Обсуждение опубликованных ранее «Тезисов о свободе» высветило некоторые неясности в плане взаимодействия человека со своей свободой – основным ресурсом, который он имеет для создания своей биографии. Рассмотрим же теперь подробнее взаимодействие человека со своей свободой.
1. У каждого человека имеется внутренний «генератор» потребностей. Часть «генерации» обусловлена биологией, часть – ментальными структурами, которые были как «встроены» в психику во время социализации, так и приобретены в результате жизненного опыта. Я не буду здесь останавливаться подробно на деталях данного «генератора». Отмечу только, что существует множество работ по его моделированию, см., например, знаменитую классификацию потребностей человека,предложенную Маслоу.
2. «Сгенеренные» потребности пропускаются через ментальный фильтр-1 – через фильтр возможностей, который представляет собой ментальные структуры, отражающие понимание/представление человеком поля своих возможностей. Обычно эти структуры являются искаженным отражением поля возможностей цивилизации с поправкой на имеющиеся у человека табу и другого рода внутренние ограничения человека. В результате на этом шаге отфильтровываются мечты-1 (идеи вроде: а я летать хочу как птица...). То что проходит данный фильтр преобразуется в желания человека.
3. Желания человека представляют собой идеи-потребности, к которым на выходе из фильтра (1) прикрепляется определенный эмоциональный заряд, обеспечивающий разницу воприятия человеком идеи «хорошо бы...» и идеи «хочу...». При этом в течение жизни конкретного желания мощь эмоционального заряда может меняться – как усиливаться, так и ослабляться вплоть до полного исчезновения желания.
4. Желания пропускаются через фильтр-2 – фильтр ресурсообеспечения, который представляет собой представления человека о наличии ресурсов «в руках», о внешних ограничениях (нормативных и других) и о стоимости исполнения желаний. В результате отфильтровываются мечты-2 (типа: эх, врезать бы по морде боссу...). То, что проходит данный фильтр, преобразуется в намерения человека.
5. Намерения представляют собой «черновые наброски» планов действий по исполнению соответствующих желаний, чьи эмоциональные заряды они при данной трансформации наследуют. В принципе намерения переживаются человеком почти так же, как и желания, однако в них уже присутствует небольшой рациональный «привкус»: намерения – это до некоторой степени «продуманные» желания.
6. И, наконец, намерения проходят последнюю фильтрацию через фильтр-3 – выбор к исполнению. При этом отобранное намерение трансформируется в план действий, который поступает человеку на исполнение. При данном преобразовании происходит дополнительное обдумывание плана действий, которое может быть очень существенным и детальным.
7. В рамках предложенной схемы мы видим точки возникновения человеческой неудовлетворенности – это сильные желания, котрые остаются на уровне мечты-2. Именно здесь возникает экзистенциальное переживание человеком личной несвободы. И схема сразу же дает способы управления человеком состоянием своего «бака желаний»:
• «Поправить» свои потребности с тем, чтобы получающиеся желания были бы более адекватны для прохождения фильтра-2.
• «Поправить» фильтр-1. Увидеть новые горизонты своих возможностей, или «прикрыть» разрыв в понимании, «пропускающий» неадекватные желания.
• «Поправить» фильтр-2. Снизить планку «допуска» желаний для трансформации в намерения, может быть переоценив приемлемый уровень риска.
• Снизить уровень заряда желания, ассоциированного с желаниями/намерениями.
8. Другие способы управления переживаниями свободы/несвободы человека находятся в руках общества. Это:
• Изменение социальных норм, чем достигается прямое воздействие на фильтр-2.
• Увеличение ресурсообеспечения членов общества , что тоже воздействует на фильтр-2.
• Улучшение информированности членов общества об имеющихся перспективах (включая истории успеха видных людей общества) – здесь воздействие осуществляется на фильтр-1.
• Программы образования/социализации человека – воздействие осуществляется на всю обозначенную в данной работе цепочку.
