Prolegomena. Тот, кто хочет ухватить бога за бороду должен прежде бодаться с Чалмерсом. Этот австралиец внёс сумятицу в казалось устоявшуюся парадигму философствования своей неконвенциональной теорией, однако, претендующей на истинность, - и это несмотря на не-верифицируемость его опыта и не-фальсифицируемость его идей. Не желая "расквашивать носы" физикалистам/физицистам, я не удержусь, чтобы напомнить им: истина всегда пресуппозиция, а не пропозиция, т.е полнота знания кукует не в одних лишь чистых понятиях, но и в изгваздывании об острую кромку бытия/небытия....
Чалмерс автор книги «The Conscious Mind» (1996; рус. пер. «Сознающий ум», М.: URSS, 2013), которую «The Sunday Times» признала «лучшей научной монографией года». В работе Чалмерс разделил проблемы сознания на «лёгкие» и «трудную». Лёгкие - сводят феномены сознания к нейро-когнитивным коррелятам. Трудная - ищет ответ на вопрос, как физическое, органическое, психическое становится субъектом опыта, квалиа. Ошибка Чалмерса, на мой взгляд, заложена уже в исходной посылке: физический процесс переработки информации у него даёт начало внутренней жизни, вопрос лишь - как?
Так и хочется спросить: а где физическое перестаёт работать как "физическое"? Другими словами: апейрон (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») Анаксимандра был "одним" или многосоставным, т.е. всей Вселенной во всём её многообразии или только первоэлементом? В том-то и дело, что физическое не переходит в квалиа, а со-положено ему, поэтому там, где сознание, там нет чёткого субстрата, границы, перехода и взаимоперехода, - там нет истории, поскольку сознание уже "есть" вдруг-данная-себе-субъектность, т.е. поли-субстратный поли-субъект. И отрекаясь от редукционизма в его махровом физикалистском варианте, Чалмерс напускает туману: мол квалиа - фундаментальные переменные, такие же незыблемые как скоростью света, масса, гравитация, корпускулярно-волновой дуализм... И, как панпсихист и эпифеноменалист, он вплетает мысль в законы физики, а не биологии. Это его попытка спрятать собственный физикализм и физицизм за гримасой Пана, Вакха, умиляет.
Но что меня сближает с Чалмерсом?
Чалмерс верит, что квалиа не материя - я поместил мысль на "кромку" бытия/небытия, между Сциллой (сущего) и Харибдой (не-сущего)...
Чалмерс назвал свою теорию «натуралистический дуализм» - я: "а-типичным дуализмом", предположив, что ментальная каузация (сверху вниз) и физическая каузация (снизу вверх) со-положены, но не обусловлены, что есть фактор Ничто, которое, как сама-себя-полагающая негация, носит под сердцем плод нераздельной любви к бытию, т.е логос...
Но что нас разделяет?
По Чалмерсу квалиа вездесуще, оно во всех задворках Космоса, в каждом пространственно-временном событии; эти события не просто "есть", "были" и "будут", но они ещё и оставляют по себе пресс-релиз в виде "информации", которая, якобы двуаспектна: она и вещь и феномен. Человеческий мозг как "Машина Тьюринга" перерабатывает этот массив данных, и тут - о чудо! - рождается ум... Далее следует панпсихоз на тему субстантивного единства сознания и Вселенной, мол, не только мозг источает мысли как печень - желчь, но и нейтрино, и Базон Хигса, и планеты, и галактики, и даже, - побоюсь предположить - чёрные дыры...
Вся эта мифология Чалмерса, якобы решающая трудную проблему сознания, упирается в его же «пан-протопсихизм», где он городит ещё более высокий штакетник, за которым сознание, будучи по Чалмерсу нематериальным фундаментальным свойством Вселенной, как-то связывается с материальными объектами фундаментальными психофизическими законами. Но как - Чалмерс умалчивает...
Монистическая гипотеза Чалмерса предполагает обусловленность физического ментальным, т.е. утверждается ментальная каузация (сверху вниз); я же считаю монокулярный взгляд на субъектность ущербным: действительно только встречное движение вещи к субъекту и субъекта к вещи, т.е. бинокулярная субъектность, когда обе каузации уравновешивают себя, рождая форму вещей, явлений, предметов в точке со-положения.
Как решить затруднения "трудной проблемы"?
1. признать, что сознание не монокулярно, а бинокулярно, а следовательно и Вещь и Я со-положены, а не противопоставлены в формогенезе...
2. признать, что часть ментального присутствия незримо "присутствует" в Ничто, где хранит и откуда извлекает квалиа.
