В европейской философии есть большой пробел не заполненный знанием. Речь идет о триединстве Абсолюта. О триединстве говорят обычно в религиозном понимании, но о его философской сути в европейской философии я ничего не встречал. С другой стороны в Ведической традиции этому вопросу посвящено много внимания. В санскритской терминологии Брахм, что переводится как целостность или Дравья - первичная субстанция, эти понятия описываются как триединство СатЧитАнанда, что переводится как Бытие СознаниеБлаженство. Это означает что сознание существует (Бытие) и существует оно изначально окрашенное эмоцией Блаженства(Ананда). Современные просветленные учителя описывают опыт осознания первоначального триединства как осознание своего трансцендентного Я.
В европейской философии рассмотрению сознания и бытия посвящено много внимания, но третья составляющая триединства - Блаженство остается без рассмотрения. А это не много не мало вся эмоциональная часть деятельности сознания. У человека есть два центра сознания, голова где обитает интеллектуальный ум и так называемое "сердце" в центре груди, где находится эмоциональный ум. Причем значение эмоционального ума для человека более фундаментально чем интеллект, поэтому его изучению в эзотерике посвящена отдельная область знания известная как каббала или Тора, в европейской традиции Ветхий завет.
Но вернемся к вопросу страдания, его появление непосредственно связано с изначальной окраской сознания эмоцией блаженства. Блаженство это изначальное, естественное состояние сознания. Как оно трансформируется в страдание подробно описано в работах Шри Ауробиндо. Для понимания этого механизма необходимо сказать несколько слов о таком понятии как интенсивность того или иного качества. Например полная интенсивность света нами воспринимается как день, низкая интенсивность света как ночь. Свет в природе есть всегда и везде, поэтому животные видят ночью даже малое его количество. С точки зрения науки полное отсутствие света означает отсутствие материи как таковой.
Аналогична ситуация с сознанием, сознание всегда окрашено блаженством в большей или меньшей степени. Отсутствие блаженства равнозначно отсутствию сознания. Так вот, Шри Ауробиндо говорит что в сознании каждого человека изначально заложен некий средний уровень блаженства. Все состояния сознания окрашенные более высоким уровнем интенсивности блаженства воспринимаются нами как счастье. Если сознание окрашено более низким уровнем интенсивности блаженства, чем средний уровень тогда оно воспринимается как страдание. Средний уровень состояния блаженства величина не постоянная и переменчива. Например известный образ Пьера Безухова описанный в войне и мире Толстого, пресыщенный и разбалованный жизнью он нигде не находил счастья. И только убегая из Бородинского поля, мокрый, усталый, голодный, бредя по колено в грязи, когда его пожалел проезжающий мимо крестьянин и посадил на выступающее в конце телеги дышло, на котором обычно ездят босоногие мальчишки. Пьер почувствовал себя по настоящему счастливым человеком.
Таким образом счастье и страдание это есть ни что иное как игра эмоционального ума. Поскольку счастье лежит в основе смысла жизни каббала придает ему более фундаментальное значение чем игре интеллекта.
Комментарии
Соглашусь и добавлю. Не только современные учителя описывают осознание целостности своего Я как Бытие-Сознание-Блаженство, но и учителя времён далёких от нашего. Состояние целостности, как мне видится, приводит к исчезновению одного качества самоосознания и обретению иного, более осознанного и светового.
На эту тему множество старинных притч и легенд о просветлении. Надо понимать, что любой опыт такого целостного самовосприятия неповторим, ибо таково условие нашего осознаваемого бытия. Именно поэтому описывают подобное состояние каждый по-своему верно, используя заложенные природой возможности и накопленный опыт в памяти пережитых состояний. По теме - в ритмах:
НАСЛАЖДЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВО - притча
Гимн Ибн-аль-Фарида
Сказка ПИФАГОРА
и много восточных притчей, эзотерических текстов...
Думается мне, два центра всегда живые, творчески развивающиеся и потому взаимодополнительны по сути своей.
Мне близко понимание, описываемое Кеном Уилбером:
интересный фрагмент интрасферного описания эволюции самосознания.
