Атеизм буквально (этимологически) означает "отрицание Бога", а на практике - отрицание веры в Бога (Богов, духов…). Однако, принадлежность к атеизму может вовсе не означать отрицания людьми самого факта существования Высшей Творящей Сущности.
Дело в том, что в действительности люди различных вероисповеданий верят не в Бога, а в тот Его образ, который культивируется в рамках данного вероисповедания.
Иными словами, люди верят в то понимание Бога, которое сформировано авторитетами этого вероучения.
Вопрос о соответствии образаБога - - самому Творцу не возникает и не может возникнуть у верующих в принципе, потому что они изначально верят в его истинность – то есть соответствие Самому Творцу.
Между тем, общепринятый (в каком либо вероучении) образ Бога - то есть общепризнанное догматическое Его понимание - может вызывать уже на интуитивном уровне у критически и самостоятельно мыслящих людей протест и даже резкое отторжение.
Может быть появление атеизма как интеллектуально обоснованной суммы знаний и как светской науки было обусловлено нежеланием думающих людей слепо верить нА слово в истинность основ данного вероучения и стремлением эти основы критически осмыслить в сравнении с основами других вероучений и религий?
Может быть это было обусловлено главным образом (в том числе и на подсознательном уровне) принципиальной неудовлетворённостью интеллектуалов тем пониманием ОБРАЗА Бога, которое предложено и навязано людям в последние тысячелетия?
Может быть догмат о принципиальной непознаваемости сущности Бога просто прикрывает Духовную беспомощность богословия и превращает его в мёртвую схоластику, в иезуитскую казуистику?
* * *
И наконец – главный вопрос.
Может быть правомерно было бы предположить, что Творец попустил рождение научного (и бытового) атеизма, когда перестал в предлагаемом богословами верующим людям ОБРАЗЕ Бога – узнавать Себя?
Комментарии
Если Творец "попустил" рождение предлагаемого богословами Образа - значит ему это было угодно? Что же могло произойти, что этот Образ стал вдруг ему неугоден? И если Творец позволил родиться атеизму - то не есть ли это результат предоставленной человеку свободы заблуждаться? Свободы подпасть под гипноз интеллекта и оторваться от своей основы? Возможно, атеизм - это символ грехопадения человека, символ утраты веры?
А Теисты обладают свободой заблуждаться в понимании Творца?
Все люди имеют свободу заблуждаться.
Однако, теисты строят свое понимание Творца на Откровении - как данной свыше истине, которой следует придерживаться по мере своих сил. Атеизм основан на вере во всесилие человеческого разума, как верховный критерий истины. Истинно то, что представляется разуму достоверным. Здесь человек отпал от Творца и решился устанавливать истину сам, своим разумом..это началось в эпоху Hового времени, с Декарта и Лейбница, было детально разработано Кантом и получило предельное завершение у Hицше - в образе Сверхчеловека и словах: "Бог мертв".
Кстати, если говорить о "неудовлетворительности" для современного "культурного" человека церковных догматов, библейских притч и "чудес" - то Гегель весьма презрительно отзывался обо всех этих "сказках для народа", не воспринимал их серьезно, однако, он не стал атеистом, а разработал свою философскую систему Абсолютного Духа.
"Все люди имеют свободу заблуждаться"
значит и теисты могут!!!!
откуда вы знаете, что они не заблуждаются в понимании Творца?
А откуда я знаю, что атеисты не заблуждаются?
Откуда я вообще могу что-то знать?
Понимание Творца дается человеку самим Творцом - через веру. Вера не есть волевой акт человека - это дар свыше. Она сама властно овладевает человеческим существом, если человек готов к этому. Вера - не во власти человека, но человек - во власти веры.
Либо человек - во власти скепсиса, во власти субъективности, во власти воли и рассудка.
"Истину нельзя сообщить, ее можно только открыть в себе" (С) Декарт.
