Размышление Гегеля о том, что философия вообще не нуждается в особой терминологии, заставляет задуматься над сутью этого высказывания. Гегель – это Аристотель, гений второго тысячелетия. Гений в отличие от таланта всегда стремится раскрыть суть явления, а с точки зрения единства слова и дела великих людей необходимо признать, «что великие люди хотели того, что они сделали, и сделали то, что хотели». (ЭФН, § 140).
Как же понять то, что великие хотели и что они сделали? Почему непонятен и «темен» их язык о природе и сути явления? Попробуем найти ответы на заданные вопросы.
Известно, что в концепции современного естествознания в культуре языка преобладает математический характер. Математика провозглашается языком физики. Естествоиспытатели считают, что роль доказательства играет не логика, а интуиция с математическим уклоном, которая идет поверх всякой логики. Математика резюмируется как мать философии.
В итоге гуманитарная культура «выключена» из практической и творческой деятельности человека в естествознании. Вследствие этого монополия естественнонаучной культуры неизбежно привела к застойным явлениям в физической теории. Все достижения и открытия в области практического естествознания теоретически обрабатываются и понимаются на уровне математической и элементарной логики.
В качестве примера возьмем книгу Нобелевского лауреата Стивена Вайнберга «Мечты об окончательной теории». Сам поиск окончательных законов природы именуется автором как интеллектуальное приключение. В главе «Против философии» ученый заявляет, что не видит в профессиональной философии никакой пользы. В рассуждениях об Аристотеле говорится, что его «физика» была не лучше, чем более ранние и менее премудрые высказывания Фалеса и Демокрита. По Вайнбергу, вина Аристотеля состоит в том, что он не ставил своей целью КОЛИЧЕСТВЕННОЕ объяснение явлений природы. По всему видно, что Вайнберг не понимает Аристотеля, так как у Нобелевского лауреата явно отсутствуют понятия по философии природы.
Здесь необходимо пояснение. Содержание как у математической так и у философской логики в данном случае одно и то же – это законы природы. Но, подобно тому как некоторые вещи, как говорит Гомер и вторит ему Гегель, имеют два названия: одно – на языке богов, а другое – на языке недолговечных людей, – так и для этого содержания существуют выражения на двух языках. Одно – на языке математической и рассудочной логики, представленной в конечных категориях и односторонних абстракциях мышления, другое – на языке конкретного понятия (меры, сущности, закона).
Вернемся к теме примера. Гений Аристотеля обнаруживается в его открытии того, что условием КОЛИЧЕСТВЕННОГО измерения является КАЧЕСТВЕННОЕ единство явлений – главное условие научного измерения и исследования. По поводу учения Фалеса и других мыслителей Аристотель замечает, что они оставляют необъясненным ИСТОЧНИК ДВИЖЕНИЯ, в котором заложена «действующая причина» явлений. Эти замечания можно отнести как к теории самого Вайнберга, как к теории Ньютона, так и к концепциям современного естествознания.
Основа научного, диалектического познания природы – ее явления. Рассмотрим классический пример с магнитом. Если разрезать магнит на две части, то у каждой его части по-прежнему будет два полюса, то есть магнит является диполем. Данный пример приведен для лучшего понимания и усвоения некоторых принципов диалектики в дальнейших исследованиях процессов и явлений. Но уже сейчас важно отметить то обстоятельство, что противоположность, воспринимаемая в системе «магнит» как ПОЛЯРНОСТЬ, проходит красной нитью через всю природу, есть всеобщий закон природы, а диалектика – это наука о диполях, выражающих единство и неразрывность противоположностей.
Теперь обратимся к понятию сущности в физике естествознания и точных науках, где без математики нельзя сделать ни шагу. Известный английский математик и философ, Нобелевский лауреат Бертран Рассел считал, что сущность является бестолковым, лишенным точности понятием, которое никак не укладывается в язык математики. Рассел также полагал, что почти все учение Гегеля ложно. Но как профессионального математика его волновала тема «переменных величин». Что такое «переменная» в математике вообще? По этому поводу Рассел говорил, что это одно из самых трудных для понимания понятий, но решение трудностей ученый видел только в математическом, количественном объяснении процессов. В итоге поиски Рассела по данной теме с помощью математического метода закончились безрезультатно. У Гегеля находим, что следует признать поиски «всех различий и всех определенностей предметного только в количественном одним из предрассудков, наиболее мешающих как раз развитию точного и основательного познания». (ЭФН, § 99).
Напомним, что математика вообще не в состоянии доказать определения величины в физике, поскольку эти определения суть законы, имеющие своей основой КАЧЕСТВЕННУЮ природу моментов. Далее обратимся к положению о разрешенном противоречии, которое есть основание, сущность как единство положительного и отрицательного. Единством положительного и отрицательного в математике или теории измерения является единство качества и количества, то есть МЕРА, которая является однопорядковой категорией с сущностью и законом. В философии ЧИСЛА единство противоположностей выражено единством единицы и численности. Следовательно, в качестве единицы измерения, в качестве одной из «переменных величин» в Высшей математике фигурирует понятие Высшей логики – СУЩНОСТЬ (закон).
