Существуют различные школы каббалы, более того каждый равин предлагает свое толкование древнего учения, при этом большинство их них имеет религиозную окраску. Привнесение веры в каббалистическое учение исключает возможность ее критической оценки, вера не допускает сомнения. Поэтому оценку каббалы я предлагаю провести на примере школы М. ЛАЙТМАНА, которая объявляет каббалу наукой и тем самым отмежовывается от любых религиозных возрений. Во вторых, лекции Лайтмана по каббале шпроко доступны, и передставляют нам найболее удобный подход к изучению каббалы. При этом не следует исключать все остальные подходы, как дополняющие учение с различных точек зрения.
В своих лекциях Лайтман, неоднократно подчеркивает , что излагаемый материал не возможно понять и в понимании его нет никакой необходимости. Тут возникает вопрос, зачем тогда изучать каббалу, и зачем тогда древние учителя преподнесли нам это учение.
Тут прежде всего следует провести грань между знанием и пониманием. По определению понимание - явления чувствуемые и явления мыслемые вместе составляют то что мы называем пониманием. Как неоднократно подчеркивает Лайтман, в Торе нет ни одного слова об этом мире, знание которое она нам предлагает относятся к мирам выше максома, другими словами к мирам которые выше материального мира и которые находятся за предела доступного нам опыта.Если у нас нет опыта восприятия этих миров, то и нет возможности понимания того что они из себя представляют.
Тогда возникает вопрос зачем древние мудрецы предлагают нам знания которые мы не спопособны понять. Ответ мы находим в самом учении, каббала начинается с описания творения с верху в низ. От изначального едиства , через высшие миры: Адам кадмон Ацилут, Ецира, Брия, Асия, к нашему материальному мру. Наше развитие это обратный процесс снизу в верх, как он происходит.? Все что сотворено хранится в универсальной памяти, тогда движение в верх есть вспомининание забытых знаний. Вот тут скрыт главный вопрос, как мы вспоминаем то что есть в нашей памяти. Честно говоря в каббале об этом я ничего не встречал, но в философии санкхья Патанджали пишет о стремлении и его подробной классификации для целей духовного роста. Как мы вспоминаем, мы посто стремимся вспомнить и это стремление приводит к возникновению знания скрытого в памяти.
Учение каббалы есть побуждение нас к знанию, чем меньше мы понимаем, тем сильнее у нас разгорается стремление познать истину и это стремление способствует к пробуждению в нас знаний скрытых в нашей памяти. В этом заключается тайная технология каббалы, не понять тайный смысл слов, а вспомнить скрытое в нас знание, которое присуще изначально нашей природе. Вот этот процесс вспоминания и есть тот духовный процесс ведущий нас к познанию высших истин. На высших стадиях развития есть специальные техники вспоминания, в учении Патанджали, она называется саньяма, приводящая к воспоминаниям в состоянии Самадхи.
Для материального плана знание добывается обобщением опыта основаного на свободе выбора. Но в каббале свобода выбора отрицается, если это действительно так, то все наши знания и последовательность их получения предопределены изначально. В таком случае вся эта предопределенность должна гдето хранится и этим хранилищем может быть только память. Это память природы или божественная память это отдельный вопрос.
Комментарии
Каббала-это уровень выше академического, если это сравнение хоть в чем может помочь оценить то, что там отражено . и при этом любой из т.н. светских академиков может отстоять от готовности восприятия Каббалы дальше , чем простой человек, т.к количество ложных схем мышления у него будет больше, и главное самомнение выше.
Есть еще нюансы Истины, которые связаны с единым интеллектуальным, чувственным и волевым ростом человека, причем интелектуальный -не доминирующий, т.к для достижения Истины достаточно определенного уровня, который ниже интеллектуального уровня Каббалы, это как спортсмен , может неизнать физики перуэтов, но прекрасно телом чувствовать все нюансы исполнения...
Лайтман не несет гармоничного триединства ни личным примером , ни устремлениями.
Что касается религии и атеизма, то вера в религии -это не начало, это итог совершенства, , есть только одно истинное мировоззрение и оно связано с религией , а это означает, что атеизм содержит фундаментальные ошибки, на которые сегодня не обращают внимания , ссылаясь не на ошибки религии как таковой , а на ошибки тех, кто причисляет себя к религии...
посмотрите темы на фш, потом сравните темы ток шоу, а ведь -это сфера нашего внимания и сфера обнаружения сути , Анна Каренина и Шахназаров -это лучший наглядный пример, что нас интересует, задаем ли главные вопросы , потому символизм эзотеризма и не находит свое соответствие с действительностью, в этом корень проблем , мы смотрим на мир и не видим его