Модель познания

Аватар пользователя kroopkin
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Следует отметить ограниченность классической модели познания «Мир-Субъект». На мой взгляд, куда более адекватной является схема К. Поппера «Мир-Субъект-Эпистема», или, используя лексику оригинала, концепция трех миров [1]. Под эпистемой здесь понимается мир накопленных человеческих знаний. В частности, в рамки такой расширенной схемы хорошо ложится гносеологический цикл Канта «априорные знания – исследование – апостериорные знания». Действительно, сначала в процессе социализации/обучения субъект приобретает из эпистемы априорные знания, на основе которых он может уже проводить свои исследования, пополняя эпистему полученными новыми знаниями.

21.07 КБ

Однако в схеме Поппера отсутствует другой важный компонент познания, – его социальность. На мой взгляд, адекватная модель выглядит следующим образом (см. рисунок). Мы имеем субъект, взаимодействующий с тремя мирами – внешним миром (природой), социумом, и миром накопленных знаний (эпистемой). При этом взаимодействия 1,4 исследуются в рамках традиционной гносеологии, взаимодействия 2,5 – в рамках эпистемологии. Взаимодействие 3 отражает социализацию человека, 3+2 – его обучение. Сам акт познания происходит в рамках отношений 1,2,3: субъект приобретает априорные знания (2,3), с помощью которых он обрабатывает результаты своего опыта (1) и опыта других исследователей (2). Полученные новые знания складируются в эпистеме (2). При этом по каналу 3 до субъекта доводятся также различные социальные ограничения и табу, например та информация, что неуважение «талмуда» «великих рассказов» общества, являющихся каноническими для данного момента времени, может привести к репрессиям (т.е. к перекрытию канала 2, и существенному ограничению канала 1), или даже казни субъекта.

В рамках данной модели становятся понятными объективные корни темы «смерти субъекта», разрабатываемой в философии постмодернизма. Основные акторы данного направления, происходя из литературоведения, концентрируются главным образом на отношении 5, где субъект никак не фигурирует. Для обоснования такого подхода они ограничивают отношение 3 только моментами поставки общественных табу и других ментальных структур, считая, что это полностью детерминирует поведение субъекта.

[1] К. Поппер Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики.- М.: Эдиториал УРСС, с.57-74.

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

1. Вполне удовлетворительная культурологическая модель взаимоотношения человека и окружающего его мира в широком смысле - как природы, общества (социальные отношения вокруг понятия "власть") и культуры (в самом широком смысле как "артефактов" познания - эпистемы, искусства, религии и т.д.).
2. Однако, такая схема не относится собственно к философии, которая занимается не исследованием того, как живую люди, а самим познанием как познанием, или самим бытием как бытием (метафизика). Следовательно, и критика философии со стороны такой культурологии не достигает своей цели.
3. В то же время, по видимому верно, что современная философия в лице постмодерна как раз пытается выйти за рамки философии как метафизики в философию, понятую в самом широком смысле, т.е. как культурологию. :)

Аватар пользователя kroopkin

Извините за молчание - что-то случилось с системой уведомления :-(

По теме: Однако, как Вы лихо расправились: //Однако, такая схема не относится собственно к философии// ... Не согласен. Философия - один из способов решения проблем. Касающийся в основном той сферы, которую можно определить как "метафизические программы" (с) Поппер... А метафизические программы тоже могут быть улучшены в результате их критики, как по линии бытия, так и по линии логики, или простоты...

Что касается представленной схемы, в результате самокритики (спасение утопающих - дело рук самих утопающих) я уже нашел несколько пунктов для поправки:
(1) Мир 3 Поппера (объективное содержание знаний) - скорее является частью субъекта - это уже "подгруженные" сознанием априорные структуры - его трансцендентальный контент ...
(2) Сама Эпистема (в моем понимании - книги и прочее) - является специальным образом организованная часть мира 1 - мира материи с информацией в качестве аттрибута материи. Так что жирную разделяющую линию между Внешним миром и Эпистемой придется убрать...
(3) Граница между Субъектом+Социумом и Внешним миром можно обозначить как Практика - хорошо разработанная категория проксиологии... Соответственно, граница между Субъектом+Социумом и Эпистемой - Обучение+Размышление? Интеллектуальная деятельность? ????

Что еще можно пересмотреть? Этак позитивненько, без тыканья пальцем на дверь? (Шутка) :-)))))))))