Ольга Набильская, Игорь Шашков
О ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, АРИСТОТЕЛЕ И КРАЕВОЙ ЛОГИЧЕСКОЙ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ
В продолжение темы смены фундаментальной парадигмы науки и философии рассматривается проблема применимости Аристотелевского закона противоречия (ответ на комментарии Сергея Александрова и Спокуса Халепного на форуме ФШ).
Сергей Александров
…здравый смысл лежит в основе целостного, зрелого мировоззрения. Не зрелый человек не способен здраво, целостно, системно мыслить. Но зрелое мировоззрение, тем и отличается от незрелого, в том числе, что не имеет явных формально-логических противоречий в своей системе.
В развитии человека обычно есть этап, когда он, наконец-то, достигает достаточно высокого уровня интеллекта, при котором логические ошибки в рассуждениях, даже на первый взгляд незаметные, выявляются практически мгновенно и представляются очевидными. И при этом часто достигаются реальные успехи в практической жизни (начиная, например, от успешной сдачи трудного экзамена в институте или аспирантуре и кончая правильными решениями в различных житейских ситуациях).
Соответственно, обычно именно на этом этапе у человека формируется победительный «здравый смысл», опирающийся на очевидность и на умение быстро и качественно логически мыслить. И вместе с ним – «целостное, зрелое мировоззрение» (Сергей Александров). И, добавлю, внутренняя уверенность такого человека в том, что всё вне его здравого смысла – от лукавого.
Отрицать полезность здравого смысла – значит, не обладать вообще никаким смыслом. В этом сообщении я хочу, однако, подчеркнуть недостаточность обладания здравым смыслом для достижения принципиально новых результатов в современной науке и философии.
Много писать здесь на эту тему не буду (для многих современных исследователей это уже общее место), приведу лишь тот факт, что на основе исключительно здравого смысла нельзя не только получить, но и просто хоть как-то понять основные результаты теории относительности и квантовой механики.
И хотя специалисты-физики часто обходятся без какого-то особого понимания (им достаточно «здравого смысла», достаточно того, что формулы хорошо работают), без превышения в свое время здравого смысла великими физиками эти «здравые» специалисты так бы и тасовали до настоящего времени замусоленную колоду понятий и формул классической физики.
Опора исключительно на здравый смысл (сводящаяся, в конечном счете, к понятности «широким массам») отнюдь не безобидна – она по своей сути реакционна и нередко отдает мракобесием, иногда лицемерно (или по недомыслию) прикрываемым апелляциями к человеколюбию, демократичности, гуманизму. Она в большой степени отвечает идеологии «молчаливого большинства», идеологии крепенького «пипла», которого на мякине не проведешь.
При всей моей критике такого самодостаточного здравого смысла, замечу, однако, что для достижения более высокого уровня, чем уровень здравого смысла, обычно надо сначала пройти путь достаточно полного овладения этим здравым смыслом, овладения богатейшими возможностями логически непротиворечивого мышления (хотя бывают и исключения, особенно у людей искусства). При полноте интегрального подхода преодоление чего-либо осуществляется не через отрицание, а через превышение этого чего-либо.
Соответственно, статика здравого смысла преодолевается динамикой диалектики, но при этом и сохраняется в полноте интегрального подхода.
И, соответственно, формальная логика преодолевается на своем краю диалектической логикой, сохраняясь в полноте интегрального подхода как краевая логическая противоречивость (равносильная по своей сути диалектико-формальной противоречивости)
Сёрен Кьеркегор: «Высшее, к чему может стремиться человеческая мысль, – это выйти за свои пределы, придя к парадоксу».
Добавлю, что не только стремиться, но и достичь.
Спокус Халепний:
…стоит заметить, что Аристотель не называл а) этот закон законом; б) тем более – законом противоречия.
Он говорил об этом как о достоверном начале любого знания. То есть, если мы не будем следовать этим началам любой позновательской деятельности, то это будет аналогично попыткам построения геометрии, игнорируя (и нарушая) любые аксиомы – будь то от Евклида или Лобачевского. Другими словами, игнорируя это аристотелевское положение, можно "доказать" всё что угодно, например то, что "внутри земного шара есть ещё один шар – большего размера".
