В. Я с ним несогласен.
Вопрос тоже закрыт. Далее, можно как выбрать продолжение обсуждения мировоззрения В. так и просто закончить дискуссию.![smiley smiley](http://philosophystorm.ru/sites/all/modules/ckeditor/ckeditor/plugins/smiley/images/regular_smile.png)
Таким образом движение, ход рассуждений в принципе не может происходить по заданному шаблону, но лишь с постоянным привлечением иных известных предметов, в известных отношениях с предметом обсуждения. Рано или поздно выяснится, что один из этих предметов оппоненты понимают по разному. Что и есть источник противоречий. Переформулировав его в явное противоречие(при необходимости) общих ход дискуссии повторяем.
P.S. Гегель подобное движение пытался выразить в самом общем виде, за что и поплатился тотальным непониманием..
Приведите пример таких высказываний.
Всех поздравляю с Новым 2020 г.! Ну и напоследок:
Что основной вопрос философии(по диамату), что вопрос первичности(вторичности) яйца и курицы не имеют смысла на уровне как Абсолютных понятий то есть метафизически, так в движении(диалектике). В метафизике нет конкретных, отдельных куриц и яиц(шкафов и велосипедов, ага) в принципе! В движении(отношении) же у каждой отдельной курицы есть предшествующее её яйцо, как и есть производимое её, последующее. То есть истинно, что яйцо предшествует курице, и что курица предшествует яйцу. И это правда. Которой плевать на формальную логику. В абсолютном же смысле есть и то и другое, как взаимоотрицающие и вззаимодополняющие понятия. Для которых не имеет значения какое-либо частное движение конкретных предметов. Велосипед (любой) как и шкаф, можно сломать и ли разобрать. Что никак не меняет самого понятия велосипеда или шкафа.
Аналогично, материальное как таковое, не может быть причиной или следствием идеального, и наоборот. В движении же они постоянно меняются, рождаются и исчезают мириады частных отношений и форм.
P.S. Да, мир можно и нужно менять, но объяснять тоже придётся.. одно без другого не существует.
ZVS, 31 Декабрь, 2019 - 11:23, ссылка
С новым Годом, здоровья и успехов в делах Ваших!
Да, основной вопрос философии о первичности яйца или курицы, их едино-сущего (существенно существующей сущности) и органически-целого понимания-осознания процессов (π) и функций (f) (гносеологически = символ Н. Рериха), вполне реально логически является компактно проговариваемым посредством ортогональных представлений <бытия ↔ существования> сущего в виде: {«координатно - <кластерной» ↔ «контурно> - корреляционной»} каузальности.
Яйцо (Ճ Ծ) = аура, организм человека, а в земных условиях фракционно-долевое состояние иннервирующих элементов организма. В корреляционных размерах мерностей превосходящих координатное представление о предметных сущностях. Курица (Ⓨ, Y, ⅄) = тренога, =корень, =термин, =угол пирамиды, = основной компонент для строительства тела человека (любой формы жизни), для – его Химических и Механических звеньев и цепей. Физическое, состоящее из частей выражающих фазово-тканевое состояние адаптационных компонентов тела координатно воспринимаемых и представляемых в земных условиях.
Их единство (курицы – яйца) представленное в виде отношения субстанций едино-сущего = (в виде) причинно-организованной пекторали сущего (Sp), участвующей в эйдосно-субстанциональных осях (Se) формируемых монадами по генетическому принципу, терминологически описываемому Органоном: {«органом - <геном» ↔ «меганом> - аданом»}. Монадный принцип организованности в свою очередь формирует цепи и сети корреляционно-бытийных состояний жизни в различных условиях её проявления.
Рассмотрение основного вопроса философии о первичности яйца или курицы аналогичен постижению ролевых значений в знании вопроса о семени и корнях и их роли во всем том, что имеет признаки роста и развития, что каждый из нас наблюдает в природоведении своего дачного участка. Единство <семени ↔ корня>, <яйца ↔ курицы> есть то существенно-эйдосное (спиновое = «вихре ↔ торнадоидальное») формирование «мёбиусно ҉ палиндромного» принципа благодаря которому оно и может иметь место в представлениях человека. Что символьно обозначается как «органом» = «Ծ ↔ Y». Для человека этот точечно (вихрево-реверсно-торнадоидальное) изображаемый монадою момент существенно-осевого «импульса жизни» интересен технологически, что может быть изображено в виде последовательного ряда событий объясняющих всю цепь существенно-осевых преобразований строения становящейся существующей сущности.
Вот этот «переход // преобразование» «противоположностей ↔ противоречий» обозначаемый «внешне // внутренними» пределами переноса фокусной пульсации “движущих сил” «бытия (0>┇<1) ҉ существования (0<┇>1)», что для краткости я показал здесь математически-логическими определениями, и представляет субстанционально-сетевое логически изображаемое креактивное взаимодействие «долей // частей»; что есть взаимосвязь «фракций // фаз» формирующих тунельные кристалло подобные эффекты палиндромно-мёбиусного типа. Если осознавать что логика описывает последовательность сопрягаемо становящихся состояний в строении взаимодействующих и/или движущихся смыслов и значений действующих сил, то тогда онтология преобразований развития видна посредством ортогонально изображаемых метафизических зависимостей. Так как такой подход позволяет, опираясь на диалектику развития предметно-явленного мира, технологически проговаривать о нем в его целостной интерпретации как «понятийно – категориально», так и единовременно «иерархией идей», что позволяет гносеологически осознавать и понимать его как «существенно – становящуюся – сущность – сущего».
