Гегель как мыслитель

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология

«Действие там, где согласие». Хрисипп

"Мышление и бытие тождественны" - здесь Содом имеем в "осознании" себя "самого", бесполое Тела у Гегеля понимается как Целое, тогда как мышление параллельно Целому, а если бы мышление входило в Целое, то таковое "мышление" теряло бы всякий смысл пребывая в нём. А-социальное мышления находится в пределах мистического, а значит необходимо обосновать этот тип мышления вне пределов "себя", отсюда и корни нелепой концепции  "диалектика", и где есть Нечто противостоящее иному "нечто". Действительность часто путают с объективной реальностью, первое существует, а второе уже нет (Объект прост. Витгенштейн), так как в действительности можно видеть "равное", даже если и не философски настроенным, а в объективной "реальности" равного нет, так как таковая принадлежит только личности. Содом в объективной реальности, и потому в действительности всегда находится в сопротивлении и "борьбе", и борьбе специфической, не касающейся действительности, а только объективной реальности. Поэтому философы чаще кабинетными были, им достаточно и комнаты, чтобы видеть свою "реальность". Посмотрите на определение "действительности" в словаре Ожегова, учёный собрал всё что видел в ней, и ясно что это понятие как культурный феномен выразил то, что есть во всех как осознаваемая реальность, но философия не к реальности относится, а к "отношению" в ней, во всех связях понимаемых абстрактно. Идеология подменяет философское осмысление реальности, и люди скорее к идеологии тянуться, что естественно в религиозном осмыслении себя в "окружении", что и консолидирует граждан на свершения. Биопол не действует, но существует, а бесполое Тела действует, а вместе реализуется реальность Целого. Бесполое Тела а-социальное, и от него Гегель выстраивает свои "фантазии", так называемую диалектику. Существует только "равное", и Гегель игнорирует этот факт, а Единое не имеет различий и свойств в себе, и уже это говорит о низкой культуре мышления, а что писатель хороший, признаю, но это ни к философии. "по Гегелю, «все действительное разумно, все разумное действительно»" - эта мысль совершенно абсурдная по содержанию, "действительное" первично, а разум вторичен, а значит никакой связи между этими понятиями нет, разум не организует действительное, а оправдывает его как подлинное, а не фальшивое, и для себя если, и значения как частное в "общем" не имеет, как только для самой личности, как большей разума, но меньшей общего значения в социуме, определяемого общей действительностью. Разум для идиота "абсолют", именно в этой логике Гегель развивал представления о реальности и сущем.

 

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис - синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вобрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

тезис

антитезис

синтез

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

https://dzen.ru/a/WmeOpJtAPGZ4dGdT?utm_referer=www.go.. Диалектика Гегеля кратко и понятно, с примерами

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности; понятие «действительность» используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Категория «действительность» употреблялась уже в античной философии: противопоставление «мира по мнению» и «мира по истине» (т.е. действительности) у Демокрита, чувств, мира и действительности как мира идеальных сущностей у Платона. Начиная с Аристотеля, действительность трактуется как реализация некоторых возможностей. В философии 16–18 вв. действительность истолковывается как совокупность материальных тел, существующих объективно в пространстве и времени и наглядно данных в восприятии. В отличие от подобного натуралистического понимания у Гоббса и Декарта действительность приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. Кант перевел проблему действительности в план гносеологии и усматривал в действительности материальное условие опыта, обеспечивающего связь вещи с восприятием. Фихте, Шеллинг и Гегель считали действительность воплощением деятельности разума (по Гегелю, «все действительное разумно, все разумное действительно»), толкуя ее как единство сущности и существования, внутреннего и внешнего, потенций и актов. В противовес объективно-идеалистической трактовке Фейербах отождествлял с действительностью чувственно-данное, Кьеркегор – акт субъективной веры, Шопенгауэр – акт воли.

