
Корвин, 27 Август, 2025 - 20:23, ссылка
Но принятие христианства можно точно также рассматривать как полный отрыв от языческих корней.
Пристальное сопоставление языческих и христианской концепции приведет нас к пониманию факта того, что христианство, и прежде всего раннее христианство, Православие - это "модернизированное" язычество. Католицизм в современной терминологии выглядит на этом фоне уже языческим постмодерном.
То есть, при всей своей кажущейся оригинальности христианство (точнее, иудео-христианство, не забывем о т.н. "Первопредках" Адаме и Еве и т.п. ) заимствует свои истоки, концепциии и образы у язычества греков/египтян/китайцев/индо-ариев и Вавилона.

В частности, рассуждения Платона, базирующиеся, как известно на ЯЗЫЧЕСКИХ образах и мифах, использовали христианские авторы: Кирилл, Прокл, Дамаский, Дионисий, Георгий Писидийский, Никита Стифат, Никифор Хумен, Михаил Пселл и Григорий Палама.
Особо выделялаяь в этом смысле Александрийская богословская школа:
Еще Филон Александрийский (25 до н.э. – 50 н.э.) пытался совместить иудаизм с эллинской культурой и философией. Для этого он учил, что в Библии наличествует содержание буквальное и содержание аллегорическое.
Для александрийца Оригена «аллегорическое толкование священного писания было началом и концом его богословствования». Собственно, все представители Александрийской школы считали, что под буквой Библии скрывается другой, более глубокий смысл и старались добраться до этого смысла при помощи аллегории, иносказания, символики и т.п.
В александрийской богословской школе почитались не только античные философы прошлых времен, но и современные ей философы «языческой мудрости». В отличие от других, самозамкнутых христианских катехуменов и школ, александрийская приветствовала появление в ее стенах эллинских философов. А глава александрийской школы Иеракл, приемник самого Оригена, даже будучи пресвитером, читал лекции своим ученикам в «языческой» мантии философа.
Александрийские христианские богословы в основу своих философских воззрений положили современную им эклектическую философию, то есть синтез всего достижения греческой и римской философии на основе Платоновской философии.
Александрийская и Антиохийская богословские школы.ИЗ КУРСА «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
Другое дело, что после гибели Византийской империи (1453 году) православие пришло в упадок, а ее философски-богословское наследие в значительной мере позабылось. Римская церковь и вся Западная Европа в результате столетних набегов варварских племен и разрыва с просвещенной на то время Византией от античной культуры унаследовала только голое и скудное библейское учение. Западной Европе поначалу было не по зубам даже уровень мировоззрения антиохийской и александрийской богословских школ. Все было прочно забыто. И только крестовые походы привели к знакомству Западной Европы с идеологическим наследием античности до уровня византийской мудрости, в том числе и с наследием александрийской и антиохийской богословских школ. Именно этот фактор дал толчок началу эпохи Возрождения - с ее аллегорическими, символическими языческими сюжетами и образами, сложный космологический контекст которых мы только сегодня пытаемя расшифровать, пристально вглядываясь в античный эллинизм и труды Платона. Иногда чудесным образо находя в них удивительные созвучия с изображенным на самых ранних иконах христиан-александрийцев.
Корвин, 27 Август, 2025 - 20:23, ссылка
Но принятие христианства можно точно также рассматривать как полный отрыв от языческих корней.
Преемственность КОНКРЕТНО НА РУСИ
Схематические парные "силы" русского язычества и оформленные уже художественно конники русско-византийского Православия "истекли в Вечность", спешились - и уступили место более близким к нам по времени, но опять же парным иудейским архангелам - Михаилу и Гавриилу, а после них - двум иудейским херувимам (красному и черному). Сам по себе интересный факт символического обмена.
Первое изображение - одно из самых ранних и полузабытых изводов христианской (православной) Богородицы Влахернитиссы - и двух всадников, "переосмысленных", как Змееборцы
Увы, анализируя русско-византийские православные истоки, мы часто НЕ УЧИТЫВАЕМ фактор времени, как максимум, и как минимум - некоторые субъективные "мелочи" отдаляющие и смазывающие весьма существенные иконические аспекты для нашего Познание. Иконы "упрощаются", всадники становятся меньшим числом ровно наполовину: из двух, изначально находившихся "в контексте" Богородицы, остается один - и то "независимый" - Георгий Каппадокийский Победоносец. Также бы канувший в Забытье - и упраздненный, не попади он вовремя на российский герб.