Итак, Спокус Халепный, апеллируя к Аристотелю, полагает закон противоречия даже не законом вовсе, а достоверным началом ЛЮБОГО знания.
Вполне возможно, что именно это и имел в виду Аристотель, и тогда, критикуя подход Спокуса Халепного, мы так или иначе «задеваем» и Аристотеля. А такая критика обязывает к достаточно убедительной аргументации.
Нельзя, например, апеллировать к авторитетам – авторитет Аристотеля оппонентами будет считаться выше.
Нельзя апеллировать к каким-то отдельным научным результатам – оппоненты будут говорить о философской общности подхода Аристотеля, превышающей всякие частные научные факты.
Значит, в своей аргументации мы должны обратиться к еще более общему, чем общее у Аристотеля. И только в таком случае мы можем получить возможность говорить о преодолении закона противоречия, причем относить это преодоление именно к этому более общему, чем общее у Аристотеля.
Самое общее, самое всеохватное, что только можно помыслить, – это всеполнота (см. в Словаре в конце сообщения), включающая в себя абсолютно всё (в т.ч. логически не сводимое одно к другому) и, соответственно, являющаяся антиномичной, внутренне противоречивой.
Соответственно, обращение к этой всеполноте означает ограничение действия закона противоречия областью частичности.
И вот тут мгновенно следуют контраргументы:
Первый (цитирую Спокуса Халепного):
Аристотель совершенно справедливо и проницательно говорит о ситуации "нечто есть и нет" не как о, так называемой, объективной действительности, а как о ПОЗНАВАЕМОЙ нами действительности. Мы не можем начать процесс познания, не опираясь на это изначальную аксиому, т.к. иначе такое занятие будет пустою затеею.
На первый взгляд, абсолютно неопровержимый, непреодолимый контраргумент. Очевидно ведь, что внучка не может родить свою родную бабушку. И что если что-то есть, то оно именно есть. И шар большего размера в меньший не поместится. И так далее, примеры можно плодить до бесконечности. И какой-то особой проницательности (о которой пишет Спокус Халепний) тут не нужно, достаточно обычного «здравого смысла».
Но мы в своих работах по Интегралике показываем, что этот «здравый смысл» работает только в области частичности, в области макроскопической предметной реальности, а вот что касается непредставимых, краевых сущностей (в физике это квантовомеханические микрообъекты), полных или близких к полноте, то здесь все наоборот:
Именно парадоксальные полные сущности, имеющие внутреннюю структуру в виде кольца коммуникативного резонанса, образуют резонансную, устойчивую во времени, «глубокую» реальность, являющуюся основой всего нашего мира.
Аристотель жил тогда, когда мир на своих рахных масштабах представлялся самоподобным, законы для макро- и микрообъектов представлялись одними и теми же. Это в ХХ веке, с развитием техники физического эксперимента и, соответственно, выходом науки в область микромира, ситуация изменилась: на краю, в микромире, законы природы оказались принципиально другими, логически непротиворечивое описание природы оказалось невозможным.
Естественно, что предполагать такое Аристотель не мог.
Таким образом, при полноте интегрального подхода происходит разделение на область полноты (в которой логическая противоречивость легитимна) и на область частичности (в которой логическая противоречивость нелегитимна).
Подробнее об этих областях см. в нашем сообщении «Смена парадигмы. Часть 2» на форумах ФШ и ИС, а также в настоящем сообщении ниже.
Второй контраргумент (возвращаюсь к первой цитате из Спокуса Халепного):
…игнорируя это аристотелевское положение [закон противоречия], можно "доказать" всё что угодно, например то, что "внутри земного шара есть ещё один шар – большего размера"
Этот аргумент по своей сути равносилен закону Дунса Скотта. Далее цитирую наше сообщение «Смена парадигмы. Часть2»:
В соответствии с этим законом [Дунса Скотта], если в одном месте системы есть логическая противоречивость, то в системе вообще возможно любое противоречивое, даже совершенно бессмысленное высказывание – противоречивость как бы «индуцируется» на всю систему.
Эта трудность, однако, преодолевается через разделение системы на две области:
(1) частичности (где логическая противоречивость нелегитимна);
(2) полноты (где она легитимна).