В другом ракурсе. Сущее выглядит со стороны субстанции рассудочно-мыслительной деятельности «Мд//Дм» как {бытие сущего ↔ сущее в бытии}, что есть единство {привходящих (втекающих) ↔ преходящих (целевым образом наполняющих)} причин формирующих становящееся строение сущности. А вот со стороны умственной деятельности, на которую способен человек, то есть со стороны субстанции «УД//ДУ» мы можем рассматривать истинное содержание существенно становящегося строения жизни, учитывая её субстанциональные <адаптационно ↔ иннервационные> взаимодействия, проявляемые в определенных условиях. Благодаря которым само «сущее», представляемое метафизически, рассматривается отношением в его субстанциональном значении <несущего ҉ не сущего> позволяющем проговаривать о нём не только ортогонально онтологически но и генетически, категориально изображая гносеологические изменения во взаимодействиях рассматриваемых {«операциями - <процедурами» ↔ «процессами> - функциями»} благодаря которым видимо (осознаваемо, тождественно-различаемо) органически-целостное становящееся строение сущности. Проговаривая эти взаимодействия Вы и упомянули об {«онтологии - <гносеологии» ↔ «аксеологии> - праксеологии»}, что характеризует Вас с положительной стороны. Но этого не достаточно для того чтобы «противоречия – противоположности» в их ортогональной интерпретации могли быть изображены «антропологически ↔ гносеологически» будучи изображенными преходящими (℧) и привходящими (α) причинами обуславливающими целевые ориентиры для причинно-организуемой деятельности.
С этой целью в представлениях умственной деятельности надо научиться не только работать с сопоставлениями но и с сопряжениями, то есть с взаимодействующей интегральной деятельностью (⟅ - меры и ⟆- масштаба), то есть, с «мерно ✖ масштабной» «измеряемостью ↔ изменяемостью» в состояниях фокусно формируемых форм деятельности жизненно важных сил для существования интересующего строения сущности.
Как видим, философы топчутся вокруг небольшого ограниченного перечня проблем и представлений об [антропологии - {«морфологии - <физиологии» ↔ «онтологии> - генеалогии»} - гносеологии] в развитии сущего, описать содержание которых можно {«феноменально - <ноуменально» ↔ «едино-сущностно> - органически-целостно»}. Так и объясняется слитное единство «курицы и яйца».
Еще раз. С Новым Годом. С уважением Сергей Семёнов.
Диалектика, как рассуждения о движущихся предметах, соответственно, не может и не должна быть средством попыток создания теорий всего. Общих, разумеется. На этом пьедестале метафизика уже давно обосновалась. Ирония в том, что рассуждение всегда процесс, и обязан подчинаться определённывм правилам(условиям), о чём бы не рассуждать. Даже метафизически.
И в том числе требует наличия исходных положений и конечных целей(условие). В общем виде это примитивные, на первый взгляд, положения. Например, рассуждения о полёте стрелы в общем виде, имеют результатом, что стрела, начавшая полёт в одном месте, где-то в ином, обязательно упадёт(закончит движение,попадёт в цель, в частности). Во как, оно! Самое смешное, что общие положения всегда на первый взгляд просты и очевидны. Когда их кто-то выводит, конечно. Но никак не до того.И не имеют никакой практической пользы. Типа того. Но если философия(метафизика) тут и кончается, то натурфилософия только начинается. Как и собственно, диалектика. На данном уровне мы уже знаем общий ограничения, пора ставить конкретные цели! Какая стрела, куда летит, зачем именно туда и кому это надо. И пр. и пр. То есть движение предмета (в заданных метафизических пределах) зависит от исходных условий и конечной цели движения! Исходя из чего следует определить необходимые действия уже по управлению предметом, полётом стрелы в данном случае. И рассуждения о необходимых действиях стрелка так же уже конкретны и последовательно определяются целью полёта(выстрела). Никаких общих правил на данном уровне уже нет! Есть конкретика данной ситуация, места и времени! Кажется, это уже совершенно частный вопрос. Но вопрос выбора цели уже куда менее относится к предмету натурфилософии, хотя одно неразрывно связано с другим.
К чему это я? К тому, что не надо пытаться "диалектически" выводить очередную общую теорию всего. Не получится. Диалектика не для этого, не объяснять, а менять мир ..кто не понял, просто запомните.
Мыслить о движущемся предмете можно и нужно. Утверждать(высказать истину или ложь) формально нельзя.
Рассмотрим пример. Электрическая сеть переменного тока номинальным напряжением 220 в. Во множестве всех действующих электроустановках, скажем, предприятия Икс. Допустим, напряжение сети не выходит за пределы +- 15% от номинала. Это исходное общее утверждение, и пусть оно истинно. Но о чём оно? О том, что есть напряжение сети в этих пределах. Ну да, и философия Гегеля, это самое, есть философия Гегеля. Можно вывести из общего утверждения некие частные истинные положения? Это вряд ли. Все высказывания будут опять же не о движении(изменении напряжения в сети) переменного тока, а о пределах поставленных этим изменениям.О самом переменном(в движении) токе ничего сказать утвердительно(формально) не получится.Оно меняется, понимаешь.
Можно возразить, по правилам ФЛ. Если некое помещение находится на территории предприятия Икс, и в нем есть электроустановка, то напряжение сети в ней не выходит за пределы +-15%. Это будет истинное высказывание.Но оно не о изменении напряжения в сети, а о пределах(неизменяющихся границах) этого изменения.Ну да, а ещё пущенная(летящая) стрела упадёт.