И продолжая тему христиано- языческой премственности, отметим, что несмотря на яркое, но почти забытое включение Змее-Дракона в мифо-религиозные парадигмы и концепции всадников-близнецов (конкретно на Руси и Византии - это Георгий Победоносец и Федор Тирон/Стратилат)

Православие, в том числе и русское, после реформы Никона,тем не менее - по каким-то, будем надеяться, высоким соображениям - на протяжении веков сохраняет тот же вопиющий языческий ЗМЕИНЫЙ символизм на самых важных инсигниях всех своих восьми патриархов - посохах, увенчанных парой Змее-Драконов.
Той самой изначальной Мезоамериканской - и одновременно китайской парой, которая впоследствии, в своем движении на запад, претерпела трансформации от лошадей с ДРАКОНЬИМИ хвостами Гандхары, ихтиокетавров Афроса/Бифоса Греции - до отрезающих онтологические змеиные хвосты святых воинов Православия - Георгия и Федора.Илл.: зрелый бородач Федор Тирон и юный Георгий Каппадкийский ("Победоносец") избавляются от ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ЗМЕИНЫХ ХВОСТОВ на шиферной панели из Михайловского Золотоверхого собора, Киев, Украина (в наст. время экспонируется в музее Софии Киевской) и на фреске храма Святого Иоанна в Гюльшехире, Турция
Турецкая фреска сохраняет до наших дней второй, ЦВЕТОВОЙ указатель на Разнонаправленность "сил", означенных юным и пожилым (бородатым) всадниками. Ту же цветовую тенденцию мы наблюдаем и на знаменитом отражении языческо-христианской британской легенде переходного периода с двумя драконами (Рис.1 внизу), и на армянской иллюстрации уже сугубо христианского сюжета "Сошествия во Ад" (Рис.2), где двух разноцветных драконов дублируют два Потока , как вариация божественной Хоры, Khôra (Вселенной, созданной Богом в форме буквы Х).
https://en.wikipedia.org/wiki/Mesrop_of_Khizan
https://ariadna19d.livejournal.com/4064.html
Заметим, что в дальнейшем двух змее-драконов в христианстве заменят два херувима, особо выделенные на богородичных иконах "Знамение" (Рис.3), а также на практически вытесненных и убранных из православного русского канона иконах типологии "Троица Новозаветная Сопрестолие" (Рис.4).
Комментарии
Ну ладно, языческие Змее-Драконы... Но ведь и сам КРЕСТ - изначальный, равнокончный - ВИЗАНТИЙСКИЙ имеет свои истоком языческий Феномен. Пирамиду!
Надо с самого начала понять, ЧТО ИМЕННО лягло в основу всех пирамид. Необходимо начинать анализ с Мезоамериканский (совр. Мексика) пирамид, ибо там расопложены и самые древние из них - круглой формы. Квадратные начали строить позже, очертя Квадрат вокруг Круга (К.Г. Юнг назвал такую операцию "Квадрированием Круга"). Смотреть , прежде всего, ПЛАНЫ пирамид, различая в них, например, будущие Лабиринты и даже самую раннюю икону Православия — Спас Нерукотоворный ("Чудотворный МАНДилион", второе название, соотносящееся с еще одной промежуточной конструкцией , МАНДалой, мандалой Калачакра в данном случае) а также - "священные сосуды" православной Евхаристии.
Дальше стоит проанализировать древнюю архитектуру, восходящую к таким пирамидам, начиная от пагод Индокитая — с характерными крестовыми дорожками-медианами — и заканчивая христианскими храмами с КРЕСТОВО-купольным решением своих кровель:
1 –пирамида Кецалькоатля, Чичен-Ица, Юкатан, Мексика ; 2- семиярусная пирамида Кох Кер, Камбоджа; 3 - храм в парке Шри(Си) Тхеп , Таиланд, ок. 6 в. ; 4 – индуистская манала Калачакра; 5 - алтарь храма солнечного бога а Абу-Горабе, район Мемфиса, Египет , 2400-е годы до н. э; 6,7, пагоды в Пагане, Мьянма; 9 – Крестово-купольная Церковь Святых Петра и Павла в Кожевниках начала XV века
И, наконец, сам Христос:
https://ariadna19d.livejournal.com/1773.html
ГОЛУБЬ (СВЯТОЙ ДУХ) - И ПИРАМИДА
Вот бывает так: углубляешься в одну из древних культур, руководствуясь прежде всего артефактами, материальными свидетельствами - и неожиданно отрываешь странное отсутствие Христа в изначальном христианстве.