При этом:
• в области (1) – жесткий детерминизм, характерный для макроскопических физических предметов;
• в области (2) – полнота свободы, возможно любое высказывание, любая фантазия – это отвечает, в частности, возможности творческого воображения.
Эти области связаны между собой, но при этом и разделены своего рода трансформационным «квантовым скачком»; исследование перехода между ними есть одна из важных задач Интегралики.
В результате такого разделения на области полноты и частичности закон Дунса Скотта работает не «против нас», а «на нас», давая возможность, например, объяснить творческое воображение, свободу сознания, некоторые квантовые феномены и др.
О логической противоречивости (область полноты) хорошо написал на форуме ФШ М.П.Грачев. По его словам, в этой области «...путаница не двух, а ВСЕХ смыслов. Еще названия этой логики: логика хаоса или логика абсолютной свободы. Именно этот безграничный "океан" смыслов позволяет субъекту в состоянии отождествления с этим "океаном", в состоянии неопределенности, зачерпнуть любой желаемый смысл...».
Свобода в краевой области полноты дает, в соответствии с принципом дополнительности, полную определенность в области частичности – в области нашей макроскопической предметной реальности. И мы способны, благодаря этому, получить из общих самовыводящихся философских принципов (для области полноты) конкретные, однозначные, взаимосвязанные законы природы (для области частичности).
Спокус Халепний:
Типичный идеалистический способ рассуждений - вбросить пучок хвороста в тлеющий костёр недопониманий, чтобы потом, заливая его керосином, показывать всему миру эффективность своей деятельности.
Если Вы «пониманием» считаете усвоение примитивных, жевано-пережеванных прописных истин, то спорить с Вами бесполезно. Единственно, что хочу отметить, что на основе Ваших «пониманий» достичь действительной «эффективности своей деятельности» Вам будет очень трудно.
СЛОВАРЬ:
ВЫВЕДЕНИЕ, ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВЫВЕДЕНИЕ – построение интегральной картины мира, единящей в себе все возможности бытия.
ИНТЕГРАЛИКА – новая интегральная система, в которой интегрирование ведется как по общему в интегрируемых феноменах, так и по противоположному в них. При этом именно парадоксальное единение противоположностей, логически не сводимых друг к другу, ведет к получению принципиально новых результатов.
ИНТЕГРАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА – совокупность, включающая в себя как материальный, так и идеальный миры во всем времени их существования, а также наблюдателя этой картины в качестве ее элемента. Соответственно, наблюдатель является одновременно и субъектом, и объектом наблюдения.
ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ В ИНТЕГРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ – классифицируется следующим образом:
Интегральность 1-го рода – отвечает интегрированию, характеризующемуся нахождением и единением общего в группах родственных феноменов.
Интегральность 2-го рода – интегрирование ведется по противоположному в интегрируемых феноменах.
Полная интегральность, полнота интегральности – интегрирование ведется как по общему в интегрируемых феноменах, так и по противоположному в них.
КОЛЬЦЕВОЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ РЕЗОНАНС (КР) – парадоксальное единение полных сущностей в замкнутой причинно-следственной цепочке.
Такие резонансные образования являются устойчивыми во времени неоднородностями, образующими конкретную «ткань» интегральной картины мира.
ПОЛНОТА В ИНТЕГРАЛИКЕ, ВСЕПОЛНОТА – содержит в себе абсолютно всё, в том числе всякую другую полноту и саму себя как полноту.
Полнота антиномична; в ней парадоксальным образом единятся логика и логическая противоречивость во всех ее видах.
Полнота неделима, целостна, но при этом парадоксальным образом обладает структурой.
Полнота, будучи единственной, парадоксальным образом является и множественной: каждая сущность, каждый физический объект, каждая точка в пространстве-времени может быть взята в модусе полноты.
Множественности полноты отвечает множество путей ее достижения разными мыслителями; каждая полнота при этом необходимо включает в себя путь к самой себе.
Единственности полноты отвечает тот факт, что она является общим пределом для всех путей к ней; такая общность, независимость от пути, от способа обращения к ней в Интегралике понимается как абсолютная реальность полноты.
Единя в себе многое и единое в их качественном и количественном многообразии, полнота является образом и структурным элементом многоединого, осуществляющегося в полноте своего развития.
