Итак, задача философии — исследовать Абсолют: 1) что «есть»; 2) что «не—есть»; 3) что «обоюдно»; 4) как мышление увязывает (умопостигает) эти универсалии, т.е. мыслит их как Единое. Наконец, что есть средостение, «кромка», т.е. мысль, которая, будучи неприкаянной, не удостоилась койко-места ни в бытии, ни — в ничто. Не следует ли, в связи с пролегоменами, изложенными выше, во—первых, рассмотреть, что есть бытие, небытие и ум сами по себе. Тогда, различив их, со—положив бытие, ничто и мышление, получим триаду: «бытие—ум—небытие»; во—вторых, взглянуть на ничто позитивно, но прежде — различить его в—себе и для—себя, но не как своё иное Платона, не как инструмент логики Аристотеля («Definitio fit per genus et differentiam specificam»), не как «подручное/Zeug» Хайдеггера, фундирующее бытие, очерчивающее его метафизический контур, без чего не добраться до смысла бытия; исходя из позитивности, ничто должно мыслиться как патрон, а не как клиент, т.е. предстать уму родом ничтожения, а не родом бытия, как то, что отрицает не сущее, но свою негацию, существо своей негативности, что и образует его (не-сущего) суверенную ассерцию; в—третьих, исследовать мышление как Единое, не забывая, однако, что ум/нус: а) не наличествует ни в локусе бытия, ни в локусе небытия, ни в локусе обоюдного, что [он] тотально не присутствует ни при собственных родах, ни на собственных похоронах; вспомним, что по Стагириту: «не—сущее не есть ни предмет, ни качество, ни количество, ни место» (De gen.et corr., 318a15); б) желая мыслить себя, т.е. стать предметом усмотрения/узрения, не обнаруживает в—себе ни субстантивности, ни субстратности, ни субъектности, ни феномена, ни ноумена, поэтому всякое высказывание о существе мысли есть «мысль», которая, однако, не обретается ни в-себе, ни вовне, ни как вещь, ни как предмет.
Таким образом, мысль о мысли не может быть помыслена по двум причинам: в силу отсутствия «себя» в мире; в силу принадлежности дискурса к ничто, т.е. к вещи для себя (Ding an sich). Отсюда существенное сущности ума, его чтойность/за—ничтойность, следует понимать функционально, как всеобщий принцип, как своего рода квантор существования «есть», или, как его ещё называют, экзистенциальный квантификатор, обозначаемый символом логического оператора ∃ (англ. exist — существовать). Используя космологическую метафору, можно сказать, что мышление, как функция бытия и ничто, как их обоюдное, есть кротовая нора, воспользовавшись которой, сущее и не-сущее заглядывают друг к другу на огонёк, что мышление наводит справки о бытии и небытии, пожелавшим повернуть глаза зрачками внутрь. Исходя из этой метафоры/метонимии, мышление, как господин, распространяет прерогативы своей короны по обе стороны от связки «есть», т.е. работает в оба направления: от не—сущего к — сущему и от сущего к — не—сущему. Как двунаправленный итератор, слева направо квантор репрезентирует бытие мысли о «мыслимом», а справа налево — выслушивает невнятицу бытия/небытия. Здесь и совершается великая алхимическая свадьба, где мысль — тамада, а бытие и ничто — жених и невеста, входящие в зал под восторженные крики жрецов: Vivat Sponsus, vivat Sponsa! (Да здравствует Жених, да здравствует Невеста!). Так вот, совершив трансмутацию металлов в золото, мышление перестаёт быть функцией, мальчиком на побегушках у бытия и ничто. Мышление становится Всеобщим, Абсолютом, суверенно полагая — чему быть, а чему не быть.