Но все по порядку.
Армения... Сегодня маленькое государство, бывшеее когда-то величественным.
Ариадна, 27 Сентябрь, 2025 - 12:53, ссылка
И это обстоятельство, а именно: самое раннее укоренение христианства в конкретной национальной культуре позволяет нам сегодня изучать соответствующие САМЫЕ РАННИЕ (наряду с сирийскими) "следы" первичного христианства на планете, оформленные в виде уникальных иллюминированных армянских евангелий, сохраняемых ныне не только в Ереване, но и в музеях Ватикана, Британском, Берлинском и Бостонском.
Сцены наиболее смыслосодержательного сюжета "Пятидесятницы" в них открывают нам неожиданные, сегодня забытые и затертые (видоизмененные) онтологические ветви этой религии.
Раннее христианство (если оно действительно так называлось ИЗНАЧАЛЬНО, что дискуссионно) демонстрирует нам композицию, основу которой составляют два элемента : Пирамида и пикирующий Голубь. В армянских евангелиях Пирамида предствлена НЕПОСРЕДСТВЕННО. Со временем, уже в иконических сюжетах Сирии, например, Пятидесятница начинает претерпевать видоизменения, но еще по-прежнему сохраняет свою Основу, Пирамиду.
Ранние (исключительно ранние, например как эти две мозаики справа - из баптистерия ариан в Равенне и базилики Святого Марка в Венеции) византийские иконы веком или двумя позже вводят Пирамиду и Голубя в своем связанном контексте - то есть, в непосредственной близости друг к другу - еще в один сюжет, но теперь соотнесенный с Христом, "Богоявление" (Крещение). Но мы уже видим здесь существенное "измельчание" Пирамиды.
Пикирующий Голубь и Пирамида, с веками претерпевшие графическую деградацию своих первичных образов, именно благодая древнейшим документам и артефактам возвращают нас к своей онтологической основе, к Архэ. К Матрице древнего календаря.
Верно мыслите. А вот догадайтесь с 3 раз куда привела эта религиозная цепочка человеческих идеологий в 19 веке от рождества Христова.
К повальному увлечению передовой части русской интеллигенции СИМВОЛИЗМОМ. Явлением, ознаменовавшим собою начало Серебряного Века русской культуры.
К появлению на рубеже 19-20 вв. имажиниста (т.е., ОБРАЗНИКА) Сергея Есенина и обращению к эллинизму Вячеслава Иванова ("Дионис и Прадионисийство")
Вот интересная работа на эту тему:
https://cyberleninka.ru/article/n/platon-i-vyacheslav-ivanov-mifologiya-...
Так с первого раза не догадались. Мелко берёте. Что такое русская интеллигенция и мнение о ней В.И.Ленина. Даю подсказку берите в мировом масштабе ведь масштаб язычества и христианства мировой. Осталось 2 попытки.
Ну если в мировом масштабе - то в 19 веке в самостоятельную дисциплину оформилась АРХЕОЛОГИЯ, давшая толчок Сравнительному Религиоведению, науке об универсальных взаимосвязях и законах мировых религий, общих формах их феноменов. Наука, позволившая прийти к пониманию существования Единой для всех религий ПЕРВОПРИЧИНЫ, Архэ - и сходного ее отражения в различных культурах:
Да нет, Вы так далеки от реальности, речь у нас идёт по вашей теме, эволюции человеческой идеологии. Исторически имеем временной ряд ступеней эволюции идеологии человека: язычество, христианство и на этом Вы остановились не будучи диалектиком. Для диалектика возникает вопрос, а что дальше за христианством. Вы зациклены на религии (метафизике) и дальше пытаетесь привести свои варианты религиоведения. В реальности же эволюция непрерывно движется по закону диалектики отрицания отрицания. Каждая ступень эволюции отрицает предыдущую и становится её противоположностью. Таким образом получаем: материализм отрицает религию становится её противоположностью и следующей ступенью эволюции, сохраняя при этом родимые пятна христианства. Диалектика нам прогнозирует следующую ступень эволюции материализм. И мы можем дополнить исторический временной ряд эволюции человека; язычество, христианство, коммунизм (материализм). И без наших длинных рассуждений диалектики уже давно указывали, что идеология коммунизма продолжает идеологию христианства, формально отрицая религию.