какое понимание Творца вам дал сам Творец?
Что значит "какое"?
Понимание Творца, которое дается - это вера.
Вера - это мистический опыт, переживание.
Это как любовь. Какое понимание дает любовь? Или чувство прекрасного? Или ужас перед бездной ничто? Это понимание - не рациональное, к которому приходишь путем рассуждений, а понимание, которое тебя захватывает и не отпускает...
так какое понимание вас захватило, да ещё и не отпускает?
словами это понимание выразимо???
Оно не "какое" - к нему этот вопрос не применим. Потому что понимание - одно единственное, оно или есть или его нет. Понимание - это открытость миру. Почитайте главу 7-ю "Языка философии" В. Бибихина, там об этом есть:
http://bibikhin.ru/yazik_filosofii#b138
Здесь важно понять, что Декарт совершил переворот в понимании истины. До Декарта истина понималась как следование Откровению, данному Творцом: мир соответствовал Творцу, поскольку сотворен им и знание о мире соответствовало миру, то есть было истиной, поскольку тоже исходило от Творца, было дано в Откровении, в Священном Писании.
Декарт поставил задачу найти такой "метод", который позволил бы человеку самостоятельно познавать мир, самому добывать истинное знание. Для этого он прибегнул к тотальному сомнению: "Что, если Творец - обманщик, сделал так, чтобы мы всегда заблуждались"? Где найти опору, основание истины в таком случае? Ответ был такой: основание истины - достоверность представления. Истинно то, что представляется истинным нашему разуму. Вещь - это то, как она предстоит нам, как она нами определена. Истина - в том, что вещь непосредственно созерцается умом так, как она есть сама по себе. Это называется интуиция.
Интуитивное созерцание вещи предстает как "само-очевидность". Она держится (основана) на само-очевидности существования "Я" субъекта: Cоgito ergo sum. Таким образом, источник истины был перенесен от Творца - внутрь познающего субъекта. С точки зрения теологии - это грехопадение человека.
а с точки зрения (т.з.) Теософии? а с т.з. Творца? а с т.з. Природы? а вы с какой т.з. говорите?
С философской.
Всё верно, всё правомерно! Кстати сказать, и Ницше так говорил устами Заратустры. Он говорил не о "мёртвом боге", о а том, что бог умер, следовательно, родился новый - в восприятии человека, - сам человек обновлённого самосознания, превзошедший себя прежнего.
Этот момент можно объяснить и таким образом. Человек, наблюдая рождение и умирание себе подобных, да и всего иного в природе мира, делает предположение о существовании Начала и Конца всего мира в целом, не имея понятия о том, что такое весь мир в целом. Так возник миф о Творце мира, о различии процессов рождения и сотворения, так появились Теогонии и религиозные Картины мира.
Возникновение взаимообусловленных теизма и атеизма одновременно - видится мне наиболее верной картиной мира. И поскольку всё течёт и меняется, восприятие самих терминов, и самой сути явлений теизм и атеизм тоже меняется.
В терминологическом смысле
АТЕИЗМ появился в XVI столетии во Франции, однако существуют косвенные свидетельства того, что идеи, которые сегодня могут быть расценены как атеистические, существовали ранее.
Добрый день,Божественная леди.Атеизм ,в моем понимании-это Лень,которая не любит думать ,рассуждать,а любит перечеркивать то ,до чего недодумалась.Атеизмом обладают те товарищи,что плохо развили свою Мысль или в них вселенной заложено другое содержание,как в Иуде Искариоте. и винить их за это не следует -пути Господни неисповедимы .С уважением Эль-ямарейон.
Добрый день, Эль-Марейон.