Комментарии
Вы тут и Кьеркегора цитируете. Здорово.
А как Вы относитесь к философии абсурда?
У нас (у Ольги Набильской) есть статья по Камю "От абсурда к парадоксу"
Единственным основанием философских рассуждений является здравый смысл. Некорректно проводить аналогию между современной наукой и философией в отношении ухода от диктата здравого смысла, потому что наука имеет свои практические результаты. Эти результаты и служат оправданием существования разных «безумных» теорий. Философия же не имеет практики, по крайней мере чистая.
Да кто ж против, занимайтесь хоть наичистейшей философией. Раздолье полное, никаких скрепов (верификация практикой отсутствует). Можно утверждать что угодно, лишь бы это было освящено мнением великих философов.
Впрочем, практика и в этом случае остается. Но не научная, а идеологическая. Типа, думать и работать надо так, чтобы было это понятно и приемлемо нормальному здравомыслящему человеку.
И в итоге совершенно реальные практические результаты: запреты на генетику, кибернетику... даже терия относительности некоторое время была в загоне, ее "выручила" необходимость применения при разработке атомного оружия(цитата из Википедии: "...когда заместитель председателя Совета министров СССР Л. П. Берия, курировавший работы по созданию советской атомной бомбы, спросил у научного руководителя атомного проекта И. В. Курчатова, правда ли, что нужно отказаться от квантовой механики и теории относительности по причине их «идеалистичности», то услышал в ответ: «Если от них отказаться, то придётся отказаться и от бомбы»).
Полностью же изолированная от практики философия - это Лапутянский спор о том, с какой стороны бить яйца, причем при полном отсутствии этих яиц.
1.Чистая философия дает ответы на важные вопросы, исходя из здравого смысла.
2.Под не чистой философией я понимаю идеологизирующую философию, целью которой является нужным образом настроить своих адептов.
3.Наука дает практическую пользу. И этой пользой оправдывает свой отход от здравого смысла.
По-моему все просто. Причем здесь Берия? Здравый смысл и мнение толпы не одно и тоже. Как раз толпа возникает тогда, когда составляющие ее люди теряют свой здравый смысл.
Вы хотите сказать, что ваша интегралика имеет какой-то практический (не идеологический) смысл?
Кто ж с этим спорит. Но вот на важнейшие вопросы философии получить ответы, исходя исключительно из здравого смысла, нельзя. В настоящее время паллиативами не обойтись, необходимо изменение самого способа мышления. "Чистый разум" в своей полноте, в своей предельной "чистоте" не отделен от "эмпирического мира", от вещи в себе, а достигает ее, единится с ней, способен непосредственно воздействовать на нее. Причем именно в своей чистоте разум находит свои предельные возможности, свое реальное самоосуществление.
Однозначно. Причем и для наук о природе, и для наук о человеке. Особенно важны наши разработки в области интегральной модели психики (ИМП). Это вообще первая модель психики, полученная не эвристически и/или эмпирически, а выведенная, обоснованная из общефилософских соображений. И эта модель работает, на ее основе осуществляется конкретная практика, например, осуществляются весьма эффективные методы развития интеллектуальных и других способностей. Кое-что опубликовано, сейчас готовим новые книги на эту тему.
Что касается "идеологического смысла", то, конечно, и это есть, но пока мы не педалируем эту тему.
Игорь Иванович,
Это ж надо так сказать?! Восхищён. С нетерпением жду новых перлов когда вы уже осилите Канта. Кстати, а вы собираетесь?
И.Шашкову
А не проще ли сказать, что вы в своей интегралике не используете понятие разума? Да и понятие субстанции под сомнением.
Вообще практически невозможно привязать интегралику к каким-то обычным понятиям философии. Объективное например у Моисеева это разделяемое многими; соответственно существуют степени объективности. Абсолют у Борчикова ставшее в результате исторического развития. Ну и конечно противоречивость самой действительности – в результате познанное не обязательно понятое.
Корвину
Хороший вопрос.
Полнота (основное понятие Интегралики) содержит в себе абсолютно Всё и, соответственно, обладает высшей степенью обобщения, является предельно абстрактной.
