Гегель, Гегель, ты могуч,
Ты гоняешь духа тучи.
За материей ж, признаться,
Трудно без души гоняться...
Т.е. трудно(а то и невозможно) видеть/влезать в понимание материи как философской категории обьективной реальности без соответствующей "феноменологии души", имея лишь "феноменологию духа".
Трудно, т.к. ,говоря о материи, можно не выйти за пределы её идеалистического аспекта рассмотрения, т.к. выход(вовне) требует иной феноменологии, относящейся к "душе".
В своё время Аристотель говоривший "о душе", понимал её двояко - в отношении действительного и возможного, что у Гегеля, по мнению Ленина, скрадено.
Т.е. Ленин , конспектируя "лекции по истории философии" Гегеля, добравшись до "философии Аристотеля", говорит, что "Гегель скрадывает её материалистические черты", толкуя по поводу взглядов Аристотеля на душу с позиции "всобщего, особенного, единичного" духа, а не самой души.
На это Ленин негодует,мол, ..." отвратительно читать, как Гегель выхваливает Аристотеля за "истинно спекулятивные понятия" о "душе", размазывая явно идеалистический вздор. Скрадены все пункты колебаний Аристотеля между идеализмом и материализмом!!!"
Итак, Ленин упрекает Гегеля за то, что он не заметил этих колебаний у Аристотеля, что очень важно для понимания того, что " находится вовне", независимо от внутренненго(царства духа).
Видимо, понимание "души" более способствует понимаю различия/разграничения "вне" от "внутри", чем понимание "духа". И если с пониманием "души" есть "пробел", то можно и не увидеть того различия, которое оказывается существенным в отношении различия направленности во "вне" или "внутрь".
Ленин: " Гвоздь здесь - "находится вовне" - вне человека, независимо от него. Это материализм. И эту-то основу, базу, суть материализма Гегель начинает уничтожать.... Идеалист замазывает щель, ведущую к материализму. Нет ,(на самом деле, по Ленину) это не безралично, вне или внутри. В этом-то и суть! "Вне" это есть материализм. "Внутри" = идеализм."
Ленин: "Гегель выцарапывает из Аристотеля, что де разум и постигаемое разумом одно и то же. Образец идеалистических натяжек идеалиста!! Подделка Аристотеля под идеалиста 18-го - 19-го века!?"
Ленин был материалистическим монистом( что с позиции лишь идализма кажется, что он был дуалистом). Если бы он был и дуалистом, то сумел бы понять истину и в абсрактном аспекте рассмотрения, а так - у него только конкретное, с которого материализм видится как нечто бытия вне человека, независимое от него.
Итак, вопрос в отношении Гегеля - это насколько или до какой материи может доходить/доходит уровень позиции духа Гегеля - до идеалистической только или и материалистической тоже?
Если только до идеалистической, то материя может быть лишена независимости, т.е. всё так же зависеть от духа и в его новом, понятийном/научном воплощении, являющемся центром развития истории, а материя, как зависимая, лишена этого центра.
Ведь Гегель трактует историю только в отношении духа, являющегося центром, имеющего центр в себе.
В "философии истории" Гегель разьясняет отношение духа и материи в виде последней присущей духу как имеющему в себе центр...
..." Как субстанцией материи является тяжесть, так, мы должны сказать, субстанцией, сущностью духа, является свобода... Свобода является единственно истинным духом. Материя же тяжела, поскольку она тяготеет к центру, она по существу дела состоит из составных элементов, она как вне себя, она ищет своего единства и. следовательно, старается сама преодолеть себя, она ищет своей противоположности; если бы она достигала этого, то она уже не была бы материей, но уничтожилась бы; она стремится к идеальности, потому что в единстве она идеальна. Напротив того, именно духу свойственно иметь центр в себе, его единство не вне его, он нашёл его в себе, он в себе и у себя. Субстанция материи находится вне её, дух есть у себя бытие. Именно это есть собода, потому что, если я являюсь зависимым, то отношу себя к чему-то другому, чем я не являюсь; я не могу быть без чего-то внешнего..."
Из вышесказанного нет понимания материи как независимой, имеющей центр в себе.
Возникает вопрос, что может способствовать появлению у материи своего центра - не искомая ли душа, которая способна свершить переворот материи на материальную почву её рассмотрения?!
Может Ленин, переворачивая Гегеля, и смог явить тот центр в материи, но лишь с монистической т.з. на материю, вне всякого абстрагирующего её понимания, отчего идея материи как обьективной реальности не раскрыласть полностью. А раз не раскрылась, то она может оказаться слабенькой, не твёрдо защищённой от нападок идеализма, который и легко свёл материю лишь на идеалистическую почву, где есть своё разумное-действительное, но нет уже того разумного-возможного, о котором говорил Аристотель.
Отсюда и недоумение у многих по поводу современного событийного хода философии, констатирующего различие, нелинейность, гуманизм свыше(транс) и.т.п., требующие своего понимания соответствующего истине. Иначе предотвратить мутаций как духа, так и материи окажется трудно, или вовсе невозможно. ПРЕКРАСНОЕ сменится УЖАСНЫМ, вползающим в будущее истории в виде произвола "гендерных технологий", которые становятся заметны уже сейчас проявлением сообщества ЛГБТ, требующего своих прав.