Таким образом, исследуя поочерёдно бытие, ничто и ум/нус как в—себе, так и обоюдно, мы оказываемся в совершенно новой картине мира, где ничто больше не подмастерье, получающий подзатыльники от бытия, не фигура умолчания, не запрет Парменида («нельзя ни высказать, ни мыслить “не есть”») (В 8. 8—9 DK), но необходимость (каузальное/казуальное), без которой не понять мысль, — во всяком случае: где она прячет плоды ума, и где присутствует, отсутствуя, и почему, зная, что молчание, взобравшееся на кончик языка/пера, совершает сэппуку, мысль желает оставаться пресуппозицией, предоставляя роль пропозиции следам от босых пяток на песке. Но торопитесь — волна вот-вот набежит и слижет эти следы.
Санкт-Петербург, 2021 г., с 07:30-08:30 (после утреннего кофе).
Комментарии
философические "тёрки" вокруг La perspectiva на ФБ
Галанин Рустам: То, что Вы говорите о "неприкаянной мысли", что она ни в бытии, ни в небытии, похоже на то, что Гейдар Джемаль говорил о "сознании" - что сознание, будучи "точкой нетождества" с миром и бытием, более сродни небытию (которое, судя по всему, и есть Аллах), равно и сам Ваш посыл исходный - негация философии Бытия - тоже похожа на джемалевскую негацию европейской метафизики как аполлонического (светового) учения о Бытии-Благе, учении, описывающем в итоге Иблиса (а он и Люцифер - Светоносец одновременно) во всех его ипостасях (свет, общество, бытие, счастье, деньги и т.д.).
Дмитрий Емельянов: представьте планету, населенную исключительно проститутками… При том, что все, без исключения, "клиенты" одномоментно являются коллегами и заняты ровно тем же. Вопрос: чем заняты обитатели Абсолюта, проституцией или бизнесом?
Юрий Романенко (Дмитрию Емельянову): Абсолют у Виктора Пелевина - солидный Господь для солидных господ, успешных в дискурсе и гламуре, т.е. в бизнесе и проституции. А у Аристотеля ум-перводвигатель покоится, но именно этот абсолютный покой дает импульс к началу вращательного движения всего сущего вокруг ума. То что вращается в правильную сторону - естественно, что вращается в неправильную - то из-вращается, т.е. противоестественно. Но ум покоится и независим от всяческих вращений в ту или иную стороны.
Vlad Zurragch: Молчание гибнет не только на кончике пера. Оно гибнет вернее, слетая с кончика языка.
Юрий Кузин: Раньше — в акте, как внутренней манифестации, голосе из подполья....Молчание в контексте трансцендентализма, т.е. имманентного, снаряженного для вылазки в лагерь априори, есть воздержание от актов, даже скажу больше — удерживание от удерживания, т.е. безмыслие. Но и табу, как выясняется, есть приказ: молчи, скрывайся и таи, т.е. само бытие запрета есть внутренняя речь, пересыпанная хулой и похвалой... Некоторые полагают, что бездействие ума, унявшего свой интенциональный аппетит, достижимо в исихазме, где во мне и мной говорит Господь…. Но даже Раджа Йога, практикующая медитацию ментального безмыслия (Unmani Avastha), оборачивается изощрённым чаепитием с сонмом будд и бодхисаттв. Ни уверовавшие в Бога, ни высшие ангельские чины не удостаиваются аудиенции с Творцом, не говоря уже о собеседовании. Велеречив дiавол, речь отдана бесу, превратившему дискурс в инструмент взлома железа/биоса — тела/души.
Карта абсолюта
https://philos-cafe-spb.livejournal.com/70557.html
для абсолюта карта не достаточно релевантна, а где же "кромка", чтойность/за-ничтойность, тринокуляр?
А кромок нет. Есть два бесконечно удаленных полюса: Абсолютная идея Гегеля и пустота.
