Владимир Старк
Критерии достоверности философского текста.
Доклад для научной конференции: "Философский текст: проблема критерия". СПбГУ, 14 мая 2004 г
Пожалуй, единственным достоверным философским суждением, является суждение о принципиальной недостоверности любого философского суждения.
Однако, естественное право философии на бездоказательность не освобождает оную от необходимости стремиться к достоверности, поскольку проблема достоверности, это ни много ни мало, проблема истины.
Законы логики, конечной задачей которых собственно и является поверка достоверности суждений, способны засвидетельствовать относительную истинность только простейших суждений, тех суждений, истинность которых и без того очевидна, вероятно поэтому за логикой и закрепилось определение "формальная".
Неприменимость логики к семантически усложненным суждениям обусловлена тем, что в таких суждениях неотчетливы значения как самих понятий, так и их взаимосвязей, и даже логически доказанная "смертность Платона" требует еще разобраться, что такое смерть, и что такое Платон.
Таким образом, даже область эффективного применения законов логики невольно свидетельствует о том, что важнейшим фактором истинности суждения являются его простота и ясность.
Разумеется, лексический строй философии нельзя довести до уровня простоты и ясности начальной школы, однако возможности для семантического упрощения некоторых философских текстов, весьма значительны (только что после этого от них останется?).
Достоверность суждения может определяться его простотой и ясностью хотя бы потому, что в таких утверждениях гораздо сложней скрыться логическим, семантическим и демагогическим фальсификациям, нежели в заумных, витиеватых и вычурных рассуждениях.
Даже самое абсурдное утверждение, такое как: "Да и нет – одно и то же", "философская казуистика" легко превращает в амбициозно - убедительную фразу, например в такую: "Антиномия не амбивалентна".
Дабы обозначить исторические корни тезиса о простоте и ясности как свидетельстве истинности суждения, позволю себе процитировать некоторых авторов.
"Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли". Л. Толстой.
"Таинственность не есть признак мудрости. Чем мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли". Л. Толстой.
"Самый верный признак истины - это простота и ясность, ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна". Л. Толстой.
"Мудрено пишут только о том, чего не понимают". Василий Ключевский.
"Кто ясно мыслит - ясно излагает". Артур Шопенгауэр.
"Где темен стиль, там царствует заблуждение". Л. Вовенарг.
"Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет". Л. Вовенарг.
"Чего ты не можешь ясно высказать, того ты не знаешь". Эсайас Тегнер.
"Простота - признак истины". Античный афоризм.
"Ясность - это искренность мысли". П. Буаст.
"От книжной мудрости глупец тупее вдвое". Ж. Мольер.
"Ученость в дураке несноснее всего". Ж. Мольер.
"Умному - ясное, дураку – красное". Русская пословица.
"Тайна - это мудрость болванов". Г. Уолпол.
"Точность мысли обусловливает точность выражений". Г. Флобер.
"Ученый дурак пишет свою бессмыслицу лучшим стилем, чем неученый, но от этого она не перестает быть бессмыслицей". Б. Франклин.
"Ученые весьма часто отличаются от нормальных смертных, способностью восхищаться многословными и сложными заблуждениями". А. Франс.
Эволюционное семантическое усложнение философии представляется закономерным и неизбежным, но если признать, что философское познание бесконечно, то из этого следует, что и семантическое усложнение философии так же будет бесконечно возрастать. Но голова – то у человека не бесконечна, для нее и сегодняшний уровень философской казуистики зачастую является совершенно неудобоваримым.
А если экстраполировать дальнейшее семантическое усложнение философии на бесконечность познаваемого, то тогда придется признать, и бесконечное снижение достоверности философского знания, и как следствие этого, непознаваемость мира, что противоречит постулату его познаваемости.
Таким образом, поддержание хоть сколько – нибудь приемлемого уровня простоты и ясности является для философии проблемой ее жизнеспособности.
