Вариант диалектической логики

Аватар пользователя mp_gratchev

Современная диалектическая логика

                (структура предмета)

автор: М. П. Грачёв

Оглавление.

Введение. Концепция диалектической логики.

Часть 1. Логика рассудка.

     1. Традиционная формальная логика.

         1.1. Предмет логики.

         1.2. Значность логической системы.

         1.3. Истинность логических выражений.

         1.4. Основные формы мысли в традиционной логике.

                 а. Понятие.

                 б. Суждение.

                 в. Умозаключение.

         1.5. Законы логики.

                 а. Тождества.

                 б. Непротиворечия.

                 в. Исключенного третьего.

                 г. Достаточного основания.

         1.6. Доказательство.

         1.7. Ошибки рассуждений.

     2. Критика традиционной логики.

                 а. критика Гегеля

                 б. с позиций символической логики

                 в. с позиций рассудочной ДЛ

     3. Классическая формальная логика.

         3.1. Исчисление высказываний.

         3.2. Исчисление предикатов.

     4. Неклассическая формальная логика.

         4.1. Многозначные логики Лукасевича.

         4.2. Интеррогативная логика (вопросов).

         4.3. Деонтическая логика (императивов).

         4.4. Логика оценок.

         4.5. Эпистемическая логика.

         4.6. Алгебраизация диалектической логики В. И. Моисеевым.

     5. Informal Logic

     6. Новая риторика

     7. Прагма-диалектика

     8. Логика речевых актов.

     9. Элементарная диалектическая логика.

         9.01. Вопросно-исследовательская программа

         9.02. Предмет диалектической логики.

         9.03. Определение.

         9.04. Субъект рассуждений.

         9.05. Высказывание — общее имя основных форм мысли

                 а. Суждение.

                 б. Вопрос.

                 в. Оценка.

                 г. Императив.

                 д. Диалог — логическая форма рассуждений

         9.06. Противоречие — источник развития мысли.

         9.07. Действие законов диалектики в ДЛ.

         9.08. Истина есть процесс.

         9.09. Критика — критерий истинности.

         9.10. Аргументация.

         9.11. Парадоксы и софизмы.

         9.12. Формула диалога.

         9.13. Обзор истории диалектической логики

            - Диалектическая логика в Древней Индии

            - Классическая диалектика Средневековья (Иоанн Солсберийский, 1125-1180)

            - Иоанн Скот Эриугена о диалектике би-субъектного рассуждения

Часть 2. Логика разума.

Заключение. Критика Диалектической логики.

            - Диалектическая логика в 12-ти тезисах

Литература.

Указатель имен.

Предметный указатель.

Приложение 1. MindMaps-схемы к Диалектической логике

Приложение 2. Тестовые задания по логике

--

Грачёв Михаил Петрович.

Комментарии

Аватар пользователя a.serij

Интересно, конечно, интересно. С учетом того, что опущены те вопросы, какие поднимал Гегель - наличное бытие и инобытие, качество и количество, конечное и бесконечное... и т.д.
Интересно, что здесь понимается под логикой. И как она соотносится с диалектикой, онтологией и т.п.

Аватар пользователя mp_gratchev

"С учетом того, что опущены те вопросы, какие поднимал Гегель - наличное бытие и инобытие, качество и количество, конечное и бесконечное... и т.д."

1. Структура предмета складывается из двух частей. Вопросы, какие поднимал Гегель в своей спекулятивной логике, относятся к части второй: "Логика разума" (категориальная логика). Общий обзор компонентов предмета на следующей схеме:

                        Макет диалектической логики
36,26 КБ

"Интересно, что здесь понимается под логикой. И как она соотносится с диалектикой, онтологией и т.п."

2. Введение. Концепция диалектической логики.

2.1. Общее определение логики (четыре омонима)

     Логика - последовательная связь чего-то с чем-то в чём-то:

     а) логика вещей: взаимосвязи между эмпирическими объектами (в онтологическом аспекте);

     б) логика категорий (спекулятивная логика): универсальные взаимосвязи между субстанциированными понятиями (философскими категориями) или сущностями вещей (в гносеологическом аспекте);

     в) логика формальная: универсальные истинностные взаимосвязи между понятиями, суждениями и умозаключениями, общезначимость которых определяется не конкретным содержанием, а лишь общей формой, структурой понятий, суждений и умозаключений;

     г) логика диалектическая: теоретическое описание связи мыслей в рассуждении, законом которого является разрешение противоречия.