В моём окружении много очень достойных, трудолюбивых людей, называющих себя атеистами, отрицающих Бога, беседовать с ними интересно и даже творчески плодотворно. Я не соглашаюсь с отождествлением лени и атеизма, будучи в своём мире восприятия, но могу согласиться с вами, если вы уверены в этом, можете доказать, и такое ваше убеждение идёт во благо вам самой. Каждый видит мир по-своему верно, когда реализует своё развитие в избранном направлении. Но совершенно согласна с вами, что винить за убеждения людей не следует, а попытаться расширить восприятие хорошо бы.
МОЖНО объяснить любым образом... а каким образом НУЖНО объяснить? с позиции какого мировоззрения это НУЖНО делать???
Это вопрос к самому себе. Как вам лично нужно (полезно, доступно, красиво, интересно...) так и объясняйте. Философия не догматична. Вспомнилась притча "Старинный совет" - тут в конце подборки.
Миром,Феана ,правят противоположности :атеизм и теизм-тоже пример противоположностей.
А если так: Миром правит результат сравнения противоположностей: атеизм и теизм - тоже пример противоположностей.
Однако, машины сейчас тоже сравнивают и по результату сравнения выдают действия, настолько мощные, что могут уничтожить основную массу живого, породившего эти машины.
Но этим машинам, как говорится, "до лампочки" или "по-барабану", и теизм, и а-теизм.
Как-то всё туманно и неопределённо. На уровне "школы атеистов".
Мне удобно пользоваться противоположениями "теизм" - "деизм".
Разница в одной букве, но сравнение сущностей того и другого даёт поразительные результаты.
Аналогично, сравнение сущностей "данное" и "ощущение" тоже приводит к перспективным результатам.
"Ощущение" получается (возникает) как результат сравнения ДВУХ ДАННОСТЕЙ.
Спасибо.
Из трех вариантов миропонимания (Что объединяет науку, философию и теологию) следуют две ниши (субъект-объектный и субъект-субъектный миры) для существования религии. И от этого никуда не деться. Доказанный факт. Поэтому атеисты пусть гуляют лесом.
Эк всё запутано.
Чего проще: посмотрите в зеркало - что там видно?
То, что ВИДИТЕ в зеркале - это Тео. Это - одно "данное".
А то, что держит в руках это зеркало, и даёт от себя отражение - это Део. Это - другое "данное".
Машина - это чистое Део.
Машина получает от зеркала тоже Део, но только слабое, и даже очень слабое. И это - то самое "другое данное", которое, скажем, "второе".
А вот ПЕРВОГО "данного" у машины нет, поэтому машина себя в зеркале НЕ-ВИДИТ.
"Я есть Альфа и Омега, начало и конец"
И҆ рече́ ми: соверши́шасѧ. А҆́зъ є҆́смь а҆́лфа и҆ ѡ҆ме́га, нача́токъ и҆ коне́цъ
Откровение Иоанна 21:6 — Откр 21:6: https://bible.by/verse/66/21/6/
Начало (Альфа, Део) - Действие тела (вещи), от которого происходит влияние на зеркало, от которого это влияние приходит обратно к телу (вещи), от которого возникает ОБРАЗ (вИдение) тела (вещи) - Конец (Омега, Тео).
СВЕРШЕНИЕ - это и есть круг "Я", именуемый "Бытием", в котором моё маленькое "я" бытийствует частным образом.
Спасибо.
Философию,науку и теологию объединяет желание познать Бога.С уважением Эль-Марейон.
Именно так, Желание! Бездны самых разных желаний (познания, овладения, использования...) движут мирами. Только уровни осознания различны. И понятия, и слова, символы, цели... используют разные, к примеру, вместо слова "Бог" каждая наука ставит своё нечто, свою цель.
Философия познаёт систему знаний об общих, предельных состояниях мира, наука познает неведомую ей (до определённого времени) природу мира, теология изучает религиозные учения, а Бога познаёт пробуждённая душа человеческая. И у каждого свой неповторимый путь познания.
Желание Бога = Бога Желание! Но эта "формула" многим непонятна, увы...