Но совместимы ли простота и ясность с бесконечностью философского познания?
Ученые, которым хорошо известно физическое устройство мира, в один голос заявляют о его невероятной рациональности и целесообразности. С очень высокой степенью вероятности можно предположить, что и подлинная философская модель мира, в отличие от ложных так же является рациональной, то есть, истинная философская модель мира может описываться просто, ясно и логично. Разумеется, нельзя сводить философскую рациональность к рациональности вульгарного материализма (сенсуализма), поскольку материализм, это всего лишь комментарий к работе органов чувств, органов весьма ограниченных и несовершенных.
Показателями достоверности философского текста также могут служить такие критерии, как рациональность и целесообразность идеи, красота и стройность логики, а также согласованность суждения с более масштабным комплексом представлений.
Информативно – ценное утверждение должно быть: значимым, универсальным, оригинальным, кратким, содержательным, а при этом еще и ясным, такое сочетание качеств в одной фразе крайне труднодостижимо (как впрочем любое проявление совершенства) и является большой редкостью.
Однако, достаточно к пустому, надуманному, частному, мелкому и банальному суждению добавить заумной терминологической невнятности, как ничего не стоящая мысль, или даже откровенная глупость, тут же превращается в священную корову философского глубокомыслия.
А объявить о том, что "Их Высокоумие" - голый, совершенно некому, поскольку цензом на непризнание "высокоинтеллектуальных" глупостей обладают, как раз те, для кого высокоумие является главным предметом гордости.
Семантически отягощенные суждения, в силу их невнятности, полемически неуязвимы, что является очень ценным демагогическим качеством, для пустых, надуманных и бездоказательных утверждений.
Тогда как простые и ясные суждения полемически беззащитны, что требует от авторов добиваться их предельной самоочевидной истинности, рациональности, логики, красоты, универсальности и содержательности, а такого интеллектуального результата удается добиться очень немногим и очень нечасто, вот и приходится мыслителю имитировать интеллектуальные ценности терминологически облагораживая и семантически отягощая собственное пустословие.
Научный авторитет как правило обретают бессодержательные, путанные и предельно замысловатые философские теории, это происходит вероятно потому, что глупость легче всего прячется в амбициозном многословии, а гордость ума охотно принимает раздутое пустозвонство за глубокомысленное знание.
Для интеллектуальной гордости, все простое представляется ничтожным, а все заумно - претенциозное – содержательным.
Гордость ума легко принимает запутанно - напыщенное пустословие, переходящее иной раз в откровенную бессмыслицу, за глубокомысленную, серьезную информацию.
Разного рода "тайные" знания – это всего лишь особый вид глупости, предназначенный специально для интеллектуалов.
И если философ отвергает простое и ясное мышление, то прежде всего потому, что оно представляется ему слишком примитивным, чтобы быть истинным, это обусловлено прежде всего тем, что философия, это очень часто не любовь к мудрости, а любовь к своей собственной мудрости.
В Евангелии есть такой фрагмент, лицо Иисуса внезапно озаряется радостью и Он произносит: "Славлю Тебя, Отче, Господи неба и Земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам". (Лк.10.21).
С точки зрения обыденных представлений о знании, данное высказывание представляется просто абсурдным. Но может быть простота, все - же не так проста как кажется, и она действительно является "крайним пределом опытности и последним усилием гения"?
Комментарии
Владимир Старк, 20 Июнь, 2025 - 20:34
Мне понравился ваш доклад. Спасибо.
А кто из философов, по вашему мнению, обладает даром ясного, четкого изложения мыслей? Желательно, назвать кого-то если не из современников, то хотя бы в пределе двух столетий.
Я много лет потратил на формирование книги "Самое Важное", она предваряется таким предисловием...
Если афористическую литературу просеять через решето с самыми крупными ячейками общечеловеческой значимости, то отсеянный материал можно будет по праву озаглавить «САМОЕ ВАЖНОЕ».