Бросьте заниматься религиоведением, это тупиковый путь, будущее за диаматом.
Как я это вижу, то все несколько сложнее, Вячеслав. Даже по срокам жизнеспособности идеологических концепций. Коммунистическая идеология просуществовала 70 лет, христианская - более двух тысяч лет. Какой-то кратковременныей импульс "отрицания"- и вновь возврат к религии(ям), ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ГЛАВЕНСТВУЮЩИМ на протяжении всей истории человечества.
А на последок Вам скажу! Потеряв надежду убедить, мы находимся во времени аналогичном времени раннего христианства (катакомбного), угнетаемого повсеместно и только по прошествие веков занявшего официальный статус. И речь у нас идёт не о коммунизме, жупеле мещан, ими же извращённом, а правильнее говорить о материализме, приходящем на смену идеализму. Так что ваши 70 лет ничего не значат. Хотел сказать обычное; поживём увидим, но вынужден сказать: "И во время это прекрасное уж не доведётся пожить не мне и тебе" - Некрасов.
Обратите внимание. Материализм это тоже вера, религия, только здесь игра слов, вместо Бога, применяется Природа, реальность. Такова природа хомо, ему на роду написано во что-то верить. такова природа мышления.
Проблема вероисповедания, равно как и любое другое представление о мироустроении, - это прежде всего проблема истины, проблема объективной реальности, даже если верующие этого и не понимают.
Человек - дурак. И не только "суевер богоугодный", но и учёный атеист, ибо знание человеческое далековато от достоверных представлений о мироустроении, даже если сциентисты этого и не понимают.
Глупость же человеческая проявляется только как уверенность в истинности своих убеждений, и никак иначе, тогда как сомнение - это шёпот истины.
ТО ЕСТЬ...
То есть, Окончательную Истину о Мироустройстве знает только Создатель, это Вы имеет в виду?
Да! - и с этим никто не спорит, даже ВНЕ КОНТЕКСА вероисповедания.
Вопрос - в праве человека ийти к Истине, познавая мир вместе с другими. Это право у нас Никто и Никогда не отнимет. Поэтому мы все - верущие, атеисты, гностики и агностики - и обсуждаем здесь Различные Пути к ней, раздумывая, споря, делая выводы.
Даже становясь на Вашу позицию, как верующего христианина, Мир и Бога познавать ГЛУБЖЕ, чем предписывает догмат (написанный людьми, кстати) - значит, приближаться к Богу!
Уважаемая Ирина!
По-моему это ваш интерес:
https://vk.com/philosophical_portal
С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, автор «Теории Природы», независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист
Роберт Юсупов. Если возможно, то сбросьте ссылку о философском портале на мою любую страничку. Заранее благодарна. С уважением.
Роберт, у меня не открывается В Контакте. Скопируйте главный, по Вашему, абзац, и разместите его здесь, как комментарий. Спасибо.
Уважаемая Ирина!
Там в ленте несколько тем касается философских учений древности.
Например такой:
https://vk.com/wall-92735838_3329
Ещё до возникновения и формирования этноса на территории Австралии проживали племена аранда. В настоящее время их численность составляет всего около 2 тысяч человек (фото 2 в карусели).
К сожалению, племя на грани исчезновения. Но, тем не менее, им удалось сохранить и донести до наших дней один из самых древних мифов о сотворении мира, которому насчитывается как минимум 6 тысяч лет.
По мнению аранда, сначало наступило Время сноведений, мир грёз (Dreamtime), от которого и берёт своё начало наш мир.
Первопредки, жившие в то время, стали культурными героями, их считали демиургами, богами-устроителями.
Аранда называют первопредков Alchira (Алкира, Альтира, Алчира). В дальнейшем Время сновидений стали называть "временем Альтиры".