2.2. Спекулятивная логика. У Гегеля нет термина "диалектическая логика" - он использует термин "спекулятивная логика" в значении близком к диалектической логике:

"Спекулятивная логика содержит в себе предшествующую логику и метафизику, сохраняет те же самые формы мысли, законы [традиционной логики. — M.G.] и предметы, но вместе с тем, развивает их дальше и преобразовывает их с помощью новых категорий" (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1: Наука логики. - М., "Мысль", 1974 - С. 94).

Гегель не формулирует, во всяком случае, свои соображения не рефлексирует именно как законы спекулятивной логики. Оставляет открытым окно своим последователям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что руководствуясь установкой Гегеля на дальнейшее развитие законов спекулятивной логики (или как теперь говорят, модернизируя Гегеля - законы диалектики), Энгельс подхватывает гегелевскую эстафету и формулирует названия преобразованных законов с помощью 'новых категорий', как и завещал Гегель.

По Гегелю в спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика и первую можно сразу превратить в последнюю (см. там же, с. 210). Правда, ценой выкидывания диалектического и разумного. Получается, что в рассудочной логике нет диалектического компонента. Запрет на диалектику в рассудочной логике дорого обошёлся последующему развитию теории диалектической логики. Это развитие застопорилось. Тогда как рассудочный компонент формальной логики получил бурное развитие в классической формальной логике.

2.3. Классическая формальная логика:

     "Логика - это теоретическая наука о правильных рассуждениях", (с) Анисов А.М.

"Логикой принято называть набор средств рассуждения, применяемых во многих теориях" (Карлис Подниекс).

"Логика - нормативная наука о формах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка. Язык, это знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации", (с) Бочаров В.А., Маркин В.И.

2.4. Диалектическая логика (в широком и узком смысле):

Диалектическая логика в широком смысле - правильные рассуждения с учетом 'категориального строя' мышления человека о себе и феноменах вне человеческого мышления, т.е. исходящего из системного взгляда на мир, подведённого в мысли под развёрнутую сеть философских диалектико-логических категорий.

Диалектическая логика в узком смысле - обычные рассуждения с учетом противоречивости мнений реальных людей об одном и том же предмете в процессе совместного рассуждения и разрешение противоречия суждений.


3. "И как она соотносится с диалектикой, онтологией и т.п." — Когда говорят о диалектике, то прежде всего имеют ввиду диалектику как философскую дисциплину, противоположную метафизике и диалектический метод мышления, противоположный метафизическому методу.
Учитывая, что философия и логика - это две самостоятельные дисциплины, а прилагательное "диалектическая" служит их характеристикой, то желательно не смешивать диалектическую логику с диалектической философией (гносеологией, онтологией), в той степени, в какой они самостоятельны. И когда читаю в БСЭ, что диалектическая логика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (такое же определение дается диалектике), то это принципиально неверно. Поскольку предмет логики - рассуждения. А не природа и не общество. Отсюда следует, что необходимо также различать диалектику и диалектическую логику.

Часто сопоставляют диалектику с формальной логикой, но формальная логика не распространяется на природу и общество подобно диалектике, поэтому это принципиально не сопоставимые понятия. Формальную логику следует сопоставлять с диалектической логикой (обе о рассуждениях), а диалектику сопоставлять с метафизикой.

Диалектический способ мышления - это проблематизация казалось бы очевидных вещей. С проблемы начинается диалектическое движение мысли, с формулировки противоречия, движущего рассуждение о предмете.

--
М.Грачёв

Аватар пользователя VladiS

Учитывая, что диалектика возникла в процессе совершенствования искусства ведения диалога, можно одной из основных её задач видеть сопряжение разных понятий: понятий собеседников об одном и том же, о развитии одного понятия, точнее о его переходе от одного содержания к другому, от одного уровня рассмотрения к следующему. Сам термин подсказывает, что связываются два близких, но не совпадающих понятия. Вся диалектика наполнена парами категорий: дискретное - непрерывное, форма - содержание, движение - взаимодействие. etc.
Естественное развитие такого подхода требует наращивание переходов к третьему, к последующему, между всеми имеющими место уровнями рассмотрения. Это делает диалектику фундаментом более широкого и глубокого философского метода - предельно различающей и предельно обобщающей логике, того, что естественно называть дифференциально-интегральной логикой.
Насколько я ошибаюсь?