Приблизительный процент шедевров мысли в этой книге и сформировал группу моих любимчиков...
И.Златоуст, Л.Толстой, Ф.Ларошфуко, Б.Паскаль, Л.Вовенарг, П.Буаст
Кстати, книжку можно погуглить и даже приобрести.
Владимир Старк, 21 Июнь, 2025 - 09:13, ссылка
Иоанн Златоуст - христианское учение в его чистом виде.
Лев Толстой - тоже христианство, но отрицательное отношение к церкви. Ключевые идеи - невозможность насилия ни в каком виде, даже в виде ответа на насилие; аскетизм и праведная жизнь. Хотя бОльшую часть жизни самого Льва Толстого можно назвать какой угодно, но не аскетичной и не праведной. Конечно, я читала его книги, но духовно мы с ним не встретились.
Ф.Ларошфуко - его максимы выразительны и интересны, однако критики упрекали его в пессимизме и бессистемности. Последовательного изложения своих идей у него нет.
Б.Паскаль - интересен как ученый, проповедующий рациональное обоснование веры в Бога. Главное произведение "Мысли" состоит из коротких фрагментов: афоризмов, размышлений, философских и религиозных заметок. Не закончено.
Л. Вовенарг - опять таки афористичный стиль, оптимизм в отличие от Ларошфуко.
П. Буаст - также моралист, нечто среднее между Ларошфуко и Вовенаргом, цель - воспитание добродетельного человека.
____________________
Все названные вами мыслители - христианские моралисты. Означает ли это, что вы сами тоже являетесь христианином?
Более того христианским моралистом, из моих занятий выросла и светская "Теория Нравственности", в которой пришлось отказаться от всех евангельских аксиом и постулатов и опираться только на логику и системный анализ.
Кстати, Теория Нравственности тоже есть в продаже.
Владимир Старк, 21 Июнь, 2025 - 13:44, ссылка
Насколько я знаю, основные евангельские аксиомы заложены в Нагорной проповеди, и не совсем понимаю, как через логику и системный анализ прийти, например, к заповедям блаженства.
Ваши слова: Если афористическую литературу просеять через решето с самыми крупными ячейками общечеловеческой значимости, то отсеянный материал можно будет по праву озаглавить «САМОЕ ВАЖНОЕ».
Возможно сделать такое? Все возможно, если это возможно пребывает в самое себе возможного.
В ином случае - это есть все самое себе иллюзорное. Верно, но есть и Но: незачем иметь сито, если есть мир всех самое себя, что принимает или не принимает отдельные самое себя. Это не есть сито, это есть мера наказания тому самое себе, что вне связи с себе подобными. Нет в живой природе самого важного, потому что нет ничего не важного и не необходимого, все имеет место быть. С уважением.
Начнём придираться к словам...,))
///Пожалуй, единственным достоверным философским суждением, является суждение о принципиальной недостоверности любого философского суждения.///
Какой-то сон про несон...,)) Ну ладно.
Какое суждение следует считать "философским"?
Какой смысл вы закладываете в слово "недостоверный"?
Недостоверный - это ложный или сомнительный?
Недостоверный - это не вполне верный. Правильно?
Если правильно, то что является мерой, позволяющей присвоить философскому суждению статус "достоверно" или "несомненно"? А достоверно или несомненно - это истинно или бесспорно?
Мутное словечко. Какое-то,типа, число с плавающей запятой...,))
Уважаемый Космонавт, вы лишний раз подтвердили справедливость посыла содержащегося в моём докладе. (((
Обоснуйте пожалуйста своё суждение.
В противном случае будем считать его недостоверным.
Разве можно с умным видом рассуждать о философских суждениях и при этом писать подобные комментарии?
Вы вообще понимаете, что вы пишете?
Пытаетесь сочинять афоризмы, но при этом не вполне понимаете что пишете.
Взять хотя бы это: ...вы лишний раз подтвердили справедливость посыла...
