Красота и Философия.

Аватар пользователя Андреев
Систематизация и связи
Основания философии

На примере цитат из лекции Александра Геннадьевича Ломоносова "Красота философии"

давайте обсудим вопрос:

является ли красота в философском смысле

- существительным или прилагательным,

- сущностью или атрибутом,

- обьективна она или субьективна?

Связанные материалы Тип
Красота - признак и повиальная бабка рождения нового знания. Андреев Запись

Комментарии

Аватар пользователя Андреев

Любовь к красоте как духовному феномену.

Что такое "духовный  феномен"? Это духовная сущность, обладающая реальным бытием, или это наша субьективная оценка некоего феномена?

Мне кажется, что Красота (прекрасное, "каллос" по-гречески) - это духовный предмет - «обьект» разумной природы, проявление нематериальной «материи». Такая красота одновременно есть истина и подлинная реальность-бытие. Как говорят индусы: сат-чит-ананда (бытие-сознание-блаженство) – красота, истина, блаженство. Причем в их полном триединстве. 

Аватар пользователя fed

Андреев,^ Красота (прекрасное, "каллос" по-гречески) - это духовный предмет - «обьект» разумной природы, проявление нематериальной «материи»

Совершенно верно. Красота есть проявление одного из аспекта Духа - вибрация Ом или Слово божье. Проявляется как красота, идеал, любовь через объекты природы, человека, шедевры искусства. "Бог открыл свой лик". На этом основана первая любовь. см. фильм "Ромео и Джульетта", "Вам и не снилось". Она открывается более совершенным людям и чем человек больше духовно развит, тем чаще. Я встречаюсь очень часто. Практически вся моя жизнь заполнена красотой. 

На этом - проявлении Ом основано все искусство, шедевры литературы, поэзии, высокая любовь - "я помню чудное мгновение..как гений чистой красоты". Туризм - люди едут в красивые места.

В религии Ом, Слово божье есть один из аспектов Троицы - проявления Духа в материи. Другой аспект - святой дух - Атман. Первый - Ом проявляется во внешней среде, вне организма, второй - святой дух - в организме, через чакры, вызывая блаженство.

Красота - объект философской дисциплины эстетики.

Аватар пользователя Андреев

Представление о сверхчувственной красоте, недоступной внешнему взору – “ни в сказке сказать, ни пером описать».

Красота не усматривается глазом и не познается рассудком, а переживается в акте озарения, вДУХновения, из-ум-ления, вос-хищения. Это реальный акт личного экзистенциального переживания, который нельзя подделать, поделиться с другим, показать или пересказать тому, кто сам не имеет этого опыта.

Можно ли дальтонику обьяснить красоту цветовой гаммы, а глухому - красоту музыки?

Но красота сама по себе выше гармонии красок и звуков. Это гармония, созвучная гармонии самого духа, самого Бытия. Душа, одухотворенная, резонирует с порядком-гармонией-разумностью полноты бытия, которая только проявляется в прекрасной форме тела, в совершенстве движения, в тонкости созвучий и точности соцветий.

Аватар пользователя Андреев

Духовное познается духовным. Надо подняться по духовной лестнице, чтобы выработать способ познания.

Для постижения красоты необходим орган духовного познания. Надо раскрыть этот потенциально существующий «анализатор», приемник сверхчувственной красоты. «орган для шестого чувства» Н.Гумилев.

 

Платон: «разумное созерцание идеи как таковой», «умозрение»

Что такое умо-зрение? С одной стороны, зрение умом, а с другой, зрение умных предметов, «невидимых обьектов». Вот эта способность - зрения невидимого совершенства - и есть цель философии. Настоящий философ почти всегда немного поэт и немного пророк. Отчасти блаженный (в обоих смыслах: счастливый и чокнутый) и отчасти страдалец ("мартир": мученик и свидетель).

Аватар пользователя Андреев

Насколько мы духовно развиты, настолько нам является красота. Прекрасное тело доступно каждому. А прекрасная математика – только «геометру», «не геометр да не внидет».

Соответственно, красота мысли доступна только умозрению. Цель философии -совершенствование и развитие этой способности. Чем острее духовное зрение (умозрение), тем ярче переживание духовной красоты, тем сильнее привязанность к тому образу жизни, который к этому ведет. Отсюда, праведность философа – это не насилие над собой, а служение истинному себе самому. Такой вот духовный «эгоизм».

Греки занимались физическими и музическими искусствами, чтобы развить способность к созерцания красоты, как она есть.

Развитие способности к умозрению – восхождение по духовной лестнице, стремление к духовному небу и духовным красотам-истинам-благам. Просвещенный ум и одухотворенная душа становятся способными воспринимать сладость КРАСОТЫ, так же реально как язык и желудок воспринимает сладость меда.

"Коль сладки гортани моей словеса Твоя, слаще меда - устам моим" (Пс.118:103)

Красота - это воплощенное в чем-то Слово-Логос. Крупицы этих духовных слов не просто реальны, а единственно реальны. Все остальное реально настолько, насколько соответствует этим логосам. Поэтому красота не только "спасет" мир, она его творит, и подерживает. 

 

Аватар пользователя fed

красота не только "спасет" мир

Суть выражения "Красота спасет мир". В йоге - медитация на Ом есть путь. В христианстве первая заповедь - любовь к Богу. Суть одно и то же.

На стремлении к совершенству, красоте Ом, Слова основана теория эволюции видов, духовный путь.