Если на этом остановиться (а остановиться очень просто, ведь в таком виде это выглядит понятно), то, конечно же, мы теряем в абстрактности полноты всю конкретику, даже самую, так сказать, "абстрактную конкретику" (бытие, сущее, сущность...), не говоря уже о субстанции, разуме и т.д.
Однако полнота в Интегралике парадоксальна, двойственна (мы коворим - двухмодельна). Она необходимо включает путь к самой себе.
А поскольку у каждого мыслителя свой путь к полноте, то она понимается не только 1) как абстрактный предел, общий и тождественный для всех путей к ней, но и 2) как множественная сущность, определяемая через факт наличия того или иного мыслителя, осуществляющего свой путь к ней, через "точку входа" этого мыслителя.
Получается как бы "ромашка", в центре которой полнота как самотождественная Единица, а на концах лепестков - "точки входа", единящиеся с центром кольцами коммуникативного резонанса.
Так что в полноте единятся 1) непредставимая абстрактность, всеобщность Абсолюта и 2) конкретность, относительность нашей действительности, имманентного здест-бытия.
Такая двухмодельность полноты обуславливает возможность математизации философии, обеспечивает связь между общим и частным, абстрактным и конкретным, полнотой и частичность и т.д.
Это, конечно, только общая, максимально сжатая схема (я только что прочитал трехчасовую лекцию на эту тему, но были затронуты далеко не все вопросы). Надеюсь в будущем дать на ФШ более подробный ответ на Ваш интересный вопрос.
В Интегралике нет существенных разногласий с неовсеединством В.И.Моисеева, они дополняют друг друга и, можно сказать, достигают единства в многоединстве В.И.Моисеева.
Насчет "степени объективности" - в Интегралике, например, одним из важных положений является иерархичность полных сущностей в одной из двух дополнительных моделей (во второй - полные сущности тождественны).
В Интегралике, к сожалению, сложнее: Абсолют 1)ставшее в результате достижения предела, полноты развития, но при этом Абсолют и включает в себя всякий путь к самому себе.
Я из это исхожу. Обсуждение любого философского вопроса начинается с определения круга общих понятий. В терминах этих общих понятий само обсуждение и протекает. В вашей интегралике отсутствуют обычные философские понятия. Если они и присутствуют, то только по названию. Содержание у них совершенно иное. Как пример – «объективное» (Моисеев) и «абсолют» (Борчиков).
Если понятия у разных мыслителей полностью тождественны, то всякое обсуждение оказывается бессмысленным. Один коворит: А, другой отвечает: конечно, А. И всё, дальше говорить не о чем. Разговор обретает смысл тогда, когда ищется общее С между А одного мыслителя и В другого мыслителя, причем это С должно быть не тривиальной суммой А и В, а обладать эмерджентными свойствами (это близко к "методу третьего языка" В.И.Моисеева).
В Интегралике такое С - полнота. Она двойственна: на содержательном уровне (на "точках входа" она репрезентирует А и В, на абстрактном уровне - синтетическое С. Такая двойственость позволяет формально структурировать систему (благодаря общности и абстрактности С), и при этом не терять содержательность А и В, характеризующих системы разных мыслителей.
Интегральность бывает 1-го и 2-го рода: по общему и по противоположному в интегрируемых феноменах. В Интегралике - полнота интегральности, при которой интегрирование происходит и по общему, и по противоположному в феноменах. Это позволяет единить между собой даже принципиально отличающиеся между собой учения различных мыслителей, но единить их не на уровне содержательной частичности, а на уровне абстрактной полноты.
Полностью тождественных понятий не бывает – «собака» для собако-владельца значит не тоже что для прочих. Проблема в том, что понятия у вас совершенно иные, чем в остальной философии. И апелляцию к здравому смыслу вы отвергаете. И закон непротиворечия для вас не закон.
В том, что вы черпаете для интегралики идеи из других философских систем нет ничего предосудительного. Не важно используете ли вы при этом интегрирование или дифференцирование. Но вы свои интегральные мнения начинаете выдавать за положения других философов, якобы их переосмысливая, а на самом деле подтасовывая.
В Интегралике только одно совершенно иное понятие: полнота. Однако это понятие не придумано, не с неба свалилось; его введение достаточно обоснованно. К этому понятию мы пришли самыми различными путями, рассматриваемыми, в частности, в наших книгах и на форумах ФШ и ИС; приводить их здесь специально для Вас смысла не вижу.