Справедливость подтвердил я или справедливость подтвердило написанное мною?
Я ничего не подтверждал. Я просто написал некий текст, в котором задал вам уточняющие вопросы. Вы на эти вопросы решили не отвечать и отделались приговором мне, а не тому, как вы поняли написанное мною.
И ещё. Я не понимаю на какой посыл, содержащийся в вашем докладе вы намекаете.
Он в вашем докладе присутствует в неявном виде? Я должен сам догадаться что это за посыл и куда?
Вы критикуете философов, изъясняющихся велеречиво, а сами при этом используете в своём докладе слова и обороты, которые можно трактовать разными способами.
Если же говорить об афоризмах, то это те ещё афоризмы...,))
kosmonaft, 21 Июнь, 2025 - 11:19, ссылка
Что отличает философа от обывателя? Искусство вопрошания, философ должен уметь задавать правильные вопросы. Это не моя мысль, такую фразу я услышала от известного психолингвиста.
Ваши вопросы не показались мне ни правильными, ни интересными. Неудивительно, что топикстартер оставил их без ответа.
Я же написал, что мои вопросы УТОЧНЯЮЩИЕ.
Уточняющие вопросы и не должны быть интересными.
Если я не вполне понимаю, что автор имеет в виду, употребляя те или иные слова, то как я могу дать оценку тому, что он хочет сказать своим читателям?
А какие вопросы вы называете "правильными" я вообще понять не могу.
Правильными могут быть ответы на вопросы...,))
Философа от обывателя отличает умение мыслить не обывательски, а философски (понятийно).
В тексте топикстартер я наблюдаю нечто среднее, и поэтому сам текст могу охарактеризовать как не вполне достоверный...,))
Алент, я уже неоднократно вам писал и повторяю ещё раз, не спешите писать, то, что хотите написать. Лучше еще немного подумайте...,))
kosmonaft, 21 Июнь, 2025 - 11:42, ссылка
Ваши вопросы:
1. Разве можно с умным видом рассуждать о философских суждениях и при этом писать подобные комментарии?
2. Вы вообще понимаете, что вы пишете?
3. Справедливость подтвердил я или справедливость подтвердило написанное мною?
/Набор слов/
4. Я не понимаю на какой посыл, содержащийся в вашем докладе вы намекаете.
Он в вашем докладе присутствует в неявном виде? Я должен сам догадаться что это за посыл и куда?
Если вы не поняли главный - и такой простой! - смысл (посыл) доклада, то, наверное, не следовало бы вступать в дискуссию. Потому тут посыл кристально ясен: даже философам следовало бы выражать свои мысли четко, ясно и как можно короче.
Вы снова торопитесь и снова невнимательны.
Эти вопросы были заданы были заданы после того, как я не получил ответов на уточняющие вопросы.
Если я начинаю читать доклад и в первом же предложении этого доклада встречаю слова, которые считаю, мягко говоря, сомнительными, а само предложение - мутным, то прежде чем читать доклад дальше, я пытаюсь понять, что именно автор хотел сказать этим предложением. Вы считаете это нелогичным?
Алент, попробуйте начать мыслить философски...,))
kosmonaft, 21 Июнь, 2025 - 12:03, ссылка
Тех вопросов мне даже касаться не хотелось, потому что они... оскорбительны. Человек поленился взять словарь и уточнить значение непонятных ему слов. Действительно, чего это утруждаться, пусть топистартер побегает, принося в зубах разъяснения несложных терминов.
Какой из этих вопросов наиболее вас оскорбил?
Далее
Очень часто словари не определяют то или иное слово однозначно и поэтому иногда приходится уточнять: какой смысл автор закладывает в то или иное слово.
Тем боле я сомневаюсь что авторы сами заглядывают в словари, перед тем как употребить какое-нибудь сомнительное слово...,))
kosmonaft, 21 Июнь, 2025 - 11:54, ссылка
А разве я спрашивала ваших советов? Заповедь воспитанного человека: не лезь, когда тебя не просят.
