История философии показывает, что Гераклита не случайно считали «темным». Он впервые выразил через противоречие одно из сложнейших понятий философии – понятие становления. Это открытие и диалектику Гераклита оценил через две с лишним тысячи лет Гегель. Мыслитель писал, что здесь перед познанием открывается «новая земля»; нет ни одного положения Гераклита, которого он, Гегель, не взял бы в свою «Логику».
Исследование и разрешение противоречий лежат, как считал Гегель, в основе диалектики. А «разрешенное противоречие есть основание, сущность, как единство положительного и отрицательного».
В 21 веке история повторилась. Только теперь «новая земля» открылась перед взором современных исследователей. Положение Гегеля о «разрешенном противоречии» оказалось не менее «темным», чем высказывания Гераклита. Здесь вслед за мудрецом можно повторить: «Я не знаю строгого значения ни одного из слов данного положения».
Обстановка по этой теме на сегодняшний день такова. Разрешение противоречий Зенона двадцать пятый век находится у философов только еще в стадии обсуждения. О понятии «сущности» в философии можно услышать следующее: «2500 лет оказалось недостаточно философам для того, чтобы решить эту проблему и превратить понятие «сущность» в норму обыденного сознания». Вместо единства повсюду в логике наблюдается изоляция противоположностей.
Почему же столетиями и тысячелетиями отмечается «топтание на месте» в философии? В чем причина?
История указывает на то, что проблема лежит в искусстве оперирования с понятиями философии. Положение о разности в диалектике позволяет классифицировать два способа оперирования с понятиями. Первый способ – это врожденный способ, которым пользуется элементарная (формальная, рассудочная) логика. Рассудок изолирует противоположности как истинные и значимые. И это его, рассудка, основное правило. Разрешение противоречий не является предметом формальной логики. Элементарная логика может противоречия только фиксировать, но не решать, так как текучие, относительные понятия не поддаются ее методам. Другими словами, методы для исследования конечных вещей не подходят для решения противоречий бесконечных процессов. За многовековую историю многие исследователи пытались нарушить эти правила и решить противоречия, но каждая такая попытка упиралась в «тупиковую ветвь», и на «древе познания» эти ветви преобладают.
Подобное положение наблюдалось в философии вплоть до появления на научном небосклоне Гегеля, который ввел в науку логики идею универсального движения и изменения (становления, превращения). Таким образом в философии зарождался новый диалектический способ оперирования с понятиями, для овладения которым необходимы были не только способности, но и образование. Если рассудок изолирует противоположности (дуализм волны и частицы; в понедельник – волна, во вторник – частица), то разум, диалектика, напротив, познает одно в другом, познает, что в одном содержится его другое (единство волны и частицы; волна есть траектория, функция частицы). Такую диалектическую логику по аналогии с математикой можно назвать Высшей логикой.
Итак, перед теорией естествознания лежит задача, состоящая в том, чтобы решить фундаментальное противоречие Вселенной – квантовое самодвижение природы. В поисках сущности будем действовать в рамках положения о разрешенном противоречии.
Выстраиваем противоречие в виде единства противоположностей. Исторически первым в отношении движений в 19 веке был найден механический эквивалент теплоты. Простое мерное отношение единства этих движений, очевидно, можно выразить уравнением:
Х теплового движения А = Y механического движения В
Таким образом, посредством мерного отношения натуральная форма механического движения перемещения (взаимодействие отталкивания и притяжения) становится формой меры теплового движения (взаимодействия нагревания и охлаждения). К концу исследования других мерных отношений процесса, который более подробнее рассмотрен в первой части работы, получается всеобщая форма перемещения эквивалента движений:
Х теплового движения А, или Y механического движения В, или т. д. = единому принципу перемещения.
Теперь рассмотрим логический процесс поиска сущности. В Высшей логике процессы суть суждения и умозаключения, которые в свою очередь являются непосредственными формами понятия. В суждении происходит первоначальное разделение единого на субъект и предикат, в умозаключении важную роль играет средний термин, связующий крайние члены. Технологический процесс поиска сущности в общем виде выражается в форме третьей фигуры умозаключения: Е (единичное) – В (всеобщее) – О (особенное). Здесь учитывается тот факт, что формы умозаключения, начинающиеся с единичного, экспериментальны и основываются на опыте. Задача логического процесса – найти связь известных свойств перемещения и превращения движения с конкретными формами движения на основе общего закона. Для этого необходимо доказать посылки силлогизма, и тут, как всегда, практика неожиданно вносит свои коррективы.
По законам логики, соотношение Е – В доказывается первой фигурой умозаключения: Е – О – В, но, вследствие того что термины этого умозаключения должны быть также философски опосредствованы (а современное мировоззрение не оперирует такими технологиями), вводится поэтапное доказательство терминов. Если говорить категориями, то доказательство идет путем восхождения от единичного к особенному и от особенного к всеобщему. Такая технология познания в Высшей логике называется Теорией развития, итогом которой является конкретная сущность, истина или закон явления. Другими словами, необходимо связать всеобщий принцип развития с всеобщим принципом единства мира, который в диалектике определяется как качественное единство, или единство противоположностей. Собственно говоря, это и есть предмет философии. Зная свойства вещи и процесса, нужно научно доказать их сущность.
От теории вновь перейдем к технологии познания сущности, где путем развития мерного отношения свойство превратилось в принцип, и этот принцип перемещения получает форму всеобщего эквивалента, потому что все формы движения обнаруживают в этом законе перемещения свою сущность. Если свойство превратилось в закон, то мера перешла в сущность.
Но движение перемещения не исчерпывает движения вообще. Движение – это не только перемена места; оно является также и изменением качества. Это качественное изменение, становление, превращение, перемена формы движения в природе есть основное условие всякой физической работы, которая, в свою очередь, является условием, «первотолчком» всякого самодвижения и его квантового характера, инерционного «скачка». Следовательно, закон движения, который понимается в настоящее время только с количественной стороны как закон сохранения, безусловно должен быть принят в естествознании в виде закона превращения движения/энергии, где впервые вступит в свои права качественное содержание как самого закона, так и прикладные его функции – квантовый и волновой принцип перемещения движения/энергии и принцип их сохранения. Гравитации отводится роль «обратной связи» общего процесса самодвижения. Таким образом, в познании процесса превращения находит свое обобщение все познание природы.
(Продолжение следует.)
Комментарии
Итак, с помощью научной технологии удалось найти сущность движения в виде параболической волны. Волна выражает обратимость процесса. В данном случае интересно и важно обнаружение того, что гравитация выполняет роль обратной связи исследуемого процесса. Это является предпосылкой к дальнейшему развитию познания обратных связей и гравитации в природе.