Морган, который является величайшим логиком наряду с Аристотелем, Гегелем, Булем и Фреге, писал [Формирование математической логики, Н.И. Стяжкин, стр 308]: Морган отказывается считать элементарной тип высказывания сводящийся к аристотелевскому представлению … ["Х есть (не есть) Y", а, напротив, считает, что элементарное суждение имеет структуру X..LY, означающую, "что Х является предметом мышления, который находится в отношении L к Y, другими словами, что Х есть L от Y": x=L(y), где х именовалось бы субъектом, а y – предикатом]
Все так, только x=L(y) можно отнести не только к законам мышления, но и к любым преобразованиям сущего, одним из видов которого является человеческое мышление.
Так, если рассмотреть {X, Z, W | Y}, то
будет верным сказать: X->Y, Z->Y, W->Y, т.е.
из X следует только Y
из Z следует только Y
из W следует только Y
Но из Y может следовать как X, так Z или W.
Существует ли конструкция, которая разрешала бы эту неопределенность в пользу однозначности?
Если будут найдены функции L, G, T ... такие что X=L(Y), Z=G(Y), W=T(Y), то ответ положителен.
Поэтому:
из Y (если применить L), следует только X
из Y (если применить G), следует только Z
из Y (если применить T), следует только W
Связь с диаграммами Венна здесь очевидна. Диаграммы Венна являют собой вид сверху, а такое рассмотрение множеств с субъект-предикативными связями представляет собой вид сбоку: http://e-science.ru/sites/default/files/upload_forums_files/wy/дв.jpg
Комментарии
Владимир, вновь приветствую.
Мне кажется ваши рассуждения о суждении не всеобщи.
Например.
Беру такое простое суждение: «камень теплый»
Если Х - это камень, теплый – это Y, то что здесь L?
Если «присущность», то разве тут применимо предложенное вами: «из Y (если применить L), следует только X»?
Если нет, то тогда в заголовке темы Вам надо указать какую-то область, к которой принадлежат те суждения, о субъектах и предикатах которых Вы тут толкуете.
С ув. D
Приветствую!
Теплый камень - это камень, если он теплый (где "Теплый камень - это X", "камень - это Y", "функция, преобразующая аргумент функции (камень) в значение функции (теплый камень) будет "сделать его теплым" "). ... Суждение (по Аристотелю) вида (значение функции есть аргумент функции) не полно (поскольку отсутствует сама функция), как и для "камень есть теплый".
С ув.
P.S. Можно и так: Теплый камень - это теплый, если это теплое камень
ВАЖНО выразить через равно. Для суждения (камень - теплый) этого нет.
Всё это прекрасно, до тех пор, пока L(y) для целостности субъекта Х не становится критичным, а когда критично, то тут уже не важно, что за такая функция это L... - а когда не критично, то выходит, что...что тоже самое - не важно, что это за такая функция это L... ) - ценностное (благо) это вам не функция, а жизнь (существование)... - в точках бифуркации (жизни -Х- смерти) функций нет, а...а есть лишь промысел Божий...
Владимир, Вы в итоге говорите: «ВАЖНО выразить через равно. Для суждения (камень – теплый) этого нет.»
Дык, я-то про то и толкую, что суждение («камень – теплый») - есть, а то, о чем Вы толкуете про суждения в исходном сообщении (X=L(Y)) в нем – нет.
Следовательно, Вы должны указать область тех суждений, которых касается то, о чем Вы толкуете. Логидзе?
П.С.
«Теплый камень – это камень, если он теплый»
Хм...
Это как-то не тянет на "простое суждение".
«Суждение (по Аристотелю) вида (значение функции есть аргумент функции) не полно (поскольку отсутствует сама функция), как и для «камень есть теплый».
Вы прямо мне скажите, «Камень – теплый» - суждение или нет?
А «лебедь – бел», «Иван – грамотен», «Сократ – смертен» - суждения или нет?
Derus, Сужде́ние — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.
Лебедь, согласно словарю, - (Cygnus), род птиц сем. утиных. Дл. до 150 (даже до 180) см, шея равна длине тела или превышает её.
В определении (по крайней мере в этом) не упоминается цвет. Поэтому суждение (Лебедь - белый) ложно. Другое дело, что бывают как белые лебеди, так и черные лебеди. Тогда суждение (белый лебедь - белый) истинно, а (черный лебедь - белый) ложно. ... НО эти суждения (Аристотелевского типа) не претендуют на полноту в понимании математика и логика Моргана (чьи взгляды совпадают с моими в этом вопросе).