А это не просто советы. Это добрые советы...,))
Вы считаете, что с добрыми советами тоже не нужно лезть?
Если я вижу ошибки в тексте, то автору текста тоже не нужно указывать на его ошибки?
Алент, вы женщина или философ?
kosmonaft, 21 Июнь, 2025 - 12:05, ссылка
Тем более не нужно. "Благими намерениями вымощена дорога в ад".
Нет никакой гарантии, что ошибается автор, а не вы. Ну а на грамматические ошибки и описки в интернете указывать не принято.
В интернет-общении ни один вопрос не дает вопрошающему безусловного права на получение ответа. Это право еще надо заслужить.
Это ложное утверждение.
Я указываю на ошибки иного рода. Если автор не ошибается, то пусть он мне это докажет.
Если ему не слабо...,))
Но при этом никто не лишён и права задавать вопросы.
И потом. Вы снова рассуждаете обывательски. Мы свами не просто принимаем участие в интернет-общении. Мы принимаем участие в интернет-общении на философском форуме. Вы считаете, что требования, негласно предъявляемые к просто общению и к общению на философском форуме одни и те же?
И потом, если я задаю вопрос и вижу, что он игнорируется, то, что мешает мне сделать вывод, что тот, кому я задаю вопрос, либо не знает на него ответа, либо боится, что следующими вопросами я загоню его в угол?...,))
kosmonaft, 21 Июнь, 2025 - 12:20, ссылка
Делайте выводы какие хотите. Кого-то это волнует, кроме вас?
Ну а сейчас, извините, у меня закончилось время, отведенное на непродуктивное общение.
Если вас это не волнует, то почему вы так возбудились (в хорошем смысле этого слова)?...,))
И почему для ответа выбрали именно этот (процитированный) вопрос?
Здравствуйте, Евгений. Проследил за Вашими диалогами с автором топика и с возбудившейся тётей Алент. Топик-стартер зарабатывает по жизни сочинением всякой хрени и считает самым важным критерием своих сочинений креативность, а начитанная тётенька не очень любит думать, зато очень любит писать, поэтому всегда спешит - это Вы правильно заметили.)
Как критерий горящей свечи - способность зажигать другие свечи, так и критерий достоверности философского текста - способность возбуждать философскую мысль. Философия, как поиск предельных оснований явлений, по большей мере происходит в темноте неизвестного и в тумане противоречивого. Это неизбежно отражается на тексте, особенно если у философа есть желание совместного поиска и он не осмысливает годами то, что нащупал, а указывает на что-то новое, пока непонятное. Известное, и тем более простое, вроде кирпича на дороге в ясный день, это что-то уже достаточно пережёванное, история философии.
Нау Шам, 21 Июнь, 2025 - 11:56, ссылка
Вы правы. Но судя по отсутствию интереса к философии в современном обществе, философы погасили все свечи в близких и дальних окрестностях.
Разве философы? Мне представляется, что правящий класс. Им нужен "квалифицированный потребитель", а не человек, задающийся вопросами о смысле и ценностях жизни. Чтобы, к примеру, можно было легко одних посылать пушечным мясом на фронт, а от других получить поддержку. Они этого добивались десятилетиями, и в общем, довольно успешно.
Нау Шам, 21 Июнь, 2025 - 12:27, ссылка
В XIX и начале ХХ века о философии говорили даже в дамских салонах.
В 60-70 годах ХХ века в СССР в университетах открывались философские кружки, хотя за некоторые темы могло и прилететь.
Следуя вашей логике, в этом была заслуга правящего класса, не так ли?
И как же правящий класс воспитывает "квалифицированного потребителя"? Платит большую зарплату работающим?
