Аббаньяно не приемлет образ человека, для которого свобода является абсолютной спонтанностью, взрывом инстинктов или витальных импульсов. Для него в человеке всегда существует выбор свободы, которой он уже располагает и которая кажется ему недостаточной. В отличие от животных, которые приспосабливаются к среде, человек не связан с определенной средой. Он не имеет единой и универсальной природы. В качестве посредника между человеком и природной средой создается культура группы, в которую человек уже включен. «Неопределенность человеческой природы — это то, что сделало для человека выживание в самых трудных и враждебных условиях, и она — основа той свободы выбора, которая сделала из него творца различных цивилизаций и главное действующее лицо истории». Счастье человека создается в множестве выборов, в которых он реализует себя.
А. Камю (1913-1960) подчеркивал, что человеческое существование не имеет никакого смысла. Оно всегда абсурдно. Все попытки обосновать человеческое бытие и деятельность с помощью ссылки на установленный миропорядок Камю отбрасывает как иллюзорные. Мы живем в хаотическом мире, в котором господствует случай. Человеческое существование не имеет никакого объективного содержания. Между людьми невозможна подлинная коммуникация, хотя и возможны союзы в борьбе против абсурда. Но человек в принципе не способен выйти из себя в некий объективный, общезначимый миропорядок. Бунт человека против абсурда приводит лишь к изменчивым формообразованиям, которые вновь погружаются в хаос. В борьбе против хаоса человек может придать смысл лишь отдельным ситуациям, которые вновь впадают в ничто.
Комментарии
Молодец Камю.
да, он во многом провидец, если понял что система - скорее хаос, а не порядок вовсе, как запевают все держиморды при "ответственности".