"Время сновидений" (Dreamtime, также известное как "время алчьеры" или "алтьира") — это мифологическое представление австралийских аборигенов о вечной, вневременной реальности, где предки-творцы жили и действовали, а также продолжают существовать в настоящем. Это не научный термин, а понятие из мифологии, означающее не столько сновидения, сколько мифических предков и изначальный период сотворения мира" (фото 3).
Хотя термин включает слово "сновидения", он не относится к биологическому феномену сновидений, как его понимает современная наука. Скорее, это мифическое время, которое можно почувствовать или пережить.
Это период, когда предки-творцы жили на земле, создавая мир, но они не просто существовали в прошлом, а остаются в настоящем. То есть, мифический период первотворения является реальным и продолжающимся, а не прошедшим.
Для коренных народов Австралии Время сновидений является частью их духовной жизни и понимания мира.
В языке коренных астралийцев слово Алкира (alkira) имеет несколько значений: "посланное с небес", "голубое небо", "яркий", "солнечный", "счастливый".
"Alkira — слово австралийских аборигенов, имеющее множество значений, включая "яркий и солнечный", "счастливое место под солнцем", "небо" или "голубое небо" и даже "большое небо" в зависимости от языка или группы аборигенов. Это значение часто используется метафорически, чтобы описать место тепла, надежды или безграничного потенциала" (фото 4 и 5).
По мнению немецкого этнографа К. Штрелова, "алтьира" означает не столько сновидения, сколько мифических предков, "вечных людей", странствовавших по земле в мифическое время.
Со временем первопредков стали представлять как единое божество - Бога неба - которого также называли Альтира.
"В эпоху первотворения ("ранние времена", мифическое время) он участвовал в формировании мира (в представлениях аранда мир соответствовал кормовой территории племени и его ближайших соседей), а затем удалился на небо. Само его имя связано с обозначением у аранда мифического времени (алтьира или альчера)".
Источник: Мифологический словарь./Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.
Таким образом, у австралийских аборигенов есть божество-демиург, которое сотворило мироздание и удалилось на небо туда, где люди не могут его достать. Многие учёные (в частности, М. Элиаде) считают, что в повседневной жизни австралийцы обращаются не к небесному далёкому божеству (deus otiosus), а к культурному герою или существам, самозародившимся в период, называемый "временем сновидений" (альтьира, альчера).
Эти существа тоже обитают на небесах и могут свободно перемещаться между небом и землёй, используя лестницу или дерево.
Их называют демиургами "второго творения", сотворившими географический рельеф мира и населившие его.
Сотворённый ими рельеф имеет сакральный смысл — по местоположению дерева или скалы человек может узнать о деяниях первосуществ.
По окончании творения эти существа позаботились забрать с собой лестницу, соединявшую небо и землю, чем окончательно закрепили разрыв между этими двумя онтологическими уровнями пространства.
Передача древних знаний в племени проходит особым образом.
Абориген знакомится с сакральной историей мира во время обрядов инициации, а также ритуалов тайных культов кунапипи и джангавуль, когда неофитам передаётся в неизменном виде основная сумма религиозного учения.
Эти обряды часто сопровождаются ритуальными надрезами на теле.
Каждый мальчик племени должен пережить символическую смерть, сопровождаемую нанесением ритуальных ран, окроплением кровью и погружением в гипнотический сон, во время которого он должен как бы "вспомнить" происхождение мира.
Аналогичная схема ритуальной смерти и рождения, только более отчётливо выраженная, присутствует в обряде инициации шамана. Претендента на эту должность "убивает" и "оперирует" сообщество мужчин-знахарей, которые "заменяют" ему естественные смертные внутренние органы на вечные органы из минералов.
Во время этой "операции" душа неофита совершает паломничество на небеса и в нижний мир. Заново родившийся, обновлённый шаман обладает новыми, особыми способностями.
В большинстве представлений, связанных с инициацией, большую роль играет Радужный змей. Он обитает в прудах и источниках, охраняя находящиеся там кварцевые кристаллы, которые упали с небес в период "времени сновидений" и теперь служат для создания внутренних органов нового шамана (фото 6).
Миф о Радужном змее существует в культуре аборигенов Австралии уже очень давно, древнейшие известные наскальные рисунки изображающие Радужного змея имеют возраст как минимум 6 тысяч лет.