Сколько было философских дамских салонов или кружков? Одно дело, если это не мешает власти (власть не может отследить или не осознаёт опасность для себя), или не оказывает существенного влияния на запросы/вопросы общества к власти, и другое дело, если власть видит опасность в "слишком умных", особенно в эпоху массовых и плотных коммуникаций, и начинает подавлять через сознательное упрощение (вульгаризацию) образования и культурной среды.
Напомню, что говорил Фурсенко, министр образования в 2000-х "главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя".
Или вот, Греф: "Как только все люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело. А люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания"
Падение царской, потом советской власти нынешняя элита связывает в немалой степени с образованной и философствующей прослойкой. Сначала распространялась марксисткая философия в образованном слое царской России, потом буржуазная философия у "массового инженера" в СССР...
А "квалифицированный потребитель" прост и безопасен и с т.з. системности и уровня претензий. Отрубей в кормушку кинул, по телевизору внушил ,что это отличный хлеб - и нормально. В худшем случае сменятся конкретные фигуры, но не правящая идеология или класс.
В том числе. Тем, кто не задаётся "вопросами". А в целом, упрощение образования и культурной среды. Подавление коммуникаций. Представляете, запретить философу обсуждать истоки текущей ситуации, запрет на политическую философию. Нельзя говорить о том что болит. Тогда о чём вообще говорить? Философии нужна свобода, иначе чахнет. Кружки сейчас в интернете, но он теперь тщательно отслеживается и подавляется. Вот и результат.
Нау Шам, 21 Июнь, 2025 - 14:08, ссылка
Напомню, что говорил Фурсенко, министр образования в 2000-х "главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя".
Когда сегодня встречаю какое-то интересное сообщение, первая мысль "а не фейк ли это?". И только после проверки информацию можно использовать. Кроме того, даже если какие-то слова действительно были сказаны, то существует метод деконструкции (Деррида) и только после его применения можно выносить свое суждение о сказанном.
Фурсенко отвечал на вопрос по поводу приведенных вами слов:
Фурсенко давно понял, что совершил ошибку, высказавшись так откровенно.
Нашёл какие-то оправдания, реинтерпретацию собственных слов, обычное дело для пиар службы чиновника. Время от времени представители власти высказываются откровенно. Что Фурсенко, что Греф, что другие.
Нау Шам, 21 Июнь, 2025 - 14:27, ссылка
Это ваше мнение. Я не могу его разделить, потому что контекст разговора Фурсенко с молодежью был иной.
А во фразе Грефа я вообще не вижу ничего предрассудительного, даже без проверки и деконструкции.
"Как только все люди поймут основу своего я, самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать, ими будет чрезвычайно тяжело.
Да, уверенными в себе людьми трудно манипулировать.
А люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания"
Да, люди не хотят, чтобы ими манипулировали.
В чем, собственно, вы упрекаете Грефа? Он сказал всё правильно.
Это ваше дело. Мне фраза Фурсенко представляется вполне законченной, самодостаточной.
И уверен в том, что "свечи" гасит власть, вполне осознано и целенаправленно предотвращая возникновение "человека-творца" в угоду "квалифицированному потребителю".
Нау Шам, 21 Июнь, 2025 - 14:08, ссылка
Ну, не знаю... У нас в Казахстане с философией вообще никак, хоть сейчас, хоть раньше. А российские философы, которых я читаю, как говорили так и говорят о том, что их волнует.
А за деятельностью каких российских философов вы следите?
Я говорю не о Казахстане. На это форуме запрещено философское осмысление текущей политики. Админы бояться закрытия сайта. Развитие философии всё-таки начинается с осмысления актуальных, важных вопросов, потом системное углубление.
И меня интересуют не конкретные философы, а состояние умов, в т.ч. на философском форуме. Кто и почему гасит свечи.
Нау Шам, 21 Июнь, 2025 - 14:44, ссылка
Это проблемы владельца форума. В России полно политических форумов, где рубятся так, что пыль столбом.
Раз полно, значит, наверное, легко сможете дать ссылку на такой философско-политический форум? Возможно, уйду туда.