9. Стандартной целью воздействия общества на свободу своих членов является разрешение «парадокса свободы»: свобода каждого должна быть равно ограничена с тем, чтобы интегральная свобода всех членов общества стала максимальной. В этих целях должны внедряться и регулярно пересматриваться действующие социальные нормы, а также программы образования/социализации детей. В этом же направлении должо работать информационное обеспечение людей, которое, в частности, должно включать пропаганду идей свободы, раскрытие уже имеющегося у человека поля возможностей, обучение методам психологической само-корректировки «узких мест» по всей обозначенной выше цепочке.
Комментарии
Антиномия "свобода-несвобода" важна дя вас лично, важна дя меня, важна для многих - но!
Для большинства участников исторического процесса она не важна.
Более того.
Само осознание свободы-как-потребности есть определенный уровень развития - человека, группы...
Поэтому предлагаю расширить контекст.
Знакомы ли вы с ТУАИ?
Там свободаа возникает на уровне 5, а потом уходит на второй план, уступая место другим "более важным" категориям, таким как "личное мнение"(6), "оригинальность идей"(7) и "толерантность"(8)
http://jfeldman.narod.ru/book2007/
http://jfeldman.narod.ru/book032.htm
Вы свои сомнительные системы будете упоминать в каждом комментарии?
Здесь просто: капли - они камень точат... Посмотрим, сколько зерен будет куча в этом случае :-)))))))))))
Вы знаете, "оригинальность идей" вне свободы получить невозможно. Особенно массовое производство оригинальных идей http://kroopkin.livejournal.com/24463.html...
И если Вы внимательно прочитали пост, свобода начинается с ощущения ее недостатка :-))))))
Я просмотрел Вашу ТУАИ - добротно сделанный метафизический дедуктивный комплекс. Теперь у него задача потеснить другие МДК в борьбе за каналы восприятия людей :-)))))
Какие Вы видите у своего детища конкурентные преимущества?
Комментарий перенесен отсюда
Свобода как ресурс качественно отличается от справедливости как ресурса. Справедливость "генерится" обществом и лишь потребляется человеком, в то время как свобода и генерится чеовеком, и потребляется им же для производства своей биографии...
Может ли наступить исчерпание свободы? Рассмотрим человека, чье понимание поля возможностей перестало быть адекватным. В этом плане он генерит лишь нереализуемые желания - мечты 1, которые совершенно не пригодны для преобразования в действия. Имеем случай "исчерпания" свободы, который был рассмотрен Вами.
Другой пример, более соответствующий обыденной трактовке. При адекватном восприятии поля возможностей человек может генерить желания, которые сильно расходятся с общественными нормами. Именно в этом случае переживание человеком несвободы особенно сильно. И в этом случае мы имеем "исчерпание" свободы, поскольку желания стопорятся на "фильтре 2" и не трансформируются в факты биографии... Причем если даже человек "освобождается" и начинает принимать к исполнению желания, противоречащие общественным нормам, то уровень его свободы повышается - что сразу же приводит к появлению биографических действий, правда криминального характера.
1. Вы вполне правдоподобно описываете переход от потребностей к желаниям и далее к намерениям. Но на каждом переходе человек сталкивается с фильтрами, которые, как я понял, являются внешней необходимостью для человека и которые он не может игнорировать. Собственно фильтры и ограничивают свободу - от абсолютного "хочу" потребности к конкретному "могу" намерения. Но где в этом описании свобода используется как ресурс? Ресурсом здесь скорее выступает не сама свобода, а наличные возможности человека двигать фильтры (т.е. воля), чтобы расширить свою свободу.
2. Освобождение, о котором Вы говорите в своем примере, есть преодоление фильтров - например, общественных норм - но в этом преодолении опять же ресурсом выступает не свобода, а человеческая возможность преодолевать запреты (т.е. опять же воля), чтобы увеличить свою свободу.
3. Получается, что ресурсом в действиях человека выступает его способность преодолевать препястствия (воля), а свобода - только результат воления? Я еще об этом подумаю.