Критика гносеологического определения действительности в западной философии 20 в. привела к антропологическим, психологическим, феноменологическим истолкованиям этой категории (философия жизни, феноменология, экзистенциализм). В отличие от отождествления действительности с натуралистически данной сферой сущего (реальностью) в метафизике Нового времени в современной западной философии категория «действительность» включает такие сферы, как идеальные объекты научно-теоретического знания, ценности культуры, духовно-душевные акты. При этом в современной западной философии акцент делается на социальном конструировании реальности, что обусловлено абсолютизацией возможностей человеческой деятельности и отказом от признания первичности материальной реальности.

https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/docum.. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, и, ж. 1. см. действительный. 2. Объективный мир во всём многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение.

Толковый словарь Ожегова

Связанные материалы Тип
Вера и реальность Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Ксари

Дмитрий, у Вас всё изложено замечательно, как того требует классика марксизма-ленинизма! И всё-таки один момент хотелось бы попросить, чтобы Вы прояснили:

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Итак:

Тезис - чистое Бытие!

Антитезис - чистое Ничто! 
Если с Бытием - куда ни шло, разбираемся, тогда что такое Ничто в Вашем понимании? И, соответственно, что является способом Становления? Или каким образом протекает становление, переход из Ничто в Бытие?

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Ничто заменяет "пустоту" у Гегеля, а "что-то" вытесняет пустоту, так содом реализует "объективность" свою. Содом а-социальное несёт в себе, что "пустота", и а-социальное (бесполого Тела) реализуется во вне, а не в "себе", и отсюда его фантазии, диалектика. Поэтому и Маркс увидел революционный потенциал в этом, как такой же фантазёр.

Аватар пользователя Ксари

Дмитрий, у Гегеля про Содома я ничего не нашёл! Вот что у Него про Ничто говорится:

В. НИЧТО

Ничто, чистое ничто; оно простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличенность в самом себе.

А при условии, что:

Ничто есть, стало быть, то же определение или, вернее, то же отсутствие определений и, значит, вообще то же, что и чистое бытие.

С. СТАНОВЛЕНИЕ

1. Единство бытия и ничто

Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же.

 

Так как всё-таки, Дмитрий, по-Вашему, из Ничто (из Пустоты) появляется Бытие (окружающий нас материальный мир)?

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Нет, пустота самодостаточна, а значит ничего из неё не получается, видимо у вас система координат иная, я исхожу из представления о биополе как существующем, а содом - из бесполого Тела. Содом - это "одно", Оно, и не надо ничего искать.

Аватар пользователя Ксари

Дмитрий, мы говорим о Гегеле. Как Гегель понимал становление из Ничто в Бытие? Потом поговорим о том, как это Вы понимаете!? Сейчас о Гегеле!

Аватар пользователя Дмитрий Косой

А разве я должен ориентироваться на мысль Гегеля, а не на свою, мы же не в школе. Ничто и бытие для меня не существуют, и зачем мне разбирать Гегеля по этому поводу. Исследовать "философию", и сама философия, - это разное.

Аватар пользователя Ксари

Погодите, Дмитрий! Вами была заявлена тема: Гегель как мыслитель! Так ведь!? Поэтому мы и хотим выяснить: Когда Гегель говорит о Становлении Бытия из Ничто ( Т.е., было Ничто - стало Бытием) - он (Гегель) понимает о чём пишет:

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.х

 

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Тема для автора имеет значения, а вам то зачем к заглавию цепляться, читать можно и ниже что написано.

Аватар пользователя VIK-Lug

Ксари: а вот так Гегель предлагает реализовать Ваш вопрос "Именно в вопросе об отношении философии к действительности и господствуют недоразумения, и таким образом я возвращаюсь к тому, на что я указал раньше: философия именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует,... можем сказать, что оно существует только в заблуждении одностороннего, пустого рассуждательства" (см. Предисловие к "Философии права").

Аватар пользователя Ксари

философия именно потому, что она есть проникновение в разумное, представляет собой постижение наличного и действительного, а не выставление потустороннего начала, которое бог знает где существует.

ВИК Луг, очень даже с Вами согласен! Надо пробовать понять - что этот мир? 