Аватар пользователя mp_gratchev

"Это делает диалектику фундаментом более широкого и глубокого философского метода - предельно различающей и предельно обобщающей логике, того, что естественно называть дифференциально-интегральной логикой.
Насколько я ошибаюсь?"

В названии никакой ошибки нет. Теперь Вам остается только развернуть структурированное содержание, которое Вы назвали "дифференциально-интегральной логикой". Здесь философский штурм: можете свободно изложить свой проект, разумеется, не в ущерб авторским правам.

--
М.Грачёв

Аватар пользователя VladiS

Модель разумного субъекта Разумный субъект - инструмент своего собственного сохранения воспроизводства, то есть познающий окружающий мир, производящий из него информацию для более успешного своего взаимодействия с миром, хранящий знания о нём в иерархии своих психоформ разной общности и применяющий их для быстрейшего, наиболее адекватной подготовки и успешного использования своих материальных инструментов и методов, опять же, разного уровня общности. Можете посмотреть на систему форм материи из которых могут быть подготовлены эти инструменты: Формы существования материи
С некоторыми дополнительными деталями этих моделей и другими идеями можно ознакомиться на сайте http://a--w.narod.ru.
Если угодно, можно повторить комментарий под заглавной темой, тогда рисунки не будут усекаться (nb: на сайте это не рисунки, гипертекстовые странички).

Аватар пользователя mp_gratchev

Хорошо. А где тезисы "дифференциально-интегральной" логики?

--
М.Грачёв

Аватар пользователя VladiS

В области устойчивых понятий дифференциально-интегральная логика - это формальная логика.
В зонах перехода в каком-либо отношении между областями устойчивых понятий дифференциально-интегральная логика - это диалектическая логика.
Любое явление может быть, должно, осознаваться в понятиях разной общности.
Гарантировать успешность действия может только непротиворечивая выводимость его последовательно более конкретных форм из более общих, в пределе - философских, понятий и связей этих понятий.
Дифференциально-интегральное мироосознание не может становиться догмой поскольку, оставаясь собой, обязано различать всё новое, всё более детально и встраивать, согласовывать, интегрировать это в себя по предельному своему объёму.

Аватар пользователя mp_gratchev

"В зонах перехода в каком-либо отношении между областями устойчивых понятий дифференциально-интегральная логика - это диалектическая логика".

Не могли бы, Владимир, несколько развернуть свое понимание диалектической логики? Это действительно логика или, всё-таки, философская метафора, не имеющая никакого отношения к исконному 2.5 тысячелетнему смыслу слова 'логика' в значении "наука о рассуждении"?

Может быть, более подходящим для "дифференциально-интегрального" содержания будет термин не 'логика', а 'гносеология' или эпистемология?

--
М.Грачёв

Аватар пользователя VladiS

Диалектическая логика - правила рассуждения при изменении, связывании близких понятий, где проявляются в полной мере диалектические диады: форма и содержание, дискретное и непрерывное, etc.
Гносеология или эпистемология, онтология, методология - разные ракурсы философии, интеграла. Философская логика - её инструмент, дифференциал.

Аватар пользователя mp_gratchev

"Диалектическая логика - правила рассуждения при изменении, связывании близких понятий, где проявляются в полной мере диалектические диады: форма и содержание, дискретное и непрерывное"

Какие это правила? Сколько их? В чём они состоят? Понятия связываются в суждениях. В "дифференциально-интегральной" логике есть суждения? Не является ли интеграл синонимом синтеза, а дифференциал синонимом обычного анализа в традиционной логике?

--
М.Грачёв

Аватар пользователя VladiS

Правила эти можно соотнести с правилами рассмотрения переходных процессов через последовательность квазистационарных состояний физической системы, когда применима математика (и формальная логика) в конечных приращениях (в общем виде, в дифференциалах). Затем при переходе от конечных приращений к бесконечно малым и интегрированию, обобщению по ним, можно получить интегральный вывод как переход к пределу приращений.
Аналогия с синтезом и анализом, несомненно, здесь присутствует, но она не исчерпывает полностью эффекта расширения формальной логики в диалектическую, как и конечное суммирование автоматически не приводит к интегралу...

