Александр, 9 января, 2009 - 22:01. ссылка
Вы не поняли моего утверждения.
Ответьте пожалуйста, почему парадокс есть, когда человек говорит "Я лгу" и никакого парадокса нет, если он говорит "Я говорю правду". Парадокса в смысле формальной логики. А ведь временизация и в том и в другом случае возможна, - значит она не влияет на логическую природу "Парадокса лжеца".
Вот! В этом суть. Более того, на логическую природу парадокса не влияет не только временизация, но и субъектация (рассуждения вокруг персонажей "лгун" и "правдолюбец").
Всё дело в той форме мысли, в которой изложен парадокс. Из логики известно положение А:
1. Есть форма мысли "суждение" и соответствующее высказывание можно оценивать как 'истинное' и как 'ложное'.
И положение Б:
2. Есть форма мысли, которая называется "оценка". Высказывание-оценка не принимает значения 'истинно' и 'ложно'.
Дело в том, что в содержательном высказывании "я лгу" в качестве предиката выступает оценка "ложно" и, соответственно, возникает возможность манипуляции высказыванием: представить его то в виде суждения, - то в виде оценки. Когда мы запрашиваем об истинности суждения, то вопрос исчерпывается тем, что в внутри самого суждения в качестве бонуса уже дана его оценка "ложно". И мы не вправе в связи с этим задаваться вопросом: "а ложно ли данное высказывание?"
Если всё-таки им задаемся, и приходим к выводу: ложное ложно и, следовательно, - высказывание "я лгу" истинное. Тогда ситуация выходит из под контроля традиционной формальной и пытаемся оценить оценку в истинностных значениях.
То есть нарушаем положение Б. А вместе с ним нарушаем и закон тождества, когда в ходе рассуждения 'высказывание-суждение' подменяем 'высказыванием-оценкой'.
Что, естественно, подлежит оперативному пресечению. Кардинально: в связи с выявлением нарушения в ходе рассуждения о предложении "я лгу" закона логики надлежит "Лжеца" перевести из статуса "парадокс" в статус "софизм".
--
Михаил П. Грачёв
Комментарии
А не может быть одновременно не-А.
Лжец (А) не может быть одновременно не лжецом (не-А).
Лжец, сказавший правду "Я лгу" - не лжец. Парадокс.
Если А не может быть одновременно не-А в одном отношении, то в другом отношении, будучи не-А, не может быть одновременно А. Нормально, когда в одной ситуации он лжец, в другой - не лжец. Обычное дело. Например, человек говорит неправду другому, а своему другу объяснет, что соврал.
"Лжец" - это только наименование парадокса. А по содержанию парадокса неважно в какой позиции говорящий. Обычно формулируют так: "некто сказал: я лгу". И далее анализируется само высказывание, а не ролевые позиции говорящего.
Что касается "Некто, сказавший правду "Я лгу" - не лжец", то нужно задаться вопросом, относительно какой перед этим сказанной фразы озвучена самооценка "лгу".
Например, "Эйфелева башня в Лондоне". В этом случае говорящий действительно сказал правду, что солгал в отношении местоположения Эйфелевой башни.
В отношении ситуаций, когда "Нормально, когда в одной ситуации он лжец, в другой - не лжец", полностью согласен.
Теряется субъект высказывания. С другой же стороны, по самому высказыванию определяется его субъект. Например, говорит, был в Лондоне, залезал на Эйфелеву башню... Ясно, заливает!
От субъекта зависит быть или не быть лжецом и в каких случаях. В мелочах мы все хороши...
Есть ещё добросовестное заблуждение, не ложь. С перепою думал, что находится в Лондоне, когда влезал на Эйфелеву башню...
Вот сейчас McAfee сигналит о попадании ФШ в зону риска. Правду он говорит или нет?
Железо не справляется с посещениями...
Нет. «Парадокс лжеца» не выходит за пределы дихотомии истина-ложь. Здесь наблюдается выход за пределы традиционной формальной логики. Последняя знает только три основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение.
«Парадокс лжеца» выводит на самостоятельную форму "оценка" и новую логическую парадигму (диалектическую). Если "оценка" ни 'истинная' и ни 'ложная', то это не значит, что она бессмысленная.
--
М.Грачёв
Высказывательная форма парадокса 'лжец'
Если сжато, то сказанное Антипенко можно обобщить следующим образом. Здесь базовым является единичное высказывание "я лгу". В процессе исследования этого высказывания выявляется свойство авторефлексивности парадокса, которое в краткой форме записывается так:
"Высказывание а ложно", (1)
где а: "Высказывание а ложно"
Отсюда, при подстановке а в (1) и затем в (2) получим высказывательную форму в виде:
"Высказывание ("Высказывание а ложно") ложно", (2)
"Высказывание ("Высказывание "Высказывание а ложно" ложно") ложно" (3)
Пусть высказывание "а" имеет истинностное значение "ложно". Последовательно для (1), (2) и (3) получим оценки высказывания:
(1) истинно.
(2) ложно.
(3) истинно.
Легко догадаться, что и в последующих членах рекурсии будет соблюдаться правило: для чётных номеров - ложно; для нечётных номеров - истинно.
Что касается подключения к парадоксу "Лжец" логики Васильева, то тут Антипенко несколько перемудрил.
В «Лжеце» пользуются средствами, не выходящими за пределы традиционной формальной логикой. Если выйти за её пределы, т.е. помимо трех основных форм мысли (понятие, суждение и умозаключение) добавить в систему логические формы: вопрос, императив и оценка, - то обнаруживается некорректное оперирование в «Лжеце» двумя самостоятельными формами мысли - суждением и оценкой.
В парадоксе считается приемлемой посылка о тождественности суждения "лгу" и оценки "лгу". А это не так. Суждению можно присваивать истинностные значения 'ложно' и 'истинно', а высказывание-оценка истинностных значений не имеет. Тем более истинностное значение "ложно". Рассматривание "ложно" в качестве суждения, хотя бы в другой словесной форме "лгу", и приводит к парадоксу.