Комментарии
Итак, Ленин,видимо, не зря вцепился в "душу" у Аристотеля, каким-то нутром чуя, что обратимость духа(круг у Гегеля) это не та обратимость, какая есть у души(некое иное круга, удвоенное).
Аристотель берёт пример с воском...
..." Относительно любого чувства необходимо вообще признать, что оно есть то, что способно воспринимать формы ощущаемого без его материи, подобно тому как воск принимает отпечаток перстня без железа или золота. Воск принимает золотой или медный отпечаток, но не поскольку это золото или медь. Подобным образом и ощущение, доставляемое каждым органом чувства, испытывает что-то от предмета...".
Ленин на это помечает... "душа = воск". ..." сравнение души с воском заставляет Гегеля вертеться как чёрт перед заутренней и кричать о "недоразумении часто порождаемом" этим".
Гегель: " Никоим образом душа не должна быть пассивным воском и извне принимать определения... душа превращает форму внешнего тела в свою собственную"...
На это Ленин приводит слова Аристотеля, что " деятельность ощущаемого и ощущения одна и та же и едина, но бытие их не одно и то же"(например, звук в действии и слух в действии).
Т.о. Ленин усиленно цепляется за внешнее(имеющее некую обратимость душой), а Гегель пытается перетащить, согласно обратимости духа, во внутреннее.
Т.о. мы имеем различного рода обратимости. А это значит, что если взять не ту обратимость(не тот круг), то можно обратиться(попасть) не туда - не в материю, а в дух. Иными словами, настроиться воспринимать опираясь на одну длину волны может "не прокатить", если материя настроена на другую длину волны.
Итак, если применить не ту обратимость(круг) какая необходима, то можно попасть не туда, куда нужно, т.е. это может ещё не означать, что ты вышел в "ОР". Например, если вы выходите через какую-то дверь, то это ещё не означает, что вы вышли из дома на улицу(во вне). В этом странность понимания круга и точки в круге.
Если Гегель говорит(как мантру), что " всё действительное разумно, а всё разумное действительно", то это может навести на ограниченное понимание разумного - т.е. лишь действительным. Возможное же, получается, лишено разумного.
А если Аристотель толкует, что "возможность есть материя", то из гегелевской мантры может получиться, что материя лишена разумности. Так ли это на самом деле или Гегель огарничил материю сферой духа?
По Гегелю, лишь субстанция духа имеет центр, а субстанция материи нет, она имеет только тяжесть. Следовательно, уничтожение материи как тяжести это перевод её в противоположное, в лёгкость, чем является, по Гегелю, идеальное.
Т.е. лёгкое только идельное, а материального лёгкого, получается, нет(пробел у Гегеля).
Не за этот ли пробел Ленин так упорно критиковал Гегеля, типа, ..." идеалист(Гегель) замазывает щель, ведущую к материализму..."
Хотя сам Ленин взял у Аристотеля поверхностное связанное с ощущением(натурфилософию). Понять же более глубинное, связанное с философией материи как возможности, для Ленина было затруднительно, следствием чего материализм у Ленина только в виде монизма, исключающего дуализм как возможность, которая требует соответствующей диалектики.
Т.о. дуализм оказался пробелом понимания, тем пустым местом, которое впоследствии и занял немецкий национал-социализм, выродившийся в нацизм/фашизм, с которым и пришлось так жертвенно бороться, т.е. войной исправлять ошибку ограниченного понимания социализма, который впоследствии выродился в жёсткую тоталитарно-бюрократичекую систему, подавляющую инакомыслие.
Геннадию Макееву: "По Гегелю, лишь субстанция духа имеет центр, а субстанция материи нет, она имеет только тяжесть"???. А как быть с таким определением Гегеля: "Высшая диалектика понятия состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и противоположное, но и породить из него положительный результат; лишь благодаря этому она есть развитие и имманентное движение вперед. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, органически выгоняющая свои ветви и плоды. Мышление в качестве чего-то субъективного лишь наблюдает это развитие идеи как собственную деятельность её разума, не привнося со своей стороны никакого прибавка. Рассматривать разумно какой-нибудь предмет (как материальный, так и идеальный - моё уточнение) не означает привнесение разума извне в этот предмет и обрабатывание его таким способом, а означает, что предмет сам по себе разумен; здесь дух в своей свободе, высочайшая вершина самосознательного разума, сообщает себе действительность и порождает себя как существенный мир; дело науки состоит лишь в том, чтобы осознать эту самостоятельную работу разума предмета" (см. Примечание к параграфу 31 в "Философии права"). Ну и чего с этим будем делать?.
На всякое высшее найдётся всевысшее.
Разьясняет ли Гегель сию "высшую диалектику понятия" относительно идеализма или материализма, не понятно. Ведь у идеализма есть свойский как субьективный, так и обьективный идеалистический взгляд, которому свойственна соответствующая диалектика материи и духа, между которыми лежит "душа содержания".