Феана ,возможно,я категорична, но это оттого,что я всегда боялась людей , которые отрицают Бога .Но вернее всего все-таки то ,что мир-это жизнь противоположностей,что создали миры и нас в них,разных.
Эль-Марейон, конечно, понимаю вас, но мир в каждом человеческом восприятии уникален, хотя и кажется, что мы живём в общем, одинаковом для всех мире.
Люди, отрицающие Бога, как мне видится, просто не доросли душой до понимания глубины всеобъемлющего Бога, и отрицают они своё (далёкое от истины) представление о Нём. Только получив некоторый личный опыт, прикоснувшись к таинственному в своей же душе, а не где-то во внешнем мире, человек начинает понимать глубину, поистине космическую и божественную.
В Бога ли верить иль в человека?
В ум, интеллект или чувства, желанья?
Может быть, верить в себя и призванье
Стать совершенством короткого века?
Слабость всегда порождает сомненья,
Поиски силы в стремленье умов,
Жажду познанья далёких миров,
Но кратковременны жизни свершенья...
Если у вас нет желания Бога,
Бога желание вас не коснётся!
Мир атеиста, возможно, замкнётся
Новой планетой сурового срока.
Мир духовидца - желанием Бога
Крепнет и светится Бога желаньем
Новой звезды,
как прозреньем, призваньем
Мир сотворить
вне земного порога!
***
Я вижу совершенно естественным существование разнополюсных убеждений в обществе, в любые времена. Как разный возраст человека свидетельствует о различии его багажа знаний или жизненного опыта, так и возраст общества в целом. Вера традиционная или религиозная значительно повышает возможности всего общества к самосохранению. В безбожном обществе вероятность глобальных катаклизмов в разы больше, чем в обществе объединенном на уровнях души и духа.
Природа мира одухотворена, потому и долговечна.
Феана,ещё суждение:в Мысли души заложена вся информация о том,какая будет душа, то есть заложена вся ее судьба, вселенная наверное вложила в неё и идею .о Боге.Мысль,познавая самое себя,откроет и эту информацию ,и человек обязательно придёт к Богу или в детстве ,или во взрослой жизни,или в глубокой старости.И чем раньше она откроется,тем мудрее станет человек , мудрость даётся человеку с Мыслью для него.
Эль-Марейон, вы имеете в виду судьбу, замысел Творца о каждом воплощении?
Не сомневаюсь, что человек обязательно вернётся к Богу, само время жизни истекает из Единства - Вневремения, как из Источника Жизни. Хотя иные люди уходят неосознанно, даже в старости, не чувствуя в себе божественной искры... Реинкарнация - это путешествия Души.
Мне думается,что чистая душа,выйдя из Бога,из рая для неё,будет в дальнейшем жить в разных телах и разных мирах ,но будет всегда с Мыслью .Каждое тело (сначала самое тонкое ,но с каждым разом будет все более из грубой материи) умирает ,как наши тела.Возвратится в Бога без тела ,станет его частью ,Любовью,Блаженством,Гармонией, т е тем ,чем Бог воскрешает каждую душу и каждый раз возрождает себя.Каждый раз душе будет даваться новая Мысль и новое содержание ее .Я не представляю ,как возможна реинкарнация,если у каждой души своё собственное содержание...Возможно я ошибаюсь ,но Мысль моя даёт такое рассуждение . С уважением.
В процессе путешествия по разным мирам, пребывая в разных телах, сюжетах судьбы... душа изменяется, как и всё изменяется в мире перемен, иногда она сама себя не узнаёт, забывает... Мы не можем измерить неизмеримое.
Эль-Марейон, думаю, наш разговор атеисты причислят к безумному теизму :) Предлагаю покинуть эту тему.