Философско-политический не обещаю, я писала, что "в России полно политических форумов, где рубятся так, что пыль столбом", то есть, не сильно-то и затыкают рты в России. Сама сейчас не участвую в политических дискуссиях, поэтому лично рекомендовать не могу. А по поиску, пожалуйста, первый попавшийся живой форум https://forums.wrk.ru/.
Да вы сами поищите, будет надежнее.
Но я то писал о необходимости "философское осмысления текущей политики", в т.ч. как начала актуальной философии. А вы предлагаете "где рубятся так, что пыль столбом". Разве об этом речь?
Т.е. более серьёзный философский подход подавляется так или иначе.
Кроме того в правилах форума wrk.ru действуют правила вроде "запрещается нарушать законодательство РФ", а оно сейчас "за дискредитацию" такое уголовное, что по существу не поговорить, т.к. любое критическое рассмотрение можно счесть "дискредитацией" - поэтому запрещено и здесь.
Я смотрю на список тем, вроде "Обличение лицемерия западных демократий и их выборных лидеров" и вспоминаю советский политический анекдот:
" - В США демократия и свобода высказываний - можно выйти на площадь и публично критиковать американских лидеров!
- Так и в СССР можно выйти на площадь и публично критиковать американских лидеров!"
В общем, вы не понимаете о чём я говорю, и почему на ФШ запрещено свободное философское рассмотрение текущей политики.
Короче говоря, советские философы почти вымерли, новые не народились в виду системной политики упрощения общественного сознания. Плюс тотальная цифровая цензура.
Доклад совершенно дикий.
Главным критерием любого знания должна быть его полезность людям.
Об этом кстати говорил Толстой.
Философия как знание о наиболее общих трендах реальности должна так же быть полезной людям, обществам.
Попытка такой полезности это истмат, исходящий из диамата.
Но даже в этом провале истмата есть удачная, но не сразу воплотившаяся максима Энгельса, касающаяся эволюции: "наряду с «или – или» также «как то, так и другое»"*. Это максима объективной сложности, требующей взыскательности от человека одетого к общественным идеям.
Эта максима в конце концов работает в виде монархий с парламентами, с частной и общественной собственностью.
* Диалектика природы.
Если ориентироваться на первую заповедь философии "познай себя самого", то философом можно признавать того кто способен вразумительно объяснить - что такое он собой представляет как думающий субъект, а сентенции метафизически соображающих субъектов, под девизом: "любуйся всем что кажется, а что там есть на самом деле - тебе, смертному, всё равно не понять..." ничего философического, то есть - способствующего помудрению сапиенсов, не несут. В момент, когда людЯм приходится устранять недоразумения в отношениях между собой посредством массовых убийств друг дружки в ходе военных операций с применением тактического оружия ввиду отсутствия навыков практической мудрости, так и не обретённых за две с гаком тыщи лет размусоливания якобы "философских" вопросов - лепет о методологиях "научной философии" просто смешон.
Если кратко и обобщённо, то личность (индивидуальность) - это личная память и личный характер воли, сформированные личным опытом жизни.
А если пространно...
Цитируется по моей книге "Недостающие Фрагменты..."...
...Рассмотренные выше повреждения ума обусловлены всего лишь частным проявлением гордыни. А сколько в мире ещё предметов, эгоистическое пристрастие к которым искажает объективность мировосприятия, разрушает ум человеческий…
Человек — это средоточие бытия, а потому нет ничего более значимого для понимания, чем глубокое, тонкое и объективное понимание человеком самого себя, а как следствие и других людей. У человека нет более удобного объекта для изучения тонких человеческих проявлений, чем он сам. Насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех. Однако человек несовестливый, самодовольный невольно избегает объективного самопонимания, потому что не желает замечать, что его поведение зачастую определяется такими его качествами, как алчность, беспринципность, бессердечие, бесстыдство, высокомерие, гордыня, двуличие, жадность, жестокость, злопамятность, зловредность, злорадство, зависть, интриганство, корыстолюбие, лживость, лукавство, льстивость, мелочность, малодушие, мстительность, нечестность, недоброжелательность, невоздержанность, недобросовестность, нетерпимость, неблагодарность, несправедливость, притворство, равнодушие, раздражительность, самодурство, самоуверенность, скупость, сварливость, тщеславие, угодливость, упрямство, хвастовство и т. п.