Но при всей своей новизне это понятие, как видно, например, из моего предыдущего ответа Вам, не оторвано от «остальной» философии, а непосредственно соотносится с ее важнейшими понятиями. Не видеть этого можно только при психологической установке на такое «невидение», которая может быть обусловленной, например, ангажированностью, погруженностью в собственную тематику.
Добавлю, что несколько шире, чем обычно, в Интегралике понимается понятие интегральности – мы распространяем ее и на интегрирование по противоположному в феноменах. Однако особой новизны, инаковости здесь нет – это, по сути, то же самое интегрирование, только в более широкой области (что, впрочем, ведет к интересным, нетривиальным результатам).
Да что Вы говорите?! Я отвергаю не апелляцию к здравому смыслу, а распространение его на те области, где он не работает. И показываю, что это за области. Не выдергивайте отдельные слова из текста, это не научно (не говоря уже о том, что это может выглядеть не этичным).
Ну почему же не закон? Конечно же, закон, но не всеохватный.
Ничего мы не выдаем за положения других философов – Интегралика в этом не нуждается, ее самоутверждение не за счет других, а за счет получения принципиально новых конкретных результатов.
И не переосмысливаем их положения – их положения, как и положения Интегралики, нуждаются не в переосмысливании, а в осмысливании. У каждого своя голова на плечах, каждый идет своим путем, и иногда эти пути оказываются дополнительными один к другому (и это прекрасно). Впрочем, если кому-то не нравится дополняться, то пусть идет себе дальше по своей проторенной дорожке, и флаг ему в руки.
Для bravoseven:
Когда неофит достигает некоторого понимания Канта (пусть иной раз даже и кажущегося) – это прекрасно. Но когда он, пригубив от кантовской силы, начинает «качаэрить» направо и налево – это не совсем прекрасно. Или, по крайней мере, может означать его цеховую замкнутость в «чистой философии», недостаточное внимание к новому в современной науке.
В Интегралике утверждается, что именно достижение полноты в «чистой философии» ведет к единению философии (метафизики), физики (наук о природе) и психологии (антропологии) в резонансном треугольнике МФП.
Для пояснения соответствующей связи «чистого разума» и «эмпирики» приведу отрывок из одной из наших книг (с сокращениями и небольшими изменениями):
«Рассматривая доказательства бытия Бога, Кант в «Критике чистого разума» использует представление о чистом разуме как о чисто спекулятивной сущности, неспособной выйти за пределы трансцендентального региона: «…Трансцендентальные вопросы допускают только трансцендентальные ответы, т.е. ответы, исходящие из одних лишь априорных понятий, без всякой эмпирической примеси» (КЧР, с.383).
По Канту, перейти от понятий к объективной реальности принципиально невозможно: «…Я выставляю одно лишь справедливое требование: чтобы в общей форме и исходя из природы человеческого рассудка со всеми прочими источниками знания обосновали, каким образом собираются совершенно a priori расширить свое знание и довести его до такого пункта, куда не достигает никакой возможный опыт и где, стало быть, нет средств обеспечить объективную реальность какому бы то ни было выдуманному нами самими понятию» (КЧР, с.384).
Мы не будем, вслед за многочисленными исследователями, анализировать ход рассуждений Канта; коснемся только его исходных предпосылок, от которых, собственно, практически полностью зависят окончательные выводы.
Первая из них заключается в том, что Кант четко разграничивает «имманентный» и «трансцендентальный» регионы бытия, сущего, мира. Во времена Канта такое разграничение считалось само собой разумеющимся, да и в настоящее время оно мало у кого вызывает сомнения – если нечто является имманентным, то именно имманентным, если трансцендентальным, то именно трансцендентальным. Впрочем, насколько нам известно, в работах С.А. Борчикова имманентное как бы «пронизывает» трансцендентальное и трансцендентное, однако, на наш взгляд, такому подходу пока еще далеко до утверждения в современной философии.
Заметим, однако, что если допустить возможность «чистого разума» не только в «чистой философии», но и, например, в теоретической физике, то картина становится несколько иной. Так, в квантовой механике всё более широко признается положение, что характеристики некоторых квантовых систем зависят от того, какими их считает исследователь, т.е. что он о них думает.
