Это главка из недонаписанного о нравственности. О нравственности еще не готово, а дополнительная главка вдруг написалась. Дополнительная, т.е. не прямо в тему текста, а рядом.
Добавить ее спровоцировала тема Владимир Старк, 3 Август, 2025 - 19:07, Страдания в планах Бога, обсуждение в моей теме про необходимое для вреда, да и давно хотелось в этом разобраться.
… Ложность противопоставления телесного духовному. (Дополнительное)
Ограничение телесных желаний – воздержание, посты, предельное ограничение в жизни людей телесного (плотского, материального, чувственного) – аскеза, усмирение плоти, уход от «мирского-тленного-искусов» - самые распространенные способы, считающиеся необходимыми для достижения людьми «духовности», обретения «знания», для постижения «высших сил» и «высших сущностей». При этом телесное может определяться как «греховное», «темное», ложное, ничтожное, несущее зло, или как само зло, страдания и т.п. Телесное может восприниматься, как причина себялюбия, гордыни, жадности, капризности, невоздержанности и пр. пороков, «греховности».
И телесное (плотское, материальное) может определяться как противостоящее духовному.
Непосредственная жизнь людей с исполнением в наибольшей мере своих желаний – самоценна, самодостаточна. Содержание и направленность желаний при этом определено стремлением продолжать свое [телесное] существование с получением от этого наибольших удовольствий. Эта непосредственная жизнь - как самодостаточная, самоценная – может считаться смыслом жизни людей и Жизни вообще. При этом непосредственная жизнь может полностью или почти полностью заключаться в следовании своим телесным желаниям. И, действительно, духовное – выходящее за пределы непосредственных телесных желаний – может отсутствовать в непосредственной жизни людей или только использоваться для следования своим[, в основе своей – телесным,] желаниям.
Соответственно, ограниченность людей своей непосредственной жизнью, своими желаниями может исключать духовное. Желания телесные могут «вытеснять» духовное, занимая все время и силы людей. Желания телесные могут противопоставляться духовному, если оно воспринимается как отказ, ограничение желаний телесных.
Поэтому объяснимо, почему путь к духовному может предполагать отказ от телесного, ограничение телесного, может предполагать противопоставление телесного духовному.
Однако, противопоставление телесного духовному – это, во-первых, не учитывание сущности самого телесного как необходимого, неизбежного, и, во-вторых, это «противостояние» есть видимость другого действительного противостоящего: ограниченного, частного - полному, всеобщему.
Сохранение людьми своего [телесного] существования невозможно без следования людьми своим желаниям. Следование людей своим желаниям - необходимое для выживания, жизни. Желания-чувства указывают человеку (всему Живому) о необходимом ему. Следование своим желаниям, чувствам для Живого – нормально, необходимо, незаменимо. Только сам отдельный человек через желания-чувства может знать, что ему нужно для жизни - только он может ощущать свои желания, т.е. потребности для его жизни.
Борьба с телесным ради достижения духовного, для облегчения движению к духовному и т.п. – это борьба с необходимостью людям жить, существовать. Это борьба с самой жизнью людей, без которой не может существовать у людей и духовное. Для людей как живых существ определено, задано природой обладать всегда одновременно и телесностью, и возможностью духовности. Поэтому эта борьба бессмысленна, ложна. Противопоставление телесного духовному ложно, они друг другу не противостоят. Поскольку одно – телесность – есть обязательное условие существование другого – духовности.
Так же ложно восприятие людьми, живущими непосредственной жизнью, своей частности, единичности, отдельности как важнейшей ценности, как единственности-неповторимости-бесценности себя, людей вообще. Частность, единичность, отдельность непосредственной жизни и людей, ею живущих, есть случайное, ограниченное, временное т.е. ничтожное. Действительной ценностью является способность, возможность людей жить всеобщим, безграничным, вечным – жить пониманием. Конечно, даже одно продолжение жизни людей какими бы они ни были, разнообразие людей, мнений, действий людей ценны сами по себе, т.к. это необходимо для продолжения жизни людей в целом. Но эта безусловная ценность есть не ценность людей в их частности, а есть ценность сохранения возможности для людей следовать своей всеобщности, разумности.
Действительная же противоположность, которая лишь кажется, видится противопоставленностью телесного и духовного – противоположность ограниченности, частности, временности людей, занятых непосредственной жизнью, и полноты, всеобщности, вечности человеческой сущности - в способности людей к постижению вещей (и себя, и других людей) какие они есть и в способности изменять себя и окружающее к лучшему.
Следование своей непосредственной жизни, только или в основном своим [телесным] желаниям – проявление пренебрежения человеком своей всеобщностью, это ограниченность своей частностью, случайностью. Это и есть настоящее зло и настоящий грех.
То, что при следовании человеком своей всеобщности, разуму люди по-прежнему будут желать (им будет нужно) иметь больше, лучше, чаще, другое и т.д. - безусловно. Отдельному человеку через его желания лучше ощутимо необходимое ему. Лишнего он сам не захочет - не будет нужно.