3. показать, что позитивная (Парменид) и негативная (Горгий) онтологии могут быть со-положены, и тогда решение и трудной проблемы (Чалмерс) и провала в объяснении (Нагель) будет выглядеть следующим образом: мысль/мышление, хотя и не причастно к сущему, не-сущему, обоюдному субстантивно, феноменально и ноуменально, тем не менее соприкасается с этими антиномиями областью сиюминутного, будучи притворно-сущим. Отсюда следует, что мысль обретается на «кромке» бытия/небытия. И если признать факт этой онтологической нейтральности мышления, пребывающего на демаркационной линии, разделяющей метафизику на два равноудалённых полюса внутри Единого, то часть, если не половина, ментальной сферы, - в том числе и qualia, - должна отойти к Ничто, откуда не-сущее рекрутирует в пещеру Платона эйдосы, располагая и субстратами, которые неочевидны, но без незримого присутствия которых за кулисами ментальности нельзя понять как мысль одновременно и бытийствует и ничтожится.
4. использовать для дискурса о сознании неконвенциональные речевые импликатуры (non-conventional implicatures), т.е. словарь и грамматику theologiae negativae
5. заменить понятие квалиа более подходящим термином - бинокулярный ответ. О «субъективные качества сознания (experience)» или «сенсорные качества», в существовании которых усомнился даже такой титулованный автор Оксфордского словаря как Алекс Бёрн (Byrne, A. Sensory Qualities, Sensible Qualities, Sensational Qualities // Brian McLaughlin and Ansgar Beckerman (ed.) Oxford Handbook of Philosophy of Mind, 2009. P. 268-280), сломано немало копий. Понятие квалиа в англо-американскую философию сознания ввёл Кларенс Ирвинг Льюис. «Существуют, - пишет он в своей книге «Ум и порядок», - примечательные характеристики, качественные особенности чувственных данных (the given). Они тиражируются из переживания в переживание; я называю их “квалиа”» (Lewis, C.I. Mind and The World Order: an Outline of a Theory of Knowledge. Charles Scribner’s Sons, New York, 1929. P.121). Задавшись целью систематизировать эти постоянные свойства, дать дефиницию сознательного психического состояния, Дэвид Чалмерс (hard problem of consciousness) указал на то, что «сознательным психическое состояние делает его переживание, в результате чего мной уясняется – каково это что-то переживать; так появляется качество у чувства (qualitative feel), его феноменальное свойство, или - квалиа» (Chalmers, D. J. The Conscious Mind // Search of a Fundamental Theory. Oxford: Oxford University Press, 1996. P. 4) Ясно, что не стоит смешивать качества вещей, нами воспринимаемых (sensible qualities), c качествами самих ощущений (sensory qualities).
Таким образом, можно выделить два принципиально различных взгляда на феноменальные свойства: 1) квалиа – это горячая печать (тавро) субъективности на всех без исключения актах восприятия, сопутствующая рефлексия о перцепции и апперцепции, сообщающая субъекту – каково это быть почтовым ящиком для корреспонденции, телом с его рецепторами и органами чувств - видящими, слышащими, осязающими, обоняющими, вкушающими мир тем или иным образом, с позиции субъекта интеракций, с учётом опыта прожитых лет, гендера, личностных особенностей (personal identity) и прочих социо-культурных и индивидуальных различий; 2) квалиа – это химера, подменяющая субъектность рефлекторностью, когда «Я», прежде числившее за собой прерогативу на само-полагание, осмысленное бытие в мире, отдаёт корону психическим и биологическим детерминантам, лишающим сознание даже иллюзии индетерминизма. Но назрела необходимость в пересмотре понятия qualia в свете монокулярно/бинокулярной парадигмы, и тогда Бинокулярный ответ - это единственно верная теория.
Таким образом, сознание по Чалмерсу не является супервентным на физическом, мы добавим: оно не является супервентным и в отношении популяции, страты, социума, искусственного интеллекта, которые, отдавая ментальному часть каузации, не детерминируют его окончательно, всегда оставляя открытой дверь для Ничто, которое и отвечает в конечном итоге за индетерминизм и свободу воли субъекта...
Комментарии
То, что "придумал" Чалмерс, выдвинул ещё Гоббс, полагая, что мышление — переменная телесных актов и сводится к движениям тела и в теле. Не интересен мне этот Чалмерс. Скучный)) Уж куда пригоднее монизм Спинозы, тело и душа - атрибуты природы, т.е. Бога ...Нет никакой проблемы - есть попытка использовать тело как машину, получив ключики, тех-талан и заправленный под завязку бак - вполне себе капиталистический подход))) Но вот куда, зачем и как она едет? Телеология - этот насущный вопрос оставлен без решения, поскольку и водитель у австралийца - робот, авто-пилот, искусственный интеллект))) Так англо-американская философия сознания убивает внутренний опыт, - просто давит его на шоссе протекторами... Бухгалтерская мечта редукционистов — свести душу к элементарным процессам, к органике, к физиологии, к высшим функциям коры головного мозга, к машинному интеллекту...