Аватар пользователя VIK-Lug

Ксари: ну для этого уже Маркс, на основе диалектического движения от Гегеля, предложил должно понимать суть его фундаментального вывода: "Производственные отношения (на основе организации и реализации которых люди преобразуют вещества и явления природы в полезную и удобную для себя форму - моё уточнение) - отношения, в которые вступают в своем общественном жизненном процессе, в производстве своей общественной жизни - имеют специфический исторический и преходящий характер" (см. Гл.51 в Т.3 "Капитала") 

Аватар пользователя Ксари

ВИК Луг, причём тут производственные отношения, если речь о Бытии становленным из Ничто!?

Аватар пользователя pol_nick

Ксари, 11 Сентябрь, 2023 - 23:38, ссылка

ВИК Луг, причём тут производственные отношения, если речь о Бытии становленным из Ничто!?

Бытие не пере­ходит в Ничто!!! Тем более нет Бытия "становленным из Ничто!" 

Аватар пользователя Ксари

Ну, у Вас, пол_ник, не переходит, а у Гегеля Бытие становится из Ничто! Гегель, конечно, знатный болтун, но при этом он крепкий философ! Так ведь, пол_ник?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Ксари . Движение вносит в каждый живой организм свои противоположности; бытие и небытие, ощущение себя самое или не- ощущение себя самое. 

Аватар пользователя Ксари

Эль, что то я не нашёл у Гегеля, чтобы в контексте становления Бытия из Ничто хоть какую-то роль играли ощущения!? (И вообщем, ощущения и все сенсуалисты вместе взятые здесь как-бы ни при чём чуть больше чем полностью).

Аватар пользователя Эль-Марейон

 Ксари. Не могу понять ваше Ничто , что лепят повсюду. 

Аватар пользователя Ксари

Эль, о Ничто и Бытии у Гегеля написано в «Науке Логики»! https://bibl.fra-mos.ru/wp-content/uploads/2020/04/Hegel_T1.pdf

Аватар пользователя Эль-Марейон

Ксари. Гегель - великолепный логик, но плохой лингвист. Дело в том, что структура слова ( любого) несет в себе его значение. Слово Ничто явно имеет в своей основе слово Что. Что- это наличие материи, живого  языкового организма, что обладает сутью и сущностью. 

Чистое бытие и чистое ничто есть, следовательно, одно и то же. Истина состоит не в бытии и не в ничто, а в том, что бытие — не пере- ходит, а — перешло в ничто, и ничто — не переходит, а — перешло в бытие. Но равным образом истина заключается не в их неразличенно- сти, а в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но столь же и нераздельны и неотделимы и что каждое из них непосред- ственно исчезает в своей противоположности. Их истина есть, сле- довательно, это движение непосредственного исчезновения одного в другом: становление; такое движение, в котором они оба различны, но таким различием, которое столь же непосредственно растворилось.  
Чистое бытие и Ничто- противоположности. Одно и то же, что рождаются друг в друге.  Ничто- это небытие( женское), что рождает бытие ( мужское). 
Я вам сказала то же самое, но по- своему, более того, в отличие от Гегеля, назвало то, что создает  эти пары. Движение вносит в каждый живой организм свои противоположности - бытие и небытие. Есть движение ( бытие), оно ощущает себя, нет его- не ощущает себя.  Себя. Движение прерывно , но вечно.   Гегель очень интересен, но мне читать эти вещи нельзя, мешают собственному мышлению. Теперь через Гегеля я буду искать у себя ошибки, ведь он-  Гегель , а я кто? С уважением. 

Аватар пользователя Ксари

Да, Гегель своим бурным течением противоречивых мыслей, как горная река, непроизвольно заставляет читателя преодолевать собственные пороги философских «камней».  В конечном итоге, мы благодарны ему за ясность формулировок с широким размахом и спокойствием.

Аватар пользователя Ксари

Эль, что то я не нашёл у Гегеля, чтобы в контексте становления Бытия из Ничто хоть какую-то роль играли ощущения!? (И вообщем, ощущения и все сенсуалисты вместе взятые здесь как-бы ни при чём чуть больше чем полностью).