Ну а сложность современного мира объясняется через сочетание усложняющихся метафизики и материи
увы, мир не усложняется, а глупеет. Речь об энтропии. Налицо разукомплектация, когда, взятая в долг со склада вещь, разбирается на запчасти и превращается в единицу хранения)))
Вы не учитываете поумнение компьютеров, которые пока учитывают единицы хранения
http://philosophystorm.ru/uslozhnenie-bytiya-illyustratsiya
компьютеры лишь повторяют благоглупости человека((
Зато с какой скоростью и в каких количествах!
Росту энтропии противостоит автокаталитический распад пустоты на вещество и энергию
http://philosophystorm.ru/palex/3185
https://proza.ru/2019/05/13/286
пустота не бог, чтобы заниматься Creatio ex nihilo)))
Извините, Боги - материальное проявление эволюции поля.
Виртуальные частицы могут превращаться в реальные https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Виртуальная_частица
Вселенная - вечный двигатель с КПД=0 :)
если "есть" виртуальное, то оно уже реально, - и не зачем ему материализовываться)))
Гениально. Кон. Забыли только одно слово: мнимо. Обычно плесень (гриб) живёт на мёртвом (грибе), но бывает и на живом.
я развиваю наукоучение, согласно которому притворно-сущим является мышление, поскольку "обретается" в средостении, на кромке между сущим и не-сущим...и, следовательно, бессубстантивно, бессубстратно и беспредикативно. Обоснованию мысли как притворно-сущего посвящена Бритва Кузина
следовательно, слабо-субстантивно, субстратно
не вижу логической связи. Дайте пожалуйста дефиницию.
"не вижу логической связи".
Во-первых, если "бессубстратно", то, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, и без-памятно. А мышление без памяти - ну, это, возможно, в Вашем духе...
т.е. Вы утверждаете, что ухватили мышление за субстрат? Память! Но память - не хранилище, а воспроизведение, т.е. работа, - кто её производит, как, какими ресурсами? Психо-физиологическими, биологическими, органическими, физическими, т.е. корпускулами или волной. Перечислите, пожалуйста, умные атомы и умные белки, - те, в которых обитает сознание. Буду признателен...
Ну, это Вам так видится. Некоторое мышление может происходить и без внутренней памяти.
Например, видите пенёк, а рядом камень, сравниваете их и делаете выбор движения либо на камень, либо на пенёк. Выбрали на пенёк - не получилось. Стоп. Если есть следующий выбор на камень, то откинули - получилось. Едем дальше. А нет выбора, так и стоим на пеньке. Но даже и тут, прежде, надо иметь "остановленное движение", чтобы затем его запустить.
Ну, да. А "воспроизведение" из чего? Вытаскивание из хранилища. Киноплёнка и есть такое хранилище, в которое происходит запись хранимого. Киноплёнка и есть материал субстрата. Материал, обладающий свойством субстрата. Не будет субстратности киноплёнки - не будет и изображения на ней.
Даже если поднимается заслонка света на киноплёнку, то ума у неё не больше, чем у молотка. Кино идёт, а смотреть некому.
Однако, если не будет "киноплёнки", то чтО увидит тот, кому есть смотреть?
Тринокуляр по Хайдеггериански
Вместо триады Что-Ни-Что предлагаю другую Бытие-Меж-Быти. Бытие (Sein) - это Несущее, Меж (Zwischen) - это Бытиэ/то, а Быти (Seyn) - это Ничто. Бытие-Меж-Быти - это на мой взгляд самый главный экзистенциал Бытиэ/то, который даже более фундаментальнее, чем Бытие-в-Мире у Хайдеггера, так как Бытие-Меж-Быти в самом слове Бытиэ/то обосновано. Бытиэ/то пребывает не ВНУТРИ (Мира), не ВОВНЕ, а именно МЕЖДУ Бытием (Несущим) и Быти (Ничто).
А теперь попытаюсь раставить точки на «i» по поводу того, как понимали Ничто, Несущее и Небытие древние греки.
1. μηδὲν (Медэн) - это Ничто по Пармениду или Единое по Платону. μηδὲν радикально НЕ ЕСТЬ.