Куда интереснее Чалмерса к проблеме подходит английский физиолог Дж. Экклз, автор известных работ по природе синаптической передачи, считавший, что дух действует на мозг, а мозг на дух через синапсы... Хотя были и химеристы, так Ю.Б.Гиппенрейтер, пожелавший непротиворечивым образом соединить воду и пламя, бога и дьявола, сформулировал решение таким образом: «Имеется единый материальный процесс, и то, что называется физиологическим и психическим, — это просто две различные стороны единого процесса. (…) Дело обстоит не так, что существует мозговой физиологический процесс и в качестве его отсвета, или эпифеномена, психический процесс. И мозговые и психические „процессы“ (процессы в кавычках, ибо они не имеют самостоятельного существования) — это лишь две разные стороны из многих сторон, выделяемых нами, обобщённо говоря, в процессе жизнедеятельности. (…) видимые случаи взаимодействия души и тела могут быть проинтерпретированы совершенно иначе — просто как два разных проявления одной общей причины» (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 1996. — ISBN 5-88711-011-2.) Ясно, что здесь крючкотворство притворно решает проблему, - наблюдатель просто закрыл один глаз ладонью, в результате чего бинокуляность сменилась монокулярностью, что есть само-обман))
Но в парадигме Парменида, табуировавшего то, что в Софисте Платон назовёт τὸ µηδαµῶς ὂν никоим образом не сущем (237 b), решить вопрос ментальной каузации невозможно. Следовательно, только признав, что сознание порождается чем угодно, но не физической каузацией, что Ничто, - как и Бытие, - есть СРЕДОСТЕНИЕ, "кромка", на которой обретается мысль как притворно-сущее, можно решить hard problem of consciousness в логике мысли, а не физицистско/физикалистской химеры Д.Чалмерса)))
Таким образом, сознание по Чалмерсу не является супервентным на физическом, мы добавим: оно не является супервентным и в отношении популяции, страты, социума, искусственного интеллекта, которые отдавая ментальному часть каузации, не детерминируют его окончательно, всегда оставляя зазор для Ничто, которое и отвечает в конечном итоге за индетерминизм и свободу воли...
По мне (далее «по мне» равно ИМХО), суть проблемы сознания в том, что сознание ничем не порождается (ни физтелом, ни психикой, ни умозрением). Оно есть исходно. Это в нем «порождаются», пребывают субъекты/я и их объектные миры (физические, психические и ментальные). Психика разворачивает (наполняет сознание своим контентом) для субъекта феноменальную картинку сознания. Ум разворачивает/конструирует в сознании ментальную модель «объектный мир субъекта», а субъектку/я в сознании представлена «тотальная картинка» феноменальной данности мира, упорядоченная умозрением в логическую модель феноменального мира. Откуда психика и ум черпают/извлекают объекты (феномены и ноумены), наполняя сознание контентом («тотальной картинкой»)? Они черпают объекты, наполняя ими сознание, из Ничто, Пустоты, Абсолюта, Одного. Таким образом субъект оказывается в сознании (а не без/вне сознания) воспринимающим и умозрящим свою «объектноую действительность», или объектный мир и никакого иного мира субъекту не дано, пока он опирается на свой ум. Вот устранение активности ума из восприятия субъекта позволяет ему «видеть мир» не в модели «на самом деле», а непосредственно в откровении Реальности (Единого, Ничто, Абсолюта).
Главные идеи Чалмерса поразительным образом созвучны моим идеям: его сознание - вездесуще; моё поли-субъектно и поли-субстратно. Смотрим лекцию Д.Чалмерса и сравниваем с моими текстами https://clck.ru/NxLFa
Вездесущесть (поли-субъектность) сознания в том и заключается, что не сознание "дано" субъектам/я или их объектным телам (физ., психическому, ментальному), а ВСЁ дано в вездесущем сознании: и субъекты и их объектные миры и их объектные тела. Это пантеизм, "поставленный с головы на ноги". Всюдность Бога, Абсолюта, который и трансцендентен миру и в то же время имманентен миру заключается в том, что способ данност ВСЕГО есть Божественное Сознание, в котором пребывает и Творящий и его творение-мир-природа. А частным проявлением Сознания выступает сознание частного субъекта, наполняющего инд. сознание скромным контентом - малюсеньким объектным мирком, "сотворенным" потугами, отвечающими индивидуальной субъектной сложности человека.