Забавно. Запись y=F(x) в математике означает зависимость изменения одной величины от изменения другой по определенному закону, так, что зная одну величину и функцию, мы можем найти другую величину.
Если представить структуру суждения в виде субъект = F (предикат), то это будет выглядеть так, как будто при изменении предиката в суждении, изменяется субъект. Да причем по какому-то неведомому закону. И если мы узнаем этот неведомый закон, то сможем, имея какой-либо предикат, "вычислить" субъект, к которому он должен быть отнесен. Фантастика какая-то!
Кстати, насекомые - это тоже животные.
Владимир, Вы говорите: «Сужде́ние — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.»
В таком случае приведенные мной примеры есть примеры именно суждений, поскольку в них что-то утверждается о свойствах предмета. (В одном утверждается, что камень – теплый, в другом, что лебедь – бел, в третьем, что Иван – грамотен...)
«Лебедь, согласно словарю, - (Cygnus), род птиц сем. утиных. Дл. до 150 (даже до 180) см, шея равна длине тела или превышает её. В определении (по крайней мере в этом) не упоминается цвет. Поэтому суждение (Лебедь - белый) ложно.»
А-а-а...
Так, получается, Вы тут толкуете об определениях (т.е. суждениях о сущности субъекта Х)?
Если да, то прав ли буду я, говоря, что вот она и выявилась эта область суждений, где верно X=L(Y)? Ну т.е. всё, что Вы говорите в исходном посте, касается только сложных суждений и суждений о сущности субъекта. Верно?
П.С.
Почему я указал на сложность суждения?
Да потому, что определение состоит из кучи простых (а определение простого суждения Вы мне дали выше).
Взять то же определение лебедя.
Сначала надо утвердить, что «лебедь есть птица», затем, что «лебедь обладает свойствами таких птиц как утки», затем, что «лебедь обладает длинной шеей» и т.д.
Попробуйте сформулировать что такое утверждается и отрицается! Сформулировать так, чтобы эти понятия были не только интуитивно понятны. Другими словами, как выразить иначе "да" и "нет"?
Тогда видна будет разница, о которой говорит Морган. И, кстати, поэтому по Аристотелю, "белый лебедь - лебедь" верно, а с учетом X=L(Y) это же "белый лебедь = лебедь" будет ложно.
Я говорю, о наиболее простом виде суждения, понимание которого позволяет строить сложные.
Владимир, Вы говорите: «Попробуйте сформулировать что такое утверждается и отрицается! Сформулировать так, чтобы эти понятия были не только интуитивно понятны. Другими словами, как выразить иначе "да" и "нет"?»
Странно... Вы привели определение суждения к моим примерам, а теперь мне же предлагаете его и прояснить.
Не-е-е... так дело не пойдет :о)
Еще раз.
Вы считаете суждениями следующие: «камень теплый», «лебедь белый» , «Иван грамотный»?
Если нет, то укажите почему? (Ну нельзя же быть суждением наполовину, равно как нельзя наполовину быть истинным или ложным.)
Со своей стороны, я не вижу нужды что-то тут выражать иначе, т.к. здесь явно имеется субъект, предикат и связь между ними (мол, камню присуща теплота, лебедю присуща белизна, Иван обладает грамотностью).
«Тогда видна будет разница, о которой говорит Морган.»
В вашем посте Морган не говорит ни о какой разнице.
Он сходу предлагает считать «элементарными суждениями» только те, что соответствуют X=L(Y).
Я на это заявляю, что если это верно, то тогда либо неверно считать суждения «камень теплый», «лебедь белый», «Иван грамотный» -суждениями вообще, либо формула касается только особых суждений (например, суждений о сущности субъекта, см. свой аргумент с лебедем).
«Я говорю, о наиболее простом виде суждения, понимание которого позволяет строить сложные.»
Т.е. суждение по формуле X=L(Y) «лебедь есть птица обладающая длинной шеей» это более простое суждение, нежели «лебедь обладает длинной шеей»?
Что утверждается или отрицается, то суждения.
Поэтому ... Лебедь - белый (да/нет), Иван - грамотный (да/нет), X - L(Y) (да/нет), Лебедь - муха (да/нет), не-X - L(Y) (да/нет) и т.д. - суждения.
Вопрос как раз в том, что понимать под этими (да/нет).
Лебедь - имеет длинную шею (да). Но это суждение не позволяет по длинной шее однозначно определить лебедя (длинная шея, например, может быть и у жирафа). А вот конструкция (лебедь - птица, которая имеет длинную шею сравнимую с телом) позволяет вместо дефиса поставить равно. И, как следствие, получить:
лебедь - птица, которая имеет длинную шею сравнимую с телом (да), птица, которая имеет длинную шею сравнимую с телом - лебедь (да).