Аватар пользователя pol_nick

"...ничто есть (существует) в нашем со­зерцании или мышлении; или, вернее, оно само пустое созерцание и мышление; и оно есть то же пустое созерцание или мышление, что и чи­стое бытие". - Речь идет о логике, о мышлении.

Сами по себе, взятые отдельно бытие и ничто, абстракция, пустое созерцание. В действительности они не существуют. 

Далее Гегель пишет "первое — бытие, а второе — ничто. " Без бытия, как становление, ничто не существует и в мышлении.

И не переходит, а перешло.

"Если вывод, что бытие и ничто суть одно и то же, взятый сам по себе, кажется удивительным или парадоксальным, то не следует больше об­ращать на это внимания; скорее приходится удивляться удивлению тех, кто показывает себя таким новичком в философии и забывает, что в этой науке встречаются совсем иные определения, чем определения обыден­ного сознания и так называемого здравого человеческого рассудка, ко­торый не обязательно здравый, а бывает и рассудком, возвышающимся до абстракций и до веры в них или, вернее, до суеверного отношения к абстракциям."

 

Аватар пользователя Ксари

Пол_ник, из гегегелевской тарабарщины можно вылавливать всякие смыслы! Он как кулинар - из 3 ингредиентов может приготовить кашу из топора и кукси по-корейски!

Аватар пользователя pol_nick

Не всякому доступна логика, диалектика Гегеля. Вы не растраивайтесь, вы не одиноки, вас легионы.

Аватар пользователя Ксари

Это правда! Шизофреников с двумя логиками в голове пруд пруди! Один шедевр паранойи «это одна и та же мысль - только другая» - чего стоит!? Санитары, думаю тут бессильны! Пол_ник, а Вы тоже практикуете множественность логик в одной своей голове!?

Аватар пользователя pol_nick

Обратитесь пока сюда http://philosophystorm.ru/klassifikatsiya-logik

- классические и неклассические;
- традиционные и современные;
- теоретические и практические;
- специальные и философские;
- отраслевые и общие;
- формальные и неформальные;
- метафизические и диалектические;
- европейские и восточные;
- островные и континентальные логики.

И это еще не все А после этого в клинику

Аватар пользователя Ксари

Про женскую логику ещё забыли! Пол_ник, а что изучает Логика? Никогда не задумывались? Может логика изучает - почём опиум для народа или кто виноват и что делать? 

Аватар пользователя VIK-Lug

Ксари: а Вы под Ничто что понимаете? Оно же есть такое - без труда не вынуть и рыбу из пруда. 

Аватар пользователя Ксари

ВИК-Луг, по Гегелю Ничто это тоже самое что и Бытие с той лишь оговоркой, что в Бытии есть определения, а в Ничто их нет (Ничто без различений)! То бишь, Становление Бытия из Ничто происходит через определения! Гегель долго обхаживает этот момент, но суть Им схвачена, по-философски, верно! В классической Логике есть даже теорема, в которой доказывается, что Нулевой активный мир - безинформативен!

Аватар пользователя VIK-Lug

Ксари: дык такие ощущения как чувство голода и холода прежде всего и заставляют людей создавать то самое Бытие (путем преобразования веществ и явлений природы в полезную и удобную для них форму), которое обеспечивает соответствующие условия для их жизни на Земле. А у Гегеля для этого есть такие определения как законов природы, так и правовые законы (на основе сформированных и действующих метафизических сущностей), суть которых отразил Гегель в "Философии права". А соответствующие знания о которых реализуются в рамках тех сообществ людей, которые сегодня определяются государствами и их объединениями. А те знания, которые еще недоступны для людей, то это и есть то самое Ничто, которое со временем может быть трансформировано в Бытие.  

Аватар пользователя Ксари

ВИК-Луг, дык, ощущения, чувства голода и холода - это тоже прежде всего определения наших данных перцепций! Вы правильно отмечаете, что для животных скрыты такие знания, как чувства! Не сами чувства скрыты, а знания об ощущениях скрыты: Чувство стыда, чувство голода, знания добра и зла и т.д….