2. οὐδὲν (Удэн) - это Ничто по Гераклиту и Горгию или Пустота по Демокриту. οὐδὲν сумеречно ЕСТЬ НЕ ЕСТЬ (намеренно опускаю союз «и», так как сам Гераклит это постоянно делал).
3. μὴ ὂν (Меон) - это Несущее по Горгию, Материя по Платону или Сущее в возможности по Аристотелю. μὴ ὂν возможно ЕСТЬ, а возможно НЕ ЕСТЬ.
4. οὐκ ὂν (Укон) - это Несущее в возможности. Если μὴ ὂν - это Сущее в возможности, или грубо говоря Несущее на себе Сущее, то οὐκ ὂν - это Сверхнесущее на себе Несущее. οὐκ ὂν - это радикальное Несущее, Сверхнесущее. οὐκ ὂν некоторые переводят как Небытие, что разумеется совершенно неверно. οὐκ ὂν - это настолько радикальное Несущее, что оно только НЕ ЕСТЬ.
5. А вот про μὴ εἶναι (Мейнай) и οὐκ εἶναι (Укейнай) т. е. Небытие где нибудь внятно сказано не у Вас, а именно у досократиков, Платона и Аристотеля? Да μὴ εἶναι встречается у Парменида, но вскольз в изречениях:
1) Первый гласит, что "есть" и "не быть никак невозможно" (ἡ μὲν ὅπως ἔστιν τε καὶ ὡς οὐκ ἔστι μὴ εἶναι).
2) Путь второй - что - "не есть" и "не быть должно неизбежно" (ἡ δ ́ὡς οὐκ ἔστιν τε καὶ ὡς χρεών ἐστι μὴ εἶναι).
У Парменида именно поэтому некоторые и переводят μηδὲν как Небытие, что совершенно неверно. μὴ εἶναι встречается у Горгия, но он не различает μὴ ὂν и μὴ εἶναι, поэтому μὴ εἶναι у Горгия задним числом и переводят как Несущее, что тоже совершенно неверно, например как тут - μὴ εἶναι ἔστι μὴ εἶναι - почему то перевели как - Несущее есть Несущее. μὴ εἶναι также встречается у Платона и Аристотеля, но похоже они также не различают μὴ εἶναι и μὴ ὂν как впрочем и Бытие и Сущее. То есть μὴ εἶναι - это либо одно и тоже что и μηδὲν как у Парменида, либо либо одно и тоже что и μὴ ὂν как у всех остальных. Похоже μὴ εἶναι - это всего лишь синоним и никакого самостоятельного смысла не несет. А про οὐκ εἶναι я вообще молчу его Вы вообще нигде не найдете в древнегреческих трактатах.
Напомню, что частица μὴ в греческом означает колебание, запрещение и отклонение. А частица οὐκ (οὐ) означает радикальное отрицание, отрезание. Поэтому у Парменида в изречении - ἔστι γὰρ εἶναι, μηδὲν δ ́οὐκ ἔστιν стоит именно μηδὲν, а не οὐδὲν как у последующих философов (Гераклит, Горгий, Демокрит), которые перешли запрет поставленный Парменидом. В общем суть в том, что мы имеем два Несущих и соответственно два Ничто. Два Несущих, противоположные μὴ ὂν и οὐκ ὂν составляют Бытие. И соответственно два Ничто, противоположные μηδὲν и οὐδὲν составляют Быти. Если мы начнем трансцендировать в Бытие, то окажемся МЕЖДУ μὴ ὂν и οὐκ ὂν, МЕЖДУ молотом и наковальней. Аналогично если мы начнем трансцендировать в Быти, то окажемся МЕЖДУ μηδὲν и οὐδὲν, МЕЖДУ Сциллой и Харибдой. Ну а Бытиэ/то является лишь вершиной айсберга. Бытиэ/то как уже ранее сказано пребывает МЕЖДУ Бытием и Быти. Бытиэ/то является в каком-то смысле Dasein-Zwischen-Daseyn. Помните у Хайдеггера есть такое понятие как Daseyn? Вы как то говорили, что мы имеем Dasein1 (Бытие), Dasein2 (Ум), Dasein3 (Ничто). Ну так вот Dasein3 (Ничто) - это и есть ни что иное как Daseyn. С Dasein1 (Бытие) тут все понятно. А вот Dasein2 (Dase(i/y)n) - это на мой взгляд ни Ум ни Безумие, ни Сущее ни Несущее, ни Субъект ни Объект, ни Логос ни Хаос и т. д. в общем нети-нети (не ТО, не ЭТО).