Понимаете, "душа" может быть как в пределах идеализма как его действительное, в одном случае, и душа выходящая за пределы идеализма, как некое возможное, в другом, относящемся к материализму, случае, требующем существенного переворота, а следовательно и смещения центра. Сей фокус доступен, например, диалектике Платона, поэтому он указывает на фокусников в символе "Пещеры", благодаря которым и возможен выход из пещеры.
Ленин подчёркивает "клеветы на материализм" в высказанном Гегелем:
"Между тем ясно уже само собой, что если истинным считать ощущаемое бытие, то тем самым вообще уничтожается необходимость понятия..."
Ленин: "Клеветы на материализм!! "необходимость понятия" ни капли не "уничтожается" учением об источнике познания и понятия. Несогласие с "здравым смыслом" есть гнилая причуда идеалиста".
Это можно понимать в смысле, что понятие понятию рознь - у Гегеля одно, а у Ленина другое его смыло-значение, перевёрнутое на материализм.
Получается, что Ленин есть некий фокусник, в плане понимания ощущения и его понятия, в результате чего "необходимость понятия" и оказывается не уничтожаемым.
Геннадию Макееву: дык там же (в "Философии права") Гегель вона как определил как суть природы, так и её законы. Однако.
Вона это как?...
У вас, видимо, "философия права" это как для верующего библия. Всё время ссылаетесь на неё... видимо там, по вашему, кладезь ответов на все вопросы...
Геннадию Матвееву: ну не только "Философия права", но и "Наука логики" и др.. Просто "Философию права" Гегель творил уже после того, как осмыслил и учел всю ту критику, которую он получил от своих оппонентов по сути других его прежних работ.
Итак, хотелось бы выяснить, напрасно ли или "по делу" Ленин критиковал Гегеля в отношении понимания "материи" как чего-то внешнего духу или Гегель понимал "материю" и её субстанцию более чем Ленин?
Гегель везде уповает на Разум, но понимает его лишь с позиции "действительного". Изнанка же Разума, как некое "возможное" могла ускользнуть от понимания Гегеля, вследствие чего его высказывания окажутся неполными, хотя говорит вроде хорошо...
Гегель: " кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно; то и другое взаимно обуславливают друг друга".
..." лишь из рассмотрения самой всемирной истории должно выясниться, что её ход был разумен, что она являлась разумным, необходимым обнаружением мирового духа, - природа которого, правда, всегда была одна и та же, но который проявляет эту свою единую природу в мировом наличном бытии".
Итак, в истории лишь дух и его природа, т.е. получается лишь история по духу, а не и по материи, которая, как возможность, никак не укладывается в то "действительное", которое только и разумно.
Но вот вопрос, круг у "действительного" такой же как и у "возможного" или всё же имеется существенное отличие?... вследствие чего должна и различаться суть дела.
Гегель : " Только Разум, взятый в его определении, есть суть дела".
Какого дела - духовного или материального?
Гегель: " интересующий нас предмет - всемирная история, - совершается в духовной сфере. Мир обнимает собою физическую и психическую природу; физическая природа также играет некоторую роль во всемирной истории... Но субстанциальным является дух и ход его развития".
Итак, по Гегелю выходит, что субстанциальность материи выпадает из рассмотрения в истории, или... Гегель просто до её понимания не дошёл, что её философия на понимание истории начинает разворачиваться уже после Гегеля. Если так, то все попытки представить Гегеля великим материалистом будт говорить лишь о незнании сути дела в её ином определяющем смысло-значении. Выходит, идеалисты подминают под себя понимание материи, - что-то вроде того, как это делал Бернштейн и иже с ним, не различая сути дела - материя материи есть рознь. А с позиции философии тождества эта рознь трудно улавливается или вообще не улавливается.
/Материя материи рознь есть/
В некотором смысле сию рознь можно узреть в противостоянии точек зрения Плеханова и Бернштейна. http://philosophystorm.ru/logika-ot-lukavogo
Плеханов, критикуя Бернштейна, высказался так: "Что чистый материализм в конце концов сводится к идеализму, это может утверждать только тот, кто не понимает ни материализма, ни идеализма".
Т.е., типа, ...кто их смешивает, утеряв их существенные границы. В отсутствии которых(границ) и кажется, что можно легко перевернуть материализм на идеализм, по сути отождествив их или вообще отбросив, приняв взамен их, например, "темпоральное"(А.Болдачёв) или "системное"(Е.Волков), не вняв различию природ, которое иным "по барабану"(т.е. вовсе ни к чему).
Геннадию Макееву: а попробуйте вникнуть в суть того, как и чего Гегель предложил для научного исследования (взаимосвязано формы и содержания предмета) на основе Высшей диалектики понятия - см. Параграф 31 с Примечанием и Параграф 32 в "Философии права". Желаю успеха.
Вик-Луг, я понимаю, что "в греции всё есть", но всё же лучше было бы если бы вы высказали суть того, что Гегель предложил, и к этому дали бы свои комментарии(как вы поняли Гегеля).