По сути, в суждении [Лебедь - имеет длинную шею (да)] не договаривается [птица].
Поэтому не только с теоретической, но и практической стороны лучше говорить: X=L(Y), т.е "X да L(Y)"
Владимир, не могу ещё сказать, что Вы ответили на вопрос: считаете ли Вы суждениями следующие: «камень теплый», «лебедь белый», «Иван грамотный»?
Вы лишь сказали то, что для Вас – вопрос:
«Что утверждается или отрицается, то суждения. Поэтому ... Лебедь - белый (да/нет), Иван - грамотный (да/нет), X - L(Y) (да/нет), Лебедь - муха (да/нет), не-X - L(Y) (да/нет) и т.д. - суждения. Вопрос как раз в том, что понимать под этими (да/нет). (выделил - я)»
Так что, честно говоря, не понимаю, зачем вообще как-то отдельно (в скобочках) указывать эти «да» или «нет»?
Если надо «нет», то выносится суждение: «лебедь – не бел», надо «да» выносится суждение «лебедь – бел». В итоге осталось загадкой, суждения или нет мои примеры? :о)
«Лебедь - имеет длинную шею (да). Но это суждение не позволяет по длинной шее однозначно определить лебедя (длинная шея, например, может быть и у жирафа).»
В таком случае остаюсь при своем.
Формула Моргана, касается только области определений (т.е. суждений выражающих сущность субъекта).
«А вот конструкция (лебедь - птица, которая имеет длинную шею сравнимую с телом) позволяет вместо дефиса поставить равно.»
Согласен.
Но еще раз говорю, что далеко не все суждения толкуют о сущности или о существенных признаках. Например, суждение может утверждать (или отрицать) что-то относительно существования, сосуществования, последовательности, связи причины со следствием или сходства явлений и т.д. Неужели это уже все будут по Моргану не суждения?
Более того, субъектом суждения может быть какое-нибудь неисчерпаемое познанием сущее. Например, например, какая-нибудь конкретная личность, или весь мир, или Бог
Наконец, познание не сразу же сваливается на нас в готовом виде. Оно ведь нарастает. Поэтому сначала делаются суждения «S есть P», а затем «SP есть M», а затем «SPM есть D» и т. д. и всё равно до сущности может еще очень даже далеко. Так и что ж теперь, это все буду не суждения? Например, я не знаю, что за существо промелькнуло мимо меня, но оно пискнуло. Значит, мое «проскользнувшее – пропищало» не суждение?
«По сути, в суждении [Лебедь - имеет длинную шею (да)] не договаривается [птица]».
С чего вдруг?
Вы рассуждаете о суждении с позиции всезнания, тогда как я пока считаю, что на деле, мы встречаемся с суждениями гораздо раньше, а потому, ваш аргумент, мне кажется, неверен.
Но дело не в этом.
Вы так и не ответили на вопрос о том, какое суждение проще.
Давайте так.
Что значит быть птицей? Иметь крылья? Летать? Плавать на воде? Пардон, а почему, например, предикат «иметь крылья» должен предшествовать предикату «иметь длинную шею»?
По-моему, так совершенно не должен.
Что мне мешает утверждать о наличии длинной шеи у лебедя раньше утверждения о наличии у него крыльев (ведь согласитесь, не все птицы летают (страус, например))?
По-моему ничего.
Как бы там ни было, но какое же всё-таки суждение более простое: «лебедь - птица (т.е. имеет крылья - D), которая имеет длинную шею сравнимую с телом» или «лебедь обладает крыльями» (ну или «лебедь обладает длинной шеей»)?
Ответ: ваши примеры - суждения.
Ответ: нечто - есть свойство, не относящееся к этому нечто. (суждение отрицательное)
Оно отвечает на вопрос да или нет? Отвечает, значит является суждением.
Что нужнее лебедю, чтобы его однозначно характеризовать: быть птицей или иметь длинную шею? Поскольку для лебедя необходимо оба (предиката), то так вопрос вообще не ставится (они равноценны) . ... Птица - имеет длинную шею. То же суждение, только ложное.
То, которое позволят однозначно выделить что-либо, причем в обе стороны: X - L(Y) да? Да. L(Y) - X да? Да.
Даже когда познаем нечто новое, то и тогда схема работает: субъект(свойство Y + какое-то свойство не-Y) - есть Y.