Аватар пользователя mp_gratchev


"Правила эти можно соотнести с правилами рассмотрения переходных процессов..."

Ориентиры есть, только пока как-то расплывчато. Ожидал, что на вопросы (Какие это правила? Сколько их? В чём они состоят?) будет что-то более конкретное.

Например, в элементарной диалектической логике есть такие правила:

12.1. Три правила элементарной диалектической логики (ЭДЛ). Элементарная диалектическая логика основывается на четырех известных законах традиционной логики, обязательных для моносубъекта, и основных законах диалектики. Плюс, добавляет свои правила для бисубъекта рассуждения.

Правило 1 рассудочной диалектической логики (закон противоречия)

        "Противоречить разрешено".

Правило 2 элементарной диалектической логики (последовательность постановки вопросов). Последовательность постановки вопросов в рассудочной диалектической логике определяется положением: "Нельзя разрешить частные вопросы без предварительного решения общих. В противном случае, будете постоянно натыкаться на эти общие вопросы". Отсюда правило:

        "Установи и разреши общий вопрос".

Правило 3 элементарной диалектической логики (принудительность логики). Развитие мысли в ЭДЛ регулируется контекстной постановкой вопросов, оценок, императивов:

         "Всякое нерелевантное уклонение от надлежащей связи высказываний, добросовестное заблуждение или неполнота данных в совместном интер- и интрасубъектном рассуждении, влечет дополнительные уточняющие оценки, вопросы, императивы, вплоть до их разрешения".

Вторая сторона вопроса о 'принудительности в ЭДЛ' - принцип свободы воли. Разумеется каждый из 'бисубъектов рассуждения' свободен по своему реагировать на поставленные перед ним вопросы, оценки, императивы и не исполнять, в частности, императив. Может задавать встречные вопросы, продуцировать свою оценку ситуации, выставлять встречные требования и просьбы, либо отправлять в 'игнор' (что дает контрагенту повод для новой рекурсии оценок).

--
М.Грачёв

Аватар пользователя VladiS

Закон тождества - требование оставаться в процессе рассуждений в области неизменных понятий.
Закон непротиворечия (противоречия) и Закон исключенного третьего - требование полноты и необходимости системы понятий.
Закон достаточного основания - требование содержательности понятий.

Закон отрицания отрицания - выражение относительности устойчивости и изменения.
Изменения устойчивы до проявления зоны устойчивости. Устойчивось основа накопления новых изменений. (Отрицание, как термин ограниченного применения, в фолософии может быть со временем заменён на более ёмкий, более общий термин).

Закон перехода количественных изменений в качественные - (форма закона носит наиболее всеобщий характер, что облегчает демонстрацию его действия не только в дискуссии, но и материальном мире) простейшим образом связывает диалектическую и формальную логику. Помогает также понять дифференцирование и интегрирование (и наоборот).

Закон единства и борьбы противоположностей - частная форма Закона взаимодействия: любое действие имеет субъекта (объект = форма, которым придаётся или у которых имеется активность, трактуемая как причина действия), объект (подвергается действию) и форму взаимодействия, которая определяется уровнем рассмотрения, то есть характером участия в событии третьих тел (от отрицания их участия [механика], наложения силового поля, участия отдельных тел, среды до интегрированного учёта сред-полей разных уровней вложения), результатом действия явится изменение кинематико-структурного состояния системы взаимодействующих тел от обмена импульсами до возникновения устойчивости между ними в каком-либо отношении.

Правило 1 рассудочной диалектической логики: всякое противоречие есть основание подвергнуть пересмотру всё мироосознание с тем, что бы выяснить, где и какая ошибка была допущена. Из-за ограниченного объёма мироосознания и невозможности идеальных (абсолютных, безукоризненных) инструментов познания проявление противоречий объективно обусловлено.
= Непротиворечивость - явление преходящее.

Правило 2 элементарной диалектической логики: действие всеобщих законов приоритетно, если проявляется противоречие, оно должно или объясняться всеобщим законом, или требует обобщения недостаточно всеобщего закона.
= Логику: будь логичен.

Правило 3 элементарной диалектической логики: не упорствуй, если обманул собеседника, проверь: "А тебе оно надо? Ты сам обманулся!"
= Цель - истина, а не победа в споре.

Аватар пользователя mp_gratchev




диалектическая логика
--
М.Грачёв