По поводу расхожего мнения на ФШ, что, мол, данность - детерминанта, нивелирующая сознание... Вот подвиг не "дан", и самопожертвование - не "данность", хотя могут привести в качестве контр-аргумента некую пред-заданность поведения, выпестованного в системе моральных координат... По мне же нет низших и высших структур психики, где одни обуславливают другие, а есть бинокулярность, когда внутреннее и внешнее устремлены одно к другому (перенос/контр-перенос), - редукционизм, однако, споткнулся о невыводимость квалиа из физического, органического, биологического, популяционного, признав наличие трудной проблемы... Данность - детерминанта, элиминирующая (лат. eliminare — изгонять) сознание, внутренний опыт, душу, дух... поскольку рассматривает физическую каузацию (снизу вверх) основанием для детерминистически замкнутого Универсума. Но сознание индетерминистично, оно скользит по субстратам, как мальчишка на коньках - по замёрзшему озеру. Скажете: вот и дано, но мальчик может и плавать, и летать, и вообще не-быть, войдя в регион Ничто, где его днём с огнём не сыщешь. Ибо человек не дан себе, он становится человеком в акте очеловечивания, который сам по себе не пред-задан, а является чистым творением Ex nihilo... Об этом "СОЛЯРИС" Андрея Тарковского, где Харри становится человеком, поскольку даже всесильный океан-мозг не может сделать за неё то, что способна сделать только она сама, отсюда и аргумент тела, точка зрения от первого лица, которую не перевесить ни какими объективными исследованиями сознания...т.е. по сути агностицизм.
Юрий! Вы даете очень интересный и важный подход к рещению "трудной проблемы сознания". Очень важна критика Чалмерса. Посмотрел его видео на блоге ТЕД. на которое Вы дали ссылку на FB...
Но как включить феномен сознания в целостную Научную картину мира. чтобы это приняли математики и физики?
Используете ли Вы в Вашем подходе идеи Василия Налимова, в частности его мысли, высказанные в работе "Осознающая себя Вселенная"(1996)?
Я читал Налимова в юности "Вероятностную модель языка"... То, что он пишет, на Западе развивают панпсихисты, к коим себя причисляет и Д.Чалмерс. "Мы можем также научиться пространственно воспринимать Мир смыслов, если сумеем неким достаточно наглядным способом задать образ семантического поля. Так мы можем геометризовать наши представления о сознании и создать язык, близкий языку современной физики" (Налимов).
Мне это близко. Чужая ментальность может бытийствовать по трём сценариям: 1) сигнала-кода, который, попав в наше "семантическое поле" (Налимов) и просто "поле" (Курт Левин), собирает чужую мысль/образ из местных комплектующих; 2) гипостазированного идеального объекта, обладающего энтелехией, целостностью, он не расчленяем, не растворяется на фракции, и попадает в наш ум и сердце в форме доминанты, а по сути - субъекта; 3) некоего виртуального-геометрического объекта - сферы, тора, скульптуры, которую можно облазать вдоль и поперёк, и которая лежит за пределами поля, в эмпиреях(от др.-греч. ἔμπυρος — огненный) — в античной натурфилософии одна из верхних частей неба, наполненная огнём.
Натуралистические концепции сознания (функционализм, двухаспектный подход) сталкиваются как минимум с четырьмя неразрешимыми проблемами: проблема природы квалий (физически их не существует, а субъективно они есть), проблема единства сознания (мозг подобным единством не обладает), проблема детерминации Я (тождество Я не может быть обусловлено ничем материальным, ни атомарным составом мозга, т.к. этот состав обновляется, ни строение мозга - поскольку строение можно в принципе скопировать, а Я -нет), кроме того, натурализм не способен объяснить ментальную каузальность, отличную от физической каузальности, а, следовательно, не способен объяснить откуда субъекту известно о наличии у него феноменального сознания. Альтернатива: либо дуализм материи и сознания, либо объективный идеализм. Аргументом в пользу идеализма является квантовая механика, которая, в силу отсутствия механизмов "объективной редукции", естественным образом приводит к идеализму (редукция существует лишь в сознании (памяти и восприятии), а значит и любая физически определенная реальность также существует лишь в сознании). См. подробнее: Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них
В любом случае, друзья, милости прошу в тему Как выделить ДНК бытия/ничто́ из опосредующих их сущего/не-сущего? https://clck.ru/SRvvD