Владимир, Вы говорите: «ваши примеры - суждения.»
Понято.
Но это простые суждения или сложные?
Вы ниже вновь сказали, что простое суждение «То, которое позволят однозначно выделить что-либо, причем в обе стороны: X - L(Y) да? Да. L(Y) - X да? Да.», т.е. то, которое соответствует: X = L(Y).
Но примеры моих суждений не таковы. Они не соответствуют этой формуле.
Так неужели эти суждения сложные? :о)
«нечто - есть свойство, не относящееся к этому нечто. (суждение отрицательное)»
Опять загадка...
Если в суждении утверждается, что «лебедь – бел», то, значит, это свойство относится к этому нечто (суждение положительное). А если утверждается, что «лебедь – не бел», то, значит, утверждается, что это свойство не относится к этому нечто (суждение отрицательное). И что?
Что Вы хотели этим сказать, сказав это к моему утверждению о том, что далеко не все суждения толкуют о сущности или о существенном признаке?
«Что нужнее лебедю, чтобы его однозначно характеризовать: быть птицей или иметь длинную шею? Поскольку для лебедя необходимо оба (предиката), то так вопрос вообще не ставится (они равноценны).»
Согласен, если речь идет об определении сущности лебедя.
Так прав я или нет, что всё, что Вы говорите в исходном посте касается только определений, а не всякого суждения?
(Соответственно, мне лично, естественно считать суждение с одним предикатом - простым, а суждение с двумя предикатами – сложным.)
«Птица - имеет длинную шею. То же суждение, только ложное.»
И что с того, что ложное?
Суждения (будь то простые, будь то сложные) не могут быть ложными что ли?
Неужели, формула Моргана мало того, что пригодна лишь для области определений, так еще и только для истинных определений?
«Даже когда познаем нечто новое, то и тогда схема работает: субъект(свойство Y + какое-то свойство не-Y) - есть Y.»
Ну и где же это в моем суждении о чем-то новом «промелькнувшее пищит»? Что же здесь L?
Что такое (да) и что такое (нет)? Пока вы не выразили их так, чтобы это стало понятно не только человеку, суждение X - Y остается не простым.
В логике: есть субъект, и именно о субъекте можно сказать (да) или (нет) в отношении предиката. ... Белый лебедь - бел? Да. Лебедь - бел? Нет. Лебедь - не бел? Да. Белый лебедь - не бел? Нет. ... Но, еще раз повторяю. Примитивы (да/нет) здесь не формализированы и поэтому к простым суждениям их отнести нельзя.
Белый лебедь - есть белый, Белый лебедь - есть птица, Белый лебедь - не есть весом 500кг (истинные)
Белый лебедь - есть не белый, Белый лебедь - есть не птица, Белый лебедь - есть весом 500кг (ложные)
Сравните: A=B(C), C=D(F) - простые суждения. А=B(D(F)), - сложное (истинное ) суждение, не-А=B(D(F)) - сложное (ложное) суждение.
Опять-таки, как суждение А - есть С? Да ( или А - есть С? Нет) представить формально?
Ладно, Владимир...
Мне трудно Вас понять.
Больше вопросов нет.
С ув. D
П.С.
Хотя один вопрос, пожалуй, есть.
Вы говорите: «Что такое (да) и что такое (нет)? Пока вы не выразили их так, чтобы это стало понятно не только человеку,...»
А кому еще, кроме человека? :о))))
Любой механизм, когда его сконструируют, способен отвечать на такие вопросы в рамках своей сложности: хоть сложная компьютерная программа, хоть обычный турникет (Заплачено? Если да, то проходи.)
Уважаемый Владимир Викторович!
Начальное сообщение понравилось. Дискуссия вовсе нет.
Мой тезис лежит в русле последних дискуссий с М.Грачевым и другими о логике. См., в частности, дискуссию до ссылки - ссылка.
Пусть есть естественное мышление Ме. Изначально совсем непонятно, что оно такое.
Поэтому и начинается его осмысление логиками всех мастей. Одни (Аристотель) говорят, что в мышлении выделяются субъект (S), предикат (Р), связка "есть" (е) и описывают это моделью М1: S e P. Другие (Венна, Эйлер) подобрали под это геометрическую модель кругов - М2. Третьи (Морган) вводят модель М3 с функцией: x = L(y), точнее, в наших терминах: S = f(P). Мог бы привести еще десяток моделей мышления. Мне больше нравится проективно-модальная модель В.И. Моисеева М4: S↓P, читается так: субъект при условии предиката. Другими словами, у Моисеева функция Моргана заменяется функтором (или оператором: проектором или сюръектором). И т.д.