Считалось, что шаманы получают свои необыкновенные способности от Радужного змея: Змей изрыгает кварцевые кристаллы, которые затем глотает шаман.
Таким образом, происходит символическое поглощение света. Этот процесс напоминает посмертный опыт, описанный в Тибетской Книге Мёртвых, где Боги появлялись в форме света всех цветов радуги. И этот свет необходимо поглотить, слиться с ним воедино. В квантовой физике также можно встретить нечто подобное (vk.com/wall-92735838_492).
Племя аранда проживает в самом центре материка Австралия в городе Alice Springs, который в народе называют просто Alice (фото 7 и 8.)
Про Алису и квантовый мир поговорим в следующий раз)
#философия#наука#история#мифология#религиоведение#Аранда#Австралия#сотворениемира#АлкираОт Ирины Высоцкой
Дополнительно!
Подробная информация
Философский портал
Позволь себе свободно мыслить
Группа для всех, кто ценит философию
Канал одобрен РосКомНадзором
Информация по лицензии:
https://knd.gov.ru/license?id=67384d816afad41667c108b..
Зарегистрированная страница
philosophical_portal
https://irina-visotskaya.ru/
Ссылки9
proza.ru
Новая научная теория о природе сознания
www.pravda.ru
РИА ТВОИ НОВОСТИ
youtvnews.com
Высоцкая И.А. "Световой конус как основа моделирования работы сознания"
www.internauka.org
Философия|Книжные обзоры
www.instagram.com
Поэт: Высоцкая Ирина. Кабинет | Ты-Поэт. Стихи на разную тематику
ti-poet.ru
Высоцкая Ирина :: Поэмбук
poembook.ru
Высоцкая Ирина Александровна - Союз Писателей
soyuz-pisatelei.ru
Высоцкая Ирина / Стихи.ру
www.stihi.ru
Контакты1
Ирина Высоцкая
История сообщества
Сообщество создано
24 апреля 2015 года
Единый мировой Логос, выраженный в одних и тех же символах!
Честертон говорил, что между дохристианским мировоззрением (имея ввиду Рим?) и христианством нет пропасти. Пропасть между Карфагеном и Христианством.
Честертон. Где можно почитать больше о нем, Владимир?
"Карфаген должен быть разрушен"...
А там очень много тайн. Главная богиня Карфагена Танит (Честертон называл ее "Танит-невидимка") оставила свои следы даже на римской Сардинии. Кстати, посмотрите на монетный "портрет" тамошнего правителя Сарда - с дротиками и с индейскими перьями на голове:
Илл.: Архитектурные отражения священных колодцев Италии: 1 - "водный храм" Санта Кристина, Сардиния, ок. 11 в. до н.э.; 2 - священный источник Су Темпьесу, нурагический памятник эпохи бронзы, Сардиния; 3 - Piazza San Pietro - площадь перед базиликой Св. Петра, Рим; 4 - монета Сарда Патера с короной с перьями и дротиком, отчеканенная Марко Азио Бальбо, претором Сардинии, в 59 г. до н.э.
Где можно почитать Честертона, говорившем, что у предшествующего Христианству мировоззрения Рима и Христианства нет пропасти. Что пропасть между Христианством и Карфагеном.
Grok-2
Гилберт Кит Честертон высказал эту мысль в своей книге "Вечный человек" (The Everlasting Man). В этой работе он проводит различие между христианством и другими древними религиями и культурами, в частности, между Римом и Карфагеном.
В главе "Парадоксы и загадки" Честертон пишет о том, что между христианством и римским язычеством нет такой пропасти, как между христианством и карфагенским культом Ваала, который включал в себя человеческие жертвоприношения. Честертон утверждает, что христианство и римское мировоззрение имеют больше общего, чем христианство и карфагенская религия.
Вы можете найти эту книгу в библиотеках, книжных магазинах или в электронном виде на различных интернет-платформах. Рекомендую обратить внимание на главу "Парадоксы и загадки" (Paradoxes and Riddles), где Честертон развивает эту мысль.
Спасибо, обязательно найду.
Читал давно и больше про Отца Брауна (детективы), что-то попадалось и про Христианство.
Сейчас посмотрел библиографию, есть по теме язычества, христианства и карфагена:
Схватка богов и бесов (The War of the Gods and Demons)
Нашла, в библиотеке Кротова, спасибо!