Соответственно, разум человека в некотором смысле влияет на физическую реальность – выходит за пределы «лишь спекуляции».
И это влияние реально в том случае, если подверженная ему физическая реальность не является «чувственно воспринимаемым миром». Напротив, квантовая физическая реальность достигается не чувствами, а самим разумом.
Возражение, что исследователь воспринимает квантовую реальность все-таки чувствами – как положения стрелок измерительных приборов и т.п., не проходит: наблюдение за стрелками приборов на квантовую реальность непосредственно не влияет, влияют на нее лишь мысли именно о ней самой...
Таким образом, представление о невозможности для разума «выйти за пределы чувственно воспринимаемого мира» является не таким уж бесспорным.
Решительный шаг в снятии общепринятого в философии предрассудка разделенности делается в Интегралике, в которой утверждается изоморфизм различных уровней бытия (например, идеального и реального), взятых в их полноте.
Является полная сущность физической или умственной – при интегральном подходе зависит от точки зрения на нее, от ее положения во времени наблюдателя.
Взаимодействие (одним из видов которого является наблюдение) полных сущностей является резонансным, осуществляется по кольцу коммуникативного резонанса. Одна и та же сущность при таком взаимодействии находится и в прошлом (физический уровень), и в будущем (идеальный, «умственный» уровень).
Во времени различные уровни бытия могут переходить один в другой; говорить при этом о четкой разделенности уровней, их замкнутости в самих себе можно только в одной из двух противоположных моделей – в статичной модели.
О снятии другого предрассудка – предрассудка определенности – достаточно подробно говорится в статье С.А. Борчикова «Протеические основы метафизики». Такое снятие осуществляется через распространение известного физического принципа неопределенности Бора-Гейзенберга на философию.
…
Еще одна предпосылка Канта (также якобы сама собой разумеющаяся) – требование логической непротиворечивости – в Интегралике снимается через легитимацию в доказательствах краевой логической противоречивости.
Снятие в Интегралике кантовских исходных предпосылок ведет, в частности, к следующему.
1) Утверждается органическая связь между различными уровнями бытия, между имманентным, трансцендентным и трансцендентальным, между метафизикой и физикой.
2) Принципиально меняется представление о «чистом разуме». Вместо критики чистого разума оказывается более уместным говорить о его истине.
Приведем несколько тезисов о чистом разуме, характеризующих представления о нем в Интегралике.
1) Понимание чистого разума, его разумение означает разум о разуме, что выражается в форме превышения разумом самого себя или, что по своей сути то же самое, в форме порочного круга – кольца коммуникативного резонанса (КР).
2) В кольце КР единятся две модели: времени (в котором осуществляется парадоксальность замкнутой причинно-следственной цепочки) и непротиворечивой логики (в которой осуществляются приближения к кольцу КР).
Время при этом является мостиком между логикой и внелогической реальностью, достигаемой на краевой парадоксальности. Трансформационный скачок от логики к времени есть скачок от разума к реальности.
3) Чистый разум, достигая в своем развитии краевой парадоксальности, единит в себе свою логическую «чистоту» и сверхлогическую «реальность». При этом он оказывается трансимманентным, пронизывает реальность, пронизывает «вещи в себе» (отсюда, кстати, и эффективность математики в описании нематематической природы).
4) Кант четко разделяет области чистого разума и реальности («вещи в себе»). В его время наука (физика) еще не достигла своего «края», на котором в своей полноте единятся между собой идеальное и реальное, метафизика и физика.
Не было, например, квантовой механики, одним из ключевых представлений которой является представление о зависимости экспериментальных результатов (реальности) от проводящего эксперимент исследователя (от его разума).
5) Необходимым условием «чистоты» чистого разума является его полнота самоосуществления, достижение им краевой парадоксальности, достижение им абсолютной истины. Достижение полноты, достижение краевой парадоксальности есть условие свободы.
Неполный, непарадоксальный разум несвободен, жестко детерминирован, не обладает собственным временем. Для него всё оказывается заранее заданным, данным вне времени – одновременно. Он ничего не открывает, не осуществляет какую-либо реальную деятельность, он может работать лишь при дополнении свободным, парадоксальным разумом. Все вещи даны ему конкретно, причем абсолютно независимо от него. Абсолютный эмпиризм, эмпирическая «примесь» оказывается единственным содержанием такого разума.