Таким образом, реальное мышление (Mr) всегда зависит от того, какая модель используется мыслящим человеком: Mr = Ме↓Мх, где х условный номер модели мыслителя. Читается: реальное мышление это всегда естественное мышление, развертывающееся при условии - проецировании на мышление некоей его модели Мх.
В каких-то условиях вполне достаточно аристотелевской модели М1, подкрепленной моделями Венна-Эйлера, в каких-то целесообразно ввести функциональную, а в каких-то стрелочную зависимость. И так далее.
Всегда же можно проверить, насколько та или иная модель удобна!
Я использую S = f(P), благодаря которой можно конструировать сложные цепочки и решать вполне "приземленные" задачи.
Такую, например: Человек приезжает на остров и знает, что на языке острова ДА и НЕТ звучат как ПИФ и ПАФ, но не знает, какое из них что обозначает. Как, задав аборигену один вопрос, выяснять у него, мудрец он или лжец?
Или такую, например: «Дорогой друг! Некоторое время назад я купил этот старый дом, но обнаружил, что он посещается двумя призрачными звуками: непристойным Пением и сардоническим Смехом. В результате он мало подходит для проживания. Однако я не отчаиваюсь, ибо я установил путем практической проверки, что их поведение подчиняется определенным законам, непонятным, но непререкаемым, и что я могу воздействовать на них, играя на органе или сжигая ладан. В течение каждой минуты каждый из этих звуков либо звучит, либо молчит, никаких переходов они не обнаруживают. Поведение же их в последующую минуту зависит только от событий предыдущей минуты, и эта зависимость такова: Пение в последующую минуту ведет себя так же, как в предыдущую (звучит или молчит), если только в эту предыдущую минуту не было игры на органе при молчащем Смехе. В последнем случае оно меняет свое поведение на противоположное (звучание на молчание и наоборот). Что касается Смеха, то если в предыдущую минуту горел ладан, Смех будет звучать или молчать в зависимости от того, звучало или молчало Пение (так что Смех копирует Пение минутой позже). Если, однако, ладан не горел, Смех будет делать противоположное тому, что делало Пение. В ту минуту, когда я пишу Вам это, Смех и Пение оба звучат. Прошу Вас сообщить мне, какое действие с ладаном и органом должен я совершить, чтобы установить и поддерживать тишину в доме.
Вы можете, в рамках теорий, решить эти, например, или иные задачи?
Я с Вами согласен, под каждую модель подбираются свои задачки.
Аристотелевская модель вполне пригодна для решения обычных задач обычного мышления, что подтвердила ее жизненность на протяжении около 2,5 тысяч лет.
Но она не пригодна для решения задач диалектической, трансцендентальной, спекулятивной, метафизической логик.
Ни секунды не сомневаюсь, что пригодна и модель S = f(P). И хотя я катастрофически далек от задач Пифов и Пафов, Пениев и Смехов, я в моих гносеологических построениях использую эту функциональную форму (модель). И она вполне работает.
А в метафизических построениях так же эффективно работает и стрелочная модель М = S↓P. Она помогает решать вопросы: что есть мир, каков у него протокод, какова собственная форма человека, в чем сущность социума и т.п.
И все же, Сергей, где можно почитать решение конкретной задачи на основе вами отстаиваемой логики? Ведь если какая теория претендует на всеобщность, то и решать она должна задачи (и задачки) такого же охвата, не так ли?
Я не логик. Поэтому не создаю собственную модель логики, а использую модели, открытые другими - логиками.
О некоторых законах метафизической логики см. Система категорий (ч.25, законы метафизической логики).
О логике ПМО В.И. Моисеева - см. в его трудах (в Интернете найдете предостаточно), я их использую в других частях моей Системы.
По Моргану особой информации не нашел. Может, поделитесь ссылками. Но если будет желание совместно поинтерпретировать функциональную формулу, то как-то и подключусь. Только если всё ограничится математической логикой, то вряд ли здесь будет большой метафизический прорыв.
Попытки обсуждать ПМО В.И. Моисеева на этом сайте уже были. Они кончились ничем, потому что никто не смог эту ПМО объяснить.
.
На ФШ кончились ничем не только попытки обсуждения ПМО, но и много других философских начинаний. ФШ - не критерий эффективности философского исследования.
.
Но объяснить что такое ПМО Вы не можете, вот в чем дело.
Могу.
A↓B означает A при условии B? Но откуда известно что A↓B существует?