Интересный, блин, текст... Автор, вроде бы, собираясь провозгласить себя атеистом, делает на всякий случай оговорочку, чтобы некий (любой) бог (вдруг он всё же есть на белом свете) заметил и учёл почтение автора к нему. Типа, просто я ТАК в него верю. Не так, как нас учат пузатые попы, не так, как пишут глупые церковные книжки, не так, как фанатеют фанаты Корана, а вот так по особенному.
Понятие СУЩНОСТЬ в данном контексте означает лишь одно: имеющее собственную волю НЕЧТО, бестелесное, а потому (вдруг...!) вездесущее, а потому всеведущее, а потому всемогущее СУЩЕСТВО, которое, к тому же, вечно и бесконечно. Это нагромождение "божьих" свойств в ЛЮБОЙ монотеистической религии, положенных богу по представлениям верующих. Которые (монотеистические религии) и есть суть проблемы, и сами же являются непосредственным опровержением сути своих учений. Пока эта религия была одна, книжники и фарисеи могли о чём-то спорить и рассуждать. Когда из этой ветхой сказки сделали пару сиквелов (один для гоев, а другой для другого богоизбранного народа), они стали своей сутью противоречить друг другу, взаимоисключать друг друга, вызывая религиозные войны.
При этом, сама ВЕРА не позволяет верующим даже рассматривать что-либо, касающееся предмета веры, вне контекста самой веры. Просто тупик. Либо веришь, либо думаешь. По сути, это два разных (противоположных) способа восприятия индивидом окружающей действительности (ОД). Любые противоположности - это не борющиеся меж собой Инь и Ян, Свет и Тьма, Бог и Дьявол, это ВСЕГО ЛИШЬ ГРАНИЦЫ СПЕКТРА ВОЗМОЖНОГО. Не надо приписывать им ВОЛЮ, её там просто нет. ВОЛЯ - это свойство СУЩЕСТВА, то есть - проявления жизни, а между инфракрасным и ультрафиолетом никакой борьбы нет, между ними просто спектр. При этом, ВЕРА позволяет воспринимающему ОД через неё, не "париться", не "греть голову", просто
добавь водыповерь в мечту, точнее - в идею, а что и как растолкуют те, кому положено. А пастве думать о чём-то, кроме предмета веры, вредно.Так, ну и что...? Эти верующие своего бога представляют себе не так, каким он на самом деле является...? Кто есть такой "Сам Творец"...? Как Вы, Сергей, отличаете "Самого Творца" от "Бога", которому поклоняются глупые верующие в него (того или иного)?
Да, скорее всего, практически - наверняка.
Кто же, всё-таки, по-Вашему, такой "Творец" ("Высшая Творящая Сущность"), который может попустить рождение, например, атеизма, или конкуренцию монотеистических "Богов", алчущих себе адептов, борющихся за прирост паствы...?
Скажу - не поверите...)))) Вся окружающая действительность (ОД) творится всегда в конкретных ситуациях, в результате стечения обстоятельств, являющихся следствием различных текущих процессов. Собственно, стечения обстоятельств и являются творцами ОД, однако ВОЛИ при этом здесь нет, и сочинять её для объяснения этого не требуется, она - лишняя сущность. Так сказать, случай - бог-изобретатель, однако "случай" - не с большой буквы, это не некто, имеющий волю, не надо его одушевлять.
очень просто - Творец и Бог - это разные Сущности с соответственно разными Именами. Речь о двуедино правильном познании и понимании Сути Любой живой сущности и Сути Её словесного обозначения.
Мировида не интересует чьё-либо (даже самое авторитетное!!!) мнение о чём-либо и в первую очередь - своё собственное мнение - ибо Мнить и Знать - это Земля и Небо.
На одном из начальных уровней познания и понимания Процесса Творения и сути Мироустроения - Творец (сакральная суть которого приоткрывается при правильном прочтении этого слова по-русски) - это Главный Конструктор Вселенной, возглавляющий Небесную Иерархию Духовных Сущностей, участвующих в процессе Творения...
Согласен. Я бы даже сказал ...))