Итак, в различном понимании сущности лежит и различие языка. В элементарной логике сущность понимается как ПРИЗНАК, свойство явления, поэтому современная Высшая теоретическая школа объясняет практические действия и технологию на языке здравого смысла, где противоположности изолируются. Противоречие, сущность и весь диалектический язык предстают перед здравым смыслом в роли курьеза и бессмыслицы, которая двоится в виде ПРИНЦИПА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
В диалектике ПРИЗНАК развит до ПРИНЦИПА, который и лежит в понятии сущности, противоречия. Разрешенное противоречие есть сущность. Все вещи и явления суть ПРОТИВОРЕЧИЯ. Поэтому в Высшей математике одна из переменных является КАЧЕСТВЕННОЙ переменной в виде противоречия, сущности, закона (в задачах по естествознанию это Всеобщий закон превращения движения). Конечно, как свойство противоречие отличается от противоположности, но как принципы движения они едины. Развитие, движение идет путем противоречия, т. е. идет по единому принципу. Важно отметить то, что сущность в математике играет роль независимой, полагающей величины в качестве аргумента, в качестве разрешенного противоречия. Это говорит о том, что задача решается уже в единице измерения, а не в численности.
Вернемся к примеру Ахиллеса и черепахи. Чтобы разрешить парадокс, пришлось привести условия задачи к квантовому характеру движения и решать задачу в рамках сущности, и далее – сосчитать численность (два прыжка), когда Ахиллес догонит черепаху. Задача разрешается фактически на первом этапе (действии) решения (толчок и инерционный скачок). В толчке (независимой переменной) совершается работа с определенной для каждого участника скоростью, в скачке (зависимая переменная) показывается результат работы. В новой редакции задачи сразу видна ошибка Зенона при составлении парадокса. Ошибка состоит в том, что автор задачи произвольно меняет зависимую функцию от аргумента, урезает и дробит результат. Этим действием в первую очередь нарушается закон сохранения энергии в фазе скачка, что достаточно для констатации ошибки.
По такому принципу проводится диагностика, например в медицине. Посылается эталонный сигнал на вход квантового преобразователя (КП) движений, а по выходному сигналу диагностируют состояние КП. В качестве КП может быть исследован любой орган человека. Трудность состоит в обработке сигнала в нано- и сверхнанообластях. Это сверхбыстрые и сверхкороткие процессы. Здесь нужны приборы обладающие сверхбыстрой обработкой сигнала. Идея сверхскоростного квантового компьютера появилась в конце 1990-х годов. Стартовые позиции в России и в Америке были одинаковые. Но в России менталитет ближе ко второй ступени познания, где проходят интеллектуальные, абстрактные дискуссии, а в Америке люди прагматичны и находятся ближе к третьей ступени познания, где преобладают практика и технология. Естественно, Россия в области новейших, научных технологий находится далеко не на первом месте, и первая задача – «привязать» ИДЕЮ к практическому ИНТЕРЕСУ. Необходимо учиться воплощать идеи на уровне технологий. Решение практических задач – это обязательное условие диалектики познания и развития. Теоретическая база для этого – философское положение о разрешенном противоречии.
(Продолжение следует.)
Комментарии
leonidkrasilnikov:
***
Из http://www.molomo.ru/myth/fauna.html
Если дождевого червя разрезать, обе половинки продолжают жить. Если червя разрезать пополам, продолжает жить лишь его передняя часть. У задней части в рассеченном месте образуется хвост, так что у нее появляется два хвоста. Но головы у нее нет, питаться она не может, поэтому неминуемо погибает. Если же отрезать только небольшую переднюю часть червя, то она погибнет, а в месте разреза вырастает новая голова, и червь продолжает жить. Дело в том, что при этом не будут повреждены органы регенерации, которые расположены между 9 и 15 сегментами червя (все его тело может содержать до 180 сегментов).
***
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
Если разрезать пополам дождевого червя (Lumbricus), то у отрезанной задней половины образуется новый головной конец, с нервными узлами, пищеводом и т. д. Равным образом у передней половины образуется задний конец тела; из одного первоначального животного образуются два новых. Этой способностью обладают многие ресничные и кольчатые черви (Turbellaria и Annelides).
***
http://1001fact.ru/2011/12/interesnye-fakty-pro-zemlyanogo-chervya/
Если земляного червя разрезать пополам, он выживет и самовосстановится. Так как у него имеется некоторое количество наборов жизненно-необходимых органов. Если разрезать червяка со смещением центра, то останется жить только большая часть. Ну а если изрезать червя на несколько частей, он погибнет.
***
Вот нигде не нашел:// отрицательный полюс (задний проход) становится теперь положительным полюсом, т. е. становится ртом//
Обычно законы симметрии и асимметрии (в самоподобии) действуют на уровне червяков. Пожалуйста, дайте ссылку где вы это вычитали.
***
Более того, известно, что:
Хотя нашли редкие исключения, для низко-эволюционных (гетероморфоз).
Благодарю за конкретное замечание по приведенному в работе примеру. "Проблемный" пример заменен.