Несовестливый, из-за нежелания замечать в себе эти и тому подобные проявления, искажает и ограничивает понимание самого себя, а как следствие он и окружающих воспринимает так же поверхностно примитивно, то есть как глупец. То, что человек, принимающий нравственность, принимает мудрость, можно легко заметить на примере людей глубоко порядочных: они неизменно отличаются объективностью и тонкостью мышления. Люди же корыстные, злые, беспринципные всегда отличаются мышлением демагогичным и примитивным, ум таких человеков – это их хитроумие.
Много раз отмечалась взаимосвязь между образованностью человека и его нравственными качествами (интеллигентностью). При этом всегда делался однозначный вывод, что нравственные качества являются следствием образования. Однако вышесказанное даёт основания предполагать, что причинность здесь обратная, что это нравственные качества позитивно влияют не только на глубину и тонкость социального мышления, но и на интеллектуальность человека...
В желании видеть мир стремящимся к гармонии и взаимопониманию нет ничего плохого, но жизнь неизменно предоставляет свидетельства того, что собственно человек произошёл из необходимости обособленных сообществ недочеловеков выживать и сохранять себя любой ценой, пренебрегая интересами себе подобных и прочих существ.
https://proza.ru/2017/05/17/1303
Вот в бесчисленных каждодневных противоречиях этого выбора и поверяется характер воли человеческой на его пригодность к существованию в мире мира, согласия и социальной гармонии, или как принято называть это в христианской традиции, в любви.
Все евангельские заповеди преследуют только эту цель, и никакую иную.
Вон, посмотрите хотя бы на форум, иной раз человек являет снисходительность и великодушие к инакомыслию, а иной раз склочность и мстительность в своей страсти к полемическому превосходству. А Господь даже тут делает выводы о человеке, хоть в Евангелии правила поведения на ФШ и не заповеданы. )
Показывали фильм про Кнорозова, которого сложно назвать не ученым-неучем. Его ученица помянула, что он мог сделать научный доклад, ни разу не использовав ни англицизмов, ни латинизмов.
Кстати, немцы переводили всю (или почти всю) научную и техническую терминологию, создавали соответствующие немецкие слова. Может быть и сейчас переводят.
Отчасти так было и у нас - "предмет", "противоречие" и пр. вводились как кальки с появлением в XVIII в. науки у нас.
Возможно, есть какие-то местные традиции? Попадалось-замечал, что французы, если понятно и просто, считают ложным.
Это, наверное, опора на общие аксиомы. Опора на общепонятные явления. И внутренняя логичность текста.
Есть ещё вполне научный и экспериментально доказанный эффект доктора Фокса. Но эта ржачно-научная тема достойна отдельной и весьма полезной темы на ФШ. )
Владимир Старк, 22 Июнь, 2025 - 18:39, ссылка
А есть противоположный ненаучный литературный эффект Гуинплена...
Недавно посмотрел короткометражку про автоаварию, в которой один участник получил повреждение слёзных желёз и всё время плакал, а другой повредил мышцы лица и всё время улыбался. К сожалению хорошая драматургическая идея получила отвратительное, дилетантское воплощение.
Реальная история когда ветерана контузило во время эрекции, которая так и осталась
Так он горя не знал.
Только в старческом возрасте когда уже не мог самостоятельно двигаться, его подносили к даме и трясли.
Кант воевал, но на стороне власовцев, за это его на Соловки и сослали.