Такой лапласианский, жестко детерминированный разум – это своего рода «компьютерный разум»; у человека он всегда дополняется «примесью» парадоксального, чистого разума (иначе не был бы разумом вовсе). Соответственно неправомочно говорить не только о чистоте полностью детерминированного, "компьютерного" разума, но и о нем самом как разуме.
6) В свою очередь чистый разум в своем модусе полноты является истинным.
Истина разума заключается в его чистоте, только при которой достигается его прямое отношение к абсолютной реальности».
Игорь Иванович,
Поразительно! Вы смотрите в книгу:
и видите фигу:
Он говорит только об априорной возможности разума, а вы - обо всей и всякой.
Не подменяйте Канта Борчиковым С. А. (кто бы он ни был), не надо. Читайте прямо как написано. И перестаньте ссылаться на квантовую физику - обсуждаемый эксперимент вы ни повторить, ни наблюдать его проявлений не можете.
bravoseven:
Я говорю именно об априорной возможности, все остальные к теме моего сообщения не относятся. Читайте внимательнее и не передергивайте.
Причем тут Борчиков? В книге у нас еще десятки ссылок на разных философов, и ни в одной из них нет даже намека на "подмену" Канта.
А вот это уж извините! Речь идет не о каком-то "обсуждаемом эксперименте", а о фундаментальных принципах квантовой механики. И отрицание этих принципов равносильно отрицанию существования лазеров, компьютеров, мобилок и многих других технических устройств, которые были бы невозможны без квантовой механики.
Естественно, были попытки как-то модифицировать квантовую механику, приспособить ее под привычную модель разделенного, "понятного" мира, но они успехом не увенчались, да и не могли увенчаться.
Философия должна быть впереди физики, а не приспосабливать свои фундаментальные положения под новые научные достижения. Иначе она рискует превратиться в историю философию. Конечно, и это неплохо - исследуя тексты великих, иной раз можно увидеть и принципиально новое, но, все-таки, без открытости вовне, без открытости на будущее система обычно обречена на постепенное деградирование.
Игорь Иванович,
А где "в лазере, компьютере, мобилке и во многих других технических устройствах" вы усмотрели проявление электронного дуализма? Мне все эти устройства понятны и без дуализма, поэтому ваш опыт крайне любопытен.
Может вам изнутри это и не заметно, но снаружи очевидно, что именно вы и приспосабливаетесь под единственный необъяснённый эксперимент. Мало что приспосабливаетесь, с ног на голову всю философию норовите поставить - Канта каким-то Борчиковым заменяете. Комично это. В общем, утишьте своих бесов, остепенитесь и покайтесь. Аминь. :-))
А причем тут электронный дуализм в конкретных приборах? Речь идет о принципах, законах и моделях кв. механики, без учета которых эти приборы созданы бы не были. Если Вы серьезный специалист, то зря ерничаете. А если дилетант, то полемика с Вами бессмысленна.
Так было бы, если бы мы начинали от этого Вашего "необъясненного эксперимента" (или какого-либо другого конкретного физического эксперимента).
Однако мы начинаем не от физики, а, напротив, от метафизики - от самых общих философских положений. Мы конкретно выводим "из философии" фундаментальные принципы и законы физики, а также получаем модель психики, обоснованную не эмпирически и не эвристически, а из общефилософских соображений.
А что касается обращения к квантовой механике, теории относительности, ЭПР..., то это иллюстрации, поясняющие наш философский подход на научных примерах. И то, что мы конкретно выводим конкретные законы физики без какой-либо эмпирики, подчеркивает правильность нашего подхода.
Одна из наших целей - получить (вывести "из ничего") полную замкнутую систему взаимосвязанных принципов и законов физики. И мы не видим в этой задаче ничего фантастического, невозможного.
Вы что, плохо видите или притворяетесь? Написал же, что Канта ни Борчиковым, ни кем-либо еще мы не заменяем. Так чего воду в ступе толочь?
Бесов не содержим, остепенился много лет назад, а каяться перед Вами - кощунство.