Вот такие у меня мысли. Вот по ЭТОЙ ссылке есть мои дополнительные мысли. Не поленитесь и ознакомьтесь.
Благодарю, обязательно пройду по ссылке и всё обдумаю. Ваша работа впечатляет...
Слушайте а можете вкратце буквально в двух предложениях не более обрисовать сущность Вашей бритвы Кузина? Как Вы ее конкретно применяете? А то в одноименной статье она объяснена как-то на мой взгляд сумбурно.
я над этим думаю. Может быть Вы набросаете пару вопросов, отталкиваясь от моей статьи? Предметных...
Окей, в двух предложениях основную идею бритвы Кузина передать не получится. Пока насколько я понял Ваша бритва - это ни что иное, как метод деструкции каких либо философских идей, причем как своих, так и чужих. У меня вот такие вопросы по бритве:
1. Что конкретно понимается под оперированием (разрезанием), а что под шунтированием (сшиванием) смысловых нитей?
2. Почему сшивают внутри мысли, а разрезают внутри мышления?
3. В каких случаях нужно разрезать, а в каких сшивать смысловые нити?
4. Как например Вы разрезаете или сшиваете смысловые нити Хайдеггера (насколько я понимаю Вы его в основном только разрезаете)?
Так это же "Вдвинутость в Hичто" человеческой эк-зистенции...
Зачем эти странные слова - Бытиэ/то, Быти?
Бытиэ/то является не более странным словом, чем Dasein. Быти - это архаичная версия слова Бытие. Просто слово Бытие прошло исторический процесс субстантивации, т.е. превращение глагола Быти в существительное Бытие. Поэтому Быти - это как Seyn в немецком, ничего тут странного нет. Зачем нужно Бытиэ/то? Чтобы в одном слове (а не Вот-Бытие) непосредственно схватить экзистенцию за горло и потом перерезать на Бытие и Быти. Перерезание и есть Событие (Ereignis).
Hе знаю, меня корежит, когда я пытаюсь это слово прочитать, не по-русски как-то.
"Бытие-в-Мире" - оно же требует выйти за пределы Мира - чтобы охватить его как целое.
Полное погружение в Мир - не позволяет "Быть-в-Мире". В Мире - Мира нет.
Лишь в тотальном ускользании сущего- в ужасе ничто, бытие открывается как Бытие-в-Мире.
Человеку необходимо "провалиться", потерять почву под ногами - чтобы обрести Мир.
А меня наоборот Вот-Бытие, Здесь-Бытие и подобные режут слух.
Что тут сложного прочитать и произнести? БытиЭТО сложно прочитать и произнести? А БытиеТО сложно прочитать и произнести? Если предыдущие два несложно прочитать и произнести, то с Бытиэ/то никаких проблем не должно быть.
Не знаю как Вам, а мне в Ужасе открылось Бытие-Меж-Быти. Бытие-в-Мире - это у раннего Хайдеггера Бытия и Времени фундамент на котором основаны все его экзистенциалы. А тут Бытие-Меж-Быти фундамент Бытиэ/то, что ближе уже к позднему Хайдеггеру.
Да верно сначала нужно провалиться в Быти (Seyn), в Ничто, в Бездну. Земля должна уйти из под ног. Я бы даже добавил, что Небо должно вывернуться наизнанку вместе с глазами (может поэтому у Сартра было косоглазие?), не ты должен смотреть на Небо, а Небо должно всматриваться в тебя. И только после провала в Бездну удастся обрести Бытие-Меж-Быти ну или Мир если Вам угодно.
Бытие-в-Мире - характеризует бытие вне субъект-объектного деления на "внутреннее" и "внешнее". Здесь нет опоры на "трансцендентальную апперцепцию" субъекта (Кант), единство которой формирует единство и структуру мира феноменов, при помощи априорных форм рассудка. Здесь нет и внешней опоры - на материю, как на субстанцию, материальный, "объективный" мир".
Бытие-в-Мире - это бытие в "просвете", это попытка указать на эк-зистенцию, как чистое присутствие, "раскрытость". Человек - причастен бытию, которое - "ничто". Это его "ближайшее". Hичто - чистая раскрытость для присутствия Мира, его иррациональная основа. Она дает о себе знать как "отчуждающая странность вещей" в фундаментальном опыте ничто.
Горе тем, кто не ощутил себя в полной мере тварью дрожащей.
Если по Вашему Бытие-в-Мире - характеризует бытие вне субъект-объектного деления на "внутреннее" и "внешнее", то тогда почему тут предлог "В" (то есть ВНУТРИ)? Да полностью согласен у Хайдеггера нет субъект-объектного "ВНУТРИ" и "ВОВНЕ" но у него все равно еще есть разделение на "внутреннее" и "внешнее" на "аутентичное" и "не аутентичное" и этого разделения в принципе не может не быть. Может быть ранний Хайдеггер и не был Дуалистом, но вот поздний Хайдеггер, который мыслит на грани МЕЖДУ Последним Богом и Последним Человеком, мыслит Бездну как междупространствие и междувременье, мыслит РАСКОЛ над Бездной (в общем делает все возможно, чтобы стереть грань между "внутренним" и "внешним") тот еще Дуалист и даже похлеще Декарта и Канта.
Человек, осознавший себя субъектом - видит перед собой "картину" мира: "Мир как воля и представление" (Шопенгауэр). Кант показал, что субъект - трансцендентален, он "вне". Субъект - отчужден от мира, для него все в мире - объект приложения его воли, условия его существования, средства, ценности. Мир - материал его деятельности. Субъект безнадежно одинок, "заброшен", он "стоит внутри себя".
Бытие-в-Мире - это шаг внутрь "картины", которая оживает при этом, становится магической и таинственной - вместо голой раскрытости, расчерченной и исчисленной разумом. Эта близость - в "Проселке".
Ну тут Кант совсем мало что говорит о Трансцендентальном Субъекте. У него там высказываний о нем раз два и обчелся. По настоящему поднимает тему Трансцендентального Субъекта только Гуссерль спустя сто лет после Канта в "Идеях о феноменологии" и "Картезиаских медитациях". А Шопенгауэр, с которого я к своему стыду когда-то только-только начинал путь в философию, больше ненавистник и завистник, чем философ. Гегель, Фихте, Шеллинг у него шарлатаны, и только один ОН якобы истину глаголит.
Да тут каждый второй - Шопенгауэр :)
Hо хочу сказать, что форумные баталии дают толчок к чтению и это хорошо.
Да на ФШ только Шопенгауэры и сидят. Нешопенгауэра Вы тут не встретите. Нешопенгауэры мыслят в одиночку, они абсолютно самодостаточны.
Ох уж эти Шопенгауэры, понапридумают хрени всякой, загадок и потом такие же Шопенгауэры эти же самые загадки и разгадывают и "доказывают" другим, что они все таки отгадали загадку, они то "аутентичные", а все остальные "неаутентичные". Умных книжек нажрутся и строят из себя "знающих", но при этом у таких Шопенгауэров экзистенциального опыта абсолютный ноль без палочки.