Кен Уилбер:
«Всякий раз, когда человек вспоминает какую-то глубинную структуру более высокого порядка, более низкоупорядоченная структура попадает в ту же категорию. То есть в каждой точке эволюции то, что было целым на одном уровне, становится лишь частью целого более высокого порядка на следующем. Мы видели, например, что на протяжении ранних стадий роста тело составляет все самоощущение, то есть телесное «эго». С возникновением и развитием ума чувство самотождественности смещается в сторону ума, а тело становится просто одним из аспектов, одной частью тотальной самости. Подобным же образом, при возникновении тонкого уровня ум и тело, вместе составлявшие целое в системе самости, становятся просто аспектами или частями новой и более объемлющей самости. Точно так же мы можем сказать, что в каждой точке эволюции или вспоминания форма самости становится просто компонентом самости более высокого порядка (например, до возникновения ума формой самости было тело, а после этого оно становится частью самости). Это может быть выражено несколькими различными способами, каждый их которых сообщает нечто важное о развитии, эволюции и трансценденции: 1) то, что является целым, становится частью; 2) то, что является отождествлением, становится отстранением; 3) контекст становится содержанием [то есть контекст познания/опыта на одном уровне становится просто содержанием опыта на следующем]; 4) то, что является фоном, становится фигурой [которая высвобождает фон более высокого порядка]; 5) то, что субъективно, становится объективным [до тех пор, пока оба термина не станут бессмысленными]; 6) условие становится элементом [например, ум, который a priori является условием эгоистического опыта, становится просто элементом опыта в более высоких областях; как об этом говорилось в «Спектре Сознания»: человек тогда смотрит на эти структуры и потому не использует их в качестве чего-то, посредством чего смотрят на мир — и таким образом искажают его] [410]. Каждый из этих пунктов, фактически, представляет собой определение трансценденции. И в то же время, каждый также является определением какой-то стадии развития. Из чего следует, что первое и второе по сути идентичны, а эволюция, как уже говорилось, является «самореализацией через самотрансценденцию».
Конец цитаты.
Размышления над сказанным в свете темы об интрасферном восприятии.
В целом сказанное полностью соответствует интрасферному восприятию. Возможно, мои уточнения подскажут другому читателю ещё более соответствующие его представлению образы или терминологию, описывающие стадии проникновения сознания в более глубокие структуры самого себя...
Форма самости (самовосприятия) становится со временем просто неотъемлемым фрагментом (фракталом) самости более высокого (глубокого) порядка. Например, до пробуждения интуиции формой самости были убеждения ума о самости, а затем ум становится частью нового состояния интуитивного самовосприятия (самости).
Это может быть выражено несколькими различными способами, каждый их которых сообщает нечто важное о развитии, эволюции и трансценденции:
1) то, что является целым, осознается частью;
2) то, что ранее было отождествлением, становится отстранением в новых координатах самовосприятия и наоборот;
3) контекст становится содержанием и наоборот, в новых координатах;
4) то, что является фоном, становится фигурой [которая высвобождает фон более высокого порядка];
5) то, что было субъективно, становится объективным [до тех пор, пока оба термина не станут бессмысленными или поменяются местами в новых качествах восприятия];
6) чувственные элементы переживаний опыта в более высоких областях становятся фоновыми, а сами чувства приобретают все более глубинное содержание (например, любовь юношеская, как бы сильно ни переживалась, становится менее содержательной и яркой на фоне развитых аспектов любви зрелой, а та, в свою очередь становится фоновой на уровне развития любви духовных сфер восприятия. Чувственные элементы таким образом начинают выполнять роль сохраняемых умом мысленных образов и их содержаний, а новые умственные структуры начинают восприниматься чувствами более утонченных и обогащённых сфер самосознания. Ум и чувства, будучи живыми, растущими или деградирующими элементами целостности самовосприятия, находятся в постоянном взаимообращении и влиянии, как ступеньки приобретаемого (воспоминаемого или утрачиваемого памятью) опыта в процессе эволюции самосознания.
ПЕРВОКАЧЕСТВО
Основой интрасферного мировосприятия в данном контексте является пифагорейская формула - Всё есть Число качества восприятия. Всё относительно. В понятие “всё” включаем буквально всё: мыслимое, чувствуемое, сознаваемое и неосознаваемое. Далее делаем вывод: если всё относительно, то абсолютно Одно Ничто. Именно под словом “ничто” мы можем подразумевать нечто невоспринимаемое умом или чувственно, некоторую непроявленность, например, некоего бескачественного Бога или сам Космос. Тогда единственным достоверно описывающим качеством Одного окажется Абсолют. Состояние целостности Блаженства мироощущения космической любви Творца...
Если же сказать ещё ближе к теме, то природа страдания не Блаженство или тройственность сознания бытия, а неумение ума и чувств (ограниченных по природе) воспринимать единство своей невидимой ими целостности.
Феано извените за задержку с ответом, небыло интернета. Ваше сообщение поучительно илюстрирует попытку нашего ума в чем то разобратся. Но как сказал Шри Ауробиндо каждый инструмент сознания имеет свое предназначение. Интеллектуальный ум, говорит он, не является инструментом познания, это инструмент предназначеный для действия. Исползование инструментов не по назначению приводит к большой путанице и порождает не прекращающийся поток заблуждений. Познание по сути есть припоминание утеряных знаний, для этого используются другие инструменты сознания. Найболее доступный для нас является инструмент под названием интуитивный ум.
Мне могут возразить, ну нет у меня интуитивного ума, так что истинное знание мне недоступно? Нет. Патанджали говорит о таком источнике истинного знания, как авторитетное свидетельство. Тот кто хочет знать, должен не заниматся безполезными размышлениями и анализом текущего опыта, а читать труды просветленных мудрецов и практиковать техники позволяющие развить более высокие уровни сознания.
Тут нет единого для всех рецепта. Думается, размышления небесполезны, как и анализ собственного опыта. Читать труды, безусловно, нужно, но знание без использования в личном опыте безжизненно. И наоборот, часто бывает так, что именно личный опыт переживания страданий и размышления над ними даруют знание и избавление от страданий. Как в этой эзотерической старинной сказке о Психее.
Я с вами не согласен, да и все учителя требуют от учеников ум чистый как у ребенка. Поробую объяснить в чем сдесь проблема. Что такое логическое мышление. Вьяса подробно объясняет его механизм в коментарии ко второй сутре Патанджали. Познаваемый нами объект, привнесенный в наше сознание и получивший название сатва, мы пытаемся понять. Для этого мы сравниваем его с ранее уже познаным, хранящимся в нашей памяти. Сам процесс сравнения получил название раджас, а содержание памяти тамас. В результате этого сравнения, которое мы называем мышлением, возникает новое знание. Но это знание всегда обусловлено прошлым и все ошибки и заблюждения из прошлого мы автоматически перетаскиваем в настояще.
Могут ли быть сдесь исключения? Могут, они приходят от озарений из интуитивного ума, но его надо иметь. А пока его нет мышление будет порождать у нас только старые заблуждения, но в форме нового знания. Поэтому мышление признается вредным, не приводящим к истиным знаниями и от него рекомендуют воздержатся.
P.S. У вас есть в зачатке интуитивный ум, поэтому у вас много мудрых интуитивных озарений.
Причины страданий - грехи. Отрицательная карма. Причины грехов - клеши. Инстинкты вашего подсознания.
В европейской традиции (в философии и искусстве) это Счастье. Ибо блаженство и есть духовное счастье.
Близок к этому. Все 3 аспекта Духа Сат-Чит-Ананда у меня хорошо развиты.
На эту тему также 8 символов буддизма.
Чисто методически по посту: модель двух субстанций заменена моделью одной субстанции и уровнем.
Философский вопрос тут: так две субстанции? Или - одна?
О каких двух вы говорите?
Блаженство и страдание vs блаженство и недостаток блаженства
Эти два есть результат процесса познания, как известно все познается в сравнении. В деталях этого процесса если захотите разберетесь сами, подсказок достаточно.
Странное заявление. Результат вроде бы один, а на самом деле почему-то два...,))
И почему эти два поставлены вами в конец познания в виде результата, а не в его начало ?
Гм...
Взяли и замылили основной вопрос своего поста...
И зачем банальности? Итак понятно, что каждый как-то разберётся со своими проблемами...
Просто я не собираюсь повторятся о том что уже объяснил. Кто не смог услышать, это не моя проблема, ищите ответ сами.
По-русски по простому счастье и несчастье, горе.
Блаженство вызывается святым духом через чакры, в организме. Платон так описал, что Сократ как электрический угорь. Блаженство есть результат совершенства человека - нравственного, физического, интеллектуального, эстетического (мир чувств) и духовного (концентрация, медитация). У большинства людей отсутствие блаженства, современный человек не совершенен.
Страдания - боль, болезни, преждевременная смерть, насилие, унижение, нищета, стихийные бедствия и т.д Результат отрицательной кармы, ваших действий в прошлом.
Т.е. Ваш взгляд - две субстанции...
ну да, есть страдание и большинство людей, даже все живут в нем и ежедневно с ним сталкиваются. И есть блаженство, духовное счастье, и с ним имеют дело люди, достигшие святости.
Страдание есть зло и его необходимо преодолеть.
Виталий Андрияш, 13 Июнь, 2024 - 10:16
Страдание - потеря "естественного состояния сознания"? Если да, то почему оно "теряется"? И можно ли в принципе потерять что-то естественное?
Можно, на этом принципе построено все творение. Как это достигается? Первичная субстанция по определению Махариши Махеш Йоги, есть единное универсальное поле памяти, память имеет фундаментальное свойство, вспоминать и забывать. Даже бог может забыть себя, войти в образ и играть роль человека.
Виталий Андрияш, 3 Июль, 2024 - 12:12, ссылка
Каково Ваше понимание того, что страдание - потеря "естественного состояния сознания"? Что то, что "теряется"?
Читайте внимательно, я об этом говорил, теряется Блаженство (Ананда). Трансцендентное Я, описывают как СатЧитАнанду или БытиеСознаниеБлаженство.
Из-за грязи души - грехов (отрицательной кармы) и причин грехов - клеш (плохих инстинктов). Вашей агрессивности, эгоизма, привязанности, страха и невежества в целом.
Поповское мракобесие. Фед, ты разберись в начале что такое душа, а потом говори о ее грехах.
объяснял на форуме уже 1000 раз. Ежедневно работаю с душой.
Блаженство или стяжание духа святого бывает часто, порой ежедневно.
Виталий, вы знакомы со стоицизмом? Это практическая квинтэссенция греческой философии особенно в период римской империи.
Смысл - достижение счастливого бытия - эвдемонии.
Путь - освобождение от заботы о том, что от нас не зависит (дихотомия контроля), жизнь в соответствии с духовной природий, с логосом/ноосом/разумом.
Это не сухой рационализм и бесчувственность (апатея) как это часто преподносится, а напротив, освобождение от ментальных ловушек, очищение своего доброго ангела-гения (эв-даймония) и подчинение всех сфер своей душевной жизни своему верховному правителю ("гегемоникум"), превращение каждого мига своей жизни в осознанное блаженство от полноты визни, разума и свободы.
Почитайте интервью Андрея Баумейстера на эту тему. Будут конкретные вопросы, отвечу, если смогу.
Андрееву.
Что есть Блаженство? От слова Благо, добро? Нет добра там, где его нет вовсе. Благонамеренный- заточенный на что? На самое себя благо. Определение слова «Блаженство» какое? Блаженство- это универ в универе. Универ- универсальность? Нет универ- это тот, кто много думает. Мыслит? Верно. Почему универ в универе? Мыслит дважды? Нет такого в природе. Мыслит не дважды, а самое себя и самое себя. Мыслит сразу пару противоположностей? Нет пары одновременно. Так что мыслит? Самое себя в себе же. Как понять в себе же? Самое себя в самое себе. Пример. Ты мыслишь меня, Я мыслю тебя. Это и есть блаженство? Это не блаженство, это отработанный трюк истинного мышления. Почему трюк? Потому что редкость большая и почти никому не под силу. Цирк? Нет цирка, есть искусство мышления одновременное. Кто испытывает блаженство? И Я и Ты одновременно. Блаженство- удовольствие? Нет никакого удовольствия там , где его нет вовсе. Человек неверно определил значение слова «блаженство»? Верно, определить истинное значение слова- это и есть самое себя блаженство. С уважением.
Словами объяснять нет смысла. Как бесполезно объяснять вкус манго. Нужно попробовать.
Андрей, со стоицизмом я не знаком. А под современной философией, я понимаю германскую школу. Греческая философия это остатки угасающей эзотерики, это последняя безуспешная потытка возродить древнее знание. Поэтому там много истины, но ход истории таков, что с момента разрушения второго храма древние знания закрыты печатью тайны, дабы не препятствовать развитию в человеческом сознании интеллектуального ума. Интеллект, как говорит Шри Ауробиндо, это инструмент действия, а не познания. Использование его не по назначению и привело к тому кризису мировозрения который мы переживаем сейчас.
Виталий Андрияш, 4 Июль, 2024 - 15:06, ссылка
кто мы? украинцы. говорите только за себя, да, это ваши проблемы, но не приписывайте свои проблемы всему человечеству, подмена частного общим - софизм.
Вот это и есть главный нерв философии стоицизма - жить в соответствиии с Природой. Имеется ввиду не природа материи, по пути познания которой двинулась западно-европейская цивилизация, а природа разума-нооса-логоса. Познание этой природы невозможно без одновременного самоизменения и движения к обретению блаженства.
Запад пошел по пути овладения внешней природой, используя при этом наработки строгого философского мышления; и получив впечатляющие результаты, потерял свой изначальный предмет - природу разума. А с этим потерял путь к обретению счастья, как внутреннего состояния - эвдемонии.
Двадцатый век был ознаменован осознанием этой утраты и попытками возместить это познание, импортируя его с Востока. Индуизм, буддизм, эзотерика - все это пошло в ход, чтобы вернуть западному человеку возможность жить здесь и сейчас и искать источник блаженства не в накоплении вещей и знаний, а в медитации и самопознании.
Новый век, и новое тысячелетие, ведет к переоткрытию своего собственного сокровища - путь греческой философии, стоицизм и христианский мистицизм и аскетизм. Они содержат в себе не только философские диалоги, умозрительные силлогизмы и догмы, но практические советы, как достичь собственной глубины и причаститься к тому, что на востоке называется саторим, нирвана самадхи и прочее.
Поэтому прежде, чем вычеркивать западные учения из путей мудрости, ведущих к победе над страданием и злом, надо познакомиться с ними. Я понимаю, что ваша тема не о том. Но мне захотелось внести небольшие поправки к вашим утвеждениям.
Я разделяю высказанную вами позицию, с одним уточнением. Я не вычеркиваю западные учения из путей мудрости, я высказался только по поводу немецкой школы философии, ее ограничености интеллектуальным познанием. Но существует множество духовных практик и учителей связаных с западным миром. Например европейская школа каббалы Ари, или школа розенкрейцеров, но как вы понимаете они не имеют с философией ничего общего. Как впрочем и греческие мистики не были философами, это чистая эзотерика. Но современная европейская философия пытается вобрать в себя все, не понимая, что это совершенно другой уровень мировозрения
Давно излагаю современную философию..
Раджа-йога как философская система состоит из нескольких разделов:
Гносеология - наука о познании истины. Проходит красной нитью через всю Йога-сутру, много также в Гите. Все основные усилия йога направлены на познание истины, видеть Реальность такой как она есть, а не иллюзии, не впадать в заблуждения, идеализм. Основные термины здесь - рита, праджна, вивека, самадхи, авидия, джнана.
Научная этика. Учение о нравственности. В йоге уделяется огромное значение, вплоть до абсолютных показателей. Это нужно для настройки с Дхармой - главным законом Вселенной. Это 10 заповедей ямы и ниямы, карма, самскары, васаны.
Онтология - учение о Бытии. Дух и материя, их взаимодействие, строение материи. Йога является метафизикой. Имеет дело с вещами, которые не познаны еще современной наукой. Йог работает с энергиями, информацией, тонкой материей.
Диалектика - учение о развитии процессов. В йоге этому уделяется большое внимание. Нужно понимать диалектическую логику процессов. Иначе успехов не будет и Просветления не достичь. термин диалектики в йоге - паринама.
Теория и практика воспитания, система подготовки духовных учеников. Йога отличается мощной системой подготовки учеников.
Эстетика. Йог работает с божественными энергиями, которые прекрасны. Проявление Ом в природе и людях, произведениях искусства.
Парапсихология. Сиддхи. Любой йог обладает массой способностей. Они неразрывно следуют за духовной практикой. В результате практики медитации развивается интуиция. С ней связаны развитие ясновидения, яснослышания, телепатия, левитация. Йог постоянно применяет мантры - волшебные слова для обращения к Богу, иногда молитвы. Использует целительные способности, когда необходимо. Целью любого йога является материализация предметов и дематериализация тела, превращение его в цифровую форму. Это дает бессмертие и уход в Нирвану.
Психология. Йога сама по себе является психологией, основанной на философии Санкхья. Нужно видеть, как работает читта и управлять ею.
Астрология – изучает влияние сил материи на личность.
Кибернетика - наука об управлении в обществе, машине, организме.
Логика – формальная и диалектическая
Вот это - ложная предпосылка.
Из ложных предпосылок неверные выводы. Мусор на входе - мусор на выходе.
Вы не правы, в человеческом сознании, вся эмоциональная часть держится на переживании блаженства. Правда оно ОЧЕНЬ НИЗКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ, поэтому его называют удовольствием или радостью, еще более низкий уровень блаженства называют страданием. Сознание и блаженство едины, можно сказать что блаженство это своймтво сознания, а сознание это свойство блаженства - так утверждают Веды.
Виталий, в вашем тексте речь идет не о германском идеализме, а о западной философии.
Я не занудствую, но просто хочу, чтобы другим было понятно, что вы погорячились в отношении западной философии и ее понимании блага и блаженства как смысла человеческого существования и занятий философией. Об этом говорили Сократ, ПЛатон и Аристотель, этому посвящен стоицизм и эпикурейство, этому посвящена христианчская аскетическая практика.
И здесь позвольте не согласиться. Пьер пережил настоящее мистическое просветление, то что восточный мистицизм называет сатори или самадхи:
Так что, есть много интересного касательно блаженства истинного бытия и в европейской религиозно-философской мысли.
Возможно я не точно выразился, под европейской философией я имел в виду современный интеллектуальный подход к философии. Он зародился в эпоху бурного развития немецкой философии и в отличии от старых школ основанных на духовном опыте и его осознание через эмоциональный ум, основным инструменнтом познания выдвинул интелектуальный логически мыслящий ум. Тем самым уподобившись науке, но при этом стараясь не терять связь со старыми духовными школами философии и пытаясь дать интеллектуальное толкование древним учениям современная философия совершенно утратила их истиный смысл.
Да я это понимаю, но нам надо искать пути взаимного понимания запада и востока. Вот вам пример одного из современных западных философов и очень популярных писателей, который четко соединяет стоическую практику расслоения фактического события и субъективной реакции, христиаских заповедей и элементов адвайты и познзнания природы своего "я".
Потерянное кольцо
Одно время я посещал людей в качестве советника и духовного учителя. Тогда я дважды в неделю навещал одну женщину, чье тело было поражено раком. Ей было немного за сорок, и она была школьной учительницей. Врачи не давали ей больше нескольких месяцев. Иногда во время моих посещений мы почти не разговаривали, а в основном сидели в молчании. Именно в такие часы она пережила первые проблески внутреннего спокойствия, о существовании которого даже не подозревала в течение долгих лет своей работы в школе.
Тем не менее, однажды я нашел ее в состоянии величайшего страдания и раздражения.
— Что случилось? — спросил я.
Ее кольцо с бриллиантом, стоившее больших денег и дорогое как память, пропало, и она сказала мне, что уверена: его украла женщина, приходившая на несколько часов в день, чтобы ухаживать за ней. Она поражалась, как человек может быть таким черствым и бессердечным, чтобы сделать такое, и спросила меня, стоит ли ей провести с этой женщиной очную ставку или лучше сразу вызвать полицию. Я ответил, что не знаю, но попросил подумать, так ли важно это кольцо или что-либо еще в данной точке ее жизни.
— Вы не понимаете, — сказала она. — Это кольцо моей бабушки. Я носила его каждый день, пока не заболела и пока у меня руки не распухли. Для меня это не просто кольцо. Как я могу не расстраиваться?
Быстрота ответа, гнев и стремление защититься, прозвучавшие в ее голосе, показывали, что в ней еще не было достаточно присутствия, чтобы заглянуть внутрь себя и отделить реакцию на событие от самого события и понаблюдать за обоими. Ее гнев и стремление защищаться свидетельствовали, что сквозь нее продолжает говорить эго.
Я сказал:
— Мне бы хотелось задать вам несколько вопросов, только не отвечайте на них сразу, а посмотрите, не сможете ли вы найти ответы внутри себя. После каждого вопроса я буду делать небольшую паузу. Когда к вам придет ответ, то он совсем не обязательно придет в форме слов.
Она сказала, что готова слушать.
Я спросил:
— Понимаете ли вы, что в какой-то момент, возможно, довольно скоро, вам придется расстаться с этим кольцом? Сколько еще вам нужно времени, чтобы вы были готовы отпустить его? Станете ли вы меньше, если отпустите его? Каким образом та, кто вы есть, может стать меньше из-за этой потери? — Прозвучал последний вопрос, и на несколько минут воцарилось молчание.
Когда женщина снова заговорила, на лице у нее появилась улыбка, а сама она выглядела спокойной:
— Последний вопрос заставил меня понять что-то важное. Сначала я обратилась к разуму, и он ответил: «Да, конечно же, ты станешь меньше». Затем я задала этот вопрос себе: «Стала ли меньше та, кто я есть?» На этот раз я попыталась скорее почувствовать, чем придумать ответ. Я вдруг почувствовала природу своего «Я Есть». Никогда раньше я этого не чувствовала. Если я так сильно чувствую природу своего «Я Есть», то та, кто я есть, никак не может стать меньше. Я все еще чувствую это, что-то спокойное, но очень живое.
— Это радость Сущего, — сказал я. — Вы можете чувствовать это, только когда выходите из головы. Сущее надо чувствовать. Его нельзя думать. Эго о нем ничего не знает, потому что состоит из мыслей. На самом деле кольцо было у вас в голове в виде мысли, какую вы приняли за свое «Я Есть». Вы думали, что «Я Есть» или хотя бы его часть находится в кольце.
Все, что эго искажает и к чему привязывается, подменяет Сущее, но эго не может его чувствовать. Вы можете ценить вещи и ухаживать за ними, но если вы к ним привязываетесь, то знайте — это работа эго. В действительности вы привязываетесь не столько к самой вещи, сколько к мысли, содержащей «я» или «мое». Принимая эту потерю целиком, вы выходите за пределы эго, и тогда возникает то, кто вы есть — «Я Есть» — сама осознанность.
Моя подопечная сказала:
— Теперь я кое-что понимаю из того, что сказал Иисус, — «Если кто-то берет твою рубашку, отдай ему и верхнюю одежду», — но раньше это не было наполнено для меня таким смыслом.
— Верно, — сказал я. — Только это не значит, что вам больше не нужно запирать дверь. Это значит, что отпускание вещей является актом намного большей силы, чем их защита и удержание.
Экхарт Толле
НОВАЯ ЗЕМЛЯ
Очень интересно, но это знание рождаемое в чувственно-эмоциональном уме, давайте раставим все по местам и все же вернемся к интеллектуальному пониманию проблемы. Поскольку дискуссия сменила тему, я напишу новое сообщеение где изложу свое видениевопроса европейской философии. Обозначим ее так - история развития знания и почему древние знали больше нас.
Виталий Андрияш, 5 Июль, 2024 - 09:03, ссылка
существует ли такая проблема? и у кого?
Вот, прямо сейчас у меня сильно болит зуб. Это боль бессмысленная, тупая. Я не могу ее исправить сам (например, отдернуть руку от горячего). Так же, я ничему из этого не научусь. Типа, не надо есть сладкого (зависимость тут под большим вопросом). Боль не сделает меня лучше или умнее. И мне глубоко "насрать" (извиняюсь) какой это уровень блаженства: низкий или высокий. Это просто насилие, просто издевательство природы над своим творением, потому что природа не понимает, не видит и никогда не сопереживает.
Если это игра моего "эмоционального ума", я бы выключил боль до визита к стоматологу (и так все ясно, мы работаем над этим).
Если это игра чужого "эмоционального ума", я бы обратится к нему и он прекратил транслировать мне "низкое блаженство", ибо всякий ум предполагает способность слышать.
Если это для того чтобы я испытал блаженство после (когда боль прекратится), то уверяю вас, я не Пьер Безухов и не подписывался на такое "после". Я не стану счастливым когда боль уйдет, но лишь в очередной раз увижу свою уязвимость и острые кандалы на собственной шее.
Может и не сделает умнее, но потенциально может. Так как ум может обнаружить причины заболевания и предотвращать их. Будете раз в полгода ходить к стоматологу на профосмотр и чистку - и забудете про лечение. Предотвращать легче, чем лечить - это "умная" формула.
С этим можно согласиться, но я писал немного о другом. О том, что все эти "философские сентенции о природе страдания" не стоят и ломанного гроша при встрече со страданиями в живую.
Философия дает причины страдания. Пример - болезнь, преждевременная смерть